Реферат: Социальная работа с молодежью 4 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Социальная работа с молодежью 4

Рефераты по социологии » Социальная работа с молодежью 4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ _____________________________________________________________________________

Филиал в г. Электросталь


Специальность: «Социальная работа»


Курсовая работа

по дисциплине

«Теория социальной работы»

на тему:

«Социальная работа с молодежью»


Работу выполнила:

Студентка 3 курса

очного отделения

группы ДС-6

Михайленко В.В.


Принял:

Турчанинова Т.В.


Электросталь

2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..………...3

ГЛАВА 1 . Особенности социальной работы с молодежью

§ 1. Молодежь как особая социальная группа…………………………….6

§ 2. Государственная молодежная политики……………………………...10


ГЛАВА 2 . Социальная работа с молодежью

§ 1. Структура социальных служб по делам молодежи…………………..17

§ 2. Система социальной работы с молодежью…………………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….27


ВВЕДЕНИЕ

Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие перемены.

Актуальностьданной работы состоит в том, что в настоящее время происходит обострение социальных проблем, затрагивающих права и интересы молодежи. Поэтому вопрос о социальной защите молодежи наиболее важен.

В связи с рыночной экономикой и слабой, сокращающейся материальной базой возникают следующие проблемы:

социальная незащищенность молодежи в сфере труда;

отставание уровня образования от современного уровня наиболее развитых стран, падение престижа профессионально-технического образования;

низкие заработки, стипендии, трудности с вторичной занятостью, отсутствие качественных недорогих товаров;

сокращение материальной базы для организации культурного досуга молодежи;

изменение образа жизни молодежи и брачно-семейных отношений.

В настоящее время участились случаи антиобщественных явлений. Они носят социальный характер. Снижение духовности и нравственности в обществе ведет к неуверенности в настоящем и будущем. Рост социальной несправедливости, недоверие к органам власти приводит молодежь к участию в актах гражданского неповиновения, массовых беспорядках, межнациональных конфликтов.

Отсутствие жизненного опыта, умения адекватно оценивать себя, свои поступки и проступки окружающих приводят к растерянности, отсутствию перспектив, появляются чувства ненужности, одиночества, что толкает молодого человека в криминальную среду или к самоубийству.

Поэтому молодежь нуждается в защите и поддержке на всем пути ее становления.

В процессе написания работы была обработана современная литература по проблеме социальной защиты молодежи, изучен обширный практический материал.

Объектом исследования данной работы является молодежь.

Предмет изучения– деятельность органов социальной защиты, направленная на социальную поддержку молодежи.

Цель рассматриваемой работы - проанализировать подходы к формированию социальной работы с молодежью, выбрать оптимальные методы, способствующие эффективной самореализации молодежи.

Задачи:

Рассмотреть молодежь как особую группу.

Выявить основные проблемы социальной работы с молодежью.

Сформулировать основные программы по социальной защите молодежи.

Методология исследования.

Работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области социальной защиты, а также нормативные и законодательные акты, регулирующие процессы социальной работы в Российской Федерации легли в основу теоретико-методологической части исследования.

Эмпирическая база исследования основывается на анализе опыта социальной работы с молодежью в разных городах.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретическую основу данного исследования составили научные труды Павленка П.Д., Шубкина В.Н., Холостовой Е.И. и других авторов, в которых рассматривались такие проблемы как сфера личной жизни молодежи, молодежная политика и ее особенности.


Нормативно-правовая база.

Конституция РФ, Федеральный закон «О государственной поддержки молодежных и детских объединений» принят Государственной Думой 26 мая 1995 года.


Глава 1. Особенности социальной работы с молодежью.

§ 1. Молодежь как особая группа.

Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления.

Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежи относят население в возрасте между 14-ю и 30-ю годами.

Нижняя возрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей.

Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – семейной и внесемейной социализации.

Социализация – это процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Каждому молодому человеку необходимо усвоить выработанные обществом и различными группами норм ценностей, установки, представления и стереотипы.

Современная молодежь как социальная группа характеризуется некоторыми особенностями и общими чертами.

По данным ежегодного Доклада Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи Правительству России о положении молодежи за 1998-1999 гг., число граждан на октябрь 1999г. в возрасте от 15 до 29 лет составляло 32,2 млн.человек, или 22% от численности населения. Как отмечают разработчики доклада, современная демографическая ситуация характеризуется сложившимся с 1992 г. отрицательным естественным приростом.1 Можно прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны.

Ухудшение состояния здоровья населения России, по оценке экспертов, не имеет прецедентов в индустриально развитых странах в мирное время.

Значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний.

Молодому поколению россиян начинает всерьез угрожать СПИД. Первый случай заболевания СПИДом выявлен в России в 1987 году и с каждым годом число больных растет с огромной скоростью.

К факторам, неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. Высокими остаются показатели самоубийств молодых людей. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу для нормального функционирования всего общественного организма. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации.

Падает количество молодежи среди рабочих промышленности, строительства, транспорта. В связи с изменениями, происходящими в экономике России, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. Вместе с тем отчуждение части молодежи от труда, которое характеризуется нежеланием молодых людей работать хорошо и качественно, отсутствием стремления к профессионально-квалифицированному и должностному росту.

Численность молодежи на селе сократилась, т.к. молодые люди предпочитают работать не в сфере сельскохозяйственного производства, а на городских предприятиях и в организациях. В последнее время многие активно ринулись в сферу торговли. В связи с этим существует опасность появления «потерянного поколения» в период перехода к рынку и дальнейшее расширение социальной базы для пополнения групп риска, криминализации и возрастания уровня насилия в молодежной среде.

Традиционно к группам риска относят лиц без определенного места жительства, занимающихся проституцией, алкоголиков, наркоманов.

Внедрение рыночных отношений в нынешних формах обострило проблему социальной защищенности молодежи в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.

К числу особо тревожных тенденций современной ситуации в молодежной сфере относится:

отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами;

нарастающее падение престижа общего и профессионально-технического образования;

увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и неориентированной на продолжение обучения;

неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях;

снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса – будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

Экономическая реформа обострила серьезные проблемы молодежи в сфере быта. Заработок молодых рабочих и служащих часто ниже, чем в целом у работников госсектора экономики. Создание семей и рождение детей еще более ухудшают материальное положение молодежи. В особенно сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи и семьи с детьми.

Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50 % из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40 % испытывали на себе рукоприкладство родителей.1

Насилие как стиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной сфере. В России свыше 50 % всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте 14-29 лет.

Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики.


§ 2. Государственная молодежная политика.

Социальная работа с молодежью в России осуществляется в рамках государственной молодежной политики и системы социального обслуживания населения. С принятием в 1991 г. Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», который прекратил своё действие с распадом Советского Союза, Указа Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16 сентября 1992 г. № 1075 и постановления Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» от 3 июня 1993 г. № 5090-1 начинается процесс создания структур для реализации государственной молодежной политики, представляющих собой систему органов по делам молодежи, организованных правительствами республик в составе РФ, администрациями областей, краев и автономных округов, мэриями городов. Указом Президента России от 16 сентября 1992 г. создан Комитет РФ по делам молодежи для осуществления целостной государственной молодежной политики в соответствии с требованиями проведения адресной и специализированной социальной политики в отношении различных групп и слоев населения, в том числе такой социально-демографической группы, как молодежь. В целях создания экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодежи одобрена Указом Президента России от 15 сентября 1994 г. № 1922 федеральная программа «Молодежь России».

Согласно принятым законодательным и подзаконным актам под государственной молодежной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.

Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения. Субъектами этой политики являются государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации , а также сами молодые граждане.

Цели государственной молодежной политики:

содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;

создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.

Государственная молодежная политика в силу ее комплексного межведомственного характера осуществляется путем координации программ отраслевых министерств и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этом реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:

принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;

принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должно обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.

Основными направлениями осуществления государственной молодежной политики являются: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий для физического и духовного развития молодежи; поддержка деятельности молодежных объединений и содействие международным обменам.

Цель федеральной программы «Молодежь России» - создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;

создание условий для самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов;

содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемленных категорий молодежи;

внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных организаций и их программ.

Федеральная программа, один из основных документов по развитию государственной молодежной политики, содержит 15 подпрограмм, в том числе и подпрограмму формирования и развития системы социальных служб для молодежи, цель которых – удовлетворение социально значимых потребностей молодежи, оказавшейся в критических, конфликтных ситуациях, ее социальная реабилитация и создание условий для возвращения впоследствии к полноценной жизнедеятельности. За счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также внебюджетных фондов предусматривается формирование комплекса специальных служб для молодежи: молодежных бирж труда, центров социально-психологической помощи, наркологических служб, приютов для подростков и молодежи, учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центров юридической помощи и консультации, служб помощи молодой семье и досуговых центров.

Принцип субсидиарности, или государственная поддержка деятельности детских и молодежных организаций, из которых более 70 осуществляют социальные программы и зарегистрированы в настоящее время на федеральном уровне, реализуется посредством финансирования проектов и программ, представленных в порядке открытого конкурса на рассмотрение компетентных государственных органов. Для финансирования конкурсных проектов в области художественного, технического творчества, экономики, спортивной и физкультурно-оздоровительной, культурно-просветительской работы с детьми и молодежью устанавливается система грантов. Вместе с тем по отношению к таким социально-демографическим группам, как дети, молодежь и женщины, государство должно выработать и закрепить в законодательстве систему гарантий, обеспечивающих защиту данной категории населения с учетом специфики социального положения и социально-психологических особенностей. Особую актуальность в области социальной политики в переходный период модернизации общества приобретает разработка системы социальной защиты семьи, имеющей детей, и молодой семьи.

Социальная защита детей и подростков обусловлена международными обязательствами государств соблюдать Конвенцию о правах ребенка и другими правовыми документами мирового сообщества, регулирующими положение детей, находящихся в особо трудных условиях (сирот и инвалидов), - принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов, обеспечение ребенка продовольствием, гарантии образования и воспитания и другие аспекты охраны детства. Согласно своим международным обязательствам государства – участники международных договоров по правам человека должны строго соблюдать зафиксированные в этих документах права и свободы личности путем принятия законодательных, административных и иных внутренних мер.

Социальная защита молодежи во многих государствах Западной Европы и США осуществляется на основе соответствующего законодательства, деятельности различных социальных служб, общественных объединений и гражданских инициатив при поддержки государственных учреждений и благотворительных фондов.

Для иллюстрации данного положения воспроизведем основные направления социальной защиты молодежи в ФРГ:

предотвращение нахождения молодого человека в местах, которые могут представлять угрозу его духовному или физическому состоянию. К объектам, представляющим опасность для молодежи, относятся публичные дома, наркопритоны, а также места, предрасполагающие молодежь к девиантному поведению. При невозможности устранить угрозу полиция, ведомства по делам молодежи и общественные организации обязаны принять меры административного воздействия;

регламентация нахождения молодых людей в возрасте до 16 лет в местах общественного питания, дискотеках, кафе, закусочных и т.д., в частности прикрепление к ним сопровождающего лица, ответственного за воспитание, или, например, установление временного ограничения приема пищи в кафе;

запрет на приобретение и потребление алкоголя в общественных местах; молодым людям в возрасте до 16 лет разрешается потреблять легкие алкогольные напитки (пиво, вино и т.д.), только если их сопровождают родители;

запрет детям и молодежи до 15 лет курить в общественных местах;

запрет молодым людям в возрасте до 18 лет участвовать в азартных играх, в частности посещать залы игровых автоматов с целью получения выигрыша.

Особо следует отметить ограничения на просмотр порнографических фильмов, видеокассет, приобретение порнографической литературы и литературы, пропагандирующей насилие.

Социальная работа в западноевропейских странах предусматривает также целый ряд мер помощи молодежи в области трудоустройства, переквалификации, организации свободного времени, а также получения пособий.

Для организации этой работы учреждается серия молодежных служб; в частности, в Германии это:

ведомства по делам молодежи, осуществляющие консультации для родителей, детей и молодежи в вопросах воспитания, а также предлагающие многостороннюю помощь при разводах, опекунстве, судопроизводстве молодежи и т.д.;

консультативные пункты для детей и молодежи, куда могут обращаться для решения своих проблем не только дети и молодые люди, но и их родители;

молодежные центры, которые организуют свободное время молодежи, проводят групповую работу, спортивные мероприятия, консультации и реализуют различные образовательные программы, предлагают познавательные экскурсии.


Глава 2. Социальная работа с молодежью.

§ 1. Структура социальных служб по делам молодежи

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельности – социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур. Специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив.

Согласно материалам Сборника нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб системы органов по делам молодежи:

Центр социально-психологической помощи молодежи, предназначенный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, делинквентного и суицидального поведения у данной категории населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов: отдел социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация, и отдел психолого-медико-педагогической помощи, в который входят диагностико-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга;

Центр информации для молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Кроме организации методического обеспечения для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи;

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения, который оказывает консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии. Задачи Центра – оказание помощи криминогенным категориям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находившимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращение рецидива; оказание помощи в трудоустройстве профориентации и переподготовки молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния.

В составе Центра должны быть отдел консультирования по телефону, кабинет психологической разгрузки, школа профориентации и профподготовки, отдел индивидуальной работы с криминогенным контингентом, консультационный пункт;

Консультативный центр для подростков и молодежи, предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи Центра:

обеспечение доступности и современности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и места жительства;

помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;

информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.);

выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодежной среде, молодежной субкультуре;

Приют для подростков, предназначенный для обеспечения временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе. Для достижения этих целей приют:

обеспечивает доступность, современность и эффективность помощи несовершеннолетним;

на основе диагностических бесед составляет социально-психологические характеристики личности детей и подростков, поступивших в приют;

обеспечивает квалифицированное и разностороннее (психологическое, педагогическое, медицинское, юридическое и др.) консультирование несовершеннолетнего в зависимости от конкретных причин социальной дискомфортности;

проводит с проживающими индивидуальные диагностические беседы с целью выявления актуальных для них проблем и степени психологического стресса, оказания всемерной помощи для их разрешения, педагогической коррекции, медико-социальной адаптации и реабилитации;

предоставляет проживающим бесплатное питание;

содействует (выступает экспертом) в принятии юридического решения об изменении или создании новых условий дальнейшей жизнедеятельности несовершеннолетних в семье, на работе, в учебно-воспитательных учреждениях и т.п.;

привлекает к сотрудничеству отечественные и зарубежные организации, индивидуальных лиц, способных оказать моральную, методическую или финансовую поддержку, а также ходатайствует о принятии мер общественного, административного и материального воздействия по отношению к родителям и другим лицам, ущемляющим и нарушающим права и интересы несовершеннолетних по отношению к ним жестокость, а также различные действия, провоцирующие асоциальное поведение, побеги из дома, интернатного учреждения, суицидальные попытки1.

«Молодежные» проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма. Становление же социальных служб осуществляется в современный период в условиях разобщенности отдельных программ и ведомственного противостояния.


§ 2. Система социальной работы с молодежью в Нововибирске.

Эффективность и результативность работы с молодежью в различных регионах России во многом зависит от степени внимания молодежи со стороны руководства или умение руководителей социальных служб найти взаимопонимание с представителями местной администрации.

Так, в Новосибирске, где Комитет по делам молодежи городской мэрии координирует деятельность различных ведомств, успешно реализуется около десятка городских молодежных программ, цель которых – трудоустройство, социальная защита и занятость молодежи, профилактика правонарушений, распространения наркотических и токсических веществ в молодежной среде. Социальная работа с молодежью, в которой используются в основном инновационные методы, имеет следующие направления:

создание новых принципов городской политики по отношению детям и управленческого механизма их реализации;

разработка методов профилактики преступности среди подростков и молодежи, приемов медико-психологической и социально-педагогической коррекции отклоняющегося поведения, оказание социальных услуг и ликвидация репрессивного механизма в работе с подростками;

создание среды обитания и общения молодого человека на основе работы клубов по месту жительства и так называемых клубов общения, в том числе для молодежи с ограниченными возможностями;

создание оптимальных условий для временного трудоустройства подростков, в том числе организация общественных работ на муниципальном уровне.

Особенностью социальной работы в Новосибирске является опережающая деятельность молодежных структур: Комитет по отделам молодежи был образован решением 1-й сессии городского Совета народных депутатов 4 июня 1990 г., т.е. задолго до принятия какого-либо федерального законодательного акта, определяющего молодежную политику как одно из направлений деятельности государственных органов. В этот период наряду с формированием структуры отделов по работе с молодежью были разделены компетенции структур образования, здравоохранения, культуры и спорта. Во взаимодействии с этими органами управления выработан жизнеспособный механизм реального кооперирования в вопросах, касающихся защиты интересов детей, подростков и молодежи. Вышеперечисленные ведомства передали в ведение Комитета по делам молодежи вопросы разработки, создания необходимых условий для подростков, координации и контроля:

в области образования – внешкольная и социальная работа;

в области здравоохранения – социальная адаптация, проблемы наркомании, полового воспитания и т.п.;

в области спорта – развитие детского физкультурного движения по месту жительства, молодежного туризма, нетрадиционных видов спорта;

в области культуры – развитие и поддержка всех форм молодежной культуры, проведение массовых молодежных мероприятий, финансовая поддержка детских творческих коллективов, организация молодежных и детских музыкальных фестивалей и конкурсов.

Как структурное подразделение мэрии Комитет по делам молодежи несет ответственность за организацию физического и духовного развития подростков по месту жительства, их летнего труда и отдыха на территории города, создание условий занятости молодежи, координацию профилактики правонарушений и оказание социальных услуг подрастающему поколению. В сфере профессиональных интересов Комитета входят также вопросы социальной защиты молодежи, создание условий социальной адаптации детей-инвалидов и детей-сирот, развитие молодежной культуры и инновационной деятельности молодежи, поддержка программ различных детских и молодежных общественных объединений.

В мае 1991 г. Комитет по делам молодежи получил полномочия координировать решение наиболее острых проблем детства, реализовывать инновационные проекты в области здравоохранения, образования, досуга, спорта, культуры, касающиеся молодежи. В целях осуществления этой функции при Комитете создано несколько координационных советов (в состав которых вошли специалисты, руководители различных служб и подразделений мэрии), в частности:

координационный совет по охране прав молодежи и социальной адаптации;

координационный совет по предупреждению употребления и распространения наркотических и токсических веществ в молодежной среде;

координационный совет (в качестве экспертного органа) по поддержке молодежных и детских общественных объединений.

Это приведен пример уже сложившейся системы социальной работы с молодежью. Молодежные службы взаимодействуют со многими учреждениями, в той или иной мере занимающимися решением проблем молодежи; поддержка со стороны мэрии обеспечивает финансирование детских и молодежных программ с привлечением как бюджетных, так и внебюджетных средств. С целью самофинансирования социальных служб и молодежных программ широко используется хозрасчетная деятельность с использованием и таких форм, как проведение аукционов, лотерей, телемарафонов и т.п.

Аналогичные системы социальной работы с молодежью существуют и в других регионах, но не носят массового характера. К сожалению, гораздо чаще выделяемых средств хватает лишь на содержание аппарата ведомств по делам молодежи и немногочисленных социальных служб.


Заключение.


Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, обеспечивает основы политики и практические руководящие принципы для деятельности на национальном уровне и международной поддержки с целью улучшения положения молодых людей. Программа действий нацелена на укрепление национального потенциала и расширение количественных и качественных возможностей для эффективного и конструктивного участия молодых людей в жизни общества. В процессе реформирования России предпринимаются попытки применить опыт зарубежных стран к российской действительности. Появилось осознание того, что значительно дешевле и безопаснее поддерживать эффективную социальную работу, чем содержать огромный полицейский аппарат подавления. Главный аспект в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемирной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления. Итак, основными целями социальной работы с молодежью являются: создание системы социального обслуживания молодежи как целостной государственно-общественной системы социально-психологического сопровождения человека;

выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;

оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;

увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).

Несмотря на создание и расширение сети социальных служб различного профиля, сегодняшнее их количество не соответствует объективной потребности в них. Созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10 % нуждающихся в социальных услугах. Необходимо создать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.


Глоссарий.


Биржа труда – государственное учреждение регулярно осуществляющее посреднические операции на рынке труда. Биржа труда так же регистрирует безработных.

Государственная молодежная политика – это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека и развития молодежных объединений, движений, инициатив.

Молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака ( в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, мать или отец которых не достигли 30-летнего возраста.

Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления.

Система социальной защиты – это совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного осуществления различных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Социальная защита – система мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного осуществления человека.

Социальная поддержка – это содействие трудоспособным активным группам населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальная работа – это деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Социальный работник – это специалист в области социальной работы.

Социальная работа с молодежью – это профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.

Социальная реабилитация – это процесс восстановления основных социальных функций личности.

Социальная служба – это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а так же граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Социализация – это процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Социум – это большая, устойчивая социальная общность, характеризующаяся единством условий жизнедеятельности людей в наиболее существенных отношениях.

Телефон доверия – служба экстренной психологической помощи, предназначенная для предоставления экстремальной, квалифицированной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону различным возрастным и социальным категориям граждан, независимо от их социального статуса и места жительства.

Технология социальной работы – это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушенная жизнедеятельностью гражданина; жизненное обстоятельство, возникшее в результате: нарушения здоровья либо по иным причинам, приведшим к временной или полной нетрудоспособности ( инвалидность, заболевание и другое.)


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. – М. : Юрист, 1997. – 31 с.

2. Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 № 98-ФЗ (с изм. и доп. от 21.03.2002 г.)

3. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм. и доп. от 13.01.2001 г.)

4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О необходимости усиления мер по социально-правовой защите детей и молодежи» от 9 декабря 1998 г. № 3344-II ГД

5. Указ Президента РФ «О национальном фонде молодежи». // Российская газета. – 1995 г. – 25 марта

6. Федеральная целевая программа «Молодежь России» (2004-2005 г.). // Российская газета. – 2004. – 1 июня

7. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы [Текст] : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

8. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 224с.

9. Калачева И.И. Организационно-педагогические и идеологические основы работы с молодежью в высшей школе. Из опыта работы специалистов по социальной и воспитательной работе со студенческой молодежью и кураторов студенческих групп / И.И.Калачева, С.А.Кулеш. – Мн. : РИВШ, 2006. – 116 с.

10. Касарецкая С.В. О неформальных объединениях [Текст] : учебник. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 159 с.

11. Кузнецов В.Н. Социология молодежи [Текст] : учебник. – М. : Гардарики, 2005. – 335 с.

12. Левиков С.И. Молодежная субкультура [Текст] : учебное пособие. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.

13. Осадчая Г.И. Российская молодежь в XXI веке: проблемы и перспективы: материалы I Всероссийской Недели студенческой науки в РГСУ 19-23 апреля 2004 года [Текст]. – М. : Издательство РГСУ «Союз», 2004. – 234 с.

14. Павленок П.Д. Основы социальной работы [Текст] : учебник. – Изд.2-е, исправ. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 395 с.

15. Соловьев И.О. Акмеологическая среда развития современного российского студенчества [Текст] : монография. – Воронеж.: Научная книга, 2006. – 111с.

16. Уржа О.А. Материалы III Афанасьевских чтений. Совершенствование социального управления: проблемы и перспективы [Текст]. – М. : СОТИС, 2005. – 304 с.

17. Украинец П.П. Социальная работа: теория и организация [Текст] : учебное пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с. М, 2003. – 427с.

18. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика [Текст] : учеб. пособие. – М.: Инфра-

19. Холостова Е.И. Социальная работа [Текст] : учебное пособие. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 608 с.

20. Шубкин В.Н. Социально-профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи (по материалам массовых социологических исследований) [Текст]. – М. : Институт социологии РАН, 1999. – 210 с.


1 См.: Технологии социальной работы [Текст] /отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 323

1 См.: Технологии социальной работы [Текст] /отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 326

1 Сборник нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи, - М., 1993