Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, член-корреспондент Российской академии художеств
Родился 2 июля 1934 года в Одессе. Отец - Боровский-Бродский Лев Давидович. Мать - Боровская-Бродская Берта Моисеевна. Супруга - Писная Марина Исааковна. Сын - Боровский Александр Давидович.
В 1947-1950 годах Давид Боровский учился в киевской средней художественной школе. С 15 лет работал в профессиональных театрах Киева - вначале как художник-исполнитель, затем как художник-постановщик.
Творчество Давида Боровского во многом повернуло развитие российской сценографии второй половины XX века, обновило ее язык, помогло возвращению на сцену открытий Мейерхольда.
Так случилось, что начало его работы совпало с обновлением жизни страны. В 1956 году Н.С. Хрущев выступает со знаменитым докладом "О культе личности Сталина". Начинается долгий, мучительный путь освобождения от сталинизма. В том же году Давид Боровский выпускает первый спектакль в качестве художника-постановщика в Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки ("Ложь на длинных ногах" Э. де Филиппе). Так вот все сошлось...
Во времена хрущевской "оттепели" из небытия возвращаются имена репрессированных и уничтоженных художников, в том числе Всеволода Мейерхольда. А из лагерей и ссылки возвращаются те, кто остался жив, в том числе Леонид Варпаховский - непосредственный ученик и сотрудник Мейерхольда. Режиссер Варпаховский оценил талант юного Боровского, с которым впоследствии поставил немало спектаклей, в том числе "На дне" М. Горького, после которого имя Боровского зазвучало по всей стране. В 1959 году художник встретился в работе еще с одним мейерхольдовцем - режиссером Василием Федоровым. Так что о творческих принципах Мейерхольда Боровский узнавал не понаслышке.
Леонид Варпаховский познакомил Боровского с Юрием Любимовым. К тому времени режиссер был уже знаком с его работами, в частности с эскизами декораций к спектаклю "На дне", представленными на знаменитой выставке произведений художников театра и кино, посвященной 50-летию Советской власти, которая тогда проходила в Манеже. Эскизы Боровского очень понравились режиссеру, и он предложил ему сотрудничество.
В 1965 году в Киеве Боровский в качестве художника поставил свой первый спектакль на оперной сцене - "Катерина Измайлова" Д. Шостаковича. В 1966 году Б.А. Львов-Анохин приглашает его в Москву главным художником Московского драматического театра имени К.С. Станиславского, а в 1967 году он переходит в Театр на Таганке для работы над спектаклем "Живой" по Б.Можаеву.
С тех пор более 30 лет Боровский проработал главным художником Театра на Таганке. Эта сцена стала для него творческим домом, мастерской, постоянным партнером, присутствие которого не скрывают от зрителей. Здесь художник поставил с Ю.П. Любимовым свыше 20 спектаклей. По существу он стал соавтором таких известных постановок Таганки, как "Обмен", "Товарищ, верь...", "Живой", "Мать", "А зори здесь тихие...", "Гамлет", "Дом на набережной", "Высоцкий" и др. Последняя по времени работа - спектакль "Шарашка" (по роману А. Солженицына "В круге первом"). Вместе с Любимовым Боровский ставил спектакли и на многих драматических и оперных сценах Европы.
Роль Давида Боровского в формировании стиля и идеологии Театра на Таганке хорошо известны и общепризнанны. Однако он не только многое дал театру, но и впитал от него. Там сформировались основные принципы его сценографии, которая оказала столь сильное влияние на театральное искусство страны. Они не застыли, эти принципы, не окаменели, развиваются, как все живое, но сложились именно тогда, в 1970-е годы.
Центральным в творчестве художника является уникальное соединение острейшей условности с пронзительной жизненной правдой. Это сочетание и ранее достигалось на театральных подмостках, но в разных театрах и у разных художников. У Боровского условность и правда соединились в одно целое. Как правило, он сочиняет спектакль из очень немногих и очень простых элементов. Любит вводить реальные бытовые вещи из реальной жизни, знакомые каждому зрителю и вызывающие глубоко личные воспоминания. Ассоциативное поле его сценографии широко и мощно. Умея поразительно точно найти (или построить) необходимую вещь, несущую отпечатки жизни целых поколений, он помещает ее в неожиданный и острый театральный контекст, заставляет играть наравне с актерами и в помощь им. И бытовая вещь, оставаясь сама собой, приобретает в ходе спектакля все новые и новые смыслы отнюдь не бытового, но философского характера. Игровую жизнь вещи в спектакле Боровский называет "аттракционом", к которому у него оказываются способны старые двери петербургского дома ("Преступление и наказание" Ф. Достоевского), стулья из окраинной киношки ("Владимир Высоцкий"), камуфлированный кузов фронтового грузовичка ("А зори здесь тихие" Б. Васильева) и другие нетеатральные вещи. Лишенные ностальгического любования, они напоминают о жизни поколений и объясняют эту жизнь.
Д.Л. Боровский задумывает и сочиняет спектакль как партитуру. Его сценография рождается в расчете на точное и органическое взаимодействие с актерской игрой, музыкальным рядом, меняющимся светом и т. п. Обладая явным режиссерским даром, являясь подлинным художником-постановщиком, он не берет на себя функции режиссера, но счастлив, когда тот способен построить спектакль партитурно. Кроме задач, которые выдвигают пьеса и режиссура, у сценографа немало чисто художественных задач, которые Боровский решает строго и изысканно. Имея абсолютный "композиционный слух", он строит свои сценические композиции из немногочисленных элементов, добиваясь в каждом случае оптимального решения пространства, конструктивной ясности, композиционной завершенности. Его пространственные построения напоминают конструктивизм 1920-х годов, а манера рисунка - "суровый стиль" 1960-х. Однако все же главная сила Боровского - в поразительном чувстве жизни и дерзкой простоте, идет ли речь о легендарном занавесе "Гамлета" (1971, Москва), или о решении "Вишневого сада" (1995, Афины).
Режиссеры любили и любят работать с Боровским, к какой бы школе они ни принадлежали: Леонид Варпаховский, Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Иштван Хорваи, Валерий Фокин, Олег Ефремов, Леонид Хейфец, Галина Волчек, Олег Табаков, Лев Додин, Михаил Левитин... Художник много работал за рубежом, в том числе в Италии, Германии, Венгрии, Франции, Финляндии, США. Всего в его творческом багаже - около 150 спектаклей.
Сын Давида Львовича - Александр - тоже сценограф. Окончив постановочный факультет Школы-студии МХАТ (курс Малыгиной), он с 1986 года работает в Московском театре-студии под руководством О.П. Табакова и является ныне главным художником театра. Среди его работ - спектакли "Жаворонок", "Полоумный Журден", "Кресло", "Билокси-Блюз", "Дыра", "Затоваренная бочкотара", "Обыкновенная история", "Матросская тишина", "Норд-Ост", "Дон-Жуан", "Звездный час по местному времени", "Страсти по Бумбарашу", "Смертельный номер", "Сублимация любви", "Искусство", "Еще Ван Гог", "Любовь как милитаризм", "Станционный смотритель", "Отец", "На дне".
Д.Л. Боровский - Народный артист России. Ему присуждена Государственная премия Российской Федерации (1998), независимая национальная премия "Триумф" (1994), он удостоен многих отечественных и зарубежных премий. Неоднократно был участником PQ, награжден Золотой медалью (1971), Grand prix (1975).
Живет и работает в Москве.
Другие работы по теме:
Кобылинский Лев Львович
Христианское мировоззрение Кобылинского не во всём сходится с традиционным христианством. Так, он утверждает, что великое множество личностей является результатом греха.
Жак Луи Давид основные биографические данные
Жак Луи Давид (1748 - 1825) – французский художник. В сущности, Давид был диктатором для своего поколения. Уходящее далеко за пределы картин, его влияние направляло стиль моды, дизайн мебели и интерьера, а кроме того отражалось на развитии моральной философии. Искусство на протяжении всей биографии Давида было неожиданным, решительным разрушением традиций.
Иосиф Волоцкий
Иосиф Волоцкий- церковный деятель, публицист, глава течения иосифлян.В богословии, которое в то время служило и формой философствования, Иосиф придерживался развитого ещё Иларионом направления "аллегорического рационализма".
Комитет общественной безопасности Франция
Комитет общественной безопасности (фр. Le Comitй de sыretй gйnйrale, переводится также как Комитет общей безопасности ), один из комитетов Национального конвента в период Великой французской революции, отвечал за полицию и правосудие.
Экономические учения Рикардо
Научные идеи классической школы, представителями которой являлись Адам Смит и Давид Рикардо, в дальнейшем были взяты на вооружение и развиты марксистской политической экономией
Лирика Иосифа Бродского
Представление об удаче поэта у Анны Ахматовой было неординарным. Когда она узнала о суде над Бродским, об оскорбительном обвинении в тунеядстве и приговоре — 5 лет тюрьмы, она воскликнула: "Какую биографию делают юноше!"
Философская проблематика в лирике И. Бродского
Иосиф Бродский относится к тем русским поэтам, которые вынуждены были в начале семидесятых годов эмигрировать за рубеж. Советской цензуре не нравилось, что Бродский не пишет стихов, прославляющих социалистический строй в России.
Шварц ЕЛ
Шварц Евгений Львович (1896 - 1958), прозаик, драматург. Родился 9 октября (21 н.с.) в Казани в семье врача. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета (1914 - 16). В студенческие годы продолжает, как и в гимназии, увлекаться театром и сочинять шуточные стихи.
Жак Луи Давид
Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции. Избранный в 1792 депутатом от Парижа в Конвент, он дважды председательствовал в нем; голосовал за казнь Людовикa XVI и санкционировал закрытие Королевской Академии живописи.
Ованес-Сенекерим
(год. рожд. неизв. — 1003) – царь Парисоса (Северный Арцах, горный Утик) примерно с 958 г. Сын Саака Севады. От последнего получил в наследство область Парнес (Парисос), основав Парисосское княжество,[1] которое официально признали представитель императора Византии Давид Магистр и персидский двор.
Гинцбурги баронский род
, ведущий начало от коммерции советника Евзеля Гинцбурга, возведенного в баронское достоинство грамотою великого герцога Гессен-Дармштадтского в 1874 г. Его сыновьям, Горацию и Соломону-Давиду Гинцбургам, Высочайше разрешено было пользоваться этим титулом в России, в 1879 г. Из этого рода: Гораций Осипович Гинцбург (1833—1909), известный еврейский общественный деятель и филантроп; сын его, Давид Горациевич (1857—1910) — ориенталист, автор многих работ в специальных изданиях, соредактор «Еврейской Энциклопедии», еврейский общественный деятель; собрал ценную библиотеку редких книг и рукописей по еврейской и арабской письменности.
Поколение Колумбов
(польск. Pokolenie kolumbуw, также известное как поколение «времени бурь », польск. pokolenie «czasu burz») — название поколения польских писателей, родившихся в начале 1920-х годов и взросление которых пришлось на годы Второй мировой войны. Война в значительной степени сформировала их сознание и идентичность.
Аитов, Давид Александрович
Введение 1 Биография 2 Аитов в Масонстве Список литературы Введение Давид Александрович Аитов (1852, Оренбург — 1933) — русский революционер. 1. Биография
Давид I
Введение 1 Король Стратклайда 2 Король всей Шотландии 2.1 Восстания 2.2 Участие в английской гражданской войне 3 Внутренняя политика 4 Семья Список литературы
Палибин, Никифор Львович
Никифор Львович Палибин (?—1796) — флота генерал-майор, участник Семилетней войны и Первой Архипелагской экспедиции. Поступив 8 июля 1747 года в Морскую академию учеником, он был 30 ноября 1748 произведён в гардемарины, с 1749 года находился в кампаниях в Балтийском море.
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Давид Сасунский танковая колонна
Введение 1 Формирование 2 Боевой путь Список литературы Введение Танковая колонна «Давид Сасунский» (арм. «Սասունցի Դավիթ» տանկային շարասյուն) — танковая колонна, созданная во время Великой Отечественной войны на средства, собранные армянской диаспорой и переданная 119-му отдельному танковому полку, воевавшему в составе 2-го Прибалтийского фронта.
Список правителей Грузии
Содержание 1 Династия Фарнавазидов (299—90 годы до н. э.) 2 Династия Арташесидов (90—30 годы до н. э.) 3 Династия Фарнавазидов (вторично) (30—1 годы до н. э.)
Воинов, Александр Львович
Воинов, Александр Львович Алекса́ндр Льво́вич Во́инов (1770—1831) — русский генерал, участник Наполеоновских войн. Родился в 1770 г., десятилетним был записан в лейб-гвардии Преображенский полк; в 1781 г. переведён в лейб-гвардии Конный полк и в 1785 г. произведён в корнеты. Переведённый в 1793 г. в Изюмский легко-конный полк с чином подполковника, Воинов участвовал в войне с Польшей в 1794 г. и за штурмы Вильны и Ковны был награждён 28 июня 1794 г. орденом св.
Каменев, Лев Львович
Лев Льво́вич Ка́менев (1834, по другим сведениям 1833, г. Рыльск Курской губернии — 14 (26) января 1886, Саввинская слобода Московской губернии) — русский живописец-пейзажист.
Николаи, Андрей Львович фон
План Введение 1 Биография 2 Сочинения Список литературы Введение Андрей Львович (Людвиг Генрих) фон Николаи Барон Андрей Львович (Людвиг Генрих) фон Николаи (27 декабря 1737 год — 1820) (нем. Ludwig Heinrich von Nicolay после перехода в православие — Андрей Львович[1]) — поэт, библиотекарь и педагог, учитель логики великого князя Павла Петровича (с 1796 г.император Павел I.
Давид, Жак-Луи
План Введение 1 Ранний период 2 Знаменитые работы Введение Жак Луи́ Дави́д (фр. Jacques-Louis David; 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский художник, основоположник французского неоклассицизма.
Багаберд
Багаберд (арм. Բաղաբերդ) (Капани берд) — крепость в Армении в области Сюник, между городами Капан и Каджаран, недалеко от села Давид Бек и места слияния рек Гехи и Вохчи. Крепость располагалась на высоте 200 метров над уровнем реки.[1]
Давид-Бек
Давид-Бек (арм. Դավիթ Բեկ, ? — 1728) — деятель освободительного движения против иранских и турецких завоевателей Армении.
Давид
Второй царь Израиля; но если включать в число израильских царей Иевосфея, который после смерти своего отца Саула два года царствовал над всеми коленами Израиля, за исключением колена Иуды, то Давид был третьим царем Израиля (2 Цар 2:8-10).
Леонидов, Леонид Львович
Леонид Львович Леонидов (настоящая фамилия Стакилевич[1]) (18 апреля 1821 г. , Санкт-Петербург — 5 августа 1889) — выдающийся русский драматической артист.
Барановский, Владимир Львович
Владимир Львович Барановский (20 мая 1882, Казань — 11 сентября 1931) — русский и советский военный деятель. Биография Родился в Казани в семье генерал-лейтенанта Л. С. Барановского. Образование получил в Сибирском кадетском корпусе и Константиновском артиллерийском училище (1902). Из училища выпущен подпоручиком в лейб-гвардии 1-ю артиллерийскую бригаду.
Василько Ростиславич
Князь теребовльский, сын тмутараканского князя Ростислава Владимировича. Малолетним Ростилавичам был дан Владимир-Волынский.
Бродский И.А.
Первые поэтические опыты И. Бродского относятся к 1957 г. В начале 60-х годов начинает работать как поэт-переводчик. К этому же времени относится знакомство с А.А. Ахматовой, высоко оценившей его талант.