Перевезенцев С. В.
Квинт
Септимий Флорент Тертуллиан (ок.160 — после 220 гг.), уроженец Карфагена, до 35
лет занимался юриспруденцией в Риме. Около 195 г. он принял христианство,
вернулся в Карфаген и стал одним из видных деятелей местной Церкви. Перу
Тертуллиана принадлежит значительное число небольших по объему статей —
"Об идолопоклонстве", "Против еретиков", "О плоти
Христовой", "О душе" и др.
Основным
положением в понимании взаимоотношений философии и христианской религии стали
для Тертуллиана слова Апостола Павла — "Мудрость мира сего есть безумие
пред Богом" и "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых"
(1-е Кор., 3:19; 1:27). С его точки зрения, все античные философы, пытающиеся
познать мир вне пределов Божественного откровения, опирающиеся на способности
человеческого разума достойны лишь самого жестокого осуждения. Все они
"умы спорливые и презрительные", занятые "праздными вопросами и
разговорами", но не знающие истины, ибо "они еще ищут, стало быть не
нашли".
Платона,
Аристотеля, Эпикура, Гераклита, Эмпедокла и других мыслителей античности
Тертуллиан считает "патриархами еретиков". Следовательно, все кто
ищет истину на путях, показанных античной философией, попадают во власть
дьявола, "тщеславного соперника" Господа, потому что именно дьявол
"одушевляет всех ересиархов".
Тертуллиан
приходит к однозначному выводу о том, что силы человеческого разума должны быть
подчинены вере, что именно вера предоставляет человеку возможность придти к
истинному познанию. Более того, даже религиозное безумие выше всякой
человеческой мудрости. "Не можешь быть истинно мудрым, — пишет Тертуллиан,
— если не покажешься безумным в глазах мира, веря тому, что мир именует
безумием в Боге".
Развивая
идеи о превосходстве веры над разумом, в трактате "О плоте Христовой"
он пишет: "Я не нахожу лучшего предлога к посрамлению себя, как, презирая
стыд, быть свято бесстыдным и счастливо безумным. Сын Божий был распят: я того
не стыжусь, потому что как будто бы надобно стыдиться. Сын Божий умер: надлежит
тому верить, потому что разум мой возмущается против этого. Он восстал из
гроба, в котором был положен: дело верное, потому что кажется
невозможным". Впоследствии эти слова Тертуллиана были перефразированы в
ставший легендарным афоризм: "Верую, ибо абсурдно".
Несмотря
на полное, казалось бы, неприятие античной философии, Тертуллиан не избежал ее
влияния в некоторых своих трактовках отдельных положений христианского
вероучения. Так, полностью отрицая материальность Бога, ибо Бог есть дух, он
все же говорит о телесности самого Бога. Телесность эта нематериальна, но в то
же время и отличается от чистого духа.
Так
и человеческая душа, хоть и отлична от человеческого тела, все же обладает
некой телесностью. По мнению Тертуллиана душа человеческая была поселена Богом
в Адаме и Еве, а затем передается из поколения в поколение посредством семени,
сохраняя в себе как образ Бога, так и первородный грех прародителей
человечества.
Подобные
идеи, высказанные Тертуллианом, позднее были отвергнуты Церковью, однако в
целом, его учение стало одним из оснований всей христианской теологии.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта portal-slovo/
Другие работы по теме:
Средневековая философия 11
12. Средневековая философия Средне века (с I по XV - это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Именно две особенности - феодализм и христианство - обусловили собой содержание и состояние философии Средневековья. Сильное влияние на западную средневековую философию оказала именно христианская религия.
Что есть философия
Тестовые задания по теме «Что есть философия» Наименование дидактической единицы № задания Тема задания Что есть философия? Предмет философии Функции философии
Основные черты средневековой философии 2
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Основные черты средневековой философии…………………………...3 2. Проблемы бытия. Номинализм и реализм……………………………...5 3. Человек и его история в учениях А. Августина и Ф. Аквинского……7
Эпоха средневековья, её характеристика
содержание ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3 1. Общая характеристика эпохи Средневековья………………………………………………...4 2. Особенности средневековой философии. "Бог и человек" - центральная проблема……….6
Философия человека
Тестовые задания по теме «Философия человека» Философия человека Человек и природа Человек и общество Человек и культура Смысл жизни человека Тестовый вопрос
Особенности средневековой философии
Сущность средневековой теологической философии, ее особенности и размышления. Понятие патристики и формирование теоцентрического типа философствования. Аврелий Августин: синтез христианства и платонизма. Представители философского мышления средневековья.
Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения
Общая характеристика эпохи средневековья. Принцип примата веры над разумом как основная мысль патристики. Ранняя и поздняя схоластика. Причины упадка философии средневековья. Учения о человеке раннего Возрождения. Социальная философия Возрождения.
История одного заблуждения (эволюция понятий религия и философия)
ИСТОРИЯ ОДНОГО ЗАБЛУЖДЕНИЯ (Эволюция понятий «религия» и «философия») Среди различных сфер духовной деятельности человека выделяют, в частности, такие, как религия и философия. Как правило, их считают разными, хотя во многом соприкасающимися друг с другом сферами, а иногда и прямо противопоставляют друг другу.
Что есть философия
Предмет, функции, объекты, основные понятия и ценности философии, ее соотношение с мировоззрением. Представители классической и неклассической философии. Специфика философского знания. Основы и характерные черты религиозной и научной картины мира.
Философия человека
Прародина человека согласно современным научным представлениям. Смысл жизни человека согласно эвдемонизму. Трактование смысла жизни человека в отечественной религиозной философии. Концепция социализации личности. Мораль в регулировании поведения человека.
Патристика
Патри́стика — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.
Патристика. Отцы церкви
Патристика - (от греч. pater - отец) обозначает совокупность теологических, философских и политико-социологичеких доктрин христианских мыслителей 2 - 8 веков, так называемых отцов церкви.
Спекулятивная философия
Впервые термин 'теология' применительно к философским спекуляциям употребил Аристотель Его деление умозрительной философии на математику, физику и теологию сохранялось весь период раннего и развитого средневековья - вплоть до XII в.
Раннехристианские апологеты
Распространение христианства ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало реакцию со стороны языческого мира. С юридической т. зр. христианство оказалось в положении «недозволенной религии» (лат. religia illicitia).
Вопрос о времени рождества и смерти Христа
О времени рождения и времени страданий и смерти Христа имеется мало определенных, несомненно верных исторических данных; установка этих двух фактов между тем должна бы лежать в основе специально христианской эры.
Распятие
Как наиболее соответствовавшая духу и характеру древнейшего иудейского уголовного права, по которому наказание за преступление считалось делом всего народа, первая из этих казней уже в Моисеевом законодательстве имела наибольшую сферу действия.
Святоотеческие основания православного учения о Таинствах
митрополит Каллист (Уэр) "Именно таинства составляют жизнь во Христе", — пишет св. Николай Кавасила. Они суть "окна в этот мрачный мир", говорит он. Каковы же основные темы святоотеческого учения об этих божественных действиях, без которых не может быть жизни во Христе? Как Отцы понимают эти "окна", посредством которых свет проникает в наше существование здесь, на земле? Рассмотрим кратко четыре основных пункта богословия таинств у Отцов:
Развитие учения Христологии в ранней Церкви (1-3 века)
Факторы, повлиявшие на учение Христологии, борьба с гностицизмом, полемика с иудаизмом и эллинизмом. Христология Отцов-антигностиков: Иринея, Тертуллиана, богословие Александрийской школы, ее направления. Значение Никейского собора в развитии Христологии.
Историческое развитие древней Литургии
Происхождение и история Литургии. Евхаристия Апостольского времени. Евхаристическое богослужение первых времен христианства послеапостольского времени. Вопрос агап и их взаимоотношений с евхаристическим богослужением раннего христианства. Типы Литургий.
Церковь как божественное установление и социальная организация
Утверждение христианского богословия, что церковь — это не историческая организация, а мистическое образование, земная, телесная форма существования Иисуса Христа. Аргументация богословов, связанная с доказательством ее мистической, таинственной природы.
Тертуллиан
Перевезенцев С. В. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок.160 — после 220 гг.), уроженец Карфагена, до 35 лет занимался юриспруденцией в Риме. Около 195 г. он принял христианство, вернулся в Карфаген и стал одним из видных деятелей местной Церкви. Перу Тертуллиана принадлежит значительное число небольших по объему статей — "Об идолопоклонстве", "Против еретиков", "О плоти Христовой", "О душе" и др.
Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни и имевший громкий успех у представительниц слабого пола.
Поклонение волхвов
Вопрос, на который с самого начала необходимо ответить, для того чтобы яснее осознать иконографические особенности сюжета Поклонение волхвов, касается хронологии событий евангельской истории.
Воскресенье
Воскресенье (англ. Sunday, нем. Sonntag, фр. dimanche). Смысл и значение воскресенья как первого дня недели связан: 1) с поклонением солнцу у древних; 2) с распространенностью культа Митры в Древнем Риме… .
Роль науки и техники в истории человечества
Древние греки, при всей своей любви к философии, смотрели на ремесло механика, как на занятие простолюдинов, не достойное истинного ученого. Появившиеся позже мировые религии поначалу вообще отвергали науку.
Раннее христианство на западе римской империи
Проблема источников раннего христинства в западных провинцииях Римской Империи. Первые христианские общины в Галлии, Испании, Британии, Северной Африке. Первые епископии, первые соборы.
Кровавый навет
Введение 1 Кровавый навет на ранних христиан 2 Кровавый навет на евреев 3 Кровавый навет на хлыстов 4 Мултанское дело Список литературы Введение Кровавый навет — необоснованные утверждения о том, что какая-либо группа людей совершает человеческие жертвоприношения, ест людей, использует их кровь в ритуальных целях и т. п.
Христианство и римская империя
Истоки христианства, противостояние саддукеев, фарисеев и низших деклассированных слоев Иудеи, рабов. деятельность Иоанна Крестителя. Достоверность существования Иисуса Христа. История раскола христиан и иудеев. Противостояние римской власти и христиан.
Эволюция ранней христианской общины
Источники по истории ранней христианской общины. Иерусалимская община и другие харизматические общины. Иерархия внутри общины. Иерархия объединений общин. Становление епископата. Первые ереси. Монтанизм. Малые ранние соборы.
Сенека
Стремление стоиков следовать бесстрастному закону природы, Сенека доводит до формулирования идеи единого Бога, который и есть этот закон. "Не может быть природы без бога и бога без природы", — говорит он.