И.Вороницын
Сильный толчок к дальнейшему развитию деизма дала философия Джона Локка (1632—1704), раз навсегда покончившая с учением о врожденных идеях, т.-е. идеях, приносимых будто бы душою в телесный мир и в одинаковой степени присущих всем человеческим существам.
Главным источником всякого познания, по Локку, является чувственный опыт; через него прошло все содержание человеческого ума. Чувства, ощущения — вот материал, который перерабатывается в мыслительном аппарате, в мозгу. Второй источник — самонаблюдение, это — внутренний опыт, т.-е. наблюдение над тем, как перерабатывается полученный через внешние органы материал, т.-е. тоже деятельность мозга. Эти два рода опыта есть «единственные окна», через которые проникает свет в первоначальный мрак разума.
Подвергая критике прирожденные идеи, Локк устанавливает, что «откровение» не может дать нам никакого простого понимания, основанного на прямом опыте, и потому не приводит к действительному расширению наших знаний. Вера и знание различные вещи. Но Локк, однако, не доходит до отрицания за верой всякой истины. Целый ряд уступок религии в значительной степени ослабляет революционное (для буржуазного общества) значение его философии.
Мораль евангелия он считает высшей формой человеческой нравственности. Хотя понятие о боге и не врожденное, так как существуют народы, не имеющие этого понятия, а представления других народов и даже отдельных людей о божестве часто ни в чем не совпадают, однако, следы мудрости и могущества, следовательно и существования бога, видны во всех творениях. Поэтому о бытии бога мы знаем вернее, чем даже о вещах, непосредственно открываемых нашими чувствами. Мы существуем, следовательно существует бог. Но человеческий ум ограничен и не может постигнуть ни свойства бога, ни его намерений. То же следует сказать и о бессмертии души: как во всех вопросах, относящихся к божественным вещам, человеческий ум блуждает здесь в полных потемках. Локк считает бессмертие души очень вероятным, но разуму не дано открыть всей истины; бессмертие души — дело веры.
Практически вера в бога и в бессмертие души обязательна. Люди, отрицающие эти практические требования разума, заслуживают всяческого порицания. Отсюда отрицательное отношение Локка к атеизму, доходившее до того, что, составляя конституцию для американского штата Каролины, он лишил прав гражданства в нем атеистов. Он был убежден, что человек, отрицающий бога, не может считать для себя обязательными обещания, договоры, присягу, словом, все, что служит целям общественного союза. Как в XVIII веке Руссо, а в эпоху Великой Революции Робеспьер, выражавшие в эти области одинаковые взгляды, он был истинным выразителем интересов буржуазии. Да и не только в этой области. Марксистам вряд ли нужно напоминать отзыв Маркса о Локке по поводу спора последнего с министром финансов о перечеканке монет. Локк, говорит Маркс, «отстаивал новую буржуазию во всех формах, представителей промышленности против рабочего класса, торговцев против старомодных ростовщиков, аристократов капитала против государственных должников, и даже в одном своем сочинении рассматривал буржуазный ум, как нормальный человеческий ум». «Естественная религия» или «разумное христианство» (название одного из сочинений Локка) было подлинной буржуазной религией: оно было выгодно, как оружие против слишком властолюбивых замашек церкви, еще не признавшей в молодом классе своего господина, и против народных масс, у которых безверие всегда шло об руку с мятежом против власти. У Локка, как и у других представителей передовой буржуазной мысли, религия была формой политики. И не чем иным.
Локк замечателен во многих отношениях. И оттого его влияние на развитие общественной мысли XVIII века было весьма многообразным. Ни один мыслитель, если не считать французских просветителей, взятых в целом, не дал такого среднего, типового, так сказать, выражения совершавшегося в то время в Западной Европе освобождения буржуазного общества из феодальных рамок. Декларация прав Французской революция в своем зародыше уже содержится у Локка.
Люди, рождаются равными и свободными, всякое рабство противоестественно. Монархический абсолютизм противоречит этим правам и потому незаконен. Право индивидуальной собственности провозглашается священным, при чем Локк выводит его не из законов, обычаев или просто факта захвата, а из производительной деятельности, из труда. Этот индивидуализм противопоставляется у него коммунизму основанному на признании верховных прав в области собственности за государством. Далее, он устанавливает теорию разделения законодательной и исполнительной власти, рассматривает народ, как источник власти. Эти теории в период юности буржуазного общества и в эпоху его борьбы с феодализмом и абсолютизмом диктовались классовыми интересами, и мы встречаем их в XVIII веке почти всюду. Наконец, в отношении церкви Локк высказывается за отделение ее от государства и за полное невмешательство светской власти в вероисповедные дела. Он был проповедником полной терпимости с одним лишь исключением — для атеистов.
Другие работы по теме:
Локк
Джон Локк (John Locke, 1632-1704) - один из наиболее выдающихся английских мыслителей второй половины XVII в. Его философское учение оказало решающее влияние на основные философские искания и дискуссии в XVIII в.
Шотландская школа здравого смысла
— философская школа, образовавшаяся в Шотландии в конце 18-го начале 19-го веков. Она образовалась как критическая реакция на таких английских философов, как Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. Самыми заметными её представителями являются Томас Рид и Уильям Гамильтон, который соединил подход Рида с философией Иммануила Канта.Другими крупными представителями этой школы были Джеймс Битти и Дугальд Стюарт.Это школа повлияла на мыслителей не только Европы, но и Америки, среди последних, например, прагматист Ч.
Джон Локк
Вехи жизни и творчества. Социально-политические воззрения. Истоки и содержание познания. Усложнение опыта. Роль языка и проблема субстанции. Виды знания и степени достоверности. Философия Локка оказала воздействие на развитие англосаксонской философии.
Философия Джона Локка
ДЖОН ЛОКК. Первым, в наиболее общем виде, задачу исследования происхождения, достоверности и объема человеческого знания поставил перед собой английский философ, врач по образованию и политик по роду своей практической деятельности, Джон Локк (1632-17-4). В своем главном научном труде
Джон Локк
Учение Джона Локка "Два трактата о правлении".
Бесконечность в философии
Бесконечность в философии-понятие, употребляемое в двух различных смыслах: качественная Бесконечность, выражаемая в законах науки, количественная Бесконечность, выступающая как неограниченность процессов и явлений.
Эмпиризм
Основоположником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561-1626). По Бэкону, традиционные учения представляют собой не более чем набор бесполезных слов, пустых по содержанию.
Закон соответствия
Взаимодействие производительных сил и производственных отношений подчиняется закону соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил.
Основные черты философии нового времени
Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники.
Джон Локк. Государство и право
Учение Локка о государстве и праве. Джон Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое учение в труде “Два трактата о государственном правлении”.
Джон Локк о политике и власте
МОСКВА 2010 Введение 3 Британский педагог и философ 4 Учение о государстве и праве 7 Заключение 12 Использованные ресурсы 13 Введение Джон Локк - выдающий мыслитель ХVII века, во многом определивший общественные настроения своей эпохи. Очень мало педагогов и философов, чьи идеи пользовались бы столь широкой популярностью во всем мире.
Джон Локк теория развития государства
НОУ ВПО «Московский психолого — социальный институт» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ на тему Джон Локк: теория развития государства.
Концепция разделения властей Дж. Локка
СОДЕРЖАНИЕ: Введение………………………………………………………………….3 Глава 1: « Политические воззрения Джона Локка »…………………..5 Глава 2: «Основные идеи концепции разделения властей Джона
Тема Кол-во страниц
Арбекова Т. И. Лексикология английского языка. – М.: Высшая школа, 1977. – 240 с
по Истории политических и правовых учений
ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет» Институт государства и права Кафедра теории и истории государства и права Контрольные задания по истории политических и правовых учений
Джон Локк 3
Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии.
Локк, Джон
Введение 1 Биография 2 Философия 3 Педагогические идеи 4 Политика 5 Библиография 6 Важнейшие сочинения 7 Интересные факты Список литературы Введение
Философия XVII века
План Введение 1 Европа 2 Список философов XVII века 5 Внешние ссылки Введение Философия XVII века в Западном мире рассматривается в основном как начало философии Нового времени, и оступление от средневекового подхода, в особенности от схоластического.
Автобиография Локка
Автобиография XVII век не только в Англии, но и в континентальной Европе был веком взлета и обновления человеческого духа, коренной ломки отживших свой век социально-экономических и политических порядков, окостеневших духовных-научных нравственных, эстетических, философских традиций.
Политическая концепция в учении Джона Локка
1. Конструкция “естественного права” и концепция происхождения государства. 2. Интерпретация равенства. 3. Три (прирожденных) права личности в “Трактате о государственном правлении”
Локк о государстве и праве
ЛОКК О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Джон Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое учение в труде “Два трактата о государственном правлении”. Его политическая концепция, раскрытая в данной работе , основывается на критике абсолютизма и рассматривает развитие общества как переход от естественного состояния к гражданскому самоуправлению.
Локк Джон
Локк (Locke) Джон (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. В 'Опыте о человеческом разумении' (1689) разработал эмпирическую теорию познания.
Теорії природного права та суспільного договору
Тема: . План. Епоха відродження як етап у розвитку політичної думки. Політико-правові ідеї Реформації. Наприкінці XVI - в першій половині XVII ст. у політичній науці активно розвиваються теорії природного права та суспільного договору, розробниками яких були Г.Грацій, Т.Гоббс, Б.Спіноза, Дж.Локк та ін.