Наша литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она была написана на основе вышедшего в1877г. фундаментального исследования Л. Моргана «Древнее общество», в котором прослеживается жизнь североамериканских индейских племен. К концу XX в. благодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытном обществе существенно обогатились, был преодолен односторонний евроцентристский взгляд на древнюю историю, в орбиту научного осмысления была включена история всех регионов Земного шара.
Сегодня научная периодизация догосударственного общества обосновывается по-новому. Для теории государства и права определенную методологическую ценность имеет выделение двух главных периодов в развитии первобытного общества, а следовательно, и двух способов его существования и воспроизводства: присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство); производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство). Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму — патриархальный (патриархат).
Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т. е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Восторженную характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов — все идет своим установленным порядком». Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.
Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т. е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.
Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д.
Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания воиедя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким— смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи.
Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами.
Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.
Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.
В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы —обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).
Другие работы по теме:
Демократизм государства
Слово "демократия" греческого происхождения и образовано от слов "demos" - народ и "kratos" - власть и буквально означает "власть народа", "народовластие". Это связано с тем, что исторически первой формой государственной демократии была рабовладельческая демократия Древней Греции (V-IV вв. до н. э.), где демос - крестьяне, городские ремесленники, мелкие торговцы (рабы в демос не входили) как полноправные граждане греческого города-государства - полиса через Народное собрание (верховную и законодательную власть полиса) участвовали в выработке законов, в избрании высших должностных лиц.
Философия марксизма 5
Философия марксизма. Возникла в 40-х годах XIX в. Нацелена на обоснование необходимости освобождения рабочего класса от всяческих форм эксплуатации. Появление марксизма носит объективный характер, исторически и социально обусловлено.
Эволюционная социология Герберта Спенсера
Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Плодовитый и разнообразный ученый он глубоко был знаком с современными ему научными достижениями в математике и естествознании, работал техником и инженером на железной дороге.
Информационное общество в глазах У.Мартина
Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах - в Японии, США и Западной Европе, - в которых в 60-х - 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.
Французская социологическая школа
Дюркгейм как основоположник французской социологической школы, объединенной вокруг журнала "L'Annee Sociologique". Биографии, основные сочинения и публикации основных представителей. Обычаи, моральные и юридические нормы, взгляды малокультурных народов.
Человек и общество
Экзаменационные билеты по предмету «Человек и общество» Билет №1 1. Понятие общества. Сферы общественной жизни 2. Рыночные отношения в современной экономике.
Возникновение воспитательного процесса
К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания. Концепции генезиса первобытного воспитания. Зарождение воспитания как особого вида деятельности. Возникновение семьи. Воспитание детей в семье. Появление организованных форм воспитания.
Психология народов Вундта
Методы психологии народов по В. Вундту - это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов.
Общества с ограниченной ответственностью (Доклад)
Общество с ограниченной ответственностью Основные положения Общество с ограниченной ответственностью является разновидностью объединения капиталов, не требующих личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой коммерцеской организации являются деление ее уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества.
Понятие общества. Исторические типы общества и его структура
Общество - сверхсложная саморазвивающаяся система , включенная в суперсистему Космоса и Земли, обладающая собственной спецификой в своем генезисе и функционировании. Философский и общесоциологический подходы к изучению общества. 1) Общество как
Чацкий и фамусовское общество. 3
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Кто такой Чацкий и что это за фамусовское общество? Автор сравнивает и противопоставляет две категории людей, которые даже в наше время встречаются и конфликтуют между собой.
Чацкий и фамусовское общество. 5
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Комедия Грибоедова “Горе от ума” — бесценный шедевр в русской литературе. В этом произведении описывается дворянское общество XIX века. Главным героем этой комедии является Александр Андреевич Чацкий — умный, свободомыслящий молодой человек.
Чацкий и фамусовское общество. 4
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. В мире встречается много разных людей: одни, как Чацкий, образованные и интересные, другие, как фамусовское общество, подлые, завистливые, думающие только о богатстве и знатности. Таких людей сопоставил в своей комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедов.
Чацкий и фамусовское общество. 8
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. В комедии “Горе от ума” все действующие лица делятся на положительных — Чацкого — и отрицательных — Фамусов и фамусовское общество. Грибоедов называл Чацкого передовым человеком, то есть человеком, образ которого будет жить вечно, а фамусовское общество — лицом всех дворян того века (“века минувшего”).
Заменит ли компьютер книгу
Автор: Сочинения на свободную тему Современный мир и нынешнее общество сделали серьёзный шаг вперёд. Невольно оставляя традиции и ценности позади себя. Так ли это? Спорить можно до изнеможения. Чтобы хоть немного разобраться в этом, рассмотрим весьма актуальный вопрос, а именно : «Заменит ли компьютер книгу?»
Сатира в повести «Собачье сердце»
Михаил Афанасьевич Булгаков — художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое складывалось на его глазах.
Столыпинская аграрная реформа 7
Сельское общество и столыпинская аграрная реформа Премьер-министр П. А. Столыпин считал преобразование сельского общества важной составной частью проводимой его правительством широкой аграрной реформы. По первоначальному плану реформы, составленному в 1906 году, предполагалось разделить сельское общество на два общества.
Верховская, Лидия Никандровна
Введение 1 Творчество 2 Выставки 3 Галерея 4 Библиография Введение Лидия Никандровна Верховская — (11 октября 1882, Смоленск — 1919, Петроград), российская художница.
Зелёная лампа
«Зелёная книга» — дружеское общество петербургской дворянской, преимущественно военной, молодёжи в 1819—1820 годов, в числе членов которого были декабристы С. П. Трубецкой, Ф. Н. Глинка, Я. Н. Толстой, А. А. Токарев, а также А. С. Пушкин и А. А. Дельвиг. В собраниях участвовали Н. И. Гнедич, А. Д. Улыбышев, Д.
Общество архитекторов-художников
Введение 1 Деятельность Общества 2 Конкурсы, объявленные Обществом 3 Издания Общества 4 Члены Общества 5 Источники архивные 6 Источники Введение Общество архитекторов-художников - Императорское Общество архитекторов-художников - Петроградское Общество архитекторов-художников - Ленинградское Общество архитекторов-художников.
Петербургское общество архитекторов
Введение 1 Цель Общества 2 Деятельность 3 Председатели Общества Список литературы Введение Петербургское Общество архитекторов — Санкт-Петербургское творческое объединение архитекторов. Организовано 20.10.1870 (утвержден устав). Образовалось на основе кружка петербургских архитекторов и инженеров-строителей, организованного в 1862 по инициативе архитекторов Шретера В.
Общество по проведению реформ в Конго
Общество по проведению реформ в Конго (англ. Congo Reform Association) — общество, созданное для разоблачения злоупотреблений в Свободном государстве Конго.
Философия и общество журнал
Философия и общество (журнал) Философия и общество Научный журнал Философия и общество ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально-философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т.д. Здесь публикуются статьи как философской, так и исторической тематики, материалы по социологическим и экономическим проблемам, философии истории, герменевтике и структурализму, гносеологии и онтологии, глобальным проблемам современности.
Шпаргалки по Истории
Первобытное общество и его экономические особенности. Неолитическая революция. Рабовладельческое общество, его особенности.
Вольное общество любителей словесности, наук и художеств
Не следует путать с Вольным обществом любителей российской словесности. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств — литературно-общественная организация, существовавшая в Санкт-Петербурге в 1801—1826 годах[1] (с перерывами).
Друг народа
Друг наро́да (фр. "L'Ami du peuple" «Ами дю пёпль») — газета, издававшаяся в Париже во время Великой французской революции Жан Полем Маратом. «Друг народа» было также прозвищем Марата. Марат был её единоличным редактором. В газете он разоблачал преступления властей и агитировал за репрессии в рядах чиновников.
Государство и гражданское общество. Формы нх взаимодействия
Государство и гражданское общество. Формы нх взаимодействия. Однако, как уже упоминалось выше, гражданское общество неразрывно связано с понятием правовое государство. Правовое государство, по сути, политическое ядро гражданского общества и без правового государства невозможно само существование гражданского общества.