Исследования показали, что результаты работы в группе выше результатов индивидуального труда: социальное взаимодействие обеспечивает механизм исправления ошибок. Однако группа не только помогает человеку совершенствоваться, но и существенно изменяет его поведение.
Владимир Гаджиевич Алиев, руководитель учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента.
Неформальные группы возникают вследствие невозможности решения какой-либо задачи единоличными усилиями и отсутствия непосредственной заинтересованности в ее решении нескольких членов организации.
Сила объединенного труда неизбежно формирует общность интересов. Коллективная заинтересованность людей является результатом уже самого факта наличия у них однородных операций, сходной профессии или общности интересов. Превосходство групповой деятельности над индивидуальной имеет место при решении не всех задач. Однако в целом ряде случаев коллективные действия являются наиболее успешными.
Последние исследования, проведенные П. Блау, У. Скоттом, М. Шоу, показали, что при сопоставлении индивидуального и группового исполнительства результативность была выше у последнего — социальное взаимодействие обеспечивало механизм исправления ошибок.
Превосходство групп над индивидами выражается в следующем:
при социальном взаимодействии происходит отсеивание неэффективных предложений, что служит механизмом исправления ошибок;
предоставляемая в социальном взаимодействии социальная поддержка облегчает мышление;
наличие соревнования между членами группы за уважение мобилизует их энергию на большой вклад в решение задач.
Неформальная групповая деятельность выражается также в образовании творческих групп наряду с индивидуальным творчеством. В этой форме самоорганизации проявляются рационализация и изобретательство. Поэтому в рамках неформальной организации могут удовлетворяться и потребности социальные, творческие, оказывающие содействие самореализации личности, престижу и признанию.
Взаимодействие человека и группы всегда носит двусторонний характер: человек своим трудом, своими действиями способствует решению групповых задач, но и группа оказывает большое влияние на человека, помогая ему удовлетворять его потребности в безопасности, любви, уважении, самовыражении, формировании личности, устранении беспокойства и т.п.
Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействий и работают успешнее, чем люди, находящиеся в изолированном состоянии либо же в «больных» группах, пораженных неразрешимыми конфликтами и нестабильностью. Группа защищает индивида, поддерживает его и обучает как умению выполнять задачи, так и нормам и правилам поведения в группе.
Но группа не только помогает человеку выживать и совершенствовать свои профессиональные качества. Она меняет его поведение, делая человека зачастую существенно отличным от того, каким он был, когда находился вне группы. Эти воздействия группы на человека имеют много проявлений. Укажем на некоторые существенные изменения в поведении человека, происходящие под влиянием группы.
Во-первых, под общественным влиянием происходят изменения таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т.д. Человек расширяет сферу внимания, систему оценок за счет более пристального обращения к интересам других членов группы. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег, и это существенно меняет его взгляд на себя, на свое место в окружении и на окружающих.
Во-вторых, в группе человек получает определенный относительный «вес». Группа не только распределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию каждого. Члены группы могут делать совершенно одинаковую работу, но иметь при этом разный «вес» в группе. И это будет дополнительной существенной характеристикой для индивида, которой он не обладал и не мог обладать, находясь вне группы. Для многих членов группы эта характеристика может быть не менее важной, чем их формальная позиция.
В-третьих, группа помогает индивиду обрести новое видение своего «я». Человек начинает идентифицировать себя с группой, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места в мире и своего предназначения.
В-четвертых, находясь в группе, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может выдать также предложения и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы осмысливал проблему в одиночку. Эффект воздействия на человека «мозговой атаки» существенно повышает творческий потенциал человека.
В-пятых, отмечено, что в группе человек гораздо в большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один. В ряде случаев эта особенность изменения поведения человека является источником более действенного и активного поведения людей в групповом окружении, чем если бы они действовали в одиночку.
Неверно думать, что группа меняет человека так, как ей захочется.
Часто многим воздействиям со стороны группы человек долго сопротивляется, многие воздействия он воспринимает только частично, некоторые он отрицает полностью. Процессы адаптации человека к группе и подстройки группы к человеку являются неоднозначными, сложными и зачастую достаточно длительными. Входя в группу, вступая во взаимодействие с групповым окружением, человек не только изменяется сам, но и оказывает воздействие на группу, на других ее членов.
Находясь во взаимодействии с группой, человек пытается различными способами воздействовать на нее, вносить изменения в ее функционирование с тем, чтобы это было приемлемо для него, удобно ему и позволяло ему справиться со своими обязанностями. Естественно, и форма воздействия, и степень влияния человека на группу существенно зависит как от его личностных характеристик, его возможностей оказывать влияние, так и от характеристик группы. Человек обычно выражает свое отношение к группе с позиций того, что он считает для себя наиболее важным. При этом его рассуждения всегда находятся в зависимости от той позиции, которую он занимает в группе, от выполняемой им роли, от возложенного на него задания и соответственно от того, какие цели и интересы он преследует сам лично.
Взаимодействие человека с группой может носить либо характер кооперации, либо слияния, либо конфликта. Для каждой формы взаимодействия может наблюдаться своя степень проявления. То есть, например, можно говорить о скрытом конфликте, о слабом конфликте или же о неразрешимом конфликте.
В случае кооперации между членом группы и группой устанавливаются доверительные и благожелательные отношения. Человек рассматривает цели группы как не противоречащие его целям, он готов к поиску путей улучшения взаимодействия, положительно, хотя и с переосмыслением собственных позиций, воспринимает решения группы и готов к поиску путей поддержания отношений с группой на взаимовыгодной основе.
При слиянии человека с группой наблюдается установление таких отношений между человеком и остальной частью группы, когда каждая из сторон рассматривает другую как органически единую с ней составляющую целого. Человек строит свои цели исходя из целей группы, в значительной мере подчиняет свои интересы ее интересам и идентифицирует себя с группой. Группа в свою очередь также старается смотреть на индивида не как на исполнителя определенной роли, а как на полностью преданного ей человека. В этом случае группа берет на себя заботу о человеке, рассматривая его проблемы и трудности как свои, старается оказать ему содействие в решении не только производственных задач, но и в решении его личных проблем.
В случае конфликта наблюдаются противопоставление интересов человека и группы и борьба между ними за разрешение этого противоречия в свою пользу. Конфликты могут быть порождены двумя группами факторов:
организационными,
эмоциональными.
Первая группа факторов связана с различием во взглядах на цели, структуру, взаимоотношения, распределение ролей в группе и т.п. Если конфликт порожден этими факторами, то его относительно легко разрешить. Ко второй группе конфликтов относятся такие факторы, как недоверие человеку, чувство угрозы, страх, зависть, ненависть, злоба и т.п.
Конфликты, порождаемые этими факторами, слабо поддаются полному устранению.
Конфликт между членом группы и группой неверно рассматривать только как неблагоприятное, негативное состояние в группе. Оценка конфликта принципиально зависит от того, к каким последствиям для человека и группы он приводит.
Но очень часто конфликт в отношениях внутри группы носит позитивный характер. Это связано с тем, что конфликт может привести к благоприятным последствиям. Во-первых, конфликт может повысить мотивацию на достижение целей. Он может вызвать дополнительную энергию к действию, вывести группу из устойчивого пассивного состояния. Во-вторых, конфликт может привести к лучшему пониманию отношений и позиций в группе, к уяснению членами их роли и места в группе, к более четкому пониманию задач и характера деятельности группы. В-третьих, конфликт может играть созидательную роль в деле поиска новых путей функционирования группы, поиска новых подходов к решению задач группы, в генерировании новых идей и соображений относительно того, как строить отношения между членами группы, и т.п. В-четвертых, конфликт может привести к проявлению межличностных отношений, к выявлению отношений между отдельными членами группы, что в свою очередь может предотвратить возможное негативное обострение отношений в будущем.
Другие работы по теме:
Толпа как объект социологии
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
Толпо–"элитарная" модель общества
Группа Российских ученых, анализируя процессы происходящие в современном мире, пришла к выводу: что на сегодняшний день в мире искусственно сформирована и поддерживается толпо-“элитарная” модель общества.
Психология толпы 4
76. Психология толпы. Основные характеристики толпы. Средства воздействия на общность людей (слухи, заражения, внушение…) Толпа – бесструктурное скопление, лишённых ясно осознаваемой цели, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Психология толпы — изучает поведение групп людей и отличия поведения групп от поведения отдельных индивидуумов.
Понятие личность
Понятие личности - это совокупность таких психологических качеств индивида как : Отношение к чему - либо . Нормы поведения , взглядов . Ценности . В философии личность человека как таковая не рассматривается . Ею надо стать .
Булгаков м. а. - Евангельские мотивы в русской литературе xx века
Так кто ж ты наконец. Я часть той силы что вечно хочет зла и вечно совершает благо. И. В. Гете. Фауст Висячие сады мосты башни ипподром базары караван сарай пруды. А на балконе роскошного дворца залитом жарким солнечным светом стоит невысокий человек лет двадцати семи и отважно ведет странные и опасные речи.
Внеурочная деятельность по предмету Список творческих работ, ов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их резу
Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их результаты (за три года)
Теория личности А. В. Петровского
Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, личность, по мнению А. В. Петровского, это качество индивида, тем самым утверждая единство индивида и личности и одновременно отрицая тождество этих понятий
Оноре Бальзак знаток человеческих чувств
Творчество Оноре Бальзака очень сложно для восприятия. Казалось бы, его герои находятся на поверхности со своими болями, радостями, страстями. А в действительности, рассматривая их, натыкаешься на такое подводное течение, которое может поглотить и не дать вынырнуть на поверхность.
8220 Нужны ли обществу сильные личности, подобные Чиполло 8221 по произведению Т. Манна 8220
Марио и волшебник В юношеские годы Томас Манн увлекался философией Ницше. Он переживал взлет, душевный пыл, читая книги этого немецкого философа, духовное и стилистическое влияние которого обозначилось уже в ранних произведениях Томаса Манна. В новелле “Марио и волшебник” писатель доказывает, что настоящее искусство должно быть вдохновенное “духом общественной обязанности и служения”, а сильная личность, которая не считается с чувствами других людей, испытает крах.
Чувства добрые я лирой пробуждал Пушкин
В стихотворении «Памятник» Пушкин, осмысливая миссию поэта, «итожа жизнь свою», определяет: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Чацкий и фамусовское общество. 10
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Я прочитал великолепную комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Она создавалась автором в течение восьми лет. “Горе от ума” — это комедия о том, как толпа глупцов не понимает одного здравомыслящего человека. События комедии развиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня.
Образ Матрены Тимофеевны в поэме Кому на Руси жить хорошо Н.А.Некрасова
Образ Матрены Тимофеевны в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А.Некрасова Автор: Некрасов Н.А. «Крестьянка» подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения. Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: «помещик за границею, а управитель при смерти». Толпа отпущенных на волю, но совершенно не приспособленных к труду дворовых растаскивает потихоньку господское добро.
Человек и общество
Илья Ливенсон Личность и общество. Проблема взаимоотношений человека и общества всегда занимала лучшие умы человечества. Многие философы и писатели пытались найти или создать то идеальное общество, в котором раскрывался бы потенциал каждого его члена, где к каждой личности относились бы с уважением и пониманием, одним словом, создать общественную утопию.
Поэт и поэзия
Пушкин является создателем лирической концепции творчества, в ней он выразил свои представления о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества.
Анализ рассказа И. Бунина "Лёгкое дыхание"
Начиная писать это сочинение, ставлю перед собой цель разобраться, почему люди неординарные, необычные, люди, "взрывающиеся сокровищами", остаются непризнанными, отвергнутыми обществом. Оля Мещерская - из таких людей.
Какой смысл придавал Пушкин поэту и поэзии
Поэт у Пушкина выступает не проповедником, которому благоговейно внимают слушатели, но их оппонентом, защищающим от них собственную суверенность, не признающим за ними право на так называемый “социальный заказ”.
Хамелеон
Автор: Чехов Антон. Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов. Он видит бегущую собаку, которую догоняет и хватает ругающийся мужик. Собирается толпа. Мужик (золотых дел мастер Хрюкин) показывает толпе покусанный палец. Очумелов настроен решительно: «Я покажу вам, как собак распускать! Елдырин, — обращается он к городовому, — узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо.
Человек и толпа
«» — известная тема в русской литературе. Эту же тему развивает Зиновий Паперный в статье «Наедине с толпой». Размышление автора о “животрепещущей теме” выдержано в публицистическом стиле. Жанр — проблемная статья с элементами репортажа. Жанровые особенности статьи позволяют определить её строение — классическая трёхчастная композиция.
Точка зрения Пушкина на предназначение поэта
Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин написал цикл стихов, посвященных теме поэта: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и т.д. . В них Пушкин выразил свои политические принципы, свою точку зрения о роли поэта и поэзии в обществе.
Культура и народ
ДОКЛАД Культура и народ 1. Понятие культура и народ Понятие «этнос» – греческого происхождения, которое имело около десяти значений: народ, племя, толпа, группа людей и т.д. Оно указывало на всякую совокупность одинаковых живых существ, имеющих некие общие свойства. Термин «этнос» в современном его понимании появился во второй половине XIX в., однако до сих пор нет устоявшейся точки зрения на его сущность и значение.
Морис Метерлинк. Там, внутри
Старый сад, в саду ивы. В глубине дом, три окна нижнего этажа освещены. Отец сидит у камелька. Мать облокотилась на стол и смотрит в пустоту. Две молодые девушки в белом вышивают. Склонившись головкой на левую руку матери, дремлет ребенок.
Боготасо
— вооруженное восстание в Боготе (Колумбия), произошедшее в 1948 году. При не вполне выясненных обстоятельствах погиб популярный лидер Либеральной партии Колумбии Хорхе Гайтан. Разъяренная толпа погналась за убийцей и линчевала его. По радио прозвучало воззвание граждан страны к восстанию против правящей Консервативной партии.
Йенские романтики
Введение 1 Теоретические идеи йенских романтиков 2 Романтическая ирония Введение Йенские романтики (Йенская школа) — это группа деятелей романтического движения, собравшихся в 1796 году в университетском городе Йена. Среди них можно выделить таких известных литераторов, как братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик, Новалис.
Чумной бунт
— восстание 15 сентября (26 сентября по новому стилю) 1771 года в Москве. Одно из самых крупных восстаний XVIII века, вызванное эпидемией чумы, занесённой во время русско-турецкой войны. Оно продолжалось до 17 сентября (28 сентября по новому стилю).
Бердичевское сидение
Введение 1 Арест 2 Список арестованных лиц, содержавшихся в тюрьме Бердичева 3 Рассмотрение дела и решение судьбы арестованных лиц 4 Условия содержания
Рисмен, Дэвид
Дэвид Рисмен (22 сентября 1909(19090922), Филадельфия, Пенсильвания - 10 мая 2002, Бингемтон, Нью-Йорк) — американский социолог и юрист. Рисмена назвали в честь отца Дэвидом. Рисмен старший был известным врачом и профессором Военно-медицинской школы Пенсильвании профессора университета Военно-медицинской школы Пенсильвании.
Бедный, бедный Павел
План Введение 1 Сюжет 2 В ролях 3 Съёмочная группа 4 Награды и номинации 4.1 Награды 4.2 Номинации Введение «Бедный, бедный Павел» — российский кинофильм по пьесе Дмитрия Мережковского «Павел I».
Поход на Версаль
Поход на Версаль , известный также как поход женщин на Версаль поход женщин за хлебом — массовое выступление парижан 5 октября 1789 года к королевской резиденции в Версале с целью недопущения реставрации абсолютистских порядков.
Взятие Бастилии
«Взятие Бастилии 14 июля 1789» художника Жан-Пьера Уэля (Jean-Pierre Houлl) станция метро Бастилия Взятие Бастилии (фр. Prise de la Bastille) — один из центральных эпизодов Великой французской революции, штурм крепости-тюрьмы Бастилия 14 июля 1789 года.
Александр II и его реформы
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ АЛЕКСАНДР II И ЕГО РЕФОРМЫ Содержание: Введение 3 Глава 1. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования. 4
Саблиер, Маргарита
Введение 1 Личность и биография 2 Посетители салона 3 Лафонтен и мадам де Саблиер Введение Маргарита Сабльер (фр. de la Sabliиre, урождённая Hessein, 1636—93) — хозяйка известного салона в Париже, в котором собирались выдающиеся учёные и светские люди того времени.
Комплексный анализ синонимического ряда
II ГЛАВА. Комплексный анализ синонимического ряда 2.1. Компонентный анализ К ряду синонимов «народ», «общество», «толпа», «сборище», «масса» может быть применена процедура ступенчатой идентификации. Для этого применяем методику компонентного анализа, предложенную Э.В. Кузнецовой. Толкование главного слова приводим полностью, используя дефиниции «Большого толкового словаря современного русского языка» Д.Н.
Правила поведения в толпе
Существует много механизмов иррационального поведения. Основные из них: подражание, заражение и внушение. Многие формы поведения воспроизводятся людьми без лишних размышлений. В основе лежит механизм подражания. Его роль особенно велика в процессе социализации. Чтобы не ломать голову человек в стандартных ситуациях ведет себя так, как ведут себя окружающие.