Шафаревич И. Р.
В процессе подготовки этого доклада и мое отношение к теме, и само содержание доклада сильно изменилось. Я, действительно, большую часть жизни связан так или иначе со средней школой, даже если исключить ту часть, когда сам был школьником. Большую часть времени я преподавал в университетах, был как бы потребитель того, что давала школа, то есть чувствовал, как она работала. И сначала я думал что-то рассказать о соотношении духовного и материального в образовании, о современных ориентациях естественных наук. Но потом, когда я начал оперировать фактами, которые мне известны, и смотреть то, что мне доступно, вспоминать, то у меня сложилось такое впечатление, что перед школой, школьным образованием стоят чисто конкретные и жизненно важные проблемы. Сейчас реально сложилась угроза полного разрушения системы передачи сложившейся культуры, причем разрушения уже необратимого на какой-то длительный период. Приведу пример, что я имею в виду.
Скажем, в борьбе идей большую роль играло представление о том, что человек – песчинка, что на громадной земле, которая гораздо больше, чем в начале себе представляли, он одно из мелких созданий. Потом, представление о том, что в космосе Земля сама является песчинкой. Это играло роль аргументации противников христианства еще во II веке нашей эры. Очень интеллигентный тогдашний противник христианства Уельс написал так называемое «Истинное Слово», в котором он говорит христианам, что их учение смешно, напоминает ему кваканье лягушек в маленьком болоте, которые считают, что они – лягушки – своими грехами привели к гибели мира, но Господь возлюбил их и послал, чтобы спасти их в этот мир Сына единственного и так далее.
Эта же конференция на другом уровне все время повторялась, начиная с Джордано Бруно в новое время, с принципа гелиоцентрической системы, множества галактик и так далее. Это – тема, которую вполне можно обсуждать, обсуждение которой является продуктивным и открывает человеку путь к свободному духовному развитию и снятию противоречивых сомнений, которые у него возникают. Но для этого должен быть общий язык. Для этого нужно говорить с людьми, которые знают о величине Земли, о строении галактик, о множестве других галактик и так далее. Ну, а если мы будем иметь дело с поколением людей, которые зациклены только на экране компьютера и умеют только оперировать программами,с ними обсуждать то нечего. Таким образом, есть риск того, что в такой проблеме, как культура, теряется возможность диалога, происходит разрыв, при котором невозможно не только противостояние и наличие различных точек зрения, но и вообще какое-то обсуждение. Это и является, как мне кажется, самой ужасной перспективой, которая вполне реальна. И задача первостепенной важности сейчас – это сохранение основных культурных представлений, выработанных за века, как в рамках нашей страны, так и в мировой. И возможна она, конечно, только на базе какого-то стержня, который единый, на котором все основывается, не может быть аморфный.
Таким стержнем для нас является русская культурная традиция, православная для всех – верующих и неверующих и даже для человека, атеистических взглядов, антирелигиозного. Все равно традиция эта создана его православными предками. И вот они-то в теперешней школе подвергаются систематическому давлению и разрушению. Это, как мне представляется, является очень конкретной и непосредственной, видимой опасностью, такой, что она является первостепенной и остальные проблемы отодвигает.
Например, центральная ценность в русской светской культуре это русская литература. В русской культуре литература как бы центрична. И вот она размывается и произвольно перекраивается в новых учебниках и новых программах. Стиль учебников, с одной стороны, вроде воспитание очень многогранной личности (всего понемногу), но так мало, что у школьника в голове, в конце концов, просто ничего не остается. Появляется множество писателей таких, из-за которых первостепенного писателя вообще не слышно (например, Юрий Ошла и другие). А в то же время количество часов на русский язык и литературу из года в год катастрофически сокращается. Из программы выпали «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мертвые души», Жуковский, Гончаров, Некрасов. Более того, в учебниках, с которыми вы можете познакомиться, есть некоторые отрывки русской отечественной литературы, которые в мое время были нам недоступны. Но трактуются они в высшей степени отстранено и зачастую даже враждебно. В учебнике литературы есть, например, «Слово Даниила Заточника» и приводится знаменитый классический отрывок из него… И тут же комментируется, что психология автора, по существу нахального нищего, вместо того, чтобы дать почувствовать глубину христианского призыва к милосердию.
Все время возникает план упразднения русского языка. Нужно упростить грамматику, писать, как слышится. Эти упражнения начались с семнадцатого года, с февральской революции. Правописание зависело даже от того, как писал Сталин.
Рассматривается план отмены сочинений.
Вторым центральным примером является история. Национальная история должна быть, и является всюду неким стержнем, на котором ребенок формирует в себе представление об историческом процессе и на котором потом формируется представление о всемирном историческом процессе. В одном учебнике написано, наоборот, с тенденцией национальный элемент из истории вытеснить и скомпрометировать. Например, что Курдский был человек мужественный и написал Грозному письмо, которое было больше похоже на обвинительный акт. Это что за признак мужества? В другом учебнике говорится о Ермаке, о жестком покорителе сибирских народов. Все время идет апелляция к свободному мышлению, то есть не следовать учебнику, а самому мыслить. В учебнике современной истории говорится, что Советский Союз, подписав договор с Германией, стал поджигателем войны, употребляется термин «восточный фронт» (хотя у нас его не было, был западный фронт). В этих книгах указывается, что они удостоены гранта Сороса. Они и написаны для тех, кто их заказывал.
Есть и хорошие учебники, с национальной точки зрения разумные, по-моему, взвешенные. Но эти учебники дорогие. А учебники фонда Сороса бесплатно рассылаются с библиотеки.
Можно подумать, что это касается только гуманитарного образования. Далеко нет. Планировалось исключение геометрии из преподавания. Геометрия занимает особое место в математике. Система ее построения сохранилась со времен Древней Греции, хотя было много упрощений. Министр образования Филиппов в ответ на письмо математического института заверил, что исключения не произойдет, и впредь будут советоваться. В одной гимназии, считающейся передовой, отменено преподавание физики, химии и биологии и заменено одним предметом «Естествознание», который преподает учитель по образованию философ. Зато имеется ряд новых предметов, которые введены или предполагается ввести. Всем известна программа полового воспитания и подробности, от которых волосы дыбом становятся. Там все время говорится о стыде, как отрицательном состоянии («ложный стыд»). Это не есть некое хулиганство, это разрушение русской традиции. Не было у нас все этой псевдокультуры любовной, которая существовала на западе. Это характерный культурный элемент русской традиции и цивилизации, причем не только христианской, но и любой религиозной традиции в нашей стране.
То, что происходит, есть элемент цивилизованного слома. Причем в нашей стране это начинается, когда на западе уже начинают хвататься за голову и бить тревогу.
В нашей стране традиционно имеется престиж образования.
Для нашей школы то, что сейчас происходит, есть драматический этап, в каком-то смысле, начиная, вероятно, с конца девятнадцатого века, когда начался упадок отечественного образования. Важно иметь в виду, что положение все же не безнадежное (ситуация с неведением курса полового просвещения). Нужно только помнить, что должна быть борьба не за реформы в образовании, а за сохранение и спасение традиционного образования.
Другие работы по теме:
Фильтрация методом скользящего среднего
Расчёт скользящего среднего методом математического усреднения цифровых величин согласно условию задач. Составление таблицы и построение графика полученных результатов расчета. Сравнительный анализ решений трех заданий, построение их общего графика.
Оценка социально-экономической эффективности программы
Оценка социально-экономической эффективности программы В результате реализации мероприятий программы в последующей среднесрочной перспективе до 2012 года будут достигнуты следующие социально-экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан:
Держа в руках часы и календарь, я в будущее втянут, как Россия А.Тарковский
«Держа в руках часы и календарь, я в будущее втянут, как Россия…» (А.Тарковский) Время бежит быстротечно. Мы взрослеем, у нас появляются новые интересы, новые мировоззрения, новые цели в жизни. Всё это неразделимо связано с нашим будущим. Но будущим не только, касающимся нас, но и нашей страны - России.
Дети-сироты. Секты в городе - миф или реальность?
Используя своих преподавателей, свои методики (не утвержденные и не проверенные министерством образования Украины), у иностранных религиозных организаций появился сильный инструмент психологического влияния на подрастающее поколение нашей страны,
Философия права
Философия права-наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем.
Проблемы развития маркетинга в России
Как известно, маркетинг является достаточно молодым направлением экономики в нашей стране, в связи с чем хочется отметить, что, на мой взгляд, существует такая проблема как неправильная интерпретация данной науки.
Малый и средний бизнес в Российской Федерации
Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. У малого и среднего бизнеса есть своя организация — «Опора России».
Острые и хронические отиты у детей
Острое воспаление среднего уха — частое заболевание у детей раннего и дошкольного возраста. Развитию острого отита способствуют заболевания верхних дыхательных путей — острые респираторные вирусные инфекции, грипп.
Развитие предпринимательства в России 4
Развитие предпринимательства является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой Правительство Российской Федерации. По мнению чиновников, частное предпринимательство должно вносить более весомый вклад в ВВП Российской Федерации.
Матушка Россия
Сочинение-размышление Мы живем в России. Много городов и деревень есть в нашей стране. В них есть дома и домики, в которых живут люди. Они живут семьями или одни, работают и отдыхают, ссорятся и любят друг друга. Все это - русский народ. И если мы хотим быть настоящими гражданами своей Родины, мы должны понимать и уважать друг друга, помогать в затруднительных ситуациях, радоваться в счастливые минуты и стараться жить одной семьей ради счастья и согласия во всей нашей большой стране.
Спасибо родному слову
“Спасибо слову…” - так писал русский поэт С. Поделков в поэме “Власть сердца”. И, правда, русский язык настолько разнообразен и точен, что с его помощью можно описать не только настоящее, будущее и прошлое, но и любое состояние человеческой души, любую мысль.
Музыка в нашей жизни
Сочинение-рассуждение Тяжело жить без музыки. Мы слышим музыку всюду: на улицах, дома, по радио и по телевидению, в магазинах, в парках, в концертных залах и на побережье, иногда в лесу.
Стихотворение Есенина Отговорила роща золотая
Поэтическое произведения С.А. Есенина отражают трагическое мироощущение начала ХХ века. Сложная социальная ситуация в России, неразбериха – все это создает впечатление перепутья, поиска чего-то нового, стремление к настоящему. Тематика стихотворений Сергея Александровича Есенина многообразна: поэт пишет о родине, природе и любви к женщине; размышляет о сути человеческого бытия, о проблемах добра и зла.
Смысл названия стихотворения Н.А. Некрасова Тишина
Смысл названия стихотворения Н.А. Некрасова "Тишина" Автор: Некрасов Н.А. Прекрасное стихотворение об отчизне написал русский писатель Н.А.Некрасов, полное трепета к родным местам и природе оно ярко отражает творческое направление автора. Николай Алексеевич писал о России, людях, которые живут в этой огромной стране, описывал их быт; старался понять и понимал обычных крестьян, вдохновлявших своей волей и выносливостью на столь патриотичные стихотворения, как «Тишина».
Письмо президенту о проблемах России
Автор: Сочинения на свободную тему Уважаемый Владимир Владимирович Путин! Я надеюсь, что моё письмо дойдёт до Вас, и Вы узнаете моё мнение о том, как сделать наше будущее лучше.
Фельетон
В нашей стране сложно писать фельетоны и вообще что-то смешное. Потому, что сама наша жизнь – сплошной фельетон. Вот, наступили холода. Мы померзли при минусовой температуре за окном и отключенных батареях. Дождались, - батареи потеплели. Зато в половине города тут же из кранов горячей воды стала течь чуть тепленькая: «Не фиг, - надо полагать, - баловать!» И это еще хорошо.
Моя будущая профессия
Конкурс: Номинация: Сочинение на тему: «Моя будущая профессия» Ученика 11 «Б» Класса. Ларионова А. В. ЧСШ№1 Внутренний мир человека, его индивидуальность и неповторимость во многом влияют на его развитие, и, безусловно, на выбор профессии.
Выбранные пути в жизни Сони и Раскольникова
Достоевский написал роман "Преступление и наказание" в 1861-1866 годах. Это время в России было переходным. Социальные противоречия обострились, лидеры революционного движения арестованы, крестьянские восстания подавлены.
Будущее страны
Автор: Сочинения на свободную тему Наша страна – наш дом, а значит, нам должно быть в нем уютно. И задача живущих в ней людей создавать эту хорошую атмосферу, ведь все в наших руках!
Фильтр скользящего среднего
Рособразование ГОУ ВПО Пензенская государственная технологическая академия Институт промышленных технологий Кафедра «Автоматизация и управление»
Фильтр скользящего среднего
Программная реализация фильтра. Аналоговый и дискретный варианты реализации фильтра скользящего среднего, схема фильтрации. Реализация вычислений среднего значения функции в заданном интервале времени. Описание амплитудно-фазовой характеристики фильтра.
Заявки на пособия по безработице
Связать Заявки на пособия по безработице (англ. Initial Jobless Claims) — показатель количества лиц, подавших первичные заявления на получение пособия по безработице.
Школа права Новой Англии
Школа права Новой Англии (англ. New England School of Law) — американское высшее юридическое учебное заведение, расположенное в Бостоне. Основано в 1908 г. как единственное в США специализированное учебное заведение для юридического образования женщин, под первоначальным названием Школа права Порции (англ.
Куписнике
Керамика Куписнике , Cupisnique — доколумбова культура, существовавшая на территории тихоокеанского побережья Перу в период примерно 1500—1000 до н. э. (о проблемах датировки и терминологии см. ниже). Характерным для Куписнике является особый стиль глинобитной архитектуры. В то же время, у неё было немало общих художественных и религиозно-символических характеристик с Чавинской культурой, существовавшей на этой же территории в более поздний период.[1]
Болдуин, Авраам
Авраам Болдуин (англ. Abraham Baldwin; 23 ноября 1754 год – 4 марта, 1807 год) — американский политик, один из отцов-основателей американского штата Джорджия. Болдуин был представителем Джорджии в Континентальном конгрессе, и служил в Палате представителей США и Сенате после принятия Конституции.
Айзерман Марк Аронович
АЙЗЕРМАН Марк Аронович (1913-92), российский ученый в области теории управления, представитель первого поколения кибернетиков в нашей стране, доктор технических наук.
Гаврилов Михаил Александрович
Гаврилов Михаил Александрович (1903-79), российский ученый, стоявший у истоков информатики в нашей стране, в частности технической кибернетики, теории автоматов и теории ЭВМ, член-корреспондент АН СССР (1964)
Азад, Абул Калам
Азад, Абул Калам (Azad, Maulana Abul Kalam) (1888–1958), индийский политический деятель, один из лидеров движения за независимость Индии.