П. Л. Лавров
(1823—1900 гг.), энциклопедически образованный ученый, литератор, профессор Артиллерийской академии в Петербурге, в 50— 60-х годах принимал участие в общественной деятельности, будучи близок к левым демократическим кругам столицы. После покушения Каракозова он был арестован и выслан в Вологодскую губернию, откуда бежал в 1870 г. за границу. В ссылке Лавров писал свои «Исторические письма» — одно из главных произведений, закладывавших основы субъективного метода в социологии. Но не только этим повлияли «Исторические письма» на поколение народнической молодежи. В них был поставлен вопрос о «цене прогресса», о том, что «цивилизованное меньшинство» приобрело свое развитие ценой крови, страданий и труда миллионов, и обосновывалась мысль о долге интеллигенции перед народом. Критически мыслящие личности призывались устранить зло, «отыскивая и распространяя более истин, уясняя себе справедливейший строй общества и стремясь воплотить его».
«Демократ размышлял о расширении прав и свободы народа, облекая эту мысль в слова о ,,долге'' высших классов перед народом»,— писал впоследствии В. И. Ленин о народнической идее «долга». Видя в критически мыслящих личностях «единственные орудия человеческого прогресса», Лавров в то же время указывал, что они должны искать объединения между собой, должны стремиться стать «коллективною силою».
«Исторические письма» создали их автору необычайно широкую популярность среди демократической молодежи и сделали возможным в дальнейшем его выступление в качестве лидера одного из основных народнических течений. Однако активное участие Лаврова в движении семидесятников началось под немалым воздействием таких факторов, как деятельность I Интернационала (он сам вступил в 1870 г. в одну из его секций), Парижская Коммуна (он был непосредственно связан с коммунарами), а также личное знакомство с Марксом и Энгельсом, начавшееся в 1871 г. В автобиографическом документе, относящемся к 80-м годам, Лавров свидетельствует, что он не посвящал особых работ экономическим вопросам, «признавая себя учеником Маркса с тех пор, как ознакомился с его теориею». Но то или иное влияние идей Маркса отнюдь не сделало Лаврова марксистом. Возникшее под его руководством в 1873 г. «непериодическое обозрение» под названием «Вперед!» и издававшееся в 1875—1876 гг. двухнедельное обозрение «Вперед!» (ближайшими соратниками Лаврова в этих изданиях были В. Н. Смирнов и С. А. Подолииский) являлись органами народнической мысли.
Печатая многочисленные материалы о положении в России, о русском и международном революционном движении, издания «Вперед!» обслуживали в значительной мере народническое движение в целом. В то же время они прежде всего выражали точку зрения одной из народнических фракций — «лавризма», имевшей опорные пункты, кроме центров эмиграции, в Петербурге (кружок Л. С. Гинзбурга) и некоторых других городах. Лавров и ранние лавристы имели ряд существенных общих взглядов с бакунистами. Таковы лозунг «социальной революции», которая в России должна выйти «не из городов, а из сел», взгляд на крестьянство с общинным землевладением как на почву, «на которой может развиться будущность большинства русского населения в том смысле, который указан общими задачами нашего времени» (имелся в виду социализм). Подобно бакунистам, лавристы ориентировались на массовую революцию.
Но лавристы резко расходились с бакунистами в вопросах тактики революционной борьбы. Лавров недаром называл своих последователей «подготовителями-пропагандистами». Он отвергал положение о готовности народа к революции, утверждал, что и демократическая интеллигенция не подготовлена к ней.
Он считал поэтому необходимым «подготовление социальной революции в России путем развития научной социологической мысли в интеллигенции и путем пропаганды социалистических идей в народе» 1
. Не только среди последовательных бакунистов, но и в широких кругах революционной молодежи особенные нарекания вызывали призывы Лаврова к большой научной подготовке интеллигентов до их выступления на арену революционной работы. Сугубо пропагандистский уклон лавристских кругов воспринимался их противниками как отвлечение от революционной борьбы. Лавров, идя навстречу усилившимся настроениям активной борьбы в России, с течением времени стал добиваться от своей фракции «усиления ее боевого характера», но не встретил поддержки и к концу 1876 г. отошел от руководства изданием «Вперед!»
В вопросе о политической борьбе лавристы, как народническая фракция, были не так далеки от анархистских взглядов и настроений. Лавров в 1874 г. писал, что русская революция должна «разом опрокинуть экономические основы настоящего общественного строя». Он высказывал мнение, что государство бессильно «внести живой элемент в общественную жизнь», что оно всегда — сила «притеснительная», элемент, который «подавляет, развращает общество». В программе «Вперед!» вопрос об участии рабочих «в современном политическом движении Европы и Америки», разделявший борющиеся направления в Интернационале, объявлялся спорным. В дальнейшем личная позиция Лаврова довольно долго оставалась сложной и двойственной. Все же в работе «Государственный элемент в будущем обществе», изданной в 1876 г., он отстаивал положение, что этот элемент является «необходимым в настоящем, необходимым в будущем, и лишь в том строе, который составляет цель рабочего социализма, этот элемент может быть устранен», хотя «при всех обстоятельствах он должен быть доведен до возможного минимума». С начала 80-х годов Лавров выступал в качестве «союзника» «Народной воли», признавшей идею политической борьбы и принцип «государственности».
Другие работы по теме:
Экономические взгляды народников
Введение Отмена крепостного права в 1861 году породила не только социальные изменения в структуре российского общества, но и множество теоретических экономических доктрин.
Виды течения в русской социологии
Консервативная Религиозно-консервативное панславистское течение в русской социологии представлено Н. Я. Данилевским (1822—1885 гг.), выдвинувшим в работе «Россия и Европа» теорию обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам.
Развитие российской социологии
Особенности развития социологии в России, как науки в ХIХ-ХХI веках. Описание учений и работ основоположников российской социологии - Лаврова, Михайловского, Южакова, Стронина. Народническое, либеральное, марксистское, анархическое направление социологии.
Политика шпора
Политика Причины возн-я происхождение термина: греческое – гос. дела, искусство управл-я Термин распр-ся благодаря труду Аристотеля. 1. Поляризация общества возн-е соц. конфр., к-ю необходимо было разрешить
Распространение марксизма в России
Предпосылки распространения марксизма в России. Первые переводы: марксизм и народники. Образование группы "Освобождение труда". Группа "Освобождение труда" приблизила теорию марксизма к практике русского рабочего движения.
Тема России в поэзии Андрея Белого
Мне кажется, никто лучше М. Цветаевой не сказал о сущности этого художника слова. В очерке об А. Белом “Плененный дух” вырисовывается образ мятущейся души, горячо любящей людей, жизнь, свою родину.
Чехов. Степь
А.П. Чехов родился в 1860 году. Эпоха 80-х годов 19 века – эпоха общественной подавленности и разочарования – наложила неизгладимую печать на всё творчество Чехова. Всякая инициатива, всякая живая мысль были подавлены и не находили решительно никакого выхода. Уже никого не воодушевляли народнические идеалы. «Народничество было, прежде всего, настроением, жалостью к мужику».
Народничество 2
Введение. а рубеже 50-60-х гг.19 в. самодержавие оказалось в сложной политической ситуации, обусловленной поражением в Крымской войне. Война обнажила военную и хозяйственную отсталость России. Ситуация требовала от власти коренной перестройки внутренней жизни на основе личных свобод граждан и рыночных отношений.
Народничество
Введение 1 Зарождение 2 Течения 2.1 Консервативное направление 2.2 Либерально-революционное направление 2.3 Социально-революционное направление
Биллингтон, Джеймс
Введение 1 Биография 2 Труды Список литературы Введение Джеймс Хедли Биллингтон (англ. James Hadley Billington, род. 1 июня 1929) — американский историк, 13-й директор библиотеки Конгресса США.
Народническое движение в России в XIX веке
Народническое движение в России в XIX веке Тема исследования группы Народническое движение в России в XIX веке Цель Определить роль народничества в российском общественном движении второй половины XIX века
Меланезийский социализм
Меланезийский социализм (англ. Melanesian socialism) — «региональная» разновидность социалистического учения, впервые предложенная англиканским священником отцом Уолтером Лини, ставшим после предоставления в 1980 независимости англо-французскому кондоминиуму Новые Гебриды первым премьер-министром Республики Вануату.
Общественно-политическое развитие России в 60-80 гг. XIX в.
Кризис самодержавно-крепостнического строя в России с поражением в Крымской войне, "оттепель" в общественно-политической жизни государства с воцарением императора Александра II. Значение отмены крепостного права и основных реформ России того времени.
Русский коммунизм
Прежде чем говорить о таком явлении как , мне кажется, что нужно сразу отметить, что русский коммунизм – явление чисто национальное. Возможно свои истоки оно берёт далеко на Западе, но в России он сформировался особенным образом. Возможно, этот факт дал основание Бердяеву писать по этому поводу, что «с одной стороны он (коммунизм) есть явление интернациональное, а с другой – русское и национальное».
Исторические корни популизма
Термин "популизм" (от лат. populus - народ) впервые появился в конце ХIХ века в США, после чего он прочно вошел в политический лексикон в течение последующего столетия. Но родословная популизма началась гораздо раньше.
Революционное народничество в 70-80-х годах XIX века
Отличительные признаки народничества. Проблема характера общественно-экономической эволюции России. Субъективный метод социологии (взгляд народников на историю, вопрос о роли масс и интеллигенции). Направления в революционном народничестве в 70-е годы.
Народничество 1870-х гг и его направления
Народничество как идеология российского освободительного движения. Идеология народничества. Народнические организации и их деятельность. Характеристика революционного направления, либерального (реформаторского) и легального направления народничества.
Андреевич
Андреевич [1866–1905] — псевдоним Евгения Андреевича Соловьева — критика и историка литературы (другие псевдонимы: Скриба, В. Смирнов, Мирский). Написал ряд очерков о Карамзине, Сенковском, Достоевском, Аксакове, Гончарове, Тургеневе, Писареве.
Семен Венгеров
Венгеров Семен Афанасьевич (1855—1921) — критик, историк литературы, выдающийся библиограф и редактор (мать В. — немецкая писательница, П. Венгерова). Печататься начал с 17 лет. Деятельно сотрудничал в «Неделе», «Русском мире».
Уланд Людвиг
Уланд Людвиг (L. Uhland, 1787—1862) — немецкий поэт, крупнейший представитель так наз. «швабской школы» (Schwabische Dichterschule) — группы поздних немецких романтиков.
Успенский Николай
Успенский Николай Васильевич (1837—1888) — русский писатель. Р. в семье священника в селе Ступине, Ефремовского уезда, бывш. Тульской губ. Двоюродный брат Глеба Успенского. Учился в духовной семинарии, а затем в медико-хирургической академии.
И. С. Шмелев
Очерк жизни и творчества писателя. Настоящий громкий успех принесла Шмелеву повесть "Человек из ресторана", написанная в 1910 году.