Агван Доржиев (1853–1938) сыграл важную роль в истории буддийской церкви в России. Он родился в Бурятии. Получив блестящее богословское образование в Тибете и Монголии, стал одним из учителей Далай-ламы XIII? и его доверенным лицом. Несколько раз встретившись с императором Николаем II, Агван Доржиев получил высочайшее согласие на строительство буддийского храма в Петербурге. Доржиев был инициатором сближения Тибета и России. Он постоянно разъезжал между этими странами, Монголией и Китаем с дипломатическими поручениями, побывал в Индии, на Цейлоне, в Японии, Германии, Италии, Великобритании.
Во французском Музее восточных культур Гиме он провел первое во Франции буддийское богослужение. На нем присутствовал Иннокентий Анненский, впоследствии написавший об этом стихи, которые вошли в «Кипарисовый ларец». А его гидом по Парижу был другой русский поэт – Максимилиан Волошин. Будучи фактически первым министром двора Далай-ламы XIII, Доржиев всюду его сопровождал, служил молебны, заведовал финансами страны. Помимо этого он основал несколько дацанов и школ в Калмыкии и Бурятии, открыл издательство в Петербурге и типографию в Ацагате. Строительство храма в российской столице началось в 1909 году в Старой деревне, за Черной Речкой. Работами руководил строительный комитет, в который входили академики В.В.Радлов и С.Ф.Ольденбург, князь Э.Э.Ухтомский, приват-доценты В.Л.Котвич, А.Д.Руднев, Ф.И.Щербатской, тибетский врач П.Бадмаев, путешественники П.Козлов и Д.Клеменц, калмыцкие князья Дугаровы, Тумэны и Тундутовы, архитектор Г.В.Барановский, инженер Н.М.Березовский, художники Н.К.Рерих
и В.П.Шнейдер.
Буддийская архитектура Забайкалья была подвержена влиянию монгольской и китайской традиций. Санкт-петербургский храм строился в полном соответствии с тибетским архитектурным каноном. В 1913 году в храме прошла первая служба, посвященная 300-летию династии Романовых. Церемония освящения храма состоялась в 1915 году, на ней присутствовали представители правительств Николая II, Далай-ламы XIII, сиамского короля Рамы IV и монгольского Богдо-хана.
После революции Агван Доржиев полностью отдает себя политической и религиозно-реформаторской деятельности в Советской России. В 1919 году храм подвергся разграблению красноармейцами: пропали сотни бронзовых и позолоченных бурханов, серебряные жертвенные чаши, вазы, мебель, дверные ручки, шпингалеты, драпировка из китайской парчи, личные вещи лам, разбита статуя Будды, сожжены уникальная библиотека тибетских манускриптов и огромный архив Агвана Доржиева, посвященный взаимоотношениям России, Тибета, Англии и Китая, собиравшийся на протяжении 30 лет. Доржиеву удалось реставрировать храм, не смотря на царившую в стране разруху. Как и до революции, он находился в постоянном диалоге с властью. Теперь его собеседниками были не Николай II и министр Извольский, а Ленин с Луначарским. Но речь шла все о том же: о свободе вероисповедания, культурном строительстве и их необходимости для процветания государства и его граждан.
В 1929 году деятельность буддийской церкви Забайкалья была запрещена новым антирелигиозным законом. В 1935 году преследования буддийского духовенства начались и в Ленинграде. В 1937 году в результате арестов и расстрелов буддийская община при храме перестала существовать. В ноябре 1937 года 85-летний Агван Доржиев был арестован в Бурятии. Он скончался в 1938 году в тюремной больнице города Улан-Удэ. В этом же году Ленинградский буддийский храм был закрыт, и его здания стали занимать различные учреждения: физкультурная база, радиостанция (именно отсюда шло вещание на осажденный Ленинград, когда была разрушена станция в Колпине), лаборатории Зоологического института. В 1990 году храм был возвращен верующим.
Другие работы по теме:
Правовое положение зон чрезвычайной экологической ситуации
Понятие зоны чрезвычайной экологической ситуации. Порядок образования и функционирования зон чрезвычайной экологической ситуации. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Анализ основных показателей угрозы экологической безопасности.
Буддизм в России
В начале XVII в. Тибетский Буддизм из Монголии проник на север к бурятскому населению Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из Тибета.
буддизм
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АГУ им. Абая Кафедра: "Философии Реферат На тему: Буддизм Выполнила:
Таможенные тарифы
Министерство образования Российской Федерации Белгородский Государственный Технологический Университет им. Шухова РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Ценообразование
Тибетский буддизм
Вертикальная модель Вселенной в буддийской космологии: буддизм в Тибете. Религия бон и религия народа в истории и сегодня: особенности и основные положения ламаизма. Основные направления и школы буддизма в Тибете (ньингма, карма-кагью, сакья, гелуг).
Святой Грааль
Толкования природы данного артефакта. Версии средневековых легенд о Граале. Отражение поисков камня в кельтских легендах о короле Артуре. Конспирологическое представление о Граале. Образ чаши в других мифах. Современные авторы о таинственном артефакте.
История распространения буддизма в России
Религия - моральные нормы, определенное поведение, различные обряды. Геополитические и социокультурные предпосылки распространения буддизма в Забайкалье и политика Российского государства в XVIII в. Особенности распространения буддизма в Калмыкии.
"Шамбала"
Путешествию в Шамбалу посвящено много тайных тибетских книг, и почти во всех этих книгах утверждается, будто это королевство следует искать к северу от Алмазного Престола, т. е. Бодхгаи, места, где Будда Шакьямуни достиг Просветления.
Основы буддистского учения
Буддизм - первая по времени возникновения мировая религия. Карма и сансара, четыре благородные истины. Учение о душе, дхарма. Центральная проблема буддийского учения - живое существо и его освобождение. Буддизм в России, феномен Даши-Доржо Итигэлова.
Православие как национальная идея
Сущность национальной творческой идеи как источника энергетического потенциала народа, смысла его жизни и борьбы за существование. Проблемы формирования белорусской идеи на современном этапе. Экономические начала и основные ценности философии православия.
1. Понятие мотива преступления
Невменяемость субъекта по Гегелю определяется тем, что само представление лица находится в противоречии с реальной действительностью, т е характер совершенного действия не осознается им3
Резьба по камню в Азербайджане
Искусство азербайджанских резчиков по камню разнообразно: здесь и круглая скульптура, и горельеф, и не глубокий резной рисунок.
Наследие древних тюрков в хазарии: миф или реальность
Одной из важнейших проблем современного хазароведения остается проблема взаимовлияния хазар и древних тюрков (иначе тюркютов), взаимодействия этих этносов на уровне духовной и материальной культуры, а также в сфере государственного аппарата.
Этнографический музей Республики Бурятии
Экспозиция этнографического музея народов Забайкалья: археологический комплекс памятников древности, знакомство с бытом и культурой эвенков дореволюционной поры, русский (старожильческий) комплекс, обустройство бурятской усадьбы и уголок живой природы.
Богатый край Закавказья - Азербайджан
Первые упоминания о крае, история заселения. Описание природы, животный и растительный мир. Историчекое изменение вида азербайджанских селений. Основные элементы народного костюма. Особенность обычаев, обрядов, праздников. Широта национальной кухни.
Правительство Армении
Введение 1 Состав действующего Правительства Армении 2 Главы Правительства 3 Бывшие министры 3.1 Министерство национальной безопасности 3.2 Министерство обороны
Религия Бурятии
Содержание Введение Шаманизм Буддизм Православие Введение Бурятия издревле находится на стыке многих религий. Здесь мирно сосуществуют шаманизм и буддизм, старообрядчество и православие.
Из истории буддизма в Бурятии
Реферат На тему: « Из истории буддизма в Бурятии» Содержание 1.Ступа. Субурган 2.Молитвенные барабаны 3.Добродетель простираний или о том, как правильно совершать поклоны 4.Медитация Важдрасаттвы
Монголо-тибетский договор о дружбе
Содержание 1 История 2 Вопрос правомочности Список литературы Монголо-тибетский договор о дружбе Монголо-тибетский договор о дружбе и взаимопомощи
Как была ликвидирована автономия внешней Монголии
Вопрос о ликвидации автономии Внешней Монголии слабо исследован в нашей и монгольской литературе. Данная статья богащает новыми сведениями историю национально-освободительного движения монгольского народа.
Форма правления
План. Введение_______________________________________________________________ 3 § 1. Форма правления: понятие и исторические разновидности________________ 5
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
Обязанности граждан, связанные с медицинским обслуживанием и выполнением санитарно-гигиенических норм. Основные функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы. Прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания.
Правовые отношения студента
Понятие, признаки, виды и структура правоотношений. Понятие субъективного юридического права и юридической обязанности. Юридический факт как основание возникновения правоотношений. Классификация, абсолютная и относительная дефектность юридических фактов.
Природоресурсное право
Обязанности предприятий по охране животного мира, предусмотренные законодательством. Порядок оценки и возмещения нанесенного вреда. Особенности предоставления недр в пользование для добычи общераспространенных полезных ископаемых. Лесное законодательство.
Правовой статус личности
Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. Функциональный подход к определению творческой, выдающейся личности. Смысл понятия "личность".
Понятие и признаки государства
Понятие и сущность государства. Теории происхождения государства. Территориальная организация населения и особенности публичной (государственной) власти. Понятие государственного суверенитета. Неразрывная связь государства и права и взимание налогов.
Источники гражданского права
Формы выражения гражданско-правовых норм, образующие гражданское право, являются источниками гражданского права. Нормы гражданского права. Обычай как источник гражданского права. Дееспособность граждан. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.
Бидия Дандарон
Жизнь Бидии Дандаровича Дандарона – это легенда, начиная со дня рождения. Он родился 28 декабря 1914 года в урочище Суархэ, Кижингинского района Бурятии.
Козлов Петр Кузьмич
Исследователь Центральной Азии, академик АН Украины (1928). Участник экспедиций Н. М. Пржевальского, М. В. Певцова, В. И. Роборовского. Руководил монголо-тибетскими (1899-1901 и 1923-1926) и монголо-сычуаньской (1907-1909) экспедициями.