850-летие Москвы: страницы истории

Рефераты по истории » 850-летие Москвы: страницы истории

Содержание

Павликов К. Ф. Роль Москвы в истории России

Рябушкина М. Ф. Основание Москвы: исторические свидетельства

Луковцева Т. А. Объединение русских земель вокруг Москвы

Кутловская Л. А. Москва при Иване Калите

Шалдина Е. М. Москва при Дмитрии Донском

Макеев А. Н. Москва в XIV-XV веках: социокультурные аспекты

Мокшина И. С. Москва в 1612 году

Акулова А. Э. Москва при Екатерине II

Минина М. С. Москва в период нашествия Наполеона

Масликова О. М. Москва в 1812 году

Фролов В. П. Москва - героям 1812 года

Панова С. Ю. Москва во второй половине XIX века

Евстигнеева Е. В. Москва в 1917 году

Марсель Ж. А. Москва в 1941 году

Коваленко Т. В. История Московского Кремля

Трифонова Е. А. Монастыри Москвы в истории Российского государства

Заозерова Н. А. Царь-колокол и колокола "Ивана Великого"

Макарова Т. А. Москва - колыбель русской культуры

Лебедева А. А. Костюм Московской Руси

РОЛЬ МОСКВЫ В ИСТОРИИ РОССИИ

В 1997 году москвичи и все россияне отмечают юбилей столицы нашего Отечества. Эта дата - повод вспомнить славный исторический путь России и роль Москвы в жизни государства. 850 лет назад в поселении под названием Москва произошла встреча двух русских князей которая была отмечена в летописи что означало первое упоминание о Москве. Этому маленькому городку на берегу реки предстояло сыграть исключительно важную роль в судьбе России. Всего лишь спустя сто лет Москва стала собирательницей земли русской разоренной и разбитой монголо-татарской ордой. В этот критический для Руси период в междуречье Волги и Оки к Москве стали собираться люди русские покидавшие свои сожженные города и села чтобы спастись от завоевателей. Время Киевской Руси закончилось началось время Московской Руси.

В начале XIV века Московское княжество по площади составляло около 6000 кв. км что можно представить в виде квадрата со сторонами в 80 км. На этой территории находилось шесть городов и 42 села. Авторитет Москвы значительно укрепился при князе Иване Калите особенно когда в 1326 году туда переехал митрополит русской православной церкви. Следующим рубежом возрождения Руси из Московского княжества явилось княжение Дмитрия Донского победителя татаро-монголов в Куликовской битве который построил в 1369 году белокаменный Кремль одну из лучших крепостей в Европе о чьи стены не раз потом разбивались полчища врагов. Москва как собиратель русского государства сыграла в этот период исключительную роль из крошечного княжества превратившись к концу XV века в великую евроазиатскую державу площадью в несколько миллионов квадратных километров.

Вспомним еще несколько событий как трагических так и исторических связанных с Москвой. 1612 год. Государство российское разорвано междуусобицей борьбой за власть после смерти Ивана Грозного нашествием поляков и шведов. В Москве польский гарнизон ждут на царство польского королевича Владислава католические священники со всей Европы собираются в Россию - внедрять новую религию. Близится конец с таким трудом созданного государства. Но из Нижнего Новгорода уже идет народное ополчение во главе с посадником Козьмой Мининым и воеводой Дмитрием Пожарским собирая освободительное войско. Интервенты изгнаны православный патриарх восстановлен Москва вновь спасла Россию.

Спустя два столетия в 1812 году взоры всей России и Европы вновь были прикованы к Москве. Армия Наполеона оккупировала многие европейские государства вступила на территорию России и подошла к Москве. Вблизи подмосковной деревни Бородино в кровопролитном сражении с русской армией вопрос о победе не был решен русские отступили и Наполеон вошел в Москву. Казалось великая Россия лежала у ног французского императора. Однако русские почему-то не просили мира а южнее Москвы пополняли армию и не было недостатка в тех кто шел в бой за спасение Отечества. Пылающий город вновь отторгнул завоевателей французская армия ушла из Москвы и вскоре была изгнана за пределы страны. Москва и Россия были спасены.

И вновь грозовые тучи сошлись над Москвой в декабре 1941 года. Гигантская немецко-фашистская армия оставив за собой сожженную и опустошенную территорию советской страны вплотную подошла к Москве. Вражеская разведка появилась в районе Химок в пригороде Москвы. По приказу Гитлера был разработан сценарий парада победителей на Красной площади для постройки гигантского памятника свозился гранит. Счет шел на дни и часы.

Но как и в былые годы за стенами Москвы готовились к наступлению свежие советские полки морозным декабрьским утром обрушившие мощный удар на врага.

Непобедимая гитлеровская армия покорившая Европу бежала отступив на значительное расстояние. Миф о непобедимости германской армии был развеян. Победа под Москвой положила начало перелому в войне в пользу Советской страны. Лозунг подмосковной битвы: "Отступать некуда позади - Москва! " стал лейтмотивом первого периода Великой Отечественной войны.

Итак о чем нам говорит юбилей Москвы? Он говорит о том что Москва во-первых явилась собирательницей России во-вторых она в решающие периоды становилась спасительницей Отечества и в-третьих ее судьба неразрывно связана с судьбой государства Российского. Ее обновление в наши дни внушает оптимизм и надежду на обновление России.

Каковы роль и значение Москвы в наше время? Они проявляются в следующем: - во-первых политическое значение. Москва - столица Российской Федерации важный политический центр где находятся высшие органы государственной власти: Президент Правительство Федеральное Собрание и др. Здесь принимаются судьбоносные политические решения имеющие не только государственное но и международное значение; во-вторых экономическое значение. Москва представляет собой крупный экономический центр а вместе с областью - крупный экономический район где сосредоточены предприятия машиностроения текстильные приборостроения автомобильные заводы предприятия легкой и пищевой промышленности. Имея около 6% населения страны Москва производит более 10% промышленной продукции России основанной на передовой технологии.

- в-третьих Москва - научная столица страны. Здесь находится Российская Академия Наук (РАН) десятки крупнейших научно-исследовательских институтов и других научных учреждений более ста высших учебных заведений в том числе и Московская Государственная Текстильная Академия; - в-четвертых Москва - культурный центр страны. Всемирную известность имеют московские театры музеи библиотеки Третьяковская картинная галерея. Здесь сосредоточены значительные культурные ценности и большой творческий потенциал России живут и творят известные художники композиторы скульпторы писатели поэты актеры певцы музыканты; - в-пятых духовно-идеологическое значение. В Москве находятся крупнейшие издательства и идеологические центры Всероссийская телерадиокомпания. Из Останкинского телецентра вся Россия да и другие страны как ближнего так и дальнего зарубежья видят жизнь Москвы и всей страны; - в-шестых Москва - центр русской православной церкви. Здесь находится патриархия ведущие духовные учреждения известные всей стране храмы и монастыри исторические святыни русской православной церкви имеющей тысячелетнюю историю.

Таким образом юбилей Москвы - крупнейшее историческое и культурно-политическое событие которое встречают москвичи граждане России и другие народы которые историческими тесными узами связаны с Россией а значит и с Москвой.

ОСНОВАНИЕ МОСКВЫ: ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

Древние письменные источники описывают основание Москвы следующим образом. Согласно легенде в лето от сотворения мира 6654-е князь Юрий Владимирович по прозванию Долгорукий сын великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха ехал со своею дружиной из стольного Киева к своему сыну Андрею Юрьевичу Боголюбскому в город Владимир на реке Клязьме где тот княжил по воле отца.

С думой о будущем Руси выехал князь Юрий Владимирович в темные заокские леса где дорога шла по дремучим дебрям через черные топкие болота. И вдруг посреди одного обширного болота князь Юрий Владимирович увидел огромного чудесного зверя. Было у того зверя три головы и пестрая шерсть многих цветов.

Вся дружина и все спутники князя увидели этого зверя и встали в изумлении. Явившись людям чудесный зверь затем исчез растаял словно туман утренний.

Тогда князь Юрий Владимирович спросил одного из спутников своих - ученого гречанина-философа: "Что знаменует собой явление сего чудесного зверя? " " Великий князь - ответил ученый-гречанин - явление это знаменует что поблизости сих мест встанет град превелик треуголен и распространится вокруг него царство великое. А пестроты шкуры звериной значит что сойдутся сюда люди разных племен и народов. " Задумался князь потом снова спросил: "Истинно ли твое толкование ученый-философ? " "Истинно - ответил ученый-философ - потому что и при основании великого града Рима было знамение. Когда начали рыть ров под городскую стену то вырыли голову человеческую как живую и значило это что быть Риму главой многим градам. Что и сбылось. И когда созидали Царьград то выполз из норы змий и в тот же миг пал на него с высоты орел и начали они биться. И мудрец книгочей посему изрек: "Будет град Константина царь другим городам как орел - царь всем птицам и будет он подвержен нашествиям басурман. " Что также сбылось. Посему сбудется и явленное ныне тебе знамение. " Это художественное описание конечно является вымыслом но в нем подчеркивается важность события связанного с образованием Москвы.

Как утверждает Ипатьевская летопись XV века в 1147 году Суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил к себе на совет своего союзника Северского князя Святослава Олеговича: "Приди ко мне брате в Москов". В этом поселении по словам летописца был дан "обед силен". Князья одарили друг друга дорогими подарками в часности Святослав подарил Юрию охотничьего гепарда. Этот год (первое летописное упоминание о Москве) принято считать официальной датой основания города. Вероятно здесь был заключен военный союз между князьями. Москва была пограничным городком между северным Суздальским и южным Чернигово-Северским краем. Городок был тогда княжеской усадьбой или точнее станционным двором где Суздальский князь останавливался при своих поездках в Киев и обратно. Двор должен был иметь значительное хозяйственное обзаведение.

Из этой же летописи видно что на высоком холме названном впоследствии Боровицким омываемом реками Москвой и Неглинной шумел сосновый бор в котором находилось небольшое укрепленное поселение ремесленников и торговцев. Вокруг крепости располагались деревни и села.

Ранее эти земли принадлежали богатому местному боярину суздальскому тысяцкому Степану Ивановичу Кучке. Поэтому Москва сначала носила другое более раннее название - Кучково. Дом С. И. Кучкова находился в районе Чистых прудов. В память об этих стародавних событиях долгое время сохранялось название "Кучково поле" (улицы Сретенка и Лубянка) .

По преданию князь Юрий Долгорукий разгневанный каким-то дерзким поступком боярина С. И. Кучки повелел его убить а его владения взять в казну. Через некоторое время князь Юрий Долгорукий приехал вместе с сыном Андреем посмотреть имение убитого боярина. Здесь еще жили сироты Кучки: два сына и дочь. Необыкновенная красота девушки поразила обоих князей. Сын умолял отца позволить ему жениться на ней и Юрий дал разрешение на свадьбу. Братьев же невесты взял к себе на службу. Между тем красивые места так понравились Юрию что он надумал основать здесь городок и назвать его по имени реки Москвой.

Поселение на этом месте существовало задолго до появления в здешних местах князя Юрия Долгорукого. При строительстве здания Оружейной палаты в 1847 году неподалеку от древней церкви Рождества Иоанна Предтечи были найдены две большие серебряные серьги-рясы относящиеся к языческому времени. При строительстве фундамента для храма Христа Спасителя в числе других предметов были найдены два серебряных арабских диргема относящихся к 862 г. и 866 г.

В более поздних летописях появилось указание на то что Москва была основана значительно ранее 1147 года. Основание Москвы приписывается князю Олегу который в 880 году пришел на Москву-реку и заложил в устье реки Неглинной городок назвав его по имени реки Москвой: "Олег же нача городы ставити многие и прииде на реку глаголемую Москву в нея прилежать реки Неглинная и Яуза и поставити град не мал и прозва его Москва и посади на княжение сродников своих". Это утверждение вошло в сборник "Пантеон Российских Государей".

В 1672 г. польский ученый Феодосий Софонович составил "Хронику з Летописцев стародавных з Нестора Печерскаго и инших также з хроник Польских о Руси отколь Русь почалася". В главе "Отколь Москва взяла свое название" Феодосий Софонович пишет что город Москва а также все славяне произошли прямо от праотца Мосоха. Князь Мосох (или Мос) пришел на эти земли и назвал первую реку своим именем и именем своей жены (Ква) - Москва. Основал город назвав его по имени реки - Москвой. Вторую реку назвал именами своих детей: сына (Я) и дочери (Вузы) - Явузой (Яузой) .

"Начать же селиться на сем предъизбранном и предлюбезном его и преднадвысочайшем и всепрекрасном месте своем Московском над двумя реками на нем же и ныне есть место всепреславном святый и предцарствующий и славою предъименитою предъвозсиятельствующий и предпреименованный всепревеликий град Москва по имени реки тоя Москвы под ним сущая и текущая стоит. Сию же реку тогда сущую безыменитую бывшую от исперва он Мосох князь во пришествии своем к ней и поселении прекрасном и излюбленном преименовал ее Мосох по имени своему самого себя и жены своея княгини прекрасныя и прелюбезныя нарицаемая Квы. И тако по сложению общекупному имен их князя нашего Моса и княгини его Квы красныя преднаречеся тогда река та до них самих изначала безыменитая предбывшая Москва река прозванием их и от тогда даже убо и до днесь тако зовома она есть. Вторую же меншую реку впадшую и текущую в ту же Москву реку преименовал Мосох вместо чадородий своих честных сына своего первородного именуемаго сице Я именем и прозванием своим так зовома Я тогда же с ним предприбывшаго и во имя дщери своея Вузы прекрасны и прелюбезныя тако предзовомыя с ним же тогда предприбывшия. И тако же назва реку ту безыменитую вторым прозванием и тех же детей своих общекупным их именованием Явуза реку. И та река Яуза даже и доныне такожде звашеся".

Тверская летопись XVI века утверждает что князь Юрий Долгорукий заложил град Москву в 1156 году. "Князь великий Юрий Володимерич заложи град Москву на устниже Неглинны выше реки Аузы". На Боровицком холме возводится крепость с восьмиметровым валом и мощной по тем временам деревянной стеной достигавшей три метра в высоту и тысяча двести метров в длину. Москва становится уже не княжеским городком а целым городом где располагалась княжеская военная дружина. Главным двигателем в создании таких городов всегда являлся народный промысел и торг. Постройка города показывала что эти места были достаточно заселены. О весьма значительном населении свидетельствуют многочисленные курганы по верхнему и нижнему течению Москвы-реки.

Город служил прибежищем населению окрестностей в случае нападения врагов. Он был также сторожевой крепостью со стороны Смоленских (Литовских) и Новгородских неприятелей а также со стороны южных врагов защищал новый стольный город Владимир.

Москва долгое время была провинциальным городом Владимиро-Суздальского княжества. Она доставалась в удел младшему сыну Владимирского князя так как более крупные владения получали старшие сыновья. Князья появлялись в Москве лишь на короткое время. В 1176 году после смерти князя Андрея Боголюбского московляне принимают активное участие в княжеских усобицах отстаивая права своего старшего города Владимира. В 1177 году к Москве с войском подошел Рязанский князь Олег разорил и сжег ее. Этим событием начинается длинный ряд пожаров опустошавших город. Однако стены города построенные при Юрии Долгоруком просуществовали до зимы 1237-1238 года когда полчища монголо-татар под предводительством хана Батыя разграбили и сожгли Москву. В 1263 году после смерти князя Александра Невского Москва досталась младшему его сыну Даниилу. С тех пор Москва становится стольным городом особого княжества с постоянным князем: Даниил стал родоначальником московского княжеского дома.

Таковы исторические свидетельства об образовании Москвы города который сыграл в истории Российского государства исключительно важную роль.

ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ

К концу XII века Киев утратил значение общерусского центра. Южная Русь потеряла свое влияние что было связано с феодальной междуусобицей. Однако в период раздробленности идеи державности православного монархизма не умерли в сознании народа и его выдающихся вождей таких как Александр Невский Андрей Боголюбский.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9