А.А. Грицанов
Авенариус (Avenarius) Рихард (1843—1896) — швейцарский философ, один из основоположников эмпириокритицизма — разновидности позитивизма. Как и у его современника Э. Маха, центральным понятием философии А. является понятие опыта, в истолковании которого А. пытается преодолеть противоположность между материализмом и идеализмом. Физическое (материальное) А. считает лишь внешней стороной опыта, в то время как психическое представляет собой внутреннюю сторону опыта. Целостный опыт есть единство физического и психического. Из такого понимания опыта естественно вытекает получившее широкую известность учение А. о «принципиальной координации» субъекта и объекта: без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта. Тезис о принципиальной координации означает, что нельзя говорить об объективной реальности самой по себе, она существует только в отношении к познающему субъекту. Поэтому А. вынужден отказаться и от классического понятия истины как соответствия мысли действительности. Ценность познания для него состоит лишь в том, что оно позволяет нам затрачивать меньше усилий для достижения тех или иных целей. В целом по своим воззрениям А. близок Маху и наряду с последним считается одним из лидеров второй волны позитивизма.
С 1876 – совместно с Вундтом – начал издавать в Германии «Трехмесячник научной философии». Преподавал «индуктивную философию» в университете Цюриха (1877–1896). Основные сочинения: «Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил. Пролегомены к критике чистого опыта» (1876), «Критика чистого опыта» (в 2-х томах, 1888–1890), «Человеческое понятие о мире» (1891), «О предмете психологии» (1894–1895) и др.
Собственную философскую позицию А. именовал «эмпириокритицизмом» – «надпартийным» философским подходом, критически рассматривающим все, якобы проверенные, истины. Целью А. являлась разработка философии как строгой науки наподобие позитивных природоведческих дисциплин. Согласно А., «любая область нашей среды устроена так, что индивиды на определенном этапе познания говорят: «Это следует проверить». Если же, по мысли А., «среда – предпосылка утверждения, то последнее полагается как опыт». Содержанием утверждения в таком контексте выступает «испытанное». Критикуя «чистый опыт», А. призывает вернуться к «естественному понятию мира», постулирующему существование индивидов, элементов окружающей среды, а также – множественность актуальных отношений между всеми ними («закон жизненного ряда»).
По версии А., содержание опыта «естественного понятия мира» включает в себя то, что есть данное из меня, из соответствующей среды и из зависимостей между фрагментами опыта. Сопряженная же с данным опытом гипотеза наделяет движения моих близких определенным значением – точнее, трактует их /движения – А.Г./ как высказывания. Это у А. – «основное эмпириокритическое допущение принципиального человеческого равенства».
Началом исследования, его исходным пунктом, А. именует «ближнего», «не затронутого никакой – ни дикой, ни цивилизованной философией». Под опытом подразумеваются лишь мысли, находимые ближним данными, но лишь «такими, какими он находит их данными». Поэтому естественное понятие о мире, согласно А., искажается интроекцией – истинным бичом, по версии А., истории философии. Свою, нетрадиционную, трактовку интроекции А. обозначил так: «В то время как я оставляю дерево предо мною, как виденное, в том же самом отношении ко мне, в каком оно найдено, как данное, – господствующая же психология вкладывает дерево, как «виденное», в человека (т.е. в его мозг).
Это вкладывание «виденного» внутрь и т.д. в человека и есть то, что мы обозначаем словом интроекция». А. разработал учение об «эмпириокритической принципиальной координации», уловив потребность естествознания в философском обосновании новых научных картин исследуемой реальности, идеалов и норм теоретического объяснения. По замыслу А., учение о «принципиальной координации» должно было открыть возможность для преодоления дуализма физического и психического, отрыва наук о природе от наук о человеке, раскрыть эффект воздействия познавательных субъекта, средств наблюдения и т.п. на образ исследуемого объекта.
По А., индивид и среда противопоставлены, но они оба как реальности принадлежат одному опыту – то, что описывает критик, суть интеракция или взаимодействие среды и нервной системы индивида. «Исходный ближний» и «близкий ближний», по схеме А., принимают некоторую составную часть окружающей среды за количественно единую для них обоих и называют ее «киноварью». Как писал А.: «Я называю человеческого индивидуума, как (относительно) постоянного члена некоторой эмпириокритической принципиальной координации, центральным членом последней; а составную часть окружающей среды – безразлично, будет ли она опять-таки человеком или деревом, – называю противоположным членом... Некоторая же составная часть моей окружающей среды – ближний – есть центральный член некоторой принципиальной эмпириокритической координации».
Различие между физическим и психическим оказывалось не принципиальным. Познание, в конечном счете, может интерпретироваться как адаптационный процесс биологического порядка, как процедура «восстановления равновесия», как субъективная окраска элементов среды. Наше «Я», согласно А., отнюдь не наделено категориальными структурами (в отличие от мнения Канта): комплекс наших представлений суть результат нашей успешной адаптации к среде. Основанием адекватного теоретического объяснения А. считал принцип «экономии мышления», обусловленный: а) природой мышления как продукта прогрессивного приспособления к среде («мышление как максимальный результат при наименьшей мере силы»); б) функцией философии как «критики чистого опыта» – элиминирование из культурной сферы излишних ее фрагментов типа материализма или спиритуализма.
Исходный принцип учения А. – нерасторжимое единство «системы С» или центрального члена, и «системы R» или противочлена, т.е. субъекта и объекта («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта»). Общее понятие, под которое, согласно А., можно подвести все сущее и которое не может быть подведено ни под какое другое более общее понятие – это «ощущение». В картине мира понятию ощущения А. отводил ключевую роль. Учение А. о «принципиальной координации» не смогло войти в теоретическое основание естественных наук того времени, поскольку не признавало независимого существования объективной реальности, а также излагалось (как и вся философия А.) избыточно тяжеловесным и запутанным языком. Мах предлагал даже создать специальный толковый словарь философии А.
Другие работы по теме:
Коллоидная защита
МГАВМИБ им К.И. СКРЯБИНА Коллоидная защита. Золотое, железное число. Биологическое значение коллоидной защиты. Реферат студента 2 группы II курса ФЗТА
Эмпиризм 2
Введение 1 Формы эмпиризма 1.1 Имманентный эмпиризм 1.2 Трансцендентный эмпиризм 2 Основные положения 3 Представители эмпиризма Введение Эмпиризм - (фр.empirisme, греч.empeiria - опыт). Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений.
Позитивизм и его эволюция к неопозитивизму
Позитивизм и его эволюция к неопозитивизму Классический позитивизм века ПОЗИТИВИЗМ (франц. positivisme , от лат. positivus — положительный), -философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
Вторая историческая форма позитивизма
Эмпириокритицизм (философская система "чистого опыта", критический эмпиризм, который стремиться ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки и естественного понятия о мире).
Поэзия и философия Ницше в музыкальном искусстве
Фридрих Ницше вошел в историю музыкального искусства как величайший поэт и мыслитель, вдохновлявший многих композиторов, известных и забытых, на создание произведений разных жанров (оратории, песни, программные симфонические поэмы).
Философия естествознания конца XIX - начала XX вв.
Кризис мировоззренческих и методологических основ научного познания. Развитие философских течений, претендующих на роль теории познания науки и призванных помочь ей преодолеть кризис. Эмпириокритицизм, имманентная школа и конвенционализм А. Пуанкаре.
Рихард Вагнер (Wagner)
Если мы захотим составить список персонажей, сцен, костюмов, предметов, изобилующих в операх Вагнера, перед нами предстанет сказочный мир. Драконы, карлики, гиганты, боги и полубоги, копья, шлемы, мечи, трубы, кольца, рожки, арфы, знамёна, бури.
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Рихард Штраус
Немецкий композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Творческий путь и сочинения.
Логика вопросов и ответов
1.Определение вопроса и ответа. 2. Виды вопросов. 2.1. Правильно и неправильно поставленные вопросы; 2.2. Закрытые и открытые вопросы; 2.3. Уточняющие и восполняющие вопросы;
Рихард Штраус и творчество Ницше
Несомненно, что Штраус прочел Ницше на свой манер, т. е. прочел его, примеривая на себя, в соответствии с собственным самоощущением. Ницше как бы помог Штраусу осознать себя.
Искусство Германии
Свое дальнейшее распространение стиль барроко получил в Германии. Особого расцвета достигла скульптура. В интерьере немецкой барочной церкви ей отводится большая роль, чем живописи.
Габсбургские Нидерланды
Введение 1 Предыстория земель 2 Завершение Список литературы Введение Га́бсбургские Нидерла́нды (фр. Pays-Bas des Habsbourg, нидерл. Habsburgse Nederlanden) — историческая область Европы, соответствующая владениям дома Габсбургов в XV–XVIII веках. В 1482–1556/1581 годах эта геополитическая единица соответствовала Нижним землям.
Буранс, Интс
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Драматический театр им. А. Упита (Национальный театр) 3.2 Режиссёрские работы
Зорге, Рихард
Введение 1 Биография 1.1 Перед и во время Второй Мировой войны 2 Интересные факты 3 Память Список литературы Введение Ри́хард Зо́рге (нем. Richard Sorge, агентурный псевдоним Рамза́й, 4 октября 1895, Сабунчи[1][2] Бакинского уезда, Бакинской губернии, Российская империя (ныне Азербайджан) — 7 ноября 1944, Токио, Японская империя) — советский разведчик времён Второй мировой войны, Герой Советского Союза.
Будрайтис, Юозас Станиславас
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Роли в кино 3 Награды и звания Список литературы Введение Юо́зас Ста́ниславас Будра́йтис (лит. Juozas Budraitis, р. 6 октября 1940, дер. Липинай Шяуляйский уезд ЛитССР СССР) — советский и литовский актёр театра и кино; Народный артист Литовской ССР (1982)[1].
Гёльдерлин, Иоганн Христиан Фридрих
Введение 1 Биография и творчество 2 Признание и наследие 3 Гёльдерлин и музыка 4 Издания Введение Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин (нем. Johann Christian Friedrich Hцlderlin; 20 марта 1770, Лауффен-на-Неккаре — 7 июня 1843, Тюбинген) — выдающийся немецкий поэт.
Нестрой, Иоганн
Введение 1 Биография 2 Пьесы 3 Значение и признание Введение Иоганн Не́строй (нем. Johann Nepomuk Eduard Ambrosius Nestroy, 7 декабря 1801, Вена — 25 мая 1862, Грац) — австрийский драматург-комедиограф, комедийный актер, оперный певец.
Грейфельт, Ульрих
Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Введение У́льрих Гре́йфельт (нем. Ulrich Greifelt), полное имя: Ульрих Генрих Эмиль Рихард Грейфельт (8 декабря 1896(18961208), Берлин – 6 февраля 1949, Ландсберг-на-Лехе), один из высших руководителей СС и ближайший помощник рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, обергруппенфюрер СС и генерал полиции (30 января 1944 года).
Немецкий романтизм
Введение 1 История 2 Основные фигуры Введение Немецкий романтизм (нем. Deutsch romantik, англ. German romanticism) — термин использовавшийся странах Европы Нового времени, говорящих на немецком языке.
Роланд батальон
Специальное подразделение Роланд (нем. Roland)[1] — батальон вермахта, сформированный в Австрии в 1941 году из украинских националистов. Один из первых иностранных легионов вермахта. Вместе с батальоном «Нахтигаль» был одним из двух легионов (батальонов) спецназначения Абвера, созданных в начале Второй мировой войны.
Имперская палата культуры
Имперская палата культуры (нем. Reichskulturkammer: RKK) — высший государственнцый орган, объединяющий и контролирующий всех работников сферы искусства в Третьем Рейхе. Официальной датой создания ведомства является 22 сентября 1933 года. 31 мая 1939 года палата была официальна переданна в управление Й.
Йон, Рихард Эдуард
Рихард Эдуард Йон (нем. Richard Eduard John; 1827—1889) — немецкий учёный специалист в области уголовного и уголовно-процессуального права. Профессор в Кёнигсберге, Киле и Геттингене, в 1862—1867 член прусской палаты депутатов, где принадлежал сначала к прогрессивной, затем к национал-либеральной партии.
Б5-Рихард
Б5-Рихард (нем. B5-Richard) — секретный подземный военный завод Третьего рейха, расположенный у чешского города Литомержице под холмами Биднице и Радобыл. Общая длина подземных сооружений оценивается приблизительно в 25-30 километров.
Дело Зорге
До 1964 года в Советском Союзе на дело Зорге было наложено табу. Непроницаемая завеса молчания окутывала его имя. Но в тот год молчание было взорвано.
Подвиг Рихарда Зорге
ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОКЛАД Тема: Подвиг Рихарда Зорге. Исполнила: ученица 9 «В» класса школы № 13 Новикова М. Проверила: учитель
Австрия
Государство в Центральной Европе. На севере граничит с Чехией, на северо-востоке - со Словакией, на востоке - с Венгрией, на юге - со Словенией, Италией и Швейцарией, на западе - с Лихтенштейном, Швейцарией и Германией. Площадь страны 83859 км2.
Майский Жук-Носорог
Существуют разные гипотезы и о принципах полёта этого жука. С точки зрения законов физики этот жук никак не может летать. Однако он прекрасно летает и преодолевает без остановки расстояния более 50 километров (меченые жуки перелетали пролив Ла-Манш).
Рихард Вагнер
Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге. Отец его, полицейский чиновник, весной 1813 года находился по служебным делам в Берлине, где надолго задержался из-за военных действий.
Авенариус Василий Петрович
Имя его известно почти исключительно в детской лит-ре. Он не был писателем по профессии и работал над своими произведениями очень медленно. А. переложил, или вернее издал в приспособленном для детей виде, русские былины — «Книга о киевских богатырях».
Рихард Вагнер
Вагнер Рихард (Richard Wagner, 1813—1883) — композитор, драматург и писатель. С В. в одинаковой степени связывается как имя выдающегося музыканта, так и писателя, поэта и драматурга. После
Рихард Вагнер
В гораздо большей мере, чем все европейские композиторы с конца 16 в. (времени Флорентийской камераты), Вагнер рассматривал свое искусство как синтез и как способ выражения определенной философской концепции.