Повсеместный доступ к высшему образованию должен повсюду стимулировать экономический рост и процветание? Идея о том, что уровень образованности обществе является ключом к его экономическому процветанию, на поверку оказывается мифом.
Одна из самых смелых, интересных и заслуживающих внимания книг по экономической политике была издана недавно, причем ее автор — не экономист. Элисон Вулф — профессор, она преподает педагогику в Лондонском университете. Мало кто из научных работников такого уровня осмелился бы написать книгу, ставящую под сомнение тот самый миф, с которым возможно больше всего носятся политики: миф о том, что уровень образованности общества является ключом к его экономическому процветанию. Тем не менее, именно на эту священную корову посягнула автор книги «Имеет ли значение образование?» (Alison Wolf. Does Education Matter? Myths about Education and Economic Growth). В книге главное место уделяется ситуации в Великобритании, где премьер-министр Тони Блэр обозначил три приоритетных направления деятельности своего правительства: «образование, образование, образование». Однако доводы и заключения автора чрезвычайно существенны и актуальны не только для этой страны.
Если говорить о конкретных людях, то, как показывают рассмотренные в книге факты, образование — т.е. «надлежащая квалификация в надлежащей области, полученная в надлежащем учебном заведении», — безусловно, имеет значение (что неудивительно). Более того, в наше время образование значит гораздо больше, чем когда-либо. Те, кто не доучиваются в школе или не получают среднего образования, вероятно (и вероятность эта все больше растет), будут мало зарабатывать. Людям без институтского диплома, а в некоторых случаях и без диплома хорошего университета, все чаще выпадает та же горькая участь. Иначе говоря, конкретному человеку быть образованным очень выгодно. Однако нужно ответить и на другой вопрос, который особенно актуален для стран, где система образования (включая высшее) финансируется государством: какая выгода от образованности государству в целом?
Как утверждается в книге, эта выгода гораздо меньше, чем можно предположить. В частности, повышение уровня образованности не обязательно способствует экономическому росту, как безосновательно считает большинство политиков (и экономистов).
По поводу необходимости начального и среднего образования вряд ли могут возникнуть какие-то сомнения. Жизнь в современном обществе требует высокой грамотности и элементарных математических познаний. Те, кто уходят из начальной или средней школы, не получив таких знаний, становятся обузой для общества и окружающих. И, самое главное, современному обществу необходимы превосходные университеты, которые выпускали бы достаточное, но не слишком большое количество специалистов, способных заниматься исследованиями и работать по специальности как врачи, инженеры и ученые. В более широком смысле, образование способствует (или может способствовать) приобретению квалификации и навыков, которые повышают производительность труда. Можно предположить, что, когда производительность труда в обществе повышается, то и само общество становится производительней.
В чем же тогда проблема? Если все вышесказанное правда, то почему бы тогда обществу не выигрывать экономически от повышения уровня образованности? Однако есть одно важное «но»: образованность — вещь относительная; образование само по себе не может гарантировать высокой зарплаты; суть в том, чтобы быть образованней других. Получение образования — это, в некотором смысле, гонка: если каждый будет бежать быстрее, это может быть хорошо само по себе, но это не означает, что большее количество человек сможет прорваться на вершину, где обитают лучшие 10%. Таким образом, значительная доля сверхусилий может быть затрачена впустую. И следует помнить об этом, оценивая выгоду, которую сможет получить общество, повысив затраты на образование.
Книга Вулф замечательна тем, что обращает внимание читателя не только на этот очевидный, хотя и важный факт, но и на опасности, связанные с нынешней одержимостью идеей об образованности и экономическом росте. Одна из этих опасностей в том, что, если бездумно заниматься повышением образованности, то связь образованности с экономическим ростом может быть ослаблена. Другая в том, что чрезмерная озабоченность экономическим ростом сужает и искажает представление общества о том, что такое, собственно, образованность.
В Великобритании, как и во многих других странах, упор на экономику вылился в одержимость количественными показателями: правительство хочет, чтобы как можно больше людей училось в университетах, и проводит свою финансовую политику соответствующим образом. И похоже на то, что количественный рост привел к ухудшению качества университетского образования. Это одна из потерь. Кроме того, привлечение массы преподавателей в высшую школу плохо сказывается на средней школе, откуда начинают уходить лучшие учителя. Но хуже всего, наверное, то, что ведущие университеты начинают ощущать нехватку ресурсов. В результате они больше не могут так же хорошо, как раньше, готовить самых блестящих студентов, которым предназначены ведущие роли на переднем фланге науки и техники.
Почему же происходит отток ресурсов из элитных университетов? Такое может показаться маловероятным, особенно если правительство убеждено, что образование — залог экономического роста. Однако опыт свидетельствует об обратном. Чем больше усилий затрачивается на привлечение студентов в университеты, тем сильнее нехватка средств в образовательной системе в целом, ведь государству нужны средства на проведение своей образовательной политики. Кроме того, когда правительство решает облегчить доступ в высшие учебные заведения — обычно за счет налогоплательщиков, — ему становится сложно на политическом уровне оказывать предпочтение ведущим университетам. Ведь так вся затея может утратить свой эгалитарный пафос. Таким образом, лучшие университеты оказываются в стесненном положении, и одно из главных связующих звеньев между образованностью и экономическим ростом попадает под удар.
Итак, позиция «образование, образование, образование» оставляет желать лучшего. Но в любом случае, настаивает автор книги, образование — это больше, чем экономика. Последствия пропихивания большого количества людей в университеты окажутся разочаровывающими не только в экономическом плане. Из-за того, что этот процесс вызван губительной озабоченностью экономическим ростом, он затронет и другие аспекты жизни общества, которые, как считается, этому росту не способствуют. «Наши недавние предки, — заключает автор, — которые жили значительно беднее нас, ставили перед образованием другие задачи: культурные, нравственные и интеллектуальные. Пренебрегая этими задачами, мы обедняем самих себя».
Другие работы по теме:
Триолет
Триолет (франц. triolet) — одна из особых, так наз. «твердых» форм лирической поэзии, французского происхождения, восходящая к старофранцузскому рондо. Т. состоит из восьми стихов и строится только на двух рифмах — одной мужской и одной женской.
Специальный налоговый режим
Специальный налоговый режим - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.[1]
7 чудес Казахстана
Общественный проект показывает архитектурные сооружения и памятники Казахстана самых различных эпох. Голосуй за чудо Казахстана до 21 марта 2009 года!
Фонтан Герона Александрийского
Удивительное творение античного изобретателя Герона Александрийского - вечный фонтан Древние Арабские рукописи донесли до нас рассказ об удивительных творениях античного изобретателя Герона Александрийского. Одно из них — красивая чудо-чаша в храме, из которой бил фонтан. Нигде не было видно никаких подводящих труб, а внутри — механизмов
Сочинения на свободную тему - Чудо-радуга
Прошлым летом я целый месяц провел у бабушки в деревне. Мы с друзьями купались ходили в лес за грибами бегали по глубоким лужам после дождя. Прошлым летом я целый месяц провел у бабушки в деревне. Мы с друзьями купались ходили в лес за грибами бегали по глубоким лужам после дождя.
Литературный герой ТЕОФИЛЬ
Теофиль фр. Theophile главный герой. Миракля о Теофиле др названия. Действо о Теофиле или. Чудо о Теофиле написанного трувером. Рютбефом около г. Т. историческое лицо.
История храма Знамения
325 лет назад, 1 июня (по старому стилю) 1679 года, "государевыми людьми" - стрельцами полковника Никифора Ивановича Колобова - был заложен первый камень в основание будущей церкви.
Пиар - ход компании Чудо спрей
№4 »: а) Тизерная реклама (рекламное сообщение, построенное как загадка, содержащее часть информации о продукте, но никак рекламируемый товар не называющее. Тизеры обычно появляются на раннем этапе продвижения товара и служат для создания интриги вокруг него. )
Рождественская сказка Чарльза Диккенса
Основой сюжета рождественской сказки есть чудо праздничной ночи. Происходит какое-то событие - и начинается духовное возрождение человека, который забыл, что он создан по образу и подобию Божьему. Дверной молоток превращается в лицо Джейкоба Марли, который умер именно на Свят-вечер семь лет тому, кафеля голландской печи, на которых изображена сцена со Священного Писания, вдруг заслоняет лица умершего, дух самого Марли предупреждает вторая о следствиях жизни без Божьей искры в души, Духи Рождества ведут Скруджа от детства до смерти, - и все это сплетается в событии одной ночи, лишь бы полностью изменить жизнь старика скряги.
Когда возвратится ангел
(по новелле Г. Маркеса «Старик с крыльями») В новелле Г. Маркеса «Старик с крыльями» говорится об ангеле - стареньком деде, который упал лицом в грязь, барахтается там, но не может встать, так как ему мешают большие крылья. «Он был одет, как нищий, череп его был лысый, как колено, рот беззубый, как у дряхлого деда, большие птичьи крылья, общипанные и грязные», «говорил на непонятном языке».
Философско-этический смысл встречи ангела с людьми в рассказе Габриэля Гарсиа Маркеса Старик
с крыльями Кто может однозначно различить, где заканчивается абсурд реальности, а где начинается фантазия любого писателя? С одной стороны, жизнь настолько разнообразна, что в ней могут быть чрезвычайные стечения обстоятельств или просто ситуации, которые не вкладываются в обычные рамки, а с другой, - разве сознательные писатели-реалисты всегда придерживались лишь фактов? Художественное слово тем и отличается от документа, что там всегда можно найти определенное обобщение, реалистические произведения спокойно могут включать в себя символическое содержание, но есть еще вопросы, что именно считает реальностью художник.
Любить истинно может только вполне созревшая душа По повести Грина Алые паруса
Любовь — это настоящая сила, способная создавать гармоничные отношения. Она открывает двери к нашим тайным и явным помыслам. Истинная любовь является основой всего земного. Это глубокое чувство не должно быть основано на зависти и корысти. Оно способствует поднятию человека до совершенства, дает ему ощущение счастья.
Стойкий оловянный солдатик
В этой сказке Г. К. Андерсена повествуется об оловянном солдатике-неудачнике. У него только одна нога: «…его отливали последним, и на вторую ногу олова не хватило». Впрочем, он и на одной ноге стоял твёрдо. Твёрдость стала чертой его характера. Он смело отправляется в опасное плавание на бумажной лодочке, хладнокровно выдерживает натиск крысы, путешествует в животе рыбы.
Гадюка
Рассказы Ю. В. Сотника вызывают у всех читателей искренний хохот и радостное веселье. Их герои — неисправимые фантазёры и мечтатели, наделённые изобретательностью, стремлением совершить чудо, удивить людей своей выдумкой. Сотник изображает ребят такими, какими они являются в настоящей жизни, с улыбкой и тонким юмором описывает их смешные приключения, даже лжецов и трусов автор высмеивает беззлобно и весело.
Как появились пролески
Рассказывают старые люди, что в древности зима была очень свирепа. Ежегодно Весна выходила на поединок с ней, но часто Зима побеждала, и тогда господствовала весь год. И однажды свирепая Зима опять взяла верх над нежной Весной, закрыла ее в темнице и сказала: «Ты выйдешь отсюда только тогда, когда случится чудо — посреди снега зацветут цветы».
Анализ стихотворения А. Блока Мне страшно с тобою встречаться
Автор: Блок А.А. Все в этом стихотворении робко и темно, зыбко и туманно… И все это — знаки "нездешних надежд" на вселенское "непостижимое чудо", на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее "спасти мир" и возродить человечество к новой, совершенной жизни.
Анализ стихотворения А.Блока Ночь,улица,фонарь,аптека...
Анализ стихотворения А.Блока "Ночь,улица,фонарь,аптека..." Автор: Блок А.А. "Ночь,улица,фонарь,аптека..."Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя,его состояние.Все стихотворение пронизано тоской,чувством безысходности
Соня и Раскольников читают Евангелие
Сцена чтения Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Раскольникова в том, что жить без Бога нельзя, сможет ли своим примером направить его в веру.
Можно ли считать образ Обломова негативным
Случилось чудо: родился человечек. Кем он будет? Принесет ли он пользу обществу? Будет ли счастлив? Пока этого еще никто не знает… Случилось чудо: вырастили из человечка Человека. То, что было заложено от природы: золотое сердце, способность испытывать сильные чувства, доброта, но вместе с тем и лень — осталось.
Путешествие Скруджа во времени
Наверное, в жизни каждого человека наступает пора, когда он вынуждена оглянуться на свой жизненный путь и задуматься над собственной судьбой. Казалось, в жизни Скруджа такой момент не наступит никогда. И проторял он дороги жизни, «пренебрегая человеческим сочувствием». Чтобы разбудить душу такого человека, нужно чудо.
Лирика Есенина
Автор: Есенин С.А. Ты — мое васильковое слово. С. Есенин Великий русский поэт XX века Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. “Фамилия Есенин — русская, коренная, в ней звучат языческие корни — овсень, таусень, осень, ясень,— связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками”,— писал Алексей Толстой.
Христианские мотивы в стихах из романа Б.Л. Пастернака Доктор Живаго
Автор: Пастернак Б.Л. Стихи, составляющие отдельную, заключительную часть романа «Доктор Живаго» в качестве стихов главного героя — врача Юрия Живаго, Борис Пастернак считал лучшими своими стихами. Здесь очень многие образы связаны с Евангелием. В открывающем цикл «Гамлете» поэт умоляет Бога пронести мимо чашу страданий, но сознает, что
Толстой Ёж и заяц
Лев Николаевич Толстой Ёж и заяц Толстой Лев Николаевич Ёж и заяц Лев Николаевич Толстой Ёж и заяц Повстречал заяц ежа и говорит: ‑ Всем бы ты хорош, ёж, только ноги у тебя кривые, заплетаются.
Цирк зажигает огни
Цирк - это чудо, сказка, загадка! Эти удивлённые глаза взрослых и детей - это тоже цирк. Однако, цирк – это не только счастье, не только радость, не только сила, ловкость и смех. Цирк – это тяжёлый упорный труд, который дарит нам минуты счастья.
Шварц ЕЛ
Шварц Евгений Львович (1896 - 1958), прозаик, драматург. Родился 9 октября (21 н.с.) в Казани в семье врача. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета (1914 - 16). В студенческие годы продолжает, как и в гимназии, увлекаться театром и сочинять шуточные стихи.
Великие пирамиды в Гизе
Это единственное чудо света, сохранившееся по сей день и не требующее описания ранними историками и поэтами.
Василий Павлович Аксёнов. Поиски жанра
Артист оригинального жанра Павел Дуров проводит ночь на штрафной площадке ГАИ провинциального городка. Бампер его «Жигулей» разбит «ЗИЛом»-поливалкой, приютиться на ночь ему негде.
Восьмое чудо света
Text Graphics Восьмое чудо света. Graphics Красноярские Столбы и в самом деле являются чудом природы. Огромные скалы представляют собой вулканическую породу, бескварцевый гранит. Миллионы лет назад разлившаяся при подземном извержении магма проделала громадные вертикальные "промоины".
Золотой закон Бразилия
«Золотой закон» от 13 мая 1888 года (порт. Lei Бurea) окончательно отменил рабство в Бразилии. «День мулата» (Dia do Mulato), 13 мая — памятный день бразильского календаря.
Венесуэла
Ее новая, «европеизированная» история имеет точную дату - 1 августа 1498 года, когда сам Христофор Колумб во время плаванья обнаружил устье реки Ориноко. Но название само это название страны родилось позже.
Шакира
Она появилась на свет 2 февраля 1977 года в Колумбии в многодетной (кроме нее – еще 4 брата и 4 сестры) семье местной уроженки и ливийского араба. Поэтому и появилось такое необычное для Колумбии имя – Шакира.
Шварц Е.Л.
Родился 9 октября (21 н.с.) в Казани в семье врача. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета (1914 - 16). В студенческие годы продолжает, как и в гимназии, увлекаться театром и сочинять шуточные стихи.