Евгений Павлович Ильин, доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, заслуженный деятель науки РФ.
Целеустремленность поддерживается достижением поэтапных целей. Часто возникает конфликт между долгосрочной доминантой, отражающей целеустремленность, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. В связи с этим необходимо знать основные пути поддержания целеустремленности.
Воля — это обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов. Это и сознательное управление своими действиями, и волевое усилие, и специфические его проявления (волевые качества). Поэтому развивать надо не абстрактную волю, а конкретные компоненты воли и конкретные проявления силы воли (волевые качества), причем специфичными для них методами. Непонимание этого приводит, например, к таким весьма странным рекомендациям: «осознание поставленной цели может закалить волю» или «тренировать волю надо, прежде всего преодолевая свои недостатки (лень, неаккуратность, дурные привычки и т. п.)».
Говоря о развитии силы воли и волевых качеств, следует учитывать их многокомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, по И. М. Сеченову, т. е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки — формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются. Поэтому развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит от того, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты.
Часто возникает конфликт между долгосрочной доминантой, отражающей целеустремленность, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. В связи с этим необходимо знать основные пути поддержания целеустремленности.
1. Конкретизация цели и перспектив деятельности. Неопределенность цели и ситуации снижает степень мобилизованности и старательности, приводит к уменьшению работоспособности.
2. Разнообразие средств, форм и методов деятельности. Длительная и порой однообразная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хронических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают эффективность работы, но и уменьшают настойчивость и целеустремленность. В связи с этим для поддержания целеустремленности необходимо разнообразить средства, формы и методы деятельности.Через удовлетворение, получаемое от выполнения определенного здания, формируется удовлетворенность всем трудовым процессом, которая поддерживает целеустремленность. В этом случае и неудачи, неизбежные при достижении отдаленной по времени цели, будут переживаться не так остро и, следовательно, окажут меньшее отрицательное влияние на формирование целеустремленности.
3. Соблюдение принципа доступности. Целеустремленность поддерживается достижением поэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы личности необходимо предъявлять преодолимые трудности. Б. Ф. Скиннер считал, что уровень трудности всегда должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить непрерывность получения подкрепляющих стимулов, т. е. достижение успеха. Большинство ученых, однако, высказываются за оптимальную трудность заданий, которая заставит прилагать определенные волевые усилия. Слишком легкое задание неэффективно для поддержания целеустремленности и воспитания настойчивости. Однако и чрезмерно трудное задание может вызвать чувство разочарования, утрату веры в свои силы. Оптимальная же трудность, находящаяся вблизи верхней области трудности, подстегивает к большей мобилизации возможностей, бросает вызов самолюбию и стимулирует активность, направленную на преодоление трудности.
4. Использование эффекта соперничества. В определенные моменты трудового процесса для поддержания целеустремленности и повышения настойчивости целесообразно использовать эффект соперничества. Наиболее простым способом его достижения является соревновательный метод. Можно, например, сообщить сотрудникам, что другая рабочая группа успешно справляется с предложенным заданием, или предложить посмотреть, какая из групп успешнее справится с ним. Усиление мотива такими способами повысит настойчивость, создаст новый эмоциональный заряд для поддержания целеустремленности.
5. Осознание человеком своей ответственности. При недостаточном развитии у человека чувства ответственности настойчивость может не выражаться в полной мере. Правда, ее проявление возможно при эгоистических устремлениях (корыстолюбии, чрезмерном честолюбии), однако такая целеустремленность и такое проявление настойчивости недолговечно и малопродуктивно.Осознание человеком своей меры ответственности за развитие и реализацию своего таланта свидетельствует о том, что у него имеются все предпосылки для саморазвития целеустремленности и настойчивости. Если у человека имеется ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные у него способности и достичь поставленной цели.
Развитие самостоятельности
Развитие самостоятельности проходит ряд этапов.
На первом этапе самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано руководителем совместно с подчиненными.
На втором этапе самостоятельностьвыражается не только в исполнении, но и в самоконтроле.
На третьем этапе к ним присоединяется возможность самому планировать деятельность.
На четвертом этапе появляется творческая инициатива, т. е. самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела.
Успешное формирование самостоятельности требует учета ряда обстоятельств и создания определенных условий:
Развитие самостоятельности возможно лишь на основе приобретения знаний и умений, необходимых в данном виде деятельности.
Развитие самостоятельности должно проходить под контролем наставника (руководителя), но без лишней опеки, без сковывания инициативы.
Необходим интерес обучаемого к данному виду деятельности.
Развитие решительности
Основным путем развития решительности является тренировка с многократным повторением проблемных ситуаций, т. е. таких, когда необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации и т. п. Способствует развитию решительности и выполнение опасных упражнений, например тех, которые используются для развития смелости.
И. П. Петяйкиным было испробовано два варианта адаптации к «опасным» упражнениям — со страховкой преподавателя и без страховки. Испытуемые быстрее и в большей степени развивали решительность в тех случаях, когда страховка не использовалась.
Развитию решительности способствует создание соревновательной обстановки. Однако слишком большая значимость действий и ответственность снижают решительность. Здесь имеет место проявление закона Йеркса–Додсона, согласно которому повышение силы мотива стимулирует деятельность, но чрезмерная сила мотива ухудшает ее.
Повышению решительности способствует возникающая по мере овладения изучаемым навыком уверенность в своих силах. Для быстрейшего возникновения этого чувства и снятия боязни на первых этапах целесообразно давать посильные задания и оказывать помощь.
Другие работы по теме:
Сверхчеловек и порядок рангов
Ницше объясняет мировой порядок в терминах соперничества и борьбы различных типов воли к власти. Подобная типология, с его точки зрения, существенна идя решения вопроса о ценности того или иного достигнутого состояния.
Даосизм
Даосизм — национальная религия Китая. Основателем даосизма считается Лао-цзы, живший по преданию на рубеже VI-V вв до н.э. и изложивший свое учение в книге под названием «Дао-дэ-цзин» (Канон Пути и Благодати).
Позы и походка: психологическая интерпретация
Поза — определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него. Анализировать позу трудно, так как перечисление отдельных элементов мало что дает для ее понимания.
Мощь самооценки
Что такое самооценка. Почему нужна самооценка. Самооценка и достижения. Размышления об истоках самооценки.
Психологические особенности детей из многодетных семей
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 6 В ходе исследовательской работы была подтверждена ранее выдвинутая гипотеза: в многодетной семье дети имеют свои психологические особенности, проявляющиеся в учебной деятельности, а именно: более низкую самооценку по сравнению с другими детьми, более высокую самостоятельность и низкий уровень воли и настойчивости. 8
Исследование эмоциональной и волевой сферы
Проведение диагностического обследования с целью изучения личностных качеств. Оперативная оценка самочувствия и активности. Определение степени интенсивности реактивной тревожности и агрессивности. Исследование субъективного контроля и настойчивости.
Волевые качества человека
Понятие воли, структура волевого действия. Характеристика основных волевых качеств человека: целеустремленности, настойчивости, инициативности и решительности. Проявление смелости, храбрости, стойкости и мужества. Значение самообладания в жизни.
Анатомические основы воли
Основные понятия воли и волевые процессы: стремление, влечение, желание. Волевые действия и их характер. Исполнение - переход решения в действие. Нервно-физиологическая основа волевых движений. Упражнения в волевой деятельности. Мышление и сознание.
Воля. Волевые качества и их развитие
Понятие и психологическая структура развития воли как сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. Характеристика волевых качеств человека - выдержки, целеустремленности, инициативности, самостоятельности, решительности.
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования
Данная классификация методов воспитания поможет им применять осознанно эффективные педагогические средства (формы, методы, приемы) для реализации воспитательных задач урока (занятия) и анализировать выполнение данных задач на уроке или занятии. Методические рекомендации включают в себя
Отчет содержит 21 страницу
Ключевые слова: словарные картотеки, региональная и историческая лексикография и лексикология, фразеология, паремиология, лингвистическая семантика
Универсальный процесс мотивации в действии
В процессе мотивации возникают и актуализируются разные потребности, а поскольку действие определяется наиболее сильной потребностью, то это приводит к прерыванию или изменению самого процесса мотивации.
Валин
Валин - незаменимая аминокислота, оказывающая стимулирующее действие. Валин необходим для метаболизма в мышцах, восстановления поврежденных тканей и для поддержания нормального обмена азота в организме.
Таурин
Он участвует в синтезе многих других аминокислот, а также входит в состав основного компонента желчи, которая необходима для переваривания жиров, абсорбции жирорастворимых витаминов и для поддержания нормального уровня холестерина в крови.
Тумба Морриса
с улицы Вельпо (rue Velpeau) Парижа на фотографии 1910 года Афишная тумба Морриса (фр. colonne Morris) — уличная высокая тумба цилиндрической формы для вывешивания рекламных афиш, носящая имя парижского печатника Габриэля Морриса (Gabriel Morris), получившего в 1863 году разрешение городских властей установить такие тумбы по городу и клеить на них концертные и театральные афиши, а внутри тумбы городские дворники прятали свои мётлы и прочий инструмент для поддержания чистоты на улицах столицы.
Образ русского солдата в поэме Твардовского Василий Теркин
Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» — одно из центральных произведений творчества поэта. Первые главы поэмы были опубликованы в 1942 году. Успех произведения был связан с удавшимся писателю характером главного героя. Василий Теркин — вымышленное лицо от начала до конца, но этот образ был описан в поэме так реалистично, что читатели воспринимали его, как реального, живущего рядом с ними человека.
Испытание
(по рассказу Джека Лондона «Жажда к жизни») Настоящее имя известного американского писателя Джека Лондон-Джон Грифит. За свою жизнь он создал 19 романов, 18 сборников рассказов и статей, а также многочисленные пьесы, стихи, автобиографические книжки.
Трагедия героини пьесы Островского Бесприданница
Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах. Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего.
Обломов- голубиная душа или лишний человек
Обломов- "голубиная душа" или "лишний человек"? Автор: Гончаров И.А. Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов», написанный в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году, был не особо дружелюбно принят читателем. Дело в том, что публика привыкла к интригующим сюжетам с неожиданными развязками, а роман представлял собой совсем иное, он был насквозь пронизан тонким психическим анализом.
Рецезия на повесть Ф. М. Достоевского Белые ночи
Рецензия на повесть Ф. М. Достоевского «Белые ночи». Я прочитал повесть Ф. М. Достоевского «Белые ночи». Она мне очень понравилась, хотя, если честно сказать, я ожидал совершенно другой развязки событий, я даже очень хотел, чтобы все закончилось по-другому. И, это, возможно, то, что делает произведение интересным и увлекательным.
Сочинение по рассказу А. П. Чехова "Ионыч"
Когда читаешь поздние рассказы А. П. Чехова, невольно обращаешь внимание на то, что они пронизаны какой-то грустью, в них живет мечта о недостижимой гармонии, резко контрастирующей с убогой и нескладной жизнью.
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности
Изучение ценностных ориентаций студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно 4 группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения (от 69 до 93 %). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений.
Головкин, Михаил Гаврилович
Михаил Гаврилович Головкин (1699 г. — 1754 г., Ярмонг, Якутия) — граф, кабинет-министр, сын Г. И. Головкина. Биография В 1712 году был отправлен за границу для обучения. Исполнял обязанности посла в Берлине в 1722 году. При Анне Иоанновне сенатор, надзирал за Монетным двором и канцелярией. В 1740 году — вице-канцлер, пользовался большим доверием Анны Леопольдовны, советовал ей объявить себя императрицей.
Роман ВПикуля Богатство
По роману В.Пикуля Богатство Люди с большим самообладанием могут творить чудеса, тогда как слабая воля исполнителейи недостаток настойчивости в значительной степени убавят результат.
Профессиональная этика государственного обвинителя
Характеристика и основные требования к профессиональной этике государственного обвинителя, которая требует большой личной инициативы, упорства, настойчивости, целеустремленности и значительных организаторских способностей. Анализ этических норм и тактики.
Амурская экспедиция в 1851 – 1855 гг.
Своими действиями Амурская экспедиция создала предпосылки для развертывания дальнейших научных исследований в Приамурье, Приморье и на Сахалине. В результате этих исследований была составлена подробная карта региона.
Акватеррариум
Независимо от того, какое животное содержится в террариуме, он должен иметь: источник света, системы поддержания температуры и контроля за ней, вентиляции, обеспечения водой и поддержания влажности; укрытие и источник ультрафиолетовых лучей.