Тибулл Алабий (р. ок. 55, ум. в 19 до н. э.) — римский поэт, один из выдающихся мастеров любовной элегии. По происхождению римский всадник, Т. принадлежал, повидимому, к тем немалочисленным слоям рабовладельческого класса, которые пострадали в эпоху падения республики и на первых порах находились в оппозиции к государственному строю, установленному Августом. Т. примыкал к литературному кружку, группировавшемуся вокруг республиканца Мессаллы, и, в отличие от большинства современных ему поэтов, не только не прославлял императора, но даже ни разу не упоминал его имени. Основная тема Т. — любовная тоска, мечтания о тихом счастьи. В античных условиях тематика эта является уже симптомом распада гражданского общества. По справедливому замечанию Энгельса, «любовные отношения в современном смысле имеют место в древности лишь вне официального общества» и встречаются «лишь как результат распада погибающего древнего мира». Любовные переживания Т. в значительной мере стилизованы; образ «бедного» влюбленного, неспособного к войне и добыче и не имеющего средств удовлетворить «алчность» возлюбленной, восходит к эллинистической литературе и стоит в противоречии с действительной биографией Т., человека состоятельного и получившего воинские награды за участие в аквитанском походе; это лишь литературная маска для более выпуклого изображения внутреннего мира, наподобие «пастушеской» маски современника Т. — Вергилия; не менее стилизован и образ «возлюбленной». Стихотворения Т. пронизаны стремлением уйти от действительной жизни, противопоставить ей область мечтаний, не реализующихся и окрашенных поэтому в скорбные тона. Мир мотивов Т. очень ограничен: любовь, идиллические картины сельской жизни с ее традиционной обрядностью, довольство малым, ненависть к войне и алчности. При разработке этих тем Т. широко использовал эротическую поэзию эллинизма, но создал для них своеобразный стиль ассоциативного «скольжения» (Лео), незаметного перехода от одной темы к другой, соответствующий мечтательному характеру всего творчества поэта; исходя из некоторой ситуации, он развертывал вокруг нее всю совокупность своих любимых тем, не всегда заботясь о выдержанности самой ситуации, но строго следя за внутренним развитием настроения и единством тона. Ярких красок и резких контуров Т. избегал; его стихотворения лишены силы и страстности, отличающих его соперника в области элегии — Проперция. В области языка Т. строгий пурист, его стиль прост и прозаичен; за «отделанность» и «изящество» ценила Т. античная критика.
Т. принадлежат два небольших сборника элегий; в первом — центральное место занимают стихотворения, посвященные возлюбленной поэта, фигурирующей под именем «Делия»; второй сборник посвящен «Немезиде». Впоследствии к этим двум сборникам был присоединен третий, содержащий, помимо подлинных стихотворений Т., и произведения других поэтов из кружка Мессаллы, в том числе и подражателя Т., Лигдама. Этот сборник обычно издается вместе с подлинными сборниками Т. В западноевропейской литературе Т. пользовался особенно широким признанием в XVIII в.; из русских поэтов им интересовались Батюшков, Пушкин, Фет.
Список литературы
I. Elegiae..., ed. E. Hiller, Lpz., 1885
Tibulle et les auteurs du Corpus Tibullianum, Texte établi p. A. Cartault, P., 1909
Albii Tibulli aliorumque carminum libri trec., ed. F. W. Levy, Lpz., 1927
Albii Tibulli aliorumque carminum libri IV, rec. F. Calonghi, Torino, 1928. Комментарии: Albii Tibulli carmina... explicuit L. Dissenius, p. I—II, Göttingen, 1835
Elegies of A. Tibullus..., ed. by K. F. Smith, N. Y., 1913. Главнейшие пер. Т. на русск. яз.: Элегии Тибулла. Перевод А. Фета, М., 1886
то же, издание 2-е, СПБ, 1898 (почти полный перевод
недостает только элегий к Марафу и панегирика Мессалле)
перевод отдельных элегий: А. Ф. Мерзлякова в его книге: Подражания и переводы..., ч. II, М., 1826
К. Н. Батюшкова (1, 3 и 10
III, 3) в кн.: Соч. К. Н. Батюшкова, изд. П. Н. Батюшкова, тт. I и II, СПБ, 1885—1887
Н. Фоккова (1, 10), «Журнал министерства народного просвещения», 1874, май
Элегии любви. Пер. Пл. Н. Краснова, М., 1901.
II. Leo F., Über einige Elegien Tibulls, «Philologische Untersuchungen», 2. Heft., Berlin, 1881
Cartault A., A propos du Corpus Tibullianum, P., 1906
Schuster M., Tibull-Studien, Wien, 1930
Корш Ф. Е., Римская элегия и романтизм, Москва, 1899.
Другие работы по теме:
Поэзия Катулла
Рядом с ним Гораций кажется холоден, Овидий - легкомыслен, Тибулл - вял, Проперций - многословен, а из их греческих образцов Алкей и Сапфо - отрывочны, а александрийские эпиграмматисты - мелки.
Краткие сведения из истории латинского языка
Латинский язык принадлежит к италийской ветви индоевропейской семьи языков. Он называется «латинским» (Lingua Latina), так как на нем говорили латины (Latini —одно из племен древней Италии), населявшие небольшую область Лаций (Latium), расположенную в нижнем течении реки Тибр. Центром этой области в VIII в. до н. э. (в 753 г., как считают древние историки) стал город Рим (Roma поэтому жители Лация называли себя также «римляне» (Romani).
Этика любви в древней Греции и в наши дни
Любовь в древней Греции. Любовь как демоническая сила. Трагический тон в греческом мировоззрении. Новое осознание любви Платона. Новое понимание любви и эпоха иллинизма. Любовь в наши дни и ее загадочная сущность. Соблазнение как составляющая любви.
Любовь
Любовь как интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Трактовка диалектико-материалистического понимания личности, ее духовного мира, соотношения с обществом. Духовная близость и отношения любящих.
Особенности древнегреческой мифологии
Реферат выполнила: Антонова О. ГИМНАЗИЯ №13 Томск 2001 Сущность Греческой мифологии становится понятной только при учете особенное первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений.
Мифология античной Греции
Общая характеристика греческой мифологии, ее источники, сущность и связь с философией. Роль мифов об олимпийских богах. Особенности доолимпийского и олимпийского периодов и ранней классики. Место и значение богов Олимпа. Специфика мифов о героях.
Анализ сексуальных взаимоотношений в период раннего юношества
Общая характеристика эволюции развития сексуальных взаимоотношений с периода античности и до настоящего времени. Особенности психосексуального развития в юношеском возрасте. Экспериментальный анализ сексуальных взаимоотношений в период ранней юности.
Макиавелли Никколо
(1469 - 1527) Никколо Макиавелли родился 3 мая 1469 года в семье юриста. Его отец, Бернардо Макиавелли, получал также небольшой доход от своих земельных участков. Мать Никколо- донна Бартоломеа, была женщиной религиозной, она сочиняла гимны и канцоны в честь Девы Марии и пела в хоре в церкви Санта Тринита.
Литература Древней Греции и Древнего Рима
Анализ литературы Древней Греции: классический и александрийский период. Особенности литературы Древнего Рима, драматурги Андроник и Невий, поэты Лукреций Кар, Катулл, Гораций. Этапы развития античной философии, исследования Милетской и Элейской школ.
Три подступа к поэзии Овидия
Публий Овидий Назон - поэт очень легкий и очень трудный. Он легкий потому, что речь его изящна и ясна, фразы и стихи текут естественно и непринужденно, а предметы его просты и доступны.
Стихотворения 28
Стихотворения Автор: Батюшков К.Н. 1. Мечта <Первая редакция> 2. Послание к стихам моим 3. Элегия ("Как счастье медленно приходит...")
Русский Катулл от Феофана Прокоповича до Пушкина
Вопреки распространенному мнению, Катулл в России был довольно популярен, хотя переводили его мало. Причина этого – в самом характере поэзии Катулла. Его скоптика полна брани и непристойностей.
Легкая поэзия классицизма
Этот род поэзии существовал уже в XVIII в. в пределах ортодоксального классицизма как одна из его маловлиятельных, но характерных тенденций («Душенька» Богдановича, «Евгению, жизнь званская», «Анакреонтические песни», 1804, Державина и т. д.).
Римская литература
Эпоха республики. Древнейший период. Литература III—II вв. до н. э. Литература периода гражданских войн. Эпоха перехода к империи («век Августа»). Эпоха империи.
Римская литература
Периодизация римской литературы. Доклассический период. Фольклор. Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой. Период гражданских войн. Литература периода принципата. Историография. Послеклассическая литература.
Культура древнего Рима
Периоды развития культуры Древнего Рима. Особенности культуры, взаимодействие с древнегреческой и другими культурами. Древнеримская архитектура. Творчество писателей "Золотого века". Период Республики. Республиканские органы власти - магистратура и сенат.
Феномен римской литературы
В то время, когда в эллинском мире распространялись поэмы Гомера, на западе центральной части Апеннинского полуострова, называемого древними Италией, был основан город Рим. Римляне утверждали, что это произошло в 753 г. до н. э.
Культурная полемика Римской империи
Развитие архитектуры, литературы, скульптуры и живописи Римской империи во времена принципата Августа, Флавиев и Антонинов: изменение художественно-стилистических форм в связи с социально-экономическими, историческими, религиозными, бытовыми факторами.
Женщины в ремесленных мастерских Помпей
Женщины в древнеримском государстве, при всех особенностях и своеобразии их положения, также неизбежно включались в различные коллективы или группы античного общества. Однако их место и роль не были однозначными и постоянными.
Культура Рима периода республики
(кон.6 в. до н. э. — 31 г. до н. э.) Изгнав царей (в конце 6 в. до н. э.), римское общество вступает в длительную полосу войн, сначала в Италии, а затем и за ее пределами, пока, наконец, с разгромом Карфагена (146 г.до н. э.). не становится сильнейшей державой средиземноморья. Нуждами войны объясняется строительство в этот период Аппиевой и, позже, Фламиниевой дорог.
Латинский язык и латинская юридическая терминология
В работе рассматривается тема латинского языка и латинской юридической терминологии. Обзор развития латинского языка, памятники литературы и их авторы. Часть работы содержит перечень латинских юридических терминов с переводом и объяснением их значения.