Ицхак Арен
Евреи каждый день трижды стоя произносят молитву „Восемнадцать благословений" (на иврите: „Шмонэ - Эсрэ"), центральную часть которой составляет просьба ко Всевышнему о благополучии цадиков и хасидов (на иврите: цадиким и хасидим). Но кто подразумевается при этом, кто эти люди, за которых мы молимся? Вопрос этот требует четкого ответа, ибо с некоторого времени термин „хасид" приобрел неоднозначный смысл.
В наши дни люди часто говорят о хасидах Герерского Ребе, хасидах Вижницкого и других Ребе. При этом имеются в виду сторонники и последователи конкретного Ребе, представляющего одно из направлений в широко разветвленном хасидистском движении. Современный хасидизм - это мистическое движение, направленное на возрождение религиозных чувств евреев, возникшее в восемнадцатом столетии в Восточной Европе. И, если молитва Шмонэ - Эсре, которая была сформулирована значительно раньше, говорит о хасидах, то речь здесь, естественно, идет не о сторонниках и последователях одного, определенного Метра.
Но как звучат слова „цадиким" и „хасидим" в переводе? Раввин С. Бамбергер считает, что они соответственно означают: „справедливые" и „праведные". Раввин С.Р. Гирш - „справедливые" и „преданные любви".
Возникает, однако, вопрос о том, как эти группы соотносятся между собой. Известный исследователь Каббалы Г. Шолем пишет в статье, помещенной в сборнике его трудов „Юдаика 4" (Франкфурт 1984):
„В литературе, посвященной этическим проблемам иудаизма, и в других произведениях, в которых эти термины применяются в строгом смысле и с достаточной степенью точности, цадик однозначно занимает более низкую позицию, чем хасид. Если цадик есть идеал нормы, то хасид - идеал исключения из нормы. Хасид - это радикальный еврей, который следует в своем духовном призвании до экстремума. С течением времени изменились лишь внешние признаки, внешние проявления экстремизма этой группы, сущность же его осталась прежней. В отличие от цадика хасид делает не только то, что от него требуется, но и значительно более того".
Философ Х. Коен заметил однажды, что хасидут (праведность) образует высшую ступень еврейского учения о добродетели.
Упоминание хасидов в молитве „Шмоне - Эсре" указывает нам на наличие в иудаизме определенной шкалы (смотри об этом книгу раввина Гирша „Хорев", раздел 14). Рабби Моше Хаим Луццато четко разъяснил в своем классическом произведении „Путь прямодушных"(„Месилат Ешарим"), вышедшем в 1740 году, последовательность ступеней, упоминаемых в Талмуде (Авода Сара 20б). Книга эта переведена на многие языки и издана уже более ста пятидесяти раз. Умерший десятилетие тому назад израильский мыслитель Исайя Лейбовиц обсуждал „Путь прямодушных" со своими учениками. Протоколы этих в высшей степени интересных занятий были опубликованы в 1995 году. Именно при разборе главы книги, повествующей о хасидах, Лейбовиц критикует некоторые пассажи этого раздела, делая упрек автору в том, что он приводит не соответствующие теме примеры. Хасид отличается тем, что он делает больше, чем положено рядовому еврею. Но некоторые тому примеры, приводимые Луццато, иллюстрируют те обязанности, которые возложены на каждого еврея.
Обобщение основных важнейших положений о хасидах содержатся также в „Энциклопедии Талмуда" („Enzyclopaedia Talmudi"), том 4, стр. 385 -389.
В упомянутом выше трактате Г. Шолема я отметил его высказывание о хасидах, которое, по моему мнению, требует отдельного критического примечания на полях:
„Мы вновь и вновь слышим о хасидах, которые сделали целью и содержанием своей жизни выполнение одной из 613 заповедей. Они исполняют эту заповедь чрезвычайно строго и тщательно, вплоть до малейших нюансов и деталей. Если они одновременно являются учеными, они разрабатывают все ответвления этой заповеди и интеллектуализируют свой энтузиазм. Если - же они не имеют образования, а вопреки известному высказыванию, помещенному в Мишне, человек без всякого образования может все же быть хасидом, то они ищут, возможно, большее поле применения избранной ими Мицвы - заповеди, заповеди их жизни. Среди них находятся специалисты в областях болезней, любви к ближнему, страха Божьего и человеческого добра и милосердия" (стр. 278ф). Шолем обыгрывает здесь известное высказывание Гиллеля („Изречения отцов", раздел 2, Мишна 6) о том, что Ам - Хаарец не может быть хасидом. Но как может человек безо всякого образования быть специалистом в области определенной Мицвы?
Комментарий раввина С. Р. Гирша к рассматриваемому месту „Изречений отцов" гласит: „Ему всегда малоценное будет казаться имеющим глубокий смысл и большое значение и, наоборот, значительное и важное будет в глазах его малоценным. И он, большей частью, станет ориентировать свои праведные мысли в неверном направлении".
В реальной жизни хасиду вовсе не обязательно быть большим ученым, но он должен непременно знать все, что относится к избранной им заповеди. А это уже само по себе предполагает наличие определенного образования. Глупый и безрассудный праведник (на иврите: хасид шоте) причисляется к разрушителям Вселенной (Талмуд, трактат Сота, раздел 3. Мишна 4).
В своем комментарии к книге „Путь прямодушных" Исайя Лейбовиц многократно замечает, что тот, кто непременно хочет стать хасидом, должен стремиться к высотам праведности, оставаясь при этом очень осторожным. В Талмуде (Шаббат 63а) представлено мнение о том, что нельзя жить вблизи от Ам - Хаареца,1
который ведет себя как хасид. Раши, поясняя, почему следует как можно дальше держаться от такого человека, пишет, что можно попасть под влияние этого праведничающего неуча и совершить по этой причине дурные поступки. Настоящими же хасидами следует восхищаться и восторгаться. И мы молимся ежедневно за их сохранение и благополучие.
Другие работы по теме:
Умозаключения и их виды
Разделительно-категорическое умозаключение. Условно-категорическое умозаключение. Условно-разделительное умозаключение.
Исторические религии России
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………….2 Понятие Религии………………………..3 Исторические Религии России:………..3 Буддизм………………………3 Ислам…………………………9 Иудаизм………………………14
Віровчення іудаїзму
Зародження та становлення віровчення іудаїзму. Святе Письмо іудеїв, віровчення та культ. Свята в іудаїзмі, Течії теології. Течії іудаїзму як світової релігії. П'ятикнижжя, виокремлення Талмуду та віра в Мессію. Вимоги до спасіння іудея за Торою. Кабала.
Сущность иудаизма
История возникновения религии еврейского народа. Основные положения, священные книги иудаизма - национальной религии Древнего мира. Порядок проведения богослужения и главные иудейские праздники. Синагога - молитвенный дом для изучения священного писания.
Иудаизм: история развития и современное состояние
История развития иудаизма. Сущность религиозно-философского учения хасидизма. Реформизм, библейский период Тора и Танах (V-I вв. до н.э). Иудаизм эпохи составления Талмуда. Мистическое учение в иудаизме - каббала. Современное состояние иудаизма.
Религия евреев (иудаизм)
Иудаизм как одна из мировых религий, ее отличительные черты, история становления и распространения, место и роль в современном обществе. Источники изучения древнееврейской религии. Политические и социальные перемены, повлиявшие на становление иудаизма.
Золотые правила иудейских мудрецов
Исследователь Иосиф Телушкин изучил классические писания иудаизма и вывел на их основании золотые правила бизнеса. О них не пишут в учебниках по маркетингу, но автор уверен, что большинство представителей мировой бизнес-элиты соблюдает эти мудрые правила.
Логика - контрольная работа МАЭП
В приведенных ниже суждениях определите распределённость терминов и изобразите отношение между субъектом и предикатом в круговых схемах (стр.61, упр.2)
О стихотворении Лермонтова Горные вершины
Есть стихи, которые трудно, а подчас просто невозможно забыть. Они будят, заставляют вникнуть в каждое слово, чтобы понять, осмыслить, почувствовать чьи-то души, сокровенные желания. Но есть другие стихи. Их можно забыть. То есть забыть слова, которые несут в себе состояние, настроение человека. Но само ощущение стихотворения забыть нельзя.
Выбор будущей профессии
Сочинение-рассуждение Одна из сложнейших проблем, перед которой оказывается молодой человек, - это выбор карьеры. Конечно, есть люди, которые с шести лет «знают», что они хотят быть докторами, или летчиками, или пожарниками, но большинство из нас не находят времени для принятия решения о выборе профессии.
Калиф-аист
Автор: Гауф В. Однажды вечерком багдадский калиф Хасид уютно сидел на диване. Он чуточку вздремнул, ибо день стоял жаркий, и вид у него после сна был очень довольный. Он покуривал длинную трубку из розового дерева, прихлебывал кофе, который ему подливал раб, и довольно поглаживал бороду, смакуя каждый глоток.
Памятник искусства Капля нефти
Памятник искусства "Капля нефти" Автор: Сочинения на свободную тему В мире есть много памятников, все они имеют огромное культурное значение для человечества. Например, в столице России, Москве, есть замечательный храм Василия Блаженного, это строение является хранителем нашей истории.
Правда или сострадание По пьесе М.Горького На дне
Правда или сострадание? (По пьесе М.Горького "На дне") Автор: Горький М. Однозначного ответа на этот вопрос не возможно дать. Ведь для каждого есть своя правда. И очень сложно разобрать в пьесе что есть правда, а что есть ложь.
Авраам Халфи: поэт, опередивший свое время
Не знаю, добралась ли я когда-нибудь до стихов Авраама Халфи, если бы не музыка. Но с творчеством этого необыкновенного актера и поэта мне посчастливилось познакомиться именно благодаря тому, что оно воплотилось в песнях.
Хасид и талмудист
Чужеязычность . Поэзия и кабала. Пастернак и хасидизм. Мандельштам и талмудизм.
В чём красота и мудрость русских обрядов
Автор: Сочинения на свободную тему У всех народов есть свои традиции и обычаи. Например, у всех есть обычай отмечать дни рождения, а вот как их отмечают в разных странах - это уже обряд. Есть обряды семейные и календарные. К первым относятся обряды сватовства, свадеб, рождения. Календарные обряды связаны со сменой времён года.
Толстой Волк
Лев Николаевич Толстой Волк Толстой Лев Николаевич Волк Л.Н.Толстой ВОЛК Был один мальчик. И он очень любил есть цыплят и очень боялся волков. И один раз этот мальчик лег спать и заснул. И во сне он увидал, что идет один по лесу за грибами и вдруг из кустов выскочил волк и бросился на мальчика.
В чём драма Ивана Флягина
Автор: Лесков Н.С. Иван Флягин – крепостной крестьянин. Он молитвенный сын, то есть его мать обещала богу. Он об этом узнал только во сне. К Ивану во сне явился монах, и сказал, что тот (то есть Иван) должен служить богу, что он будет несколько раз умирать, но не умрёт. Иван обо всем забыл. Детство его повлияло на дальнейшую жизнь.
Театры Омска
Театры города Омска. Омский академический театр драмы. Музыкальный театр. Театр для детей и молодежи Театр актера, куклы, маски "Арлекин". Камерный "Пятый театр". Театр драмы и комедии "Галерка". Театр-студия Любови Ермолаевой. Лицейский театр.
Израиль 2
Введение 1 Происхождение названия 2 Границы 2.1 Оккупированные территории 3 Физико-географическая характеристика 3.1 Геология и рельеф 3.1.1 Полезные ископаемые
История Израиля
Введение 1 История древнего Израиля и Иудеи 1.1 Древнейшая история 1.2 Ранняя история 2 История Палестины в средние века 2.1 Византийско-персидский период
Кон, Авраам
Авраам Кон (1 января 1807(18070101), Залужаны, Богемия - 7 сентября 1848, Лемберг, Галиция). Он был первым реформистским главным раввином Львова ( Лемберга ). Согласно многим свидетельствам того времени, причиной его смерти было отравление.
Арпан
Арпа́н (фр. arpent) — старинная французская единица измерения длины, равнявшаяся 180 парижским футам, то есть примерно 58,52 м. Также единица измерения площади, равнявшаяся квадратному арпану, то есть 32 400 квадратных парижских футов или около 3 424,5904 мІ.
История Палестины
План Введение 1 Древнейшая история 2 История древнего Израиля и Иудеи 3 Римский и византийский периоды 4 Арабский период (638—1099) 5 Период крестоносцев (1099—1291)
Виленский гаон
План Введение 1 Биография 2 Философская концепция 3 Общественное влияние 4 Ученики 5 Книги 6 Память Список литературы Введение Элияху бен Шломо Залман (1720, Селец, Брестское воеводство, Польша, ныне Брестская область, Белоруссия — 1797, Вильно, ныне Вильнюс, Литва; известен как Дер вилнер гоэн — Виленский Гаон, Ха-гаон хе-хасид — Благочестивый гаон, Элияху Гаон, Ха-Гра — акроним ха-Гаон рабби Элияху) — раввин, каббалист и общественный деятель, один из выдающихся духовных авторитетов ортодоксального еврейства.
Иерусалим - столица королевства крестоносцев
В 1095 году папа римский Урбан II призвал католиков Европы освободить из рук неверных главную святыню христианского мира - Гроб Господень. На его призыв быстро откликнулись правители разных стран Западной Европы.
Водоёмы Эстонии
Реферат По географии На тему:’’Реки Эстонии” Автор: Дудаков Дмитрий Маардуская Гимназия 7 В класс Самые крупные реки Эстонии Но есть.Самые крупные реки это Емаыги,Нарва,Пярну и Выханду. В реках Эстонии много разнови- Дности рыбы.Большинство рек вподают в моря и озёра,а также в свою речную сестему.Большая река Емаыги,у неё исток в Чуд- ском озере а устье в озере Вырт- сярв.Реки Эстонии связаны меж- ду собой большим колличеством живых существ и бактерий.В Эст- онии есть река пирита которая впо- дает в Финский залив.На реке Пи- рита запрещён ловля рыбы а также строго наказуемо браконерство.Но
Водоёмы Эстонии
Реферат По географии На тему:’’Реки Эстонии” Автор: Дудаков Дмитрий Маардуская Гимназия 7 В класс Самые крупные реки Эстонии Но есть.Самые крупные реки это