Искусство публицистики

Шолпан Забихова ст. преподаватель кафедры издательского дела и редактирования

Публицистика как вид творчества

Искусство формирует сознание людей ориентируя в действительности воздействуя на духовный мир. Влияние искусства сказывается на всех сторонах сознания в том числе и на мировоззрении как рационально-понятийной стороне сознания. Г. Л. Абрамович пишет что искусство призвано "помочь людям осознать и почувствовать красоту или безобразие тех или иных характеров поступков мыслей чувств обстоятельств". Искусство духовно обогащает людей формирует прекрасные человеческие характеры. Великий сын казахской степи известный теоретик журналистики Ахмет Байтурсынов отмечает в своих трудах что существует много видов искусства.

Искусство делится: на наглядное и собранное. Байтурсынов А. делил наглядное искусство на 5 видов: архитектуру скульптуру живопись музыку и литературу.

Публицистика как и художественная литература имеет дело со словом. Публицистика прежде всего использует такой канал коммуникации такие средства массовой информации и пропаганды как журналистика. Государственные и негосударственные газеты радио и телевидение располагая широкой и разветвленной сетью корреспондентов создает многообразную разностороннюю всеохватывающую "историю современности".

Прохоров Е. П. указывал что: "...публицистика предлагает особый тип ориентации - не столько в законах действительности и в эпохах развития общества сколько в текущих событиях во всем их многоцветии и разнообразии. Это означает также что наука искусство и публицистика взаимодействуют и здесь существуют переходные формы". Прохоров Е. П. отмечал что "...публицистика призвана помочь практически процессу духовного сознания мира народными массами способствовать правильному глубокому всестороннему ориентированию их в текущей действительности. Именно публицистика нашедшая свое место прежде всего в периодической печати затем на радио в кино телевидении в наибольшей степени соответствует особенностям формирования и функционирования этого типа сознания". Известно что специфическое социальное предназначение публицистики - формирование общественного мнения. Формирование общественного мнения является важнейшей но не единственной функцией публицистики. Прохоров Е. П. в своих трудах указывал на две функции публицистики: социально-педагогическую и информационно-познавательную.

Публицистика объединяет в себе качества науки и искусства а потому и выступает как особый тип творчества. Публицист использует в своем творчестве элементы художественной литературы. У публицистики в отличие от художественной литературы не только свои задачи не только свои приемы творчества но и свое слово. Публицистика для Горького М. - очень важная часть общелитературного дела. Герцен и революционные демократы рассматривали публицистику как неотъемлемую составную часть особый род литературы как искусство слова и одновременно оружие политической борьбы. Белинский Добролюбов Чернышевский Писарев Плеханов Луначарский и другие в своих работах подчеркивали что история публицистики предоставляет бесконечный ряд произведений которые являются образцом научного анализа социальных фактов.

Многие исследователи обращались к вопросу вступает ли публицист в сферу искусства в его предметную область. Плеханов Г. В. иногда противопоставлял публициста и художника: "Художник - писал он - мыслит образами. Публицист доказывает свою мысль с помощью логических доводов". Эльсберг Я. Е. Поспелов Г. Н. утверждают что образ имеет дополнительное иллюстративное поясняющее значение. Лазебник Е. А. считал что "художественность является неотъемлемым элементом силы публицистики. Художественность - вот та магистральная линия в развитии публицистики которая объединяет ее с литературой...".

Деятельность публициста - это творческая практика. Конечно публицистика не в состоянии подменить искусство. Но в тоже время публицистика не может существовать не заимствуя очень много у искусства.

Авторская позиция в публицистике

Публицистический образ: формы проявления и содержания

Публицистика - искусство слова. Исходный материал которым оперирует публицистика - факт. Ни одна серьезная статья автора не обходится без ссылки на факт. Тем самым факт представляет собой начало всех начал.

Проблема автора в художественной литературе стала предметом внимания целого ряда ученых таких как: Виноградова В. В. Гуковского Г. А. Гинзбург Л. Я. Кормана Б. О. Стюфляевой М. И. и других.

Произведения художественной литературы прежде всего эпические жанры представляют собой замкнутое внутрисферическое бытие вмещенное в сознание автора. Этот придуманный мир живет по своим собственным законам которые чаще всего отражают законы окружающей среды. Если же писатель нарушает сложившийся литературный "этикет" замечая читателя как объект воздействия апеллируя к нему пытаясь его завоевать тогда можно говорить о публицистических тенденциях в художественном творчестве.

Авторская воля при создании образа обнаруживается по преимуществу в многократном и тщательном отборе факторов которые несут знание о герое и помогают выстроить стержень характера. В публицистическом произведении автор выступает носителем определенной идеологии. Существует определенное звено "автор - герой - читатель".

Автор в публицистике идентичен личности публициста. Он лицо невыдуманное реальное хорошо известное многим читателям пользующееся их расположением. Для читателя особенно важно что автор-публицист является не только носителем определенных идей но и "одним из нас" "просто человеком" со своими взглядами вкусами и привычками. Следя за публикациями читаемого журналиста мы начинаем невольно собирать о нем (авторе) дополнительные сведения.

Основным жанром публицистики является репортаж. Качества репортажа зависят от степени погружения публициста в изучаемую среду. Стюфляева М. И. указывает: "...В одних случаях автор выступает только как свидетель неких эпизодов в других - он вмешивается в происходящее и событие оказывается высвеченным изнутри. Наконец нередко автор выступает в качестве инспиратора общественно значимого действия.

Три позиции автора - три очень приблизительно выделенных состояния репортажного повествования".

Стюфляева М. И. отмечает что широко распространенной и самой наглядной формой выражения авторского начала в публицистике является обозначение присутствия журналиста на месте события.

Внешними приметами документальности в тексте становятся указание места и времени происходящего подлинные имена людей. Но есть публицистические произведения хотя они и безадресны но которым не в праве отказать в документальности. Автор рассказывая о событиях должен гарантировать истинность происходящего. А.Агроновский в своих работах указывал что в публицистике стремление скрыть "мешающие" факты обойти негативные стороны явления прибегнуть к "фигуре умолчания" оборачивается антихудожественностью эстетической несостоятельностью. Авторское присутствие в корреспонденции и статье обнаруживается не менее решительно чем в жанрах традиционно несущих печать личности - в репортаже очерке.

В документальной публицистике устанавливаются качественно новые связи автора с окружающей средой обогащаются его взаимоотношения с героями. Автор и герой прежде всего принадлежат одному миру - миру реальной действительности. Публицист волен силой личного вмешательства подчеркнуть объяснить выделить наиболее значимые факты.

Место и значение образа в публицистике занимали многих ученых. Белинский В. Г. писал: "Кажется что бы делать искусству (в смысле художества) там где писатель связан источниками фактами и должен только о том стараться чтобы воспроизвести эти факты как можно вернее? Но в том-то и дело что верное воспроизведение фактов невозможно при помощи одной эрудиции а нужна еще фантазия. Исторические факты содержащиеся в источниках не более как камни и кирпичи: только художник может воздвигнуть из этого материала изящное здание". Существенна роль образа а следовательно и обращение публициста к предмету искусства прежде всего при написании очерка и фельетона.

Образ в публицистике не самороден он рационально обусловлен. Каждый малый образ не случаен он связан с центральными доминирующими образами. Главная и неповторимая особенность публицистического образа то что он порожден мыслью которую он реализует развивает уточняет помогает проявиться ее оттенкам.

Публицистика эксплуатирует преимущественно факты-образы. Факт-образ зарождается и функционирует в соответствии с художественными законами и в то же время несет в себе признаки факта как категории гносеологической. Это означает что факт имеет определенную протяженность во времени и пространстве что он не точка а отрезок действительности. В качестве фактов-образов могут выступать вторичные факты или точнее факты вторичного использования. Публицисту не обязательно опираться только на свои собственные наблюдения он может подчеркнуть бесценный материал в прессе найти в архивах и документах.

Зарождение и развитие казахской публицистики

Публицистика хх века

История общественной мысли и новой письменной литературы Казахстана второй половины ХIХ века ознаменовалась таким важным явлением как зарождение и оформление казахской демократической публицистики под воздействием требований народной жизни национальной действительности под непосредственным идейным влиянием русского революционно-демократического движения.

Основоположниками национальной публицистики в Казахстане и ее первыми талантливыми мастерами подлинными трибунами народных чаяний выступили замечательные казахские просветители Чокан Валиханов (1835-1865 гг.) Ибрай Алтынсарин (1841-1889 гг.) и Абай Кунанбаев (1845-1904 гг.).

Различными путями и независимо друг от друга пришли казахские просветители к пониманию исторической необходимости использовать оружие публицистического слова для защиты интересов народа угнетенного феодально-байскими хищниками и царскими колонизаторами для его социально-политического просвещения для последовательной борьбы в содружестве с русским народом за светлое будущее.

Первым казахским просветителям приходилось в силу социальных обстоятельств использовать для публицистических выступлений такие формы которые тогда оказывались единственно возможными. Чокан Валиханов помимо писем включал публицистические рассуждения в научно-географические статьи путевые очерковые описания в официальные докладные записки. Ибрай Алтынсарин с удивительным мастерством придавал публицистическую окраску своей "Киргизской хрестоматии" этнографическим публикациям. Сила публицистики Абая таится в цикле назидательных рассуждениях "под общим названием "Гаклия".

В этот период появляются в свет первые казахские издания. "Туркiстан уалаятынын газетi" вышла в 1870 г. в качестве приложения к первому периодическому изданию Средней Азии "Туркестанские ведомости". В период с 1888 года по 1902 год в г. Омске выходит "Дала уалаятынын газетi". Затем в 1907 году появилась газета "Серке" в качестве приложения к газете "Ульфат" в г. Петербурге. В г. Уральске с 1911 года по 1913 год издавалась газета "Казакстан". Журнал "Айкап" появился в 1911 году в г. Троицке и выходил в свет до 1915 года. В 1913 году появилась общенародная газета "Казах" которая выходила в г. Оренбурге.

В начале ХХ века казахская степь подарила миру яркие незаурядные личности: Букейхана А. Байтурсынова А. Дулатова М. Шокая М. Кудайбердиева Ш. Аймаутова Ж. и многих других. Они оставили после себя богатое творческое наследие. Их яркие публицистические работы были опубликованы на страницах различных изданий того периода.

В советский период публицистика продолжает свое развитие. Появляются публицистические произведения: Ауэзова М. Муканова С. Булкышева Б. Нурманова А. Бекхожина К. Алимжанова А. Смаилова К. Муртазы Ш. и многих других.

Независимость страны - основная тема современной публицистики. На страницах современных СМИ появляются глубокие аналитические работы журналистов.