Актуальность публицистики В.Г. Белинского глазами студентки факультета журналистики, Катерины Галашовой (II курс, 5 группа)
Будущий гений литературной критики Виссарион Григорьевич Белинский родился 30 мая 1810 года в финском городе Свеаборге. В 1829 году поступил на философский факультет Московского университета. Здесь он познакомился со многими людьми, ставшими его друзьями и оказавшими влияние на его воззрения – Герцен, Огарев, Станкевич и другие.
Первой большой публикацией Белинского стали «Литературные Мечтания», появивишиеся в 1834 году в «Молве», которая являлась своеобразным приложением журнала «Телескоп», возглавляемого Надеждиным. В этом большом материале Белинский старается доказать «что у нас нет литературы», он делит русскую словесность на 4 периода – Ломоносовский, Карамзинский, Пушкинский, народнопоэтический, тщательно разбирая каждый из них. В заключительной части он пишет: «Но могут ли составить целую литературу четыре человека, являвшиеся не в одно время? И притом, разве они были не случайными явлениями?» и приводит примеры из литературы зарубежных стран, в которой гении появлялись одновременно или сразу друг за другом.
«Литературные мечтания» положили начало одному из важнейших направлений работы Белинского – ежегодное литературное обозрение, которые он печатал позднее, уже в «Отечественных записках» под названием «Русская литература в …. году». Сквозь призму литературы Белинский также рассматривал «политику», настроения, царящие в обществе. «Когда же наступит у нас истинная эпоха искусства? Она наступит, будьте в том уверены! <…> Присмотритесь хорошенько к ходу нашего общества, и вы согласитесь, что я прав. Посмотрите, как новое поколение, разочаровавшись в гениальности и бессмертии наших литературных произведений, вместо того чтобы выдавать в свет недозрелые творения, с жадностью предается изучению наук и черпает живую воду просвещения в самом источнике».
В 1838 Белинский стал неофициальным редактором журнала «Московский наблюдатель». Помимо критики литературных произведений, «Неистовый Виссарион» начинает изучать журналистику конца 1820-х – начала 1830-х годов, однако сделать это в полном объеме у него не получилось, поскольку он не мог писать положительные отзывы о «Московском телеграфе», который был запрещен по распоряжению правительства 3 апреля 1834. Белинский пишет краткие, иронические замечания в адрес «Северной пчелы», «Сына Отечества», «Библиотеки для чтения». Конечно, он рассматривал и более ранние периодические издания, однако именно эти журналы вошли Белинскую журнальную теорию. Главным положением её являлось требование к современности – идя в ногу со временем, журнал обязан активно и последовательно защищать свое направление, не гнушаться, в случае необходимости, дельной полемикой с другими журналами. Журнал должен представлять собою целостный организм с определенной структурой постоянных отделов, в числе которых обязательны отделы библиографии и художественной прозы. Можно сказать, что Белинский стал первым историком русской журналистики.
Осенью 1839 по приглашению Краевского Белинский возглавил критический отдел «Отечественных записок». Белинский касался и русских произведений, и зарубежных авторов, начал публикацию ежегодных обзоров русской литературы. Часто в своих статьях Виссарион перед тем как начать разбирать то или иное произведение, делает краткие исторические сводки, сравнивает русскую литературу и зарубежную, описывает царящие в обществе настроения. «Отличительный характер нашей литературы состоит в резкой противоположности ее явлений. Возьмите любую европейскую литературу, и вы
увидите, что ни в одной из них нет скачков от величайших созданий до самых пошлых: те и другие связаны лестницею со множеством ступеней, в нисходящем или восходящем порядке, смотря по тому, с которого конца будете смотреть».
Нередко бывало, что статьи Белинского появлялись не из-за выхода нового литературного произведения, а в ответ на высказывания иных критиков или журналистов – например, статья «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова или мертвые души» была своеобразным ответом на брошюру Аксакова с аналогичным названием. Завязалась полемика, Аксаков ответил на критику антикритикой в журнале «Москвитянин», а Белинский, в свою очередь, написал «Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души». Полемика меж двумя критиками шла не только о «Мертвых душах», но о всем творчестве Гоголя в целом. В наше время, особенно в интернет журналистике, подобного рода «перестрелка» встречается довольно часто, хотя и получается не настолько искусной.
Белинский-критик, Белинский-публицист, Неистовый Виссарион – этот человек и по сей день является авторитетом в области литературной критики, литературной и журнальной полемики; его статьи о русской журналистике можно назвать важнейшими документами для людей, подвизающихся в этой области и не только. Без его критики сложно представить изучение русской литературы и журналистики.
В современном мире, в 21 веке, критика, публицистика и жизнь Виссариона Григорьевича Белинского остается актуальной и интересной для множества людей. Его творчество интересно не только в России – в 2002 году британский драматург Том Стоппард написал пьесу по мотивам жизни выдающихся социальных и литературных героев России 19 века – Чаадаева, Герцена, Бакунина, Огарева, Тургенева и, конечно же, Белинского, гения литературной критики и публицистики.
Другие работы по теме:
Публицистика
Публицистика (от слова публичный, общественный) — область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно-политические вопросы, разрешающая их с точки зрения определенного класса в целях непосредственного воздействия на общество.
Церковь Симеона и Анны
Цйрковь Симео́на и А́нны (официальное название — церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) — действующая православная церковь в Санкт-Петербурге, находящаяся на углу улицы Белинского и Моховой улицы, памятник архитектуры, один из старейших храмов Санкт-Петербурга.
Прочее - неистовый виссарион в. г. белинский
AlignjustifyТы честно шел к одной высокой цели н а Некрасов Виссарион Григорьевич Белинский великий представитель революционной демократии всю свою жизнь посвяти неутомимой борьбе с самодержавно крепостническим госуда ством и всеми его порождениями и последствиями в обШе ственной жизни в г Белинский родился мая года в Свеаборге семье флотского врача.
Вклад Белинского в развитие русской литературы
В.Г. Белинский известен нам как замечательный критик, как публицист, как сотрудник известнейших журналов. Вся его деятельность отличалась некоторой революционной направленностью; еще в юности он сформулировал для себя принцип, по которому в дальнейшем, уже став известным критиком, он оценивал произведения, – это народность литературы.
Баллада Жуковского Светлана
Среди оригинальных русских баллад наибольшую известность приобрела баллада Жуковского «Светлана». «В балладе, – по словам Белинского, – поэт берет какое‑нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде. Но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя…» «Светлана» – одна из лучших баллад Жуковского.
Горе от ума - жемчужина русской драматургии
Автор: Грибоедов А.С. Гениальный драматург, талантливый поэт и композитор, выдающийся дипломат, А.С. Грибоедов, по словам Белинского, принадлежал «к самым могучим проявлением русского духа». Бессмертной комедией «Горе от ума», «жемчужиной» русской сцены Грибоедов положил начало расцвету русской реалистической драматургии.
Образ Базарова в романе И.С.Тургенева Отцы и дети. 2
Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Автор: Тургенев И.С. ...Но как на свете без любви прожить? Из песни В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман “Отцы и дети”, который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи.
Такие разные женские лица по пьесам Свои люди - сочтемся, Гроза
Автор: Островский А.Н. Александр Николаевич Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды складывались под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы.
Значение Лермонтова в истории русской литературы
Автор: Лермонтов М.Ю. Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века.
Идеал общественного деятеля в поэзии Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. В стихотворениях Некрасова проявляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине и способен отдать жизнь во имя ее. Примером может служить стихотворение «Памяти Добролюбова», написанное в 1864 году. В поэтических раздумьях поэта о его друзьях запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени, неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского.
Эзопов язык в баснях Крылова
Иван Андреевич Крылов— замечательный наш поэт-баснописец, давший басне новое рождение. По выражению Белинского, в баснях он вполне исчери выразил целую сторону русского национального духа.
Значение и анализ произведений Гоголя Арабески.
Автор: Гоголь Н.В. Содержание сборника «Арабески» разнообразное: сюда вошли статьи по литературе, по истории, по живописи и архитектуре и три художественных произведения: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего».
В. Короленко
-------------------------------------------------------------------------------- Конспект по статье В.Г.Белинского "Взгляд на русскую литературу 1847 года"
Белинский о Некрасове
Критическая деятельность молодого Некрасова. Творчество Некрасова и оценка Белинского.
Язык критико-публицистической прозы В.Г. Белинского
Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известного российского публициста, художественного критика Виссариона Белинского. Создание языка "учености" и отвлеченной прозы - основная цель деятельности критика, его влияние на литературу.
Гончаров Иван Александрович
Биография писателя. Роман "Обыкновенная история" принес писателю настоящее признание. Многомерность авторской позиции и изощренность психологического анализ. Обломов и обломовщина. Напряженный конфликтный фон романа "Обрыв".
«Телескоп»
«Телескоп» (1831—1836) — двухнедельный «журнал современного просвещения», изд. в Москве Н. И. Надеждиным (с 1834 при ближайшем участии В. Г. Белинского) с приложением «Молвы», еженедельной газеты «мод и новостей».
Дженовези, Антонио
План Введение 1 Биография 2 Список произведений Введение Антонио Дженовези (итал. Antonio Genovesi; 1 ноября 1712, Кастильоне-дель-Дженовези, Италия — 12 сентября 1769, Неаполь, Италия) — итальянский писатель, философ и экономист.
Виссарион Григорьевич Белинский
родился 1 июня 1811 года в городе Свеаборге, в семье флотского лекаря. Его детские годы прошли в городе Чембаре Пензенской губернии, куда в 1816 году перевёлся на службу его отец.
Искусство публицистики
Авторская позиция в публицистике. Зарождение и развитие казахской публицистики. Публицистический образ: формы проявления и содержания.
Пенза
Город Пенза является административным, промышленным и культурным центром Пензенской области, которая расположена на Восточно-Европейской равнине, занимает среднюю и западную часть Приволжской возвышенности.
Гончаров Иван Александрович
Русский писатель. Родился 18 июня (по старому стилю - 6 июня) 1812 в Симбирске, в зажиточной купеческой семье. Мать Гончарова, на руках которой, после смерти отца, остался трехлетний Иван, ничего не жалела для воспитания сына.
Биография В.Г. Белинского
Русский критик и публицист. Виссарион Григорьевич Белинский родился 11 июня (по старому стилю - 30 мая) 1811 года в крепости Свеаборг (Финляндия), в семье флотского врача, а позднее - уездного лекаря.
Тургенев Иван Сергеевич
Тургенев Иван Сергеевич (1818 – 1883), русский писатель, член – корреспондент Петербургской АН (1860).
Виссарион Григорьевич Белинский
Виссарион Григорьевич родился в 1811 году.С 1829 по 1832 годы Белинский учился на словесном отделении философского факультета Московского университета.
Искандер Ф.А.
В 1950-е Искандер приезжает в Москву, поступает в Литературный институт, который оканчивает в 1954. Уже в студенческие годы начинает печататься (первые публикации в 1952). Пишет стихи. Работает журналистом в Курске, затем в Брянске.