А.А. Грицанов, М.А. Можейко
Анаксагор (Anaxagoras) из Клазомен (ок. 500—428 до н.э.) — др.-греч. философ и ученый. Около 30 лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской филос. школы. Был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От сочинений А. до нас дошли 20 фрагментов.
Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение А. сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, слагавшуюся из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей неким внешним по отношению к ней агентом — умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие филос. мысли («вечный перводвигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в философии Нового времени), означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. А. описывал ум как «легчайшую» из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, и утверждал, что он «содержит полное знание обо всем и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации Космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом.
Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение «семена» стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всем имеется часть всего», каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остается неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется». Эти принципы относятся не только к «семенам» качественно однородных веществ (получившим у перипатетиков наименование «гомеомерий»), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Др. особенности концепции А.: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин.
А. был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.
***
Ученик Анаксимена. Был обвинен в безбожии и изгнан (431 до н. э.). Известное нам сочинение – «О природе». А. известен фактическими исследованиями в области астрономии и метеорологии. Высказал гипотезу об огненной природе Солнца и объяснил солнечное затмение экранированием его Луною, а лунное тем, что ее загораживает от Солнца Земля; предсказал падение метеорита во Фракии. Многообразие тел в природе А. сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «подобочастные», позднее названные «гомеомериями»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос.
А. отрицал пустоту, утверждал относительность малого и большого, допускал бесконечную делимость вещества. Ни одна вещь не возникает и не исчезает, а образуется лишь из трансформации уже существующих вещей («во всем заключается часть всего»). Идея А. «все во всем» получает оригинальную интерпретацию в свете концепции взаимодействия элементарных частиц, развиваемой современной квантовой физикой. Мировой «ум» («нус»), тончайшее и легчайшее вещество, содержащее, по А., полное знание обо всем и обладающее величайшей силой, приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются. (Первая европейская философская версия модели мира, где деятельное начало – определительная характеристика всякой сущности.)
Анаксагорическая концепция «ума» («нуса») как движущей силы космогонического процесса являет собой классический пример техноморфной модели космологии в досократической натурфилософии, неся в своем содержании все типичные для нее характеристики (см. Античная философия). Будучи заключен в материи, в которой он творит, «нус» несоединим с ней. С именем А. связывается начало эксплицитно конституируемой и рефлексивно-осмысленной традиции европейского интеллектуализма, в рамках которой духовная автономия оценивается как цель и способ существования интеллигенции. Целью, по А. «является теоретическое познание и проистекающая из него свобода» (такой взгляд на вещи сохраняется в западной культуре вплоть до концепций современной экспертократии). А. выступал как один из главных идеологов афинской демократии.
Отношения А. с Периклом персонифицируют собой первую в европейской истории модель влияния философов на образ мыслей государственного деятеля. Именно в силу политических причин А. и был осужден на смерть, хотя непосредственным поводом для обвинения А. противниками Перикла послужили его астрономические взгляды (в частности, ему было инкриминировано отрицание божественной природы Солнца). Сочинения А. после его казни били запрещены, и их распространение среди афинской интеллигенции (круги Геродота, Фидия, Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана) может быть оценено как первый европейский прецедент феномена нелегальной литературы (по свидетельству Плутарха, «сочинение его... ходило лишь среди немногих, причем принимались меры предосторожности и брались клятвы верности»).
Список литературы
Diels H., Kranz W. (Hrsg.). Die Fragmente der brsokratiker. Berlin, 1952. Bd. 2
Lanza D. Anassagora. Testimonianze e trammenti. Firenze, 1966.
Таннери Ц. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902
Романский И,Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972
Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy. Cambridge, 1971. Vol. 2.
Другие работы по теме:
Cократ
Биография Первый философ-афинянин Сократ - современник Демокрита. Сократ интересен не только своим учением, но и своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. Сократ оказал огромное влияние на античную и мировую философию
Мои кратчайшие шпоры по философии
Мои кратчайшие шпоры по философии! Вопросы: Древнекитайская философия. Древнегреческая философия. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Древнегреческая философия. Пифагор. Гераклит.
Проблема первоначала в античной философии
Яркие представители античной философии и их основополагающие идеи, рассматриваемые проблемы. Исследование первоначала у представителей материализма и идеализма в античности, их отличительные признаки, значение для развития философии и науки в целом.
Учение Анаксагора
Два столетия,протекшие с момента предсказания Фалесом Милетским солнечного затмения,действительно случившегося 28 мая 585 г.до н.э.были не только эпохой расцвета классической греческой культуры,но именно с этого отсюда берут начало основные традиции всей европейской цивилизации.
Досократики
В узком смысле слова все др.-греч. философы, начиная с Фалеса (надо бы с Лина), в широком смысле и профилософы, начиная с Гомера (далее Гесиод, орфики, Ферекид, Лин) и до Сократа.
Философия Древней Греции
Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась по сути своей первой попыткой рационального постижения окружающего мира. В развитии философии древней Греции выделяют четыре основных этапа:
Анаксагор
Министерство образования и науки Украины Таврический Национальный Университет им. Вернадского Анаксагор Студента группы 301-и математического факультета
Cофисты
Определение софистики. Появление подобных врагов софистики. Роль софистов в общественной жизни Древней Греции. История софистики.
Анаксагор
Прогресс в теории познания Анаксагора. Чувственное познание.
Розвиток філософської думки в Античній Греції і Римі
Періодизація розвитку античної філософії. Представники мілетської філософії, принципи Анаксимандра. Уявлення про походження життя та природу. Атомістичне вчення Левкіппа та Демокріта. Наукові ідеї Епікура та Платона, метафізика Арістотеля та софісти.
Философия, ее предмет и роль в развитии человека и общества
Особенности философского знания в противоположность всего лишь мнению. Историческая перспектива. Влияние философских идей на искусство, науку, экономику, религию, политику. Корректировка социальных теорий и практик с использованием философского метода.
Куртизанки
Существует мнение, что куртизанки, демонстративно игнорируя общественные устои и условности, подготовили почву для социальных перемен, которые привели к освобождению женщин в XX столетии.
Атеизм
Атеизм есть отрицание существования личного Бога. Так как с понятием Бога имеют дело религия и философия, то термин “А.” применяется и в той, и в другой; но разграничение области религии от философии - дело весьма трудное, и перечисление видов
Атеизм в рабовладельческом обществе
Уже первые шаги людей, пытающихся постичь мир, приводили к требованию ничего не принимать на веру, считать истинным лишь то, что доказано разумными доводами, основанными на фактах. Так возникают первые зачатки науки и научного мировоззрения.
Демокрит
Самым выдающимся философом так называемого натуралистического периода греческой философии был Демокрит, родившийся между 480—470 г.г. до христианской эры.
История психологии
Общая характеристика психологических идей античности и главных научных центров их возникновения. Связь проявлений психики с миром живой природы. Учение о душе в трудах античных ученых. Начальный этап становления учения о душе в трудах античных философов.
Греческая математика
Рождение математики в Элладе. Первая научная школа Эллады. Афинское содружество ученых: школа Платона. Математическая Вселенная Евклида.
Понятие Демиурга у досократиков
Таким образом, для античной философии характерна концепция космогенеза как оформления исходного пассивного субстрата активной субстанцией – для обозначения данной концепции в новоевропейской философии используется термин гилеморфизм
Краткая история числа пи
С тех пор, как у людей появилась возможность считать и они начали исследовать свойства абстрактных объектов, называемых числами, поколения пытливых умов совершали завораживающие открытия. По мере того как наши знания о числах увеличивались, некоторые из них привлекали особое внимание, а некоторым даже придавали мистические значения.
Геоцентрическая система мира
С древнейших времён Земля считалась центром мироздания. При этом предполагалось наличие центральной оси Вселенной и асимметрия «верх-низ».
Философия Древней Греции 6
Философия Древней Греции Философия древней Греции Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась по сути своей первой попыткой рационального постижения окружающего мира.
Мифология
На первый взгляд кажется, что определить миф не трудно. Греч. "миф" — слово, рассказ; термин "мифология" означает изучение мифов, а также свод мифов.
Греция Политика Искусство Наука
Политика Искусство Наука 492 год - Первый поход персов в Грецию по командованием Мардония. 494 год - На сцене Афинского театра поставлена трагедия Фриниха“Взятие Милета”
Наука и техника в античном мире
До VII века до н. э. Греция была периферией ближневосточной цивилизации. Греки учились у Востока: они позаимствовали у финикийцев алфавит и конструкцию кораблей, у египтян – искусство скульптуры и начала математических знаний.
Шометт, Пьер Гаспар
Пьер Гаспар Шометт (фр. Pierre Gaspard Chaumette, он же Анаксагор Шометт , Anaxagoras Chaumette, 1763, Невер—1794) — французский политический деятель.
460-е до н. э.
Введение 1 Важнейшие события 1.1 470 до н. э. 1.2 469 до н. э. 1.3 468 до н. э. 1.4 467 до н. э. 1.5 466 до н. э. 1.6 465 до н. э. 1.7 464 до н. э. 1.8 463 до н. э. 1.9 462 до н. э.
Фалес Мілетський
(близько 624—548 pp. до н. е.) Початки культури стародавньої Греції, як уже згадувалось, сягають у сиву давнину. У VII—V ст. до н. е. на узбережжі Іонійського моря (східна частина Середземного моря) були розташовані квітучі грецькі міста-колонії Мілет, Ефес, Кротон та ін. їх географічне положення сприяло розвитку економіки й культури.
Греция: Политика. Искусство. Наука
Политика Исскуство Наука 492 год - Первый поход персов в Грецию по командованием Мардония. 494 год - На сцене Афинского театра поставлена трагедия Фриниха“Взятие Милета”
Анаксагор
Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н.э.) родился в Ионии в г. Клазомены. Еще в молодости, отказавшись от наследства, он решил полностью посвятить себя науке. Позднее он переселился в Афины, где прожил около тридцати лет.
Анаксагор
Анаксагор (ок. 500-428 до Р.Х.) - древнегреческий философ, происходил из Клаземен, почти всю жизнь прожил в Афинах. Это первый греческий философ, деятельность которого протекала собственно в самой Греции, а не в греческих городах Малой Азии или Сицилии.