В настоящее время в Государственной Думе РФ находится проект Федерального закона РФ «О саморегулируемых организациях». Внесение его в высший законодательный орган является итогом нескольких лет дискуссий и попыток разработать соответствующий документ.
В нем в первую очередь содержится перечень харктеристических черт саморегулируемой организации, основные положения саморегулирования. Согласно законопроекту, саморегулируемая организация является негосударственной некоммерческой организацией при условии ее соответствия всем установленным законопроектом признакам и требованиям в совокупности. [1] Таким образо, авторы проекта закона отказались от идеи выделить саморегулируемую организацию (далее СРО) в отдельный вид юридического лица.
В указанном законопроекте также определяется ряд прав и обязанностей СРО. Можно отметить, что статус саморегулируемых организаций, предполагаемый в нем, не сильно отличается от фактического положения уже существующих торгово-промышленных палат и саморегулируемых организаций фондового рынка, то есть, по существу, законопроект не привносит ничего существенно нового. В тоже время, проект Федерального закона РФ «О саморегулируемых организациях» после его принятия образует правовую базу для создания СРО во многих сферах предпринимательской и профессиональной деятельности, что, в свою очередь, должно улушить климат в конкретной области рынка.
В соответствии с законопроектом, участие субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным. В качестве отрицательной стороны такого решения можно отметить прежде всего то, что СРО не будет иметь возможности контролировать качество деятельности субъектов, в нее не входящих. Второй момент состоит в том, что она может попытаться нарушить интересы как потребителей, так и государства посредством сговора или же мешать конкурентам, только входящим на рынок.
Наконец, прорисованы взаимоотношения СРО и регулирующих органов, причем помимо прочего введены специальные положения, защищающие СРО от их произвола.
Внесение данного законопроекта в Государственную Думу является неслучайным. Элементы саморегулирования, выполняющие функцию прослойки между участниками рынка и контролирующими органами, существуют уже в нескольких сферах рынка (рынок ценных бумаг, банкротство, аудит), однако здесь имеются серьезные проблемы, решение которых усматривается либо в изменении конкретного специального закона либо в принятии общего закона об СРО.
На рынке ценных бумаг в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» существует несколько СРО, однако их деятельность не столь эффективна как хотелось бы под давлением регулирующего органа – Федеральной комиссии по ценным бумагам. Кроме того, положения о саморегулируемых организациях имеются в Федеральных законах «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «Об инвестиционных фондах», «Об аудиторской деятельности».
На основе анализа этих нормативно-правовых актов следует отметить отсутствие единого подхода к понятию саморегулируемой организации, ее статусу и взаимоотношениям с контролирующими органами. В результате Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено создание "саморегулируемых организаций". Федеральный закон "О рекламе" употребляет другой термин - "органы саморегулирования". Кроме того, возможно создание как ассоциаций, союзов, так и некоммерческих партнерств, действующих в качестве саморегулируемых организаций и контролирующих своих членов.
Следует отметить, что Закон об СРО в принципе не сможет охватить все особенности областей предпринимательства и потому может и должен носить лишь общий (рамочный) характер, при этом его положения применительно к конкретным отраслям функционирования СРО будут конкретизированы и дополнены нормами специальных законов, регламентирующих конкретный вид деятельности.
По своей сути саморегулирование представляет собой перераспределение в пользу сообщества предпринимателей, объединенных по профессиональному или отраслевому признаку, функций органов государственной власти. Иными словами, это вытеснение с рынка элементов бюрократизма и коррупции, что позволит при достаточно большом охвате СРО субъектов рынка значительно оздоровить деловую атмосферу и придать мощный импульс деловой активности. При возникновении любых конфликтов и споров между федеральным (региональным) органом исполнительной власти и участником саморегулируемой организации (СРО) противостоять государству будет не отдельный субъект взаимодействия, а целая организация. Таким образом, индивидуальное правовое противоборство предпринимателей государству заменяется их легитимным коллективным противостоянием. Однако все же необходимо помнить и то, что во избежании частного произвола функции государства не должны полностью перейти в руки частных организаций.
Ввиду этого вызывает споры вопрос о том, насколько далеко следует заходить в саморегулировании, а именно смогут ли СРО реально на должном уровне контролировать субъектов рынка, как это делает сейчас государство, не злоупотребляя в тоже время своей властью. По этому поводу существуют два различных мнения.
Во-первых, это выдвинутая в одной из концепций законодательного регулирования СРО схема подразделения саморегулирования на три уровня, каждый из которых будет предоставлять СРО соответствующий объем полномочий и степень замены государственной опеки на саморегулирование. [2]
Существует и иное мнение, поддерживаемое НФА [3], согласно которому соотношение свободы в деятельности СРО и регулирования их со стороны государственного регулятора в настоящее время близко к оптимальному. Соответственно отрицается способность саморегулируемой организации заменить собой и эффективно выполнять часть функций органов государственного регулирования ввиду отсутствия как возможностей, так и самой необходимости. Главным представляется избежать вакуума правового регулирования, то есть использования СРО лишь в качестве инструмента давления на конкурентов и в иных неблаговидных целях. Таким образом, НФА сводит роль СРО к сотрудничеству с органами государственного контроля, исключая элемент борьбы за права и интересы в качестве одного из ведущих.
Можно сказать, что деятельность СРО действительно должна быть сопряжена с государственным контролем, хотя и в разумных пределах. Как это часто бывает, надо искать золотую середину.
Нестеренко Роман Валентинович, Государственный университет природы, общества и человека «Дубна», г. Дубна Московской обл.
Список литературы
[1] См. Проект Федерального закона «О саморегулируемых организациях». .
[2] См. Сайт www.sro Концепция саморегулирования (ФРИ, октябрь 2001).
[3] См. К. Волков. «Равноправие СРО и госрегулятора отдает «маниловщиной». РЦБ. №22, 2002 г.
Другие работы по теме:
Деятельность ФСФР
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). Основные функции, полномочия, порядок и организация деятельности. Обеспечение стабильности работы российского финансового рынка, повышение его эффективности и привлекательности для инвестиций.
Саморегулирование в автотранспортной деятельности
Одна из современных мировых тенденций постиндустриального общества – это интенсивное формирование единого транспортного комплекса на основе использования преимуществ территориально-географического расположения и ресурсного потенциала государства, а также комплексное его обслуживание.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, так же как и Москва, является городом федерального значения. Законодательное Собрание является законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Представительство в гражданском праве
Несмотря на развитую теорию имущественных отношений, в римском праве фактически не было разработана теория представительства. Как подчеркивают исследователи, это объясняется патриархальной природой римской экономики, широким применением труда рабов1
миэп
Развитие рыночной экономики в России привело к многообразию форм собственности и возрождению собственника, к увеличению количества объектов собственности в хозяйственном обороте
Государственное регулирование кризисных ситуаций
Факторы непосредственного влияния субъекта управления на объект управления. Антикризисное управление и регулирование, воздействие государства на товаропроизводителей. Компетенция органов власти в сфере финансового оздоровления и банкротства предприятий.
Губной целовальник
— должность в Московском государстве. Название губной по мнению Татищева происходит от слова губить, губление. По сведениям Н. М. Карамзина, слово губа в древнем Немецком праве означало усадьбу, а в российском — волость или ведомство[1].
Губной староста
— должность в Московском государстве. Введены вместо вирников, собиравших виру. Название губной по мнению Татищева происходит от слова губить, губление. По сведениям Н. М. Карамзина, слово губа в древнем Немецком праве означало усадьбу, а в российском — волость или ведомство[1].
Губная грамота
— акт, которым правительство царя Ивана Грозного предоставляло местному обществу право самому преследовать и судить татей и разбойников и полагало казнь на его души.
Губной дьяк
— должность в Московском государстве. Название губной по мнению Татищева происходит от слова губить, губление. По сведениям Н. М. Карамзина, слово губа в древнем Немецком праве означало усадьбу, а в российском — волость или ведомство[1].
Контрреволюция
Введение 1 Контрреволюция в советском праве 2 Экономическая контрреволюция в советском праве 3 Борьба с контрреволюцией в Советской России 5 Примечание
Жансонне, Арманд
Арманд Жансонне (Armand Gensonnй, 10 августа 1758, Бордо — 31 октября 1793, Париж) — французский политический деятель. До 1789 занимался адвокатурой. Избранный департаментом Жиронды в Законодательное собрание, Жансонне примкнул к жирондистам. 31 декабря 1791, в качестве члена дипломатической комиссии, он настоял на обвинении братьев короля и многих знатных эмигрантов в измене, а 9 февраля 1792 — на декрете о конфискации имений эмигрантов.
Четверик единица измерения
Четве́рик — русская единица измерения в 15-20 вв. объёма сыпучих тел (сухой вместимости). В Новгороде Великом известна с XV века, в Российском государстве - с начала XVII века.
Имперская экзекуция
Имперская экзекуция (нем. Reichsexekution) — мера принуждения в немецком праве, применявшаяся к членам федерации в обеспечение исполнения их обязанностей по отношению к другим её членам.
Камбон, Пьер Жозеф
Пьер Жозеф Камбон (фр. Pierre Joseph Cambon; 10 июня 1754, Монпелье — 15 февраля 1820, Брюссель) — французский политический деятель. Когда началась Великая Французская революция, Камбон заведовал торговой фирмой. Избранный в Законодательное собрание, а потом и в Конвент (где занимал пост председателя в период с 19 сентября по 02 октября 1793 года), он скоро стал заметен из-за хорошего знания финансов и приобрёл столь большое значение, что Конвент поручил ему управление всеми финансами.
Законодательная и исполнительная власть 2
Законода?тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны.
Конституция I года
Конституция I года (фр. Constitution de l'an I) — французская конституция, принятая Национальным конвентом 24 июня 1793 года. По сравнению с конституцией 1791 года, якобинская конституция только с большей силой настаивает на верховенстве нации и на праве сопротивления, даже возмущения, в случае нарушения правительством прав народа, и, подобно жирондистскому проекту, содержит в себе постановления об общественной помощи и общественном образовании.
Основы аудиторской деятельности
Сущность, понятие и цели аудиторской деятельности. Перечень объектов, подлежащих обязательной ежегодной аудиторской проверке. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, ее организационно-правовая структура.
Саморегулируемые организации
аморегулируемой организацией называется некоммерческая организация, основанная на членстве, которая создана с целью саморегулирования и объединения субъектов предпринимательской деятельности определенного вида, или на основе единства рынка произведенных услуг (товаров, работ) или отрасли производства услуг (товаров, работ).
Основы аудиторской деятельности
Нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности в России. Получение разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта в ходе аудиторской проверки в соответствии с федеральным стандартом. Письменные заявления и разъяснения.
Создание инфраструктуры применения МСФО
Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.
Назначение саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг
Понятие саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг, их значение и ценность. Права саморегурируемых организаций в регулировании рынка ценных бумаг. Правовая база деятельности саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг и ее характеристика.