А.Л. Баркова
"Теогония" ("О происхождении богов") - поэма Гесиода. Написана в начале VII века до н.э. Своей целью античный поэт ставил систематизацию греческой мифологии, четкое изложение родственных связей между богами, стихиями, божествами, чудовищами. Как универсальный справочник по генеалогии греческих богов поэма не потеряла своего значения и по сей день. Но, бесспорно, ее ценность не только в этом. Несмотря на то, что Гесиод жил после Гомера, он отражает в поэме более архаическое мышление, чем легендарный слепец. Гесиод воскрешает многие мифы, поражающие своей архаической жестокостью (например, об оскоплении Кроном Урана) и находящие параллели в мифологии других народов Средиземноморья и Древнего Востока. Так, история борьбы между тремя поколениями богов несет черты заимствования у хеттов, где небесного бога Ану свергает, оскопив, бог земли Кумарби (оружие Крона - серп - указывает на последнего как на бога земли), которого, в свою очередь, свергает бог грозы Тешуб, родившийся из головы Кумарби (ср. победу Зевса над Кроном и миф о рождении Афины). Хотя победа громовержца над силами земли - общемифологическая черта, но борьба трех, а не двух поколений богов есть черта специфическая. Еще более архаическим предстает миф о рождении Афродиты из моря, который, вероятно, изначально не был связан с мифом об оскоплении Урана. Перед нами общемировой миф о появлении из первозданного хаоса, который в мифологии имеет вид темных вод, богини света и тепла (красота и любовь отождествляются с этими стихиями). Афродита предстает у Гесиода почти как первобогиня. Не менее значим у него и образ Гекаты, кажется, возвеличенной поэтом более, чем было в действительной религии того времени. В разработке генеалогии богов Гесиод весьма последователей. Вначале из хаоса возникают стихи, неантропоморфные вовсе или антропоморфные крайне слабо: Гея, Тартар, Ночь, Мрак и как первоогонь Эрос. Гея как богиня-мать порождает первые стихии без мужа, а затем становится женой своего сына Урана. Почти все их потомство - и чудовища, и титаны - связано с силами земли и преисподней. Перечисление этого потомства превращает поэму в ряд каталогов, скучных для современного читателя, но весьма важных в античности. С появлением в сюжете Зевса и началом титаномахии повествование обретает динамичность и яркую выразительность. Таковы картины вселенской битвы, в которой Зевс разит врагов молниями, а сторукие великаны мечут камни и скалы, таково описание боя Зевса со змеем Тифоном. Особое место в сюжете занимает рассказ о вражде Зевса и Прометея, где будущий эсхиловский правдолюбец, представлен исключительно как плут, досаждающий царю богов своими проделками и терпящий справедливую кару. К рассказу о Прометее примыкает миф о Пандоре, женщине, сотворенной богами на беду людям; излагая этот миф, Гесиод выступает как ярый женоненавистник.
Еще одна художественная особенность поэмы - попытки описания хаоса, Тартара, мироздания, лишенного бытия. Это описание сил, перед которыми "даже и боги трепещут" есть, видимо, поэтический образ, исходящий от самого Гесиода, а не от предшествующей мифографической традиции.
Значимость "Теогонии" далеко выходит за рамки античной литературы: эта поэма отражает архаическую мифологию настолько ярко, что оказывается незаменимой при изучении архаики любого народа.
Русскому читателю поэма известна в переводе В.В. Вересаева. Оригинальную версию титаномахии дает современный роман Г. Л. Олди "Герой должен быть один".
Лит.: Пластов Г. Теогония Гесиода и Прометей. СПб., 1897; Лосев А.Ф. Гесиод и мифология // Ученые записки Московского гос. пед. ин-та, 1954, Т.83; Schwalbe H. Неsiod. Theogonie: Eine unitarische Analyse. Wien, 1966.
Другие работы по теме:
Эстетика Древней Греции
История становления искусства Древней Греции, его связь с восточной эстетикой и развитие философских течений в первых античных школах. Отражение важнейших эстетических категорий - красоты, гармонии и меры в трудах выдающихся мыслителей Древней Греции.
"Конец истории" и "Последний человек" Ф. Фукуямы
"Конец истории" как философская проблема. Концепция "Конца истории" Ф. Фукуямы. Понимание исторического развития Ф. Фукуямы. Влияние идеологии на развитие истории. Проблемы современности обнажили различного рода "угрозы" человеческому существованию.
Геракл
Геракл - величайший герой Эллады. Образ Геракла в догомеровскую эпоху и в гомеровском эпосе. Геракл в произведениях Гесиода.
«Пополь-Вух»
“Пополь-Вух” (“Книга народа”) - эпос индейцев киче (народ майя; Центральная Америка). Вероятно, первоначальная версия книги, написанная пиктографическим письмом, погибла в ходе испанского завоевания.
Происхождение богов и людей
Отождествляя ближневосточных богов с персонажами своей собственной мифологии и сочетая рассказы о них со своими мифами, греческие авторы создали ряд сложных и часто противоречащих друг другу систем.
Орфики
Античная предфилософская мифология существовала в трех разновидностях: гомеровской, гесиодовской и орфической. При этом третья разновидность существенно отличается от первой.
Зевс
Зевс, Дий (Zeuz) - верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс - исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает "светлое небо".
Гесиод
Место дидактического эпоса. Произведения Гесиода. Стиль Гесиода. Общая характеристика творчества Гесиода.
Место Гесиода в поэзии античности
Древнегреческий поэт VIII-VII вв. до н. э. Биография Гесиода. Дидактические поэмы "Труды и Дни" и "Теогония". Школа Гесиода. Оценка поэзии Гесиода. Мировоззренческий пессимизм, отразившийся в концепции смены времен и поколений.
Крылатые слова в мифах Древней Греции
Литературные памятники: от мифологии - к духовной жизни гражданина, рождение древнегреческой драмы и театра. Рассмотрение конкретных примеров из античной мифологии, которые и сегодня часто используются как крылатые слова и фразеологические выражения.
Духовная и художественная культура Греции
Когда мы говорим о древней элладе как непрерывном культурном феномене, мы должны помнить о том, что, как и в любой культуре, представления людей о мире и его основах подвержены эволюции.
Крылатые выражения
из древнегреческой мифологии 1. Авгиевы конюшни. В греческой мифологии Авгиевы конюшни — обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день героем Гераклом (Геркулесом): он направил через конюшни реку, воды которой и унесли весь навоз. Миф этот впервые сообщен греческим историком Диодором Сицилийским (1 в. до н. э.).
Контрольная-тест по культурологии
Культура Древнего Египта. Образы в символике древнеегипетского фараона. Основные символы древнеегипетской культуры. Культура Древней Индии. Хараппская цивилизация. Культура Древнего Китая. основные нравственные ценности, прививаемые конфуцианством.
Культура Древней Греции: Гомер и Гесиод
Исследование ранних литературных памятников, произведений, созданных Гомером и Гесиодом. Исторические сведения, особенности литературного творчества Гомера. Язык гомеровских поэм, Гомер в античности, загадка личности Гомера. Особенности мифологии Гесиода.
Гесиод
Если Гомер полулегендарен, то Гесиод - историческая личность. Его произведения - плод индивидуального творчества. Однако в мировоззренческой части своего творчества Гесиод скорее систематизатор мифов, чем их творец.
Египет
Древнейшая культура человечества - древнеегипетская, она относится к IV - II тыс. до н. э. Народы Египта раньше, чем другие народы, вступили на путь социальных отношений и создания великих цивилизаций.
Гесиод
Второй известный греческий поэт, автор эпических поэм — это Гесиод, живший в конце VIII в. до н. э. или в начале VII в. до н. э. в Центральной Греции, у подножья горы Геликон. Сохранилось два его сочинения: "Теогония" и "Труды и дни".
VIII век до н. э.
Содержание 1 События 1.1 События, условно относимые к 800 году 1.2 События, условно относимые к 750 году 2 Важные персоны 3 Обоснование датировок 4 Правители
Религия Древнего Египта 2
Религия Древнего Египта – весьма интересное и многообразное явление. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д.
690-е до н. э.
Важнейшие события Ок.700 — Клерухи Самоса выведены на полуостров Микале в местность Перрайю. Ок.700 — Коринфянин Аминокл построил на Самосе четыре первые триеры.
Историческое время в понимании древних греков
Культурные аспекты восприятия времени. Космическая статика исторического времени в древнегреческой культуре. Гесиод и его исторические циклы. Особенности представления об историческом времени в культуре Древней Греции.
Великое переселение народов
Согласно очень многим историческим источникам и преданиям, в частности "Тайттирии-Брахмане", "Ведах", "Авесте" упоминается прародина людей, где год делился на один долгий день и одну долгую ночь.
Хтонизм Геракла (по материалам античного Херсонеса)
Одним из наиболее почитаемых героев античного Херсонеса был Геракл. Могучий герой считался покровителем города и его сельскохозяйственной округи (хоры), защитником, спасителем не только всего Херсонесского государства, но и отдельных граждан. Находки, полученные в результате раскопок в Херсонесе и на его хоре, доказывают сложность культа этого героя.
Орфей
В отличии от Гесиода, Орфей - личность абсолютно легендарная. В Древней Греции существовал миф об Орфее, великом певце и стихотворце, который спускается в Аид, чтобы вернуть на землю свою погибшую от укуса змеи жену Эвридику.
Якоб Бёме
Бёме (Bohme) Якоб (1575—1624) — немецкий протестантский мистик-визионер, теософ и богослов.
Людвиг Фейербах
Антропологический материализм Фейербаха. Основная историческая заслуга Л. Фейербаха. Материалистическое учение о познании. Учение о морали.
Гесиод
Гесиодовский миф о пяти веках. Биография Гесиода.