Домициан родился в десятый день до ноябрьских календ, когда отец его был назначенным консулом и должен был в следующем месяце вступить в должность; дом, где он родился, на Гранатовой улице в шестом квартале столицы, был им потом обращен в храм рода Флавиев. Детство и раннюю молодость провел он, говорят, в нищете и пороке: в доме их не было ни одного серебряного сосуда, а бывший претор Клодий Поллион, на которого Нероном написано стихотворение “Одноглазый”, хранил и изредка показывал собственноручную записку Домициана, где тот обещал ему свою ночь; некоторые вдобавок утверждали, что его любовником был и Нерва, будущий его преемник.
Его управление государством некоторое время было неровным: достоинства и пороки смешивались в нем поровну, пока, наконец, сами достоинства не превратились в пороки — можно думать, что вопреки его природе жадным его сделала бедность, а жестоким — страх.
Зрелища он устраивал постоянно, роскошные и великолепные, и не только в амфитеатре, но и в цирке. Здесь, кроме обычных состязаний колесниц четверкой и парой, он представил два сражения, пешее и конное, а в амфитеатре еще и морское. Травли и гладиаторские бои показывал он даже ночью при факелах, и участвовали в них не только мужчины но и женщины. На квесторских играх, когда-то вышедших из обычая и теперь возобновленных, он всегда присутствовал сам и позволял народу требовать еще две пары гладиаторов из его собственного училища: они выходили последними и в придворном наряде. На всех гладиаторских зрелищах у ног его стоял мальчик в красном и с удивительно маленькой головкой; с ним он болтал охотно и не только в шутку: слышали, как император его спрашивал, знает ли он, почему при последнем распределении должностей наместником Египта был назначен Меттий Руф?
В начале правления всякое кровопролитие было ему ненавистно: еще до возвращения отца он хотел эдиктом запретить приношение в жертву быков, так как вспомнил стих Вергилия:
Как нечестивый народ стал быков заклать себе в пищу...
Не было в нем и никаких признаков алчности или скупости, как до его прихода к власти, так и некоторое время позже: напротив, многое показывало, и не раз, его бескорыстие и даже великодушие.
Однако такому милосердию и бескорыстию он оставался верен недолго. При этом жестокость обнаружил он раньше, чем алчность. Ученика пантомима Париса, еще безусого и тяжело больного, он убил, потому что лицом и искусством тот напоминал учителя. Гермогена Тарсийского за некоторые намеки в его “Истории” он тоже убил, а писцов, которые ее переписывали, велел распять. Отца семейства, который сказал, что гладиатор-фракиец не уступит противнику, а уступит распорядителю игр, он приказал вытащить на арену и бросить собакам, выставив надпись: “Щитоносец — за дерзкий язык”.
После междоусобной войны свирепость его усилилась еще более. Чтобы выпытывать у противников имена скрывающихся сообщников, он придумал новую пытку: прижигал им срамные члены, а некоторым отрубал руки. Как известно, из видных заговорщиков помилованы были только двое, трибун сенаторского звания и центурион: стараясь доказать свою невиновность, они притворились порочными развратниками, презираемыми за это и войском и полководцем.
Свирепость его была не только безмерной, но к тому же изощренной и коварной. Управителя, которого он распял на кресте, накануне он пригласил к себе в опочивальню, усадил на ложе рядом с собой, отпустил успокоенным и довольным, одарив даже угощеньем со своего стола. Аррецина Клемента, бывшего консула, близкого своего друга и соглядатая, он казнил смертью, но перед этим был к нему милостив не меньше, если не больше, чем обычно, и в последний его день, прогуливаясь с ним вместе и глядя на доносчика, его погубившего, сказал: “Хочешь, завтра мы послушаем этого негодного раба?”
Росту он был высокого, лицо скромное, с ярким румянцем, глаза большие, но слегка близорукие. Во всем его теле были красота и достоинство, особенно в молодые годы, если не считать того, что пальцы на ногах были кривые; но впоследствии лысина, выпяченный живот и тощие ноги, исхудавшие от долгой болезни, обезобразили его. Он чувствовал, что скромное выражение лица ему благоприятствует, и однажды даже похвастался в сенате: “До сих пор, по крайней мере, вам не приходилось жаловаться на мой вид и нрав...” Зато лысина доставляла ему много горя, и если кого-нибудь другого в насмешку или в обиду попрекали плешью, он считал это оскорблением себе. Он издал даже книжку об уходе за волосами, посвятив ее другу, и в утешение ему и себе вставил в нее такое рассуждение:
“Видишь, каков я и сам красив и величествен видом? —
А ведь мои волосы постигла та же судьба! Но я стойко терплю, что кудрям моим суждена старость еще в молодости. Верь мне, что ничего нет пленительней красоты, но ничего нет и недолговечней ее”.
Утомлять себя он не любил: недаром он избегал ходить по городу пешком, а в походах и поездках редко ехал на коне, и чаще в носилках. С тяжелым оружием он вовсе не имел дела, зато стрельбу из лука очень любил. Многие видели не раз, как в своем Альбанском поместье он поражал из лука по сотне
Накануне гибели ему подали грибы; он велел оставить их на завтра, добавив: “Если мне суждено их съесть”; и обернувшись к окружающим, пояснил, что на следующий день Луна обагрится кровью в знаке Водолея, и случится нечто такое, о чем будут говорить по всему миру. Наутро к нему привели германского гадателя, который на вопрос о молнии предсказал перемену власти; император выслушал его и приговорил к смерти.. Почесывая лоб, он царапнул по нарыву, брызнула кровь: “Если бы этим и кончилось!” — проговорил он. Потом он спросил, который час; был пятый, которого он боялся, но ему нарочно сказали, что шестой. Обрадовавшись, что опасность миновала, он поспешил было в баню, но спальник Парфений остановил его, сообщив, что какой-то человек хочет спешно сказать ему что-то важное. Тогда, отпустивши всех, он вошел в спальню и там был убит.
О том, как убийство было задумано и выполнено, рассказывают так. Заговорщики еще колебались, когда и как на него напасть — в бане или за обедом; наконец, им предложил совет и помощь Стефан, управляющий Домициллы, который в это время был под судом за растрату. Во избежание подозрения он притворился, будто у него болит левая рука, и несколько дней подряд обматывал ее шерстью и повязками, а к назначенному часу спрятал в них кинжал. Обещав раскрыть заговор, он был допущен к императору; и пока тот в недоумении читал его записку, он нанес ему удар в пах. Раненый пытался сопротивляться, но корникуларий Клодиан, вольноотпущенник Парфения Максим, декурион спальников Сатур и кто-то из гладиаторов набросились на него и добили семью ударами. При убийстве присутствовал мальчик-раб, обычно служивший спальным ларам: он рассказывал, что при первом ударе Домициан ему крикнул подать из-под подушки кинжал и позвать рабов, но под изголовьем лежали только пустые ножны, и все двери оказались на запоре; а тем временем император, сцепившись со Стефаном, долго боролся с ним на земле, стараясь то вырвать у него кинжал, то выцарапать ему глаза окровавленными пальцами.
Погиб он в четырнадцатый день до октябрьских календ, на сорок пятом году жизни и пятнадцатом году власти. Тело его на дешевых носилках вынесли могильщики. Филлида, его кормилица, предала его сожжению в своей усадьбе по Латинской дороге, а останки его тайно принесла в храм рода Флавиев и смешала с останками Юлии, дочери Тита, которую тоже выкормила она.
Другие работы по теме:
Физическая культура раннего христианства
История физической культуры раннего христианства, любовно принявшего философию ненасилия, теснейшим образом переплелась с историческим развитием народов, прежде всего Европейского континента, а в дальнейшем и многих внеевропейских стран.
Христианство 8
Министерство образования и науки Украины Севастопольский национальный технический университет Реферат христианство” Выполнил: Ст. гр. ЭД-44д Сорокин С.И.
Апокалипсис первой трубы
Когда человек после чтения "простых" евангельских историй и апостольских посланий приступает к Откровению, он чувствует себя перенесенным в неведомый мир насыщенный множеством странных символов. Эта книга вовсе непохожа на остальные книги Нового Завета.
Деяния Святых Апостолов
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ И ПОСЛАНИЯ На вопрос: ”Кем был Иисус, прежде чем стать Христом? Как протекала в действительности его жизнь на земле?”, исследователи Библии искали ответ, разумеется, и в нехристианской литературе, но узнали немного. Правда, в этой литературе есть сведения, подтверждающие отчасти факт исторического существования Иисуса, но, кроме этого, ничего конкретного они не сообщают.
Иерусалимская православная церковь
Иерусалимская Православная Церковь является Матерью всех христианских Церквей. В Иерусалиме произошли великие события, ставшие центром человеческой истории: страдания, распятие, смерть и воскресение Богочеловека Иисуса Христа.
Жизнь двенадцати цезарей
Культура ЖИЗНЬ ДВЕНАДЦАТИ ЦЕЗАРЕЙ Выполнил: Горщевский Сергей E-mail:gsamail@mail Содержание БОЖЕСТВЕННЫЙ ЮЛИЙ 3 БОЖЕСТВЕННЫЙ АВГУСТ 4 ТИБЕРИЙ 5
Великие ораторы Рима. Марк Фабий Квинтилиан
Историческая эпоха и место Квинтилиана в ней. Биографические данные. Основной труд Квинтилиана - "Двенадцать книг риторических наставлений". Риторика как искусство. Разделение риторики и виды речей. Техническая сторона риторики и советы ораторам.
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Римский скульптурный портрет
История появления, развития (эпохи Республики, Империи, Августа, Флавиева, Траяна, Адриана, Антонинова, Северова, солдатских и иллирийских императоров) и функций (религиозная, политическая) римского скульптурного портрета как художественного явления.
Жизнь древнего Рима: погребальные обряды
В римских погребальных обрядах нашла выражение смесь самых разнообразных чувств и понятий: древняя вера в то, что душа человека и после смерти продолжает в подземном царстве существование, подобное тому, что и при жизни.
Имена в античных латинских надписях
Имена в латинской эпиграфике имеют большое значение, так как встречаются они очень часто. Чтобы прочесть имя в надписи, надо знать как эпиграфические правила написания полного имени, так и основные закономерности римской антропонимии.
Скульптурный портрет периода Флавиев
В портрете флавиевского времени скульптор прибегает к динамическим и пространственным композициям, к тончайшей передаче фактуры поверхности, сохраняя четкость построения, свойственную античной скульптуре.
Античное ораторское искусство 2
Содержание Введение……………………………………………………………………….….3 Ораторское искусство древней Греции…………………………………….…...4 Зарождение красноречия…………………………………………….…………..4
Damnatio memoriae
(лат. проклятие памяти) — особая форма посмертного наказания, применявшаяся в древнем Риме к государственным преступникам — узурпаторам власти, участникам заговоров, к запятнавшим себя императорам. Любые материальные свидетельства о существовании преступника — статуи, настенные и надгробные надписи, упоминания в законах и летописях — подлежали уничтожению, чтобы стереть память об умершем.
Скопье
Введение 1 История 2 Климат 3 Административное деление 4 Население 5 Достопримечательности 6 Известные горожане 7 Города-побратимы 8 Аэропорт Введение
Война Домициана с даками
Введение 1 Предыстория 2 87 год 3 88 год 4 Последствия Введение Война Домициана с даками - серия сражений между римлянами даками в 87-88 годах. Война началась в результате опустошительных набегов даков на римскую провинцию Мёзию.
Древнеримская музыка
Введение 1 История 2 Музыка и быт 3 Музыкальные инструменты Список литературы Введение Древнеримская музыка развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в жизни римлян.[1] Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах, эффектные зрелища (бои гладиаторов, казни) шли под звуки труб, рогов и других инструментов.
Домициан 2
Введение 1 Внутренняя политика 2 Внешняя политика 3 Смерть Введение Тит Фла́вий Домициа́н, чаще называемый просто Домициа́н (лат. Titus Flavius Domitianus, 24 октября 51, Рим — 18 сентября 96, Рим) — последний римский император из династии Флавиев (Imperator Caesar Domitianus Augustus или Imperator Domitianus Caesar Augustus, с 14 сентября 81 г.), младший сын Веспасиана и Флавии Домициллы, брат Тита.
Отец отечества
План Введение 1 Римский период истории 1.1 Хронологический список римских "Отцов отечества" 2 Другие «Отцы отечеств» Список литературы Введение
Римский Египет
План Введение 1 Римская власть в Египте 2 Христианство в Египте 3 Территориальное деление 4 Наместники провинции Египет 5 Хронология Список литературы
Древний Рим, его правители
Общая характеристика периода правления Августа, особенности политического режима в то время. Проблема принципата в античной историографии. Религиозная политика Августа и проблемы культуры. Рим и империя при ближайших преемниках Августа, их недостатки.
Рим - вечный город
Рим – единственный город в мире, который заслужил своеобразный почетный титул: Вечный город. Так стали называть Рим в I веке до нашей эры, когда он был уже очень старым, но не стареющим городом. Напротив, от века к веку он набирал темп, и росли его размеры, мощь и великолепие: даже время оказалось бессильно перед этим удивительным городом.
Политика римских императоров в период принципата
Система управления Римской империи в период принципата. Место армии в политической системе и социально-экономическая политика. Сравнительная характеристика правления императоров различных династий в период принципата и отношение к ним слоев населения.
Расцвет, кризис и падение Римской империи
Положение Римского государства после низложения и гибели Нерона, возращение эпохи гражданских войн и борьбы за власть. Провозглашение императором Веспасиана, политические характеристики и расцвет Рима в эпоху его царствования. Правление Антония Пия.
Становление епископальной церкви в II-III вв.
Христианство с самого его зарождения привлекало к себе людей разного социального и имущественного положении. Во II - III веках все больше и больше людей состоятельных, в том числе принадлежащих к самым верхам, принимали новое вероучение.
Традиционные формы общения у римлян
Формализованная политическая структура государства. Конфликт интеллигенции с авторитарной властью. Выборочный характер сообщений Тацита. Обзор отношений принципата с римским обществом в I веке н.э.
Даки
Даки, ветвь фракийского народа. Центральной областью расселения даков было плоскогорье, носящее историческое название Трансильвания (совр. центральная Румыния), ограниченное с юга и востока цепью Карпатских гор.
Римские императоры
Принципат Август 27 до н.э. - 14 н.э. Династия Юлиев-Клавдиев Тиберий 14-371 Калигула 37 - 41 Клавдий 41-54 Нерон 54-68 Гальба. 68-69 0тон Вителлий Веспасиан
Агрикола, Гней Юлий
Агрикола, Гней Юлий (Gnaeus Iulius Agricola) (40–93 н.э.), римский военачальник, наместник Британии.