Виктор Каширников
Французский композитор Андре Эрнест Модест Гретри, родился 11 февраля 1741 г ода в семье музыканта. С 1750 года был отдан отцом в школу певчих при церкви СенДени. Вот как повествует Гретри об этом в своих воспоминаниях: «Я делал по шести концов в день, около мили каждый, чтобы попасть на три церковных службы. Я не жаловался на это, но суровость наказаний за малейшее опоздание, даже невольное, и боязнь подвергнуться тому же обращению делали мои обязанности невыносимыми. Однажды стенные часы моего отца остановились, и я сильно опоздал на утреню, на которой мы пели между пятью и шестью часами утра. Первое мое наказание состояло в том, что меня заставили два часа простоять на коленях посреди класса. Сколько плохих ночей провел я затем! Сотни раз сон закрывал мои глаза, и сотни раз просыпался я от испуга. Наконец, решение было принято, и, не считаясь ни с временем, ни с погодой, я пускался в путь сквозь снег и туман нередко в три часа утра. Я садился у церковной двери, держа на коленях маленький фонарь и согревая его теплом свои пальцы; я мог тогда спокойно заснуть, уверенный, что нельзя открыть дверей, не разбудив меня».
Позднее, большую роль в музыкальном развитии Гретри, сыграли спектакли группы итальянских певцов, обосновавшихся в Льеже. Она ставила оперы Перголези, Буранелло и других композиторов. Отец мальчика упросил директора труппы предоставить для него возможность посещения спектаклей. В течение целого года Гретри бывал на всех представлениях и репетициях. Вот здесь то он и приобрел страстное влечение к музыке на всю жизнь. Чувствуя пробелы в музыкальном образовании, он стал стремиться добыть средства для поездки в Италию. Гретри сумел выхлопотать в Люттиховском коллегиуме пятилетнюю стипендию и в 1760 году пешком отправился в Рим, где в течении пяти лет занимался под руководством Казали, знакомясь с лучшими сочинениями итальянских композиторов. В 1765 году в Риме была поставлена первая опера Гретри «Сборщица винограда». С возвращения во Францию в 1767 году, начинается этап необычайно плодовитой деятельности Гретри, В период между 1769 и 1803 годами он написал более сорока опер, многие из которых имели выдающийся успех. Лучшие из них «Сильвэн», «Земира и Азор», «Ричард Львиное сердце». Кстати, ария из последней оперы была использована Чайковским в «Пиковой даме».
Необыкновенному дару к сочинению музыки Гретри дал объяснение в своих воспоминаниях. Вот оно: «Я должен сказать здесь о происшествии, повлиявшем, думается мне, на мой организм в смысле музыкальных способностей. Возможно, я ошибаюсь, но вряд ли кто осмелится утверждать противное. В моей стране существует обычай внушать детям, что бог никогда не отказывает исполнить их просьбу в день первой исповеди. Я давно уже решил просить его дать мне возможность умереть в день этого священного обряда, если мне не суждено сделаться честным человеком и замечательным в своей области. В тот день я был на краю смерти. Когда я в послеобеденное время поднялся на колокольню посмотреть, как звонят в колокола, на мою голову упало бревно, весом около четырехсот фунтов. Сбитый с ног, я потерял сознание. Когда я начал приходить в себя, то с трудом узнал место, где находился. Мне показали тяжесть, ударившую меня по голове. Вот, сказал я, прикоснувшись к ней, раз я не умер, то стану честным человеком и хорошим музыкантом.
Присутствующие решили, что мои слова являются следствием умопомрачения. Рана моя оказалась не опасной, но на следующий день я обнаружил впадину в черепе, существующую до сих пор. Возможно, наступила для меня пора перемены характера; но бесспорно то, что я сделался неисправимым мечтателем. Моя веселость переродилась в меланхолию. Музыка стала для меня бальзамом, врачевавшим печаль. Мои мысли приобрели отчетливость. Когда я долго работаю, мне кажется, что голова моя сохранила следы умопомрачения, вызванного тем ударом».
Около 60 опер, 6 струнных квартетов, концерт для флейты с оркестром, духовную музыку, гимны, песни и многочисленные романсы подарил миру этот великий француз. На склоне лет он приобрел у Ж.Ж Руссо поместье близ Монморанси, где тихо скончался в феврале 1813 года.
Влияние Гретри на дальнейшее развитие оперы было громадное. Наполеон 1 пожаловал его, в числе первых, Кавалером ордена Почетного легиона.
Другие работы по теме:
Французские просветители
ФРАНЦУЗКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ ПЛАН: ВВЕДЕНИЕ 1. НАЧАЛО РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭПОХУ ПРОСВЯЩЕНИЯ 2. ОБЩНОСТЬ И РАЗНОГЛАСИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ
Вольфганг Амадей Моцарт
Характеристика творчества Моцарта. Стилевые особенности музыки Моцарта: мелодика, гармония, полифония, фактура. Периодизация творчества Моцарта. Оперная эстетика Моцарта.. Симфоническое творчество Моцарта. Симфонии. Концерты. Фортепианное творчество Моцарта. Кантатно-ораториальные жанры. Реквием.
Людвиг ван Бетховен
Характеристика творческого стиля Бетховена. Жизненный и творческий путь Бетховена. Фортепианное творчество Бетховена. Симфоническое творчество Бетховена.
Опера П.И. Чайковского Пиковая Дама
Предмет: история музыки Работу выполнила: Шваова Д.К. Петр Ильич Чайковский "Пиковая дама" опера в 3 актах (7 картинах) Либретто Модеста Ильича Чайковского по одноименной повести А. С. Пушкина.
Кристоф Виллибальд Глюк
"Прежде чем приступить к работе, я стараюсь забыть, что я музыкант", - так говорил композитор Кристоф Виллибальд Глюк, и эти слова лучше всего характеризуют его реформаторский подход к сочинению опер. Глюк "вырвал" оперу из-под власти придворной эстетики
Опера - всё, что нужно знать о неё, прежде чем её посетить
Опера (по-итальянски - opera - сочинение) - это сложный вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с вокальной и оркестровой музыкой. В опере объединяются многообразные художественные средства: сольное и хоровое пение, различные ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства (костюмы, декорации и прочее), весьма популярны балетные сцены.
История музыки
Экспрессионизм в музыке сформировался в 1-м десятилетии 20 в.; ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера ("Песнь о земле", 1908; 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. Р. Штрауса ("Саломея", 1905; "Электра", 1908). Однако В большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы - А.
Бортнянский Дмитрий Степанович
(30 июля1751, Глухов - 28 сентября 1825, СПб; погребен на Смоленском кладбище, могила не сохранилась), Знаменитый русский композитор, певчий, капельмейстер, директор Придворного певческого хора, дирижер, педагог.
Музыка
Общая музыкальная теория. История музыки, основные музыкальные понятия. Музыкальные жанры и великие композиторы.
Визит Рихарда Вагнера к Россини
Хроника в свое время по-разному расценивала визит, нанесенный Вагнером Россини в марте 1860 года, в эпоху, когда немецкий мэтр поселился в Париже в надежде на постановку своей оперы “Тангейзер”.
Светская музыка XVIII век Литургическая драма Латинская песня
Реферат на тему: Светская музыка (XVIII век) Литургическая драма. Латинская песня Светская музыка (XVIII век) Восемнадцатый век имеет значение переходного периода в истории нашей музыки. В допетровской Руси, скованной невежеством, предрассудками, тяжелым и косным общественным и государственным строем, не было места внутренней свободе художественного развития.
Орган в Латвии
Появление органа на территории Прибалтики. Органы в Латвии в 13–16 вв. Исторические источники свидетельствуют, что в 1205–1206 в Риге была поставлена литургическая драма (ludus prophetarum).
Опера П. И. Чайковского "Пиковая дама"
Опера в 3-х действиях, 7-ми картинах. Либретто М.И.Чайковского при участии П.И.Чайковского по одноименной повести А.С.Пушкина. Действие происходит в Петербурге в конце XVIII в.
Театральные чаконы и пассакальи в эпоху Просвещения
Современное представление о чаконе и пассакалье сформировано главным образом двумя эмблематическими сочинениями, принадлежащими перу И.С. Баха, – чаконой для скрипки соло ре минор и пассакальей для органа до минор.
Музыка в школе
Какая концепция музыкального образования нужна сегодня массовой школе?Цели курса «Музыка для всех и для каждого». Специфика уроков музыки в начальной школе. Искусство слышать и адекватно воспринимать.
Музыкальный город Петербург
Международные музыкальные языки. Интернациональные основы русской музыкальной культуры. «Антиакадемизм». Поиск идентичности «русской школы». Петербургская музыка как синоним русской музыки.
"Марсельеза" в России в XVIII в.
"Марсельеза", боевой гимн Французской революции, родилась в Страсбурге, по преданию, в ночь с 25 на 26 апреля 1792 г.. Накануне в этот пограничный город пришла тревожная весть об объявлении Францией войны Австрии и Пруссии.
Стихотворения 13
Стихотворения Автор: Кузмин М.А. Сети Первая книга стихов ---------------------------------------------------------------------------- 1. МОИ ПРЕДКИ
Музыкальная культура России XVIII века
План. Введение Музыкальная культура и быт Основные проблемы музыкально-исторического развития. Музыкальная жизнь. Театр. Русская музыка в конце XVIII столетия и ее основные жанры.
Культура 18 века России
Содержание Культура 18 века России 2 Содержание 3 Введение 4 Общая оценка русской культуры 18 века 5 Просвещение 6 Русская наука. М. В. Ломоносов. 8 Музыка 18 века 12
Курс лекций по Истории зарубежной музыкальной литературы
Лекция 3. Музыкальная культура XVII века. План: Введение Опера и крупные вокальные жанры в Италии. Инструментальная музыка. Введение XVII век – бесспорно одна из интереснейших эпох в истории музыкального искусства. Строго говоря, ее границы не вполне совпадают с рамками собственно столетия, поскольку она простирается между эпохой Возрождения и эпохой Просвещения в Европе и, тем самым, отчасти захватывает конец 16 века.
Культура России в XVIII в 2
Министерство образования Российской Федерации «Российский государственный профессионально-педагогический Университет» Институт социологии
Культура французского просвещения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ) Реферат на тему: «» Выполнила Ростов-на-Дону 2010 Культура Французского просвещения.
Две столицы: таланты и поклонники
Театр — одно из древнейших искусств, он разнообразен и разнолик. Память человеческая хранит представление о величие самых разных эпох.
Классицизм XVII-XVIII
Классицизм - стиль или направление в литературе и искусстве XVII-начала XIX вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу, возник во Франции. Влияние классицизма на культуру и искусство: литература, архитектура, музыка.
Романтизм
Термином "романтизм". Романтизм в литературе и искусстве. Историко-художественное значение Романтизма. Романтизм в литературе. Романтизм в России. Изобразительные искусства. Реакционный Романтизм в Германии, Англии и России. Музыка. Театр.
Кристоф Виллибальд Глюк
МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Бара, Жозеф
Введение 1 Смерть в бою 2 Пропагандистский символ 3 После революции Список литературы Введение Жозе́ф Ба(р)ра́ (фр. Joseph Bara, Barra; 30 июля 1779(17790730), Фонтенбло — 7 декабря 1793, Жалле, ныне департамент Мен и Луара) — легендарный герой Французской революции. Его образ активно использовался патриотической пропагандой как революционной эпохи, так и более позднего времени.
Самойлов, Василий Михайлович
Василий Михайлович Самойлов (1782—1839) — русский драматический и оперный артист (лирико-драматический тенор) Петербургской труппы императорских театров.
Пётр I 2
План Введение 1 Ранние годы Петра. 1672—1689 годы 1.1 Стрелецкий бунт 1682 года и приход к власти Софьи Алексеевны 1.2 Преображенский и Семёновский потешные полки
Французьке просвітництво XVIII століття
Передумови зародження Просвітницького руху. Його основні течії: класицизм, сентименталізм та енциклопедизм. Основні ідеї та головні праці просвітителів Франції XVIII століття. Характеристика та значення Просвітництва як загальноєвропейському процесу.