Е. Е. Левкиевская
Кукиш, шиш, фига, дуля — жест, символизирующий коитус и имеющий обсценную семантику. Согласно правилам этикета, К. является неприличным жестом, имеющим целью оскорбить и унизить того, кому его показывают, а также способом выразить крайнее неприятие, резкий отказ, смешанный с презрением. В магической практике К., наряду с другими жестами, обозначающими коитус и гениталии, является универсальным оберегом, способным отгонять опасность, особенно сглаз и нечистую силу. К. входит в число жестов, распространенных у вост. и зап. славян. У юж. славян, за исключением словенцев, К. почти не известен и осмысляется как заимствование из в.-слав. традиции. Ю.-слав. жестами, синонимичными К., являются «кур» — поднятый вверх средний палец, когда остальные пальцы прижаты к ладони, а также жест, при котором кистью левой руки плашмя ударяют в согнутую в локте правую руку, поднятую вверх (см. Гениталии). Близкое К. охранительное значение имеют т. н. «рога», или «шипак», — ю.-слав. жест, при котором подняты вверх мизинец и указательный палец, а остальные прижаты к ладони. Этим жестом отгоняли от себя мору, вампира или вештицу.
К. — жест, отвращающий сглаз и порчу, а также нечистую силу. Чтобы защитить себя или ребенка от сглаза, следовало незаметно сложить кукиш (в.-слав.). В Полесье, чтобы предотвратить порчу ткущегося полотна, хозяйка сквозь кросна показывала К. вошедшему в дом постороннему человеку, а когда он выходил из хаты, она показывала К. ему вслед; иногда в подобном случае показывали два кукиша через ниты (волын.). По словен. верованиям, чтобы никто не сглазил работу при сбивании масла, следовало плюнуть в маслобойку и показать К. Демонстрация К. в охранительных целях часто сопровождалась другими отгонными действиями, например, вслед обладателю «злого» глаза бросали уголь, соль, кусок кирпича от печки и т. п.
В полесской традиции показывание К. было средством отгона вихря — при его приближении складывали К. правой рукой; впрочем, в некоторых случаях существовал запрет показывать К. вихрю, чтобы не разозлить его еще больше. При встрече с волком, чтобы отогнать его от себя, следовало отвернуться, а левой рукой показать ему К. (ПА, брест.); К. показывали и для того, чтобы отогнать собаку (ПА, гомел.). Для ограждения себя от возможного зла при встрече на дороге с незнакомыми людьми предписывался более сложный прием (на Рус. Севере его называли сеечкой) — следовало, повернувшись задом к встречным людям, наклониться и показать им К. между ног (с.-рус.). Согласно полесской быличке, К. отгоняет даже смерть — женщина не могла умереть, потому что показывала К. пришедшей за ней Смерти, но когда разжала руки, сразу умерла.
У вост. и зап. славян К. — способ опознания ведьмы и колдуна, а также их обезвреживания. К. или два К. показывали ведьме, чтобы она не смогла испортить человека (полес.) или сглазить девушку (с.-пол.), два К. показывали колдуну, чтобы он не наслал на человека икоту (рус. архангел.). Часто при встрече с ведьмой или колдуном предписывалось показывать К. тайно — в рукаве или в кармане (бел.). Считалось, что колдун или ведьма не могут спокойно пройти мимо человека, сложившего в карманах два К., и обязательно чем-нибудь выдадут себя, например, начав ругать или задирать этого человека (укр.). В другом случае, чтобы опознать ведьму, следовало накануне воскресенья пойти к дому предполагаемой ведьмы, стать спиной к глухой стене, повернуть назад голову, плюнуть, подуть и показать К. в сторону стены. На следующее утро ведьма придет к этому человеку и спросит его, зачем он показывал ей К. (укр.).
Часто демонстрация К. источнику опасности сопровождалась приговором типа: «На тобё, штоб до пары, да иди» (ПА, ровен.); «Ражон табе у горла, дзяркач у зубы, соль у вочы» (ПДМ:141). В Полесье, показывая К. вихрю, говорили: «Ось тобй дуля, куда дуля, туда и ты» (ПА, Житомир.), или: «Вихор, вихор, на табё дуля» (ПА, гомел.). Приговор с упоминанием К. мог заменять соответствующий жест в охранительных целях. Например, чтобы предотвратить т. н. «зное» (болезнь ребенка, возникающую при встрече детей одного возраста), вынося ребенка на улицу, мать говорила: «А зное Бог понёс, а матерам дуля под нос» (ПА, гомел.).
Имеется одно полесское свидетельство о том, что К. мог быть не только жестом, но и специально сделанным амулетом, вырезанным из дерева и прикрепленным к ткацкому станку, чтобы защитить полотно от сглаза (ПА, бреет.).
В медицинской практике глазную болезнь «ячмень» лечили, поднося к глазу К. (в.-слав.) и произнося: «Глазной кукиш, на тебе шиш» или: «Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, / Что хочешь, то купишь, / Купи себе топорок, / Руби себя поперек». После чего на глаз плевали (рус., СМ2:271). Иногда это делал сам больной, иногда неожиданно поднести К. к глазу больного должен был посторонний. К. упоминается в некоторых фольклорных текстах. Например, в полес. веснянках говорится, что весна принесла «Девкам цибули, а хлопцам по дули» (ПА).
Список литературы
Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л., 1990; РСев 1992:119; ЖТК:288,461; Зеч.МБ: 148; Чаjк.СД 5:223; Möd.LMS:411.
Другие работы по теме:
О происхождении названия Кавказ
Как известно, топоним Кавказ впервые упоминается в сочинениях Эсхила и Геродота, т. е. вскоре после завершения процесса Великой греческой колонизации VIII-VI вв. до н. э., частью которого было освоение греками северных берегов Черного моря.
Бумажные денежные знаки как источник изучения финансово-экономических отношений
Общие подходы к изучению бумажных денежных знаков и бон Бумажные денежные знаки относятся к государственным документам, играющим важную роль в системе социально-экономических и политических отношений как внутри страны, так и между государствами. Они являются строго документальными, объективными свидетельствами многих исторических событий в жизни общества.
Языческие верования восточных славян и украинского народа
Особенности духовного развития, верования, традиции и обряды восточных славян и украинского народа в дохристианский период, основные этапы развития. Языческие боги и богослужение, жречество, капища; праздники, особые обряды; мир в представлении славян.
Русские заговоры
История исследования жанра заговора. Заговорно-заклинательная традиция Тамбовской области. Жреческое сословие Древней Руси как носители наиболее древней формы заговоров. Способы "избавления от болезней". Структура заговоров и семантика их образов.
Особенности подросткового общения 2
Особенности подросткового общения Описание: Введение Глава 1 Общая характеристика общения 1.1. Понятие и виды общения 1.2. Роль общения в психическом развитии человека
Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками
Понятие и виды общения. Роль общения в психическом развитии человека. Особенности общения подростка со взрослыми. Стили родительского общения и воспитания. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение со сверстниками противоположного пола.
Технократия
Эволюция технократических процессов Правительство, сформированное С. Кириенко весной 1998 г., почти сразу же журналисты окрестили "кабинетом технократов". Между тем понятие "технократия" имеет глубокое научное содержание, и признание правомерности применения данного понятия к современному российскому правительству будет означать вступление нашей страны в принципиально новый этап развития.
Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
Автор: Гоголь Николай. Прекрасный человек Иван Иванович! Какая славная у него бекеша! Когда сделается жарко, Иван Иванович скинет с себя и бекешу, отдыхает в одной рубашке и глядит, что делается во дворе и на улице. Дыни — его любимое кушанье. Скушает дыню Иван Иванович, а семена соберет в особую бумажку и напишет на ней: «Сия дыня съедена такого-то числа».
Пир после Победы
Автор: Астафьев В.П. Пир после Победы Сергею Павловичу Залыгину -- земляку Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждались одни только радости. В немыслимо яркий, ослепительный день спешил я в родную деревню по левой стороне Енисея, по дачной местности. На правой, гористой стороне, где проходит сейчас асфальтовая дорога на Дивногорск, пути тогда были худые, за войну и вовсе задичавшие.
Поездка в прошлое
Автор: Абрамов Ф.А. Снегопад застал их на середке реки. Вмиг стало слепо, бело, залепило глаза — неизвестно, куда и ехать. Выручили пролетавшие где-то над головой гуси: закричали, заспорили суматошно — видать, и они растерялись в этой заварухе. Вот тогда-то Власик, прислушиваясь к их удаляющемуся гомону, и сообразил, в какой стороне юг, ибо куда же сейчас лететь птице, как не в теплые края.
Окуджава и аристократическая линия русской литературы
Слово «солдат» очень точно определяет место поэта-аристократа и в искусстве, и в самой жизни. Солдат не строит наполеоновских планов, не проповедует, не посылает никого в бой. У солдата есть присяга и судьба. А еще три великих судьи.
Этимология слова шишок
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. С. М. КИРОВА КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА СООБЩЕНИЕ ПО ЭТИМОЛОГИИ СЛОВО «ШИШОК» Выполнила: студентка 1 курса 3 группы
"Анна Снегина"
Поэма "Анна Снегина" справедливо считается одним из наиболее крупных по значению и масштабу творений Есенина, произведением итоговым, в котором личная судьба поэта осмыслена в связи с народной судьбой.
Молодежь
Автор: Андреев Л.Н. Леонид Андреев Молодежь Ученик восьмого класса Шарыгин дал пощечину своему товарищу Аврамову и чувствовал себя правым и оттого радостным и гордым. Аврамов получил пощечину и был в отчаянии, смягчавшемся лишь сознанием, что он, как и многие другие в жизни, пострадал за правду.
Васюткино озеро
Автор: Астафьев В.П. Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название.
Мартов и Абрамович
Автор: Аверченко А.Т. Сказка про белого бычка. Существуют на свете два молодых человека - прекрасных, как майское утро, и обаятельных, как принцы из волшебной сказки... Это - Мартов и Абрамович. Они - эсдеки. Они издают газету "Социалистический Вестник". И носятся слухи, что эту газету даже кто-то читает.
Влияние современной детской литературы на детей
Детская литература, ее основные функции, особенности восприятия, феномен бестселлера. Особенности образов героев в современной детской литературе. Феномен Гарри Поттера в современной культуре. Стилистическое своеобразие современной детской литературы.
Фаллический культ в истории культуры
Значение и суть фаллического культа, его проявление в разных странах мира. Поклонение фаллосу как продолжателю жизни и символу мужской силы и фертильности является культом. Прочие эротические символы, их значение, сущность и характеристика особенностей.
Евгений Иванович Замятин. Уездное
Уездного малого Анфима Барыбу называют «утюгом». У него тяжелые железные челюсти, широченный четырехугольный рот и узенький лоб. Да и весь Барыба из жестких прямых и углов. И выходит из всего этого какой-то страшный лад.
Аграрная политика Столыпина
Одним из средств гашения самых острых социальных конфликтов в обществе и остановки антиимперских освободительных движений Столыпин видел в проведении аграрной политики на селе.
Прощай, подплав!
Конец XVII века дал начало военному флоту Великой России. XX век подарил ей флот подводного плавания - ПОДПЛАВ. 6 марта (19-го по новому) 1906 года Государь Император Николай II повелел "числить подводные лодки как самостоятельный класс боевых кораблей".
Фигуры речи
Классификация изобразительных средств. Специальные средства изобразительности словесные фигуры. Фигуры мысли. Тропы. Неспециальные средства усиления изобразительности. Анадиплозис. Парцелляция. Инверсия.