Ал-Афгани, Джамал Ад-Дин (1839–1907), мусульманский религиозно-политический деятель.
Родился ал-Афгани в 1839 в Восточном Афганистане.
Его детство и юность прошли в Афганистане, традиционное религиозное образование он получил в Кабуле.
Был на службе у афганских эмиров, принимая участие в их борьбе за власть. В 1869 вынужден был эмигрировать. После кратковременного пребывания в Индии, а затем в Стамбуле с 1871 жил в Каире.
Проповедник либерально-реформаторских и антиколониалистских взглядов, ал-Афгани вызывал недовольство консервативного духовенства и европейских консулов и по их настоянию был выслан из Египта. Переезжая из одной страны в другую, в 1883–1886 жил в Париже, где вместе с Мухаммадом Абдо создал тайное общество «ал-Урва ал-вукса» («Наикрепчайшая связь», т.е. ислам) и выпускал газету под тем же названием, которая оказала влияние на пробуждения сознания мусульманской интеллигенции.
В 1892 по приглашению турецкого султана вновь поселился в Стамбуле. Умер ал-Афгани в Стамбуле в 1907. В 1944 останки ал-Афгани были перевезены в Кабул.
Идеи ал-Афгани можно вкратце сформулировать следующим образом 1) освобождение мусульманских стран от власти европейских колониалистов и объединение мусульман для достижения этой цели; 2) установление в мусульманских странах конституционного образа правления, ограничение власти монархов через парламентаризм. Согласно ал-Афгани, эти идеи должны опираться на первоначальное учение Корана, подвергшееся в течение веков искажению.
В том виде, в котором ислам существовал в последние столетия, он стал тормозом развития общества, науки, культуры. Поэтому необходимы преобразования внутри ислама: «Никакая реформа в мусульманских странах не может быть осуществлена, пока религиозные лидеры не попытаются реформировать свой собственный ум, пока не поймут пользы науки и культуры». Откликаясь на прочитанную в 1883 в Сорбонне лекцию Э.Ренана Ислам и наука, ал-Афгани возражал против сужения Ренаном проблемы, ограничения ее одним только исламом.
Ал-Афгани допускал, что ислам виновен в отсталости мусульманских народов. «Куда бы он ни проникал, он стремился задушить науку, в чем ему помогал деспотизм». Но ислам вряд ли отличается в этом от других религий. Причиной упадка мусульманского общества явилось скорее невежество, связанное с порчей религии, а не истинный ислам. Именно неразвитая или испорченная религия всегда была тяжелым и унижающим человечество, но неизбежным при его освобождении от варварства бременем. Борьба между научным знанием и религией (в том числе исламом) сохранится и в дальнейшем, и «именно наука как универсальное знание способна исправить религию и вывести человечество из болота обскурантизма и метаний на путь процветания и благосостояния».
Во время своего пребывания в Египте задачу освобождения от английского вмешательства ал-Афгани возлагал на правление египетского правителя, хедива, и выступал с идеей панарабизма. В 1878 ал-Афгани стал основателем «Национальной ложи», в которой обсуждались планы буржуазных реформ, выдвигалась идея конституционного правления. В Александрии им было создано «Общество младоегиптян», провозглашался лозунг «Египет для египтян». Позднее, высланный из Египта, ал-Афгани стал пропагандистом идей панисламизма: «У мусульман нет иной национальности, кроме их общности по вере». Только объединившись вокруг сильной Османской империи, мусульмане смогут добиться своего освобождения. Ал-Афгани даже допускал, а иногда и настаивал на том, что «свобода берется, а не дается», что «независимость не получить с помощью одних только слов», и поэтому народ должен быть готов к вооруженному сопротивлению. Однако прежде всего ал-Афгани обращался к «просвещенным классам», т.е. к чиновникам, интеллигентам, религиозным деятелям. Идеи Афгани получили развитие в различных мусульманских оппозиционных движениях уже в 20 в.
Другие работы по теме:
Панисламизм и модернизация ислама
Распространение панисламистской идеологии в мусульманских странах, ее связь с пантюркизмом и использование в борьбе против рабочего движения. Реформационные течения ислама в Египте и Индии. Идеи Джемаля и Абдо. Понятие бога и природы в системе Ахмад-хана.
Ислам в новое и новейшее время
Процесс адаптации религиозно-философских и правовых норм ислама к новым историческим условиям, начавшимся в середине XIX века. Ахмад Абд Аллах из рода хашим родоплеменной группы курайш - Магомет: основатель религии ислама и первой общины мусульман.
География ислама в современном мире
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Среднего (полноГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА №11» Реферат на тему «География ислама в современном мире»
География религий, влияние религий на мировые проблемы
Введение. Слово «религия» встречается очень часто в обыденной речи, в научных текстах, в публицистике, художественной литературе. Это совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога. Человеческая мысль с давних пор стремится понять феномен религии, его природу, значение и сущность.
Исламский фундаментализм и революция
Взаимоотношения ислама и революции в XX веке. Утрата Палестины и возникновение Израиля. Условия для перехода стран и народов ислама от национализма к исламскому радикализму. Причины революционности мусульман. Революционный опыт мусульман России.
История политико-правовых учений
Мир политической философии претерпел значительные изменения за истекшие столетия. Некоторые имена и учения, в то время находившиеся в тени и изгнании, сегодня приобрели значительную популярность и послужили основой для формирования влиятельных политических школ. Большое влияние на развитие политической мысли человечества оказали исламские учения о государстве и праве.
Оглавление
Марши будут предшествовать боевым действиям соединений и воинских частей, их придется совершать соединениям и частям, выдвигающимся в район боевых действий из глубины страны; с маршами также неразрывно связаны любые формы маневра, проводимого войсками уже в ходе боев и сражений
Аграрный сектор Афганистана и проблемы его использования
Трудности развития аграрного сектора Афганистана после гражданской войны. Восстановление сельскохозяйственного сектора - приоритетная задача программы развития Афганистана, сотрудничество с другими странами в этой области. Описание ресурсов страны.
Экономика Афганистана после свержения режима талибов
Задачи, стоящие перед экономикой Афганистана на современном этапе: восстановление разрушенной боевыми действиями инфраструктуры и осуществление перехода от "военной экономики" к нормальной системе хозяйствования. Проблемы развития бизнеса в стране.
Мусульманская социальная революция
Изучение сущности исламо-экстремизма, о котором закрепилось мнение, как исключительно о терроризме анархо-криминального характера, что совершенно не соответствует действительности. Его социально-экономические корни. Взаимоотношения ислама и революции.
Арабо -мусульманский тип культуры
Тема №12. Арабо-мусульманский тип культуры Задание 1. Осветите проблему:»Художественные традиции исламского мира». Под влиянием ислама сложилась самобытная художественная культура.' Исламское искусство не знает культовых изображений. Одной из главных святынь были старинные рукописи. Это привело к развитию каллиграфии и книжной миниатюры.
Мировые религии 2
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА ФИЛИАЛ В Г. ИРКУТСКЕ Контрольная работа по Культурологии на тему: «Мировые религии»
Палестинский законодательный совет I созыва
Палестинский законодательный совет - парламент Палестинской автономии первого созыва был избран в 1996 году и работал до февраля 2006 года. ПЗС первого созыва состоял из 88 депутатов, избранных по 16 одномандатным и многомандатным округам. 7 мандатов было закреплено за религиозными меньшинствами: 6 - за христианами, 1 - за самаритянами.
Татарское просвещение в 19 веке.
Введение. Шигабутдин Марджани – просветитель татарского народа. Идеолог джадидизма Исмаил Гаспринский. Джадидисты-просветители. Список литературы
Афганистан
Введение. Великий Октябрь оказал огромное влияния на развитие национально-освободительного движения стран Востока. Провозглашенные Декретом о мире ленинские принципы внешней политики молодого Советского государства стали определяющим фактором советской политики и в отношении Афганистана.
Особенности иноязычных слов на определенных примерах в речи
Историческое влияние экономических, политических и культурных контактов с другими странами на внедрение в русский язык иноязычных слов. Заимствование и освоение новых слов благодаря средствам массовой информации. Примеры происхождения некоторых слов.
Судопроизводство в исламских государствах
Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан Евразийский государственный университет им. Л.Н.Гумилева Курсовая работа тема: Судопроизводство в исламских государствах ХІХ-ХХ веках
Традиционное понимание проблем власти и государства в шиизме
Специфика шиитских религиозных институтов и их международный характер. Особенности разделения политической и духовной власти в исламских странах, существование шиитской духовной элиты. Идеологические движения факихов и принципы равенства и свободы.
Слаборазвитые страны Афганистан
ЛАБОРАЗВИТЫЕ СТРАНЫ,, Государство Афганистан Афганистан - пустынная, преимущecтвенно, горная страна c субтропическим засушливым континентальным климатом. Расположена на стыке Иранского нагорья c горными системами Центральной Азии (Гиндукуш c высшей точкой страны c Тиргаран, 6843 м и Пароламиз).
Афганистан
Государство находится в Юго-Западной Азии и не имеет выхода к морю. На севере граничит с Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном, на востоке - с Китаем, Индией и Пакистаном, на юге - с Пакистаном, на западе - с Ираном.
Афганистан
Расположен на юго-западе Азии. Выхода к морю не имеет. Общая протяженность границ — 5529 км. Граничит на северо-востоке с Китаем и Индией, на востоке и юге — с Пакистаном, на севере — с Таджикистаном, Узбекистаном, Туркменистаном, на западе — с Ираном.
Общая характеристика Афганистана
Государственный и политический строй Афганистана. Характеристика основных отраслей промышленности и аграрного сектора. Транспорт и связь. Система образования и социальная сфера. Литература, искусство и роль религии в стране. Семейные обычаи и праздники.
Семенов Ю.С.
Семенов Юлиан Семенович (1931 - 1993), прозаик. Родился 8 октября в Москве. После школы поступает в Институт востоковедения в Москве, по окончании которого в 1953 работает ассистентом в МГУ, затем направляется в Кабул.