В.И. Стрелков
Вико Джамбаттиста (1668—1744) — крупнейший ит. философ, один из первых, кто в Новое время в Европе поставил вопрос о философии истории. В. жил в Италии, давно переставшей быть интеллектуальным центром Европы, во многом поэтому при жизни он был мало замечен и плохо понят.
Рецепция философско-исторических идей В. совершалась много позже, начиная с И. Г. Гердера и Г.В.Ф. Гегеля и вплоть до 20 в, Интерес В. к истории обусловлен его исходным гносеологическим принципом — человеческому познанию доступно лишь то, что создано самим человеком. В отличие от абсолютного большинства своих европейских современников В. отвергает возможность существования наук о природе. Ее творец — Бог и только он действительно знает природу. Согласно В., собственно познание — это выяснение того способа, каким вещь создана.
Прерогатива человека — Мир Гражданственности, т.е. мир культуры, идей, языка, обслуживающих человеческие цели и обнаруживающих себя в процессе исторического развертывания. Подлинная наука имеет своим предметом историю, а своим методологическим принципом — принцип историзма. В. выделяет два типа знания: verum — истинное знание, достигаемое с помощью разума и касающееся общего, и certum — достоверное знание, основанное на воле и касающееся единичного. Двум способностям человека — разуму и воле — соответствуют две науки — философия и филология, Согласно В., в истории обнаруживается некий идеальный план, имеющий циклическую структуру. В ней выделяются три фазы: века Богов, Героев и Людей. Им соответствуют три типа права, нравов, правления, языков, религии. Так, источником права в век Богов считается Божественное откровение. В век Героев господствует право силы, подминающее под себя и нравственность, и религию. Право в век Людей основано на предписаниях суверенного человеческого разума. Божественное провидение определяет возвратно-поступательное движение истории (corsi e recorsi). Мир Наций в своем становлении достигает апогея и рушится, чтобы начать свое движение снова с варварства. Т.о., концепция истории В. исходит из идеи круговорота, предполагающего, в отличие от традиционной теолого-эсхатологической т.зр. на историю, бесконечность исторического процесса. При этом внутренний закон исторического движения реализуется людьми, преследующими свои цели и свободно их выбирающими.
Тем самым история — это не царство рока, судьбы (таковы историософские схемы стоиков и эпикурейцев), где усилия отдельных людей ничего не значат, но это и не хаос, не собрание случайностей. История у В. — единый интеллигибельный процесс человеческого самосознания. Вначале люди «чувствуют, не замечая потом замечают взволнованной и смущенной душой наконец, обсуждают чистым умом». Этим фазам соответствуют разные этапы языкового творчества. Чем сильнее переживание, тем образнее язык, тем более развиты фантазия и воображение, воплощающиеся в мифе о символе. Мир оказывается проекцией мифа. Мифология — не выдумка, а особый тип мышления. Образы играют роль универсалий, но не абстрактных, а насыщенных свежестью непосредственного чувства. Важно отметить, что для В. поэтическая мудрость не является низшей формой мудрости. Каждая из фаз историко-культурного процесса равно важна и необходима для реализации человека как целого.
***
Итальянский философ. Профессор риторики университета в Неаполе (с 1699). Основатель философии истории и психологии народов. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. Главное произведение «Основания Новой Науки об Общей природе Наций» (1725) – первый систематический труд в европейской интеллектуальной традиции, специально посвященный анализу проблем философии истории (согласно В., – «Новой Науки»). В. осуществил всеохватывающий поиск закономерностей движения и сущности исторического процесса. В своем понимании принципов философии познания В. исходил из того, что «познанным может считаться лишь то, что сделано самим познающим»: истина и факт оказывались обратимыми. В. предполагал, что мир природы, сотворенный Богом, может быть познан только Им, мир же «гражданственности» создан людьми, и Наука о нем может быть им доступна. Познание прошлого, по мнению В., необходимо, чтобы постичь план Вечной Идеальной Истории. При этом постижение основ Новой Науки было возможно, по В., через реконструкцию мыслей и идей, объективированных в преданиях, мифах и т.п. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. (В. выделял две формы познания: знание – через интеллект, сознание – как результат волевых усилий). С точки зрения В., философия рассматривает Разум, из этого процесса проистекает знание истины. Филология же наблюдает самостоятельность человеческой воли, из чего проистекает сознание достоверного. Филология у В. вскрывает истинность фактов, философия же уясняет суть данных, предоставленных филологией, и вскрывает суть и смысл исторического процесса. Особо значимую роль в формировании облика Истории В. уделял Божественному Провидению. Замечания В. относительно исторической структуры человеческого сознания немаловажны и для миропонимания 20 в. Согласно В., «человек незнающий делает самого себя правилом Вселенной... он из самого себя сделал целый Мир. Как Рациональная Метафизика учит, что человек, разумея, творит все, так и наша Фантастическая Метафизика показывает, что человек, и не разумея, творит все, и второе может быть даже правильнее первого, так как человек посредством понимания проясняет свой ум и постигает вещи, а посредством непонимания он делает эти вещи из самого себя и, превращаясь в них, становится ими самими». В. ввел в историческую науку, понимаемую им как знание человечества о собственных деяниях, компаративный метод, создал теорию исторического круговорота (из него он выводил бесконечный характер движения человечества).
По В., все народы в силу имманентных причин и осуществления провидения развиваются параллельно, последовательно проходя изображенную в теогонических мифах «божественную» (бесгосударственную при господстве жречества) героическую (отображенную в героических эпосах) и человеческую (описанную в традиции историографии) стадии эволюции. Государство возникает в героическую эпоху как система аристократического правления. Ее сменяют представительная монархия или демократия в эпоху человеческую – эпоху «естественной справедливости». Развитие циклично. Достигнутое прогрессивное состояние общества, по В., необходимо сменяется стадией упадка к первоначальному положению. (При этом В. полагал, что степень разрушения предшествующего общественного организма тем значительнее, чем более высокий уровень зрелости и совершенства был им достигнут.) Бессчетная смена эпох у В. обусловлена конфликтами различных общественных слоев (отцов семейств и домочадцев, позже – феодалов и простолюдинов) и кризисными социальными переворотами, А.А. Грицанов
Список литературы
Opere. Milano, 1959
в рус. пер.: Основания Новой Науки об общей природе наций. М., 1995, Киссель М.А. Джамбаттиста Вико. М., 1980
Мудрагей Н.С. Философия истории Дж. Вико // Вопросы философии. 1996. № 1
Croce D. Brbliografiavichiana. Napoli, 1947—1948. Vol. 1—2
Idem. La filosofia G.B. Vico. Bari, 1947
Caponigri A. The Theory of History in Giambattista Vico. TimeandIdea. Chicago, 1953,
Другие работы по теме:
Розрахунково-аналітичні методичні прийоми
Коломийський економіко-правовий коледж РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: Розрахунково-аналітичні методичні прийоми Використання у контрольно-аудиторському процесі розрахунково-аналітичних методичних прийомів дає змогу встановити загальний стан об'єктів контролю: невиконання державного замовлення випуску продукції народного споживання, зниження продуктивності праці проти запланованої, нерит-мічність виробництва продукції, збільшення браку, збитковість окремих видів продукції, перевитрати металу проти норм, неоптимальні маршрути перевезення продукції тощо.
Стратегия будущего футурология
Пути развития современной цивилизации. Есть несколько подходов: 1). Циклический (отрицающее поступательное развитие общ-ва): история – круговорот, в котором повторяются все фазы (античность, в новое время циклическую концепцию развивает Ж. Б. Вико (эпоха просвящения); в фил-фии 20 века – Сорокин, ТОЙНБИ Арнолд Джозеф (1889-1975), английский историк и социолог.
Философия истории - новый этап в развитии социального познания
Характеристика концепций философии истории, которые ставят целью исследовать процесс возникновения человечества, раскрыть движущие силы истории и ее законов на базе эмпирических и обобщенных фактов и данных, событий и явлений в истории, культуре народов.
Кроссворд по философии
Министерство образования Российской Федерации филиал ГОУ ВПО «МЭИ (ТУ)» в г. Волжском Кафедра СГН Семестровая работа: Кроссворд по философии Выполнила студентка
Философия культуры
Философия культуры, культурфилософия- это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. немецким романтиком А. Мюллером.
Экзаменационные билеты по социологии
СОЦИОЛОГИЯ Билет № Дайте современное определение социологии. Как трактовал Маркс общественную формацию? Что такое революция? Что такое горизонтальная мобильность?
История социологии
Содержание: Введение……………………………………………………………………… §1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии… §2. Западноевропейская социология XIX – начала XX века……………...
Вопросы менеджмента
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По курсу: «МЕНЕДЖМЕНТ» Выполнил: ст-т гр. ЭБ - 241 Лебедев Н. В. Проверил: к. т. н., доцент
Литература Италии XVIII века
Кризис итальянской культуры. Антифеодальное, просветительское движение в Италии: Чезаре Баккария, Джамбаттиста Вико. Литературное наследие Пьетро Метастазио. Театрально-зрелищный жанр - комедия дель арте. Деградация комедийного жанра, реформа Гольдони.
Определение понятия "культура"
Понятие «культура» является центральным в социальной и культурной антропологии. Это понятие в его современном значении начало применяться в Европе в XVIII в. благодаря работам таких мыслителей, как Дж. Вико, И. Г. Гердер, Ш. Монтескье.
Эволюция представлений о культуре
Античные представления о культуре и представления в эпоху средневековья. Школа эволюционистов, школа диффузионистов, неокантианцы. Теория культурно-исторических типов. Теория культуры Ф. Ницше. "Архетипы культуры" К. Юнга. Теория игры Й. Хейзинга.
Тьеполо, Джованни Баттиста
Введение 1 Биография 2 Стиль Тьеполо 3 Библиография Введение Джова́нни Батти́ста Тье́поло (итал. Giovanni Battista Tiepolo, варианты написания имени: Gianbattista или Giambattista — Джанбаттиста или Джамбаттиста; 5 марта 1696, Венеция — 27 марта 1770, Мадрид) — крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы.
Вико, Джамбаттиста
Введение 1 Биография 2 «Новая наука» 3 Идеи 3.1 Циклическое развитие 3.2 Божественный промысел 3.3 Миф и язык 3.4 Борьба классов 4 Наследие и влияние 5 Издания на русском языке
Анархистки фильм
Анархистки (исп. Libertarias) — художественный фильм испанского режиссера Висенте Аранда (1996). Премьера — 19 апреля 1996 года. В Испании фильм просмотрело 577 тыс. зрителей.
Неаполь
План Введение 1 История 2 Климат 3 Особенности 4 Достопримечательности 5 Известные уроженцы и жители 6 Города-побратимы Список литературы Неаполь Введение
Джамбаттиста Вико итальянский философ и историк
Содержание Введение …………………………………………………….. 3 Глава 1. Биография Джамбатисты Вико ………………….. 6 Глава 2. История как наука: методология Вико ………… 10 Глава 3. Философская концепция Вико в споре с Декартом. Вико и просветительская традиция ………………………………… 13
Задачі нелінійного програмування
У задачах лінійного програмування, які розглядалися раніше, всі невідомі входили як до системи обмежень, так і до цільової функції, у першому степені. Тому ці задачі були досить простими у постановці і за методами розв'язування.
Види зобов язань в цивільному законодавстві
Контрольна (залікова) робота Тема: Види зобов’язань в цивільному законодавстві В силу зобов'язання одна особа (боржник) зобов'язана вчинити на користь іншої особи (кредитора) певну дію, як-от: передати майно, виконати роботу, сплатити гроші та інше, або утримуватися від певної дії, а кредитор має право вимагати від боржника виконання його обов'язку.
Доктрина про міжнародний цивільний процес
У юридичній науці під так званим міжнародним цивільним процесом прийнято розуміти сукупність питань процесуального характеру, пов'язаних із захистом прав іноземців та іноземних підприємств і організацій у суді чи арбітражі. Використовуючи термін "міжнародний цивільний процес", пам'ятають про його умовність.
Конституційне повноваження Президента України
Повноваження пов’язане з сутністю посади Президента як глави держави. Констрасигнатура президентських актів. Президент України, як головнокомандувач Українськими збройними силами.
Види складів адміністративних правопорушень
Тема. Види складів адміністративних правопорушень Види складів адміністративних правопорушень. Вивчення складів адміністративних правопорушень неможливе без класифікації, без виділення однопорядкових груп, які прийнято називати видами. Найбільш вдалими рекомендуються такі класифікації:
Повноваження Кабінету Міністрів України
Повноваження Кабінету Міністрів України. План Вступ. Повноваження Кабінету Міністрів України. Висновок. 1. Вищим органом у системі органів виконавчої влади є Кабінет Міністрів України. Відповідно до ст. 113 Конституції він у своїй діяльності керується Конституцією та законами України, актами Президента України. однією з основних функцій Кабінету Міністрів є забезпечення виконання законів (у тому числі і Конституції) і актів Президента України, систематичний Контроль за їх виконанням іншими органами виконавчої влади усіх рівнів і усунення виявлених порушень.
Зміст контрольно-аудиторського процесу
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: Зміст контрольно-аудиторського процесу Фінансово-господарський контроль і аудит в усіх ланках народного господарства, насамперед у його основній ланці — підприємстві, здійснюється проведенням ревізій тематичних, вибіркових, суцільних, аудиту та інших контрольних перевірок за допомогою певних прийомів.
Промежуточные культуры
Классификация, возделывание и значение промежуточных культур в специализированных севооборотах зернового направления. Характеристика озимых культур. Поукосные промежуточные культуры, особенности их обработки. Посев пожнивных промежуточных культур.
Керування папками файлами та ярликами Меню Пуск
керування папками, файлами та ярликами. меню пуск Створення папок Із погляду документо-орієнтоваиості ОС Windows 98 папки є контейнерами, в яких зберігаються інші інформаційні об'єкти: документи, додатки, інші папки та ярлики.
Механізм дії перелитої крові
Чому завдячує кров своїми лікувальними властивостями? Щоб відповісти на це запитання, треба охарактеризувати ті функції, які кров виконує в організмі. Говорячи про них, треба зазначити, що саме крові належить головна роль у забезпеченні життєдіяльності організму. Як жодне інше біологічне середовище, вона має багатий хімічний склад.
Апаратура й інструментарій для наркозу
Наркозний апарат — прилад, призначений для подавання хворому концентрованих летких чи газових анес-тетичних засобів разом із киснем або повітрям. Сучасним апаратом можна точно дозувати газові суміші і створювати оптимальні умови для підтримання газообміну в легенях, тобто надходження в легені кисню та елімінації видихуваного вуглекислого газу.