София Яковлевна Парнок
Поэт-невидимка
Русская поэтесса
Годы жизни: 1885-1933
Софья Парнок (настоящее имя - София Яковлевна Парнох), вошедшая в историю отечественной литературы под именем Русской Сафо, родилась 12 августа 1885 года в Таганроге в семье аптекаря.
В 1891 году у Софии Яковлевны появились брат и сестра, близнецы Елизавета и Валентин, при их рождении мать умерла. Жизнь в доме отца, который вновь женился, не вызывала впоследствии у Парнок ностальгических воспоминаний. Отчужденность, холодность отношений, одиночество - вот главные впечатления ее детства и юности. Впрочем, закончив с медалью гимназию, примерно в 1903 - 1904 году Парнок уехала из Таганрога. Уже в гимназические годы она начала писать стихи (сохранилась часть их, написанная в 1901-1903 годах, но серьезного внимания эти первые опыты будущей поэтессы не заслуживают). К тому же времени относится ее любовь к Надежде Павловне Поляковой, с которой она была связана пять лет, адресату ее ранних стихов. Годы спустя С. Парнок писала М.Ф. Гнесину: "Я никогда, к сожалению, не была влюблена в мужчину". Эта особенность личной жизни Софии Яковлевны была известна в литературной среде и не скрывалась ею самой. Наконец, любовь к женщине - тема множества стихотворений Парнок.
После окончания гимназии она уезжает вместе с подругой в Женеву, где поступает в консерваторию, однако вскоре возвращается в Россию.
Профессиональным музыкантом Парнок не стала: вернувшись в Россию, она поступила на юридический факультет Высших женских курсов. Очевидно, что для Парнок 1900-е годы были временем интенсивных поисков своего пути в жизни.
В эти годы среди литературных опытов С. Парнок, помимо стихов, появляется проза, детские сказки, оперное либретто, переводы с французского, - такое разнообразие жанров отражает период поисков и ученичества в жизни их автора. В 1906 году состоялся дебют Софии Парнок в периодике, после чего она довольно часто публиковалась в "Журнале для всех", "Образование", "Вестнике Европы", "Русском братстве" и других журналах.
С осени 1907 года до января 1909 года София Яковлевна была женой В.М. Волькенштейна, литератора, впоследствии известного теоретика драмы. Замужество, событие неожиданное при ее наклонностях, возможно стояло в ряду жизненных поисков, впрочем, сама Парнок принимает решение расстаться и поспешно уезжает в Москву.
Примерно на рубеже 1910-х годов в жизни Парнок произошло важное событие ? она крестилась по православному обряду.
С 1911 года София Яковлевна начинает выступать в печати как критик и рецензент под псевдонимом Андрей Полянин, а с 1913 года она становится постоянным сотрудником журнала "Северные записки" и газеты "Русская молва".
В начале 1910-х годов она уже была знакома с некоторыми представителями литературно-художественных кружков Москвы и Петербурга, в основном музыкантами. На одном из литературных вечеров в доме Герцык-Жуковских в Москве в октябре 1914 года Парнок познакомилась с М. Цветаевой. Их дружба стала этапом в творчестве обеих, нашедшим свое отражение в их поэзии, и длилась до начала 1916 года.
Тогда же, в 1916-м, вышел в свет первый сборник С. Парнок "Стихотворения", ставший итогом ее раннего творчества и с которого, в сущности, начинается ее поэзия.
Революция застала Парнок в Крыму, в Судаке, где она находилась со своей подругой, актрисой Людмилой Эрарской. Революционные годы для Парнок были столь же тяжелы, как и для многих: ей пришлось служить, выполнять чиновничьи обязанности, заняться огородом, поскольку невозможно было существовать скудным пайком.
В январе 1922 года Парнок вернулась в Москву и сразу же вышли два ее поэтических сборника - книга стилизаций "Розы Пиэрии" (1922) и "Лоза" (1923), состоящая из стихов 1922 года, написанных уже в Москве. В это же время Парнок планировала издать еще одну книгу лирики "Мед столетий", со стихами 1916-1921 годов, и сборник критических статей "Сверстники", но эти замыслы остались неосуществленными.
Затем в жизни Софии Яковлевны начинается тяжелый период, когда возможности публиковаться становится все меньше, когда ради заработка приходилось заниматься переводами, несмотря на то, что это занятие она не любила. Только два сборника удалось еще ей издать до конца жизни ? "Музыка" (1926) и "Вполголоса" (1928).
Умерла Парнок 26 августа 1933 года в селе Каринском под Москвой. Похороны состоялись спустя несколько дней в Москве на немецком кладбище в Лефортове.
Другие работы по теме:
Дискриминация женщин
Немного из истории дискриминации женщин. Гендер. Гендерная терминология. Женщина в свете СМИ. Женская литература. Социальная дискриминация женщин. Дискриминация женщин в современной России.
История гомосексуализма в России
Гомосексуализм (содомия) в Древней Руси (XI-XVII века). Россия ХVIII - 1 половины ХIХ веков. Конец XVIII - первая половина XIX века.
Лесбийская любовь
Хотя слово "лесбиянка" вошло в русский язык не ранее второй половины XIX века, о "таких женщинах" (или "этих женщинах") вполне определенно, пусть и эпизодически, в России писали уже с XIV века.
Моё восприятие Поэмы Горы М.И. Цветаевой
Моё восприятие "Поэмы Горы" М.И. Цветаевой Автор: Цветаева М.И. Муравьи на моей горе… Ассоциации, возникшие у меня, – метафора Маяковского – «бабочка поэтиного сердца». Казалось бы – бабочка и Гора…-«дистанция огромного размера», а глубинная общность есть.Только Маяковский говорит о «стоглавой воши» , которая взгромоздилась на сердце поэта, а Цветаева – о муравьях.
Валерий Брюсов
Период становления (от начала 90-х до 1903 г.). Период расцвета (1903 - 1910). Период заката (после 1910).
Марина Цветаева: судьба, личность, творчество
Средняя школа № 35 Экзаменационная работа по литературе. Марина Цветаева: судьба, личность, творчество. г. Тверь 2002 Марина Цветаева родилась в ночь с 26 на 27 сентября, «между воскресеньем и субботой», в 1982 году. Позже она напишет об этом:
М. А. Цветаева (даты)
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1892 года. Дочь профессора-искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева (1847-1913), основателя Московского музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Мать - Мария Александровна Мейн (1868-1906). Сестра Анастасия (Ася) родилась в 1894 году.
Жизнь и творчество Марины Цветаевой
Вся жизнь моя - страстная дрожь!… М. Цветаева. Ι. етство Марии Александровны, матери Марины Цветаевой, было одиноким. Её мать, польская дворянка, умерла в 26 лет, после рождения единственного ребенка. Марию растил отец, Александр Данилович Мейн - богатый прибалтийский немец и гувернантка - швейцарка, которую называли тётушкой Тьо, на которой отец впоследствии женился.
Книга женской души
История женской поэзии. Эволюционное развитие лирики Ахматовой и Цветаевой: от лирики любовной до лирики высокого звучания.
М.Цветаева и К.Батюшков
К восьмому стихотворению цикла «Плащ» (1918) Марина Цветаева в качестве эпиграфа выбрала следующую строку: “Я берег покидал туманный Альбиона…” Это начало знаменитой элегии К.Н.Батюшкова «Тень друга», традиционно датируемой 1814 годом.
Акмеизм 2
Однажды академик С.С. Аверинцев пересказал академику М.Л. Гаспарову свой разговор со вдовой Осипа Мандельштама — Надеждой Яковлевной: «Мне всегда казалось, что слово акмеизм применительно к Мандельштаму только мешает. Чем меньше было между поэтами сходства, тем больше о нем кричали. Я пришел с этим к Н.Я.
Поэзия Серебряного века. Основные течения и взгляды на них
ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ. “Серебряный век “русской поэзии — это название стало устойчивым для обозначения русской поэзии конца XIX - начала XX века. Оно дано было по аналогии с золотым веком — так называли начало XIX века, пушкинское время.
Московские страницы в лирике А. Ахматовой и О.Мандельштама
Москва – центр многовековой культуры русского народа. Уже в XIV – XV в. в московских монастырях-старожилах создавались обширные книгохранилища – библиотеки. В XV в. в Москве И. Федоров изобрел книгопечатание. В 1755 г. открылся Московский Университет и началось издание первых журналов создание литературных обществ, кружков, объединений.
Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект
О категории "гендер" и гендерных исследованиях. Художественная оппозиция феминность/маскулинность в современной женской прозе. Художественная специфика конфликта и хронотопа в женской прозе. Уровни гендерных художественных конфликтов.
Жизнь и творчество Марины Цветаевой
Марина Ивановна Цветаева - драматург, прозаик и одна из самых известных русских поэтесс. С.Е. Голлидэй как прототип героини цветаевских пьес. Неугасимая ненависть к "бархатной сытости" и всякой пошлости как основная тема стихотворений в зрелом творчестве.
Жизнь и творчество М.И. Цветаевой
Становление поэта. Поэтический мир и миф. "После России". Проза. Особенности поэтического языка. Конец пути. незадолго перед своей кончиной, составляя последний поэтический сборник, Марина Цветаева открывала стихотворением "Писала я на аспидной доске…".
Мир "бессонницы" в цикле "Бессонница" М.И. Цветаевой
Мотив бессонницы как один из центральных мотивов в творчестве Марины Цветаевой, значимость мира, пограничного между сном и явью. Контекст бессонницы и сна в стихотворениях поэтессы, их связи с описываемыми противоречивыми образами цикла "Бессонница".
Русская культура на рубеже Х Х-ХХ веков
Тема 23. Русская культура на рубеже Х!Х-ХХ веков Особенности культуры «серебряного века» «Стык веков» оказался благоприятной основой периода, называемого «серебряным веком» русской культуры. «Век» продолжался недолго — около двадцати лет, но он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства. «Серебряный век» стал временем формирования русского авангарда.
Книга женской души
Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так богата, особое место принадлежит женской лирической поэзии. Этот жанр созвучен женской душе. Говоря о женской лирике, следует рассматривать все ее многообразие — лирику философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Только погружаясь во все разнообразие лирической стихии, поэт обретает силу, полноту и целостность ощущения жизни.
Борис Пастернак
Пастернак Борис Леонидович (1890—) — современный поэт и прозаик. Р. в семье художника-академика Леонида Осиповича Пастернака. Учился на филологическом отделении историко-филологического факультета Московского университета.
М.И.Цветаева: жизнь и творчество
Цветаева — в высшей степени "поэт с биографией". Свое происхождение, обстоятельства жизни были осмыслены и переосмыслены ею в традициях романтического мифа о поэте — избраннике и страдальце.
Герцык А.К.
Аделаида Казимировна Герцык. в замужестве Жуковская Поэтесса, переводчица, автор "Подвальных очерков", изданных посмертно.