Автор: Сочинения на свободную тему
Душа грустит о небесах...
С. Есенин
В наше время свободы вкусов и нравов публицистические рубрики толстых журналов заполнили статьи о колдунах, экстрасенсах, пророках и пришельцах из космоса. В этом ряду мне показалась наиболее типичной и интересной публицистика Евгения Курдакова в 5—6 номере журнала “Московский вестник” за 1995 г. “Ключи заброшенного храма”. Автор знакомит читателя с тайной есенинских прозрений. Речь идет о трактате Есенина, посвященном ан. Мариенгофу, “Ключи Марии”. Трактат состоит из трех частей. Первая содержит размышления поэта о национальном орнаменте и восхождении орнаментальной сущности к единому древу Познания. Во второй части Есенин объясняет значение предметов-символов, формулирует свое понимание Слова и Знака, в том числе и национального алфавита. В третьей части говорится уже о сути и существе творчества. Трактат завершается размышлениями о нашем общем сосуществовании в “храме вечности”.
Я читал этот трактат Есенина, и мне было интересно познакомиться с мнением на этот счет современного публициста. Автор начинает свои размышления с упоминания о том, что при жизни Есенина о поэте уже ходила легенда, что поэт этот некая “божья дудка”. И сам Есенин подогревал такое представление о своем творчестве в читающих кругах:
Пастухи пустыни —
Что мы знаем?
Только ведь приходское училище я кончил,
Только знаю библию да сказки,
Только знаю, что поет овес при ветре...
Автор, восхищенный вихревой структурой “Ключей”, начинает исследовать этот феномен Есенина: “... исследователи сразу поднимали вопрос об адресах заимствований. Ими прежде всего вспоминался Гоголь, которого и впрямь очень любил Есенин, с его “тремя самородными ключами” из статьи “В чем же наконец существо русской поэзии?..” Затем и обязательно — А. Н. Афанасьев с его обширнейшими “Поэтическими воззрениями славян на природу”; В. В. Стасов и Ф. И. Буслаев, чьи фамилии мелькают в “Ключах”; В. И. Даль, Андрей Белый, Вяч. Иванов и т.д. Конечно, что-то “обнаруживалось”, вплоть до скрытых цитат”.
Ссылаясь на разочарования Есенина в высказываниях о бытовом национальном орнаменте исследователей от так называемой “верхней” культуры, автор сам приходит к выводу, что в начале нашего века и впрямь невозможно было найти четкого подтверждения самобытности нашей национальной культуры, “ее автономного и древнего существования”. Публицист также уверен, что ни Стасов, ни Буслаев, добавляющие русским фольклорным мотивам еще и германо-скандинавские влияния, ничему не могли научить Есенина. “Нужно было обращаться “к первоисточникам”, к самой крестьянской культуре, к себе”. Далее автор сетует, что, “к сожалению, анализировать мифопрозрения Есенина с точки зрения и современной науки столь же безнадежно, как и прежде. Не потому ли “Ключи Марии” так и остались до сих пор непрочитанными?”
Проблема публикации взволновала меня как гражданина. Ведь ущербная мифоисторическая память — это все равно что национальная ущербность: “Обеспамятливание страшнее любых политических катаклизмов и социальных издержек...”
И все же я не во всем согласен с автором. Например, он резко критикует Россию, меняющую внешний облик: “загаженные чужим наречием города”, “Калинка-Штокман”, “Макдональдс” над памятником Пушкину, тусовки типа “Кабаре” и т.д. По-моему, это неоправданное глубокими прозрениями автора раздражение. Я считаю, что самого Есенина это бы не покоробило. Он любил устремление России ко всему новому и даже одеваться предпочитал на западный манер. Сегодня он вполне мог попасть в разряд “стиляг”. Известно, что Есенин возил с собой чемодан, полный импортных галстуков. Но, как сказал великий Пушкин, которого Есенин обожал: “Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей...” В основном Евгений Курдаков интересно раскрыл тему есенинских прозрений. Он подметил, что Есенин утвердил в “Ключах Марии” (а Мария в русском фольклоре — душа) то, что роднит душу русского человека с природой: “... ведь и удаль молодецкая, девичья краса! — да, это тоже природа...”. Не знал я до прочтения этой публикации, где был Одиссей. А герой чужеземного мифа был, оказывается, “возле села Константинова, родины Есенина”.
Что ж, мне кажется, прекрасно стремление наших современных публицистов обращаться к философским проблемам, переданным им по эстафете нашими классиками. Это говорит о том, что наша отечественная культура не споткнется ни о какие “Кабаре” и “Макдональдсы”. Я в этом уверен.
Другие работы по теме:
по Основам социологии и политологии 2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИИ и ПОЛИТОЛОГИИ» 3 курс 1 семестр МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»
Деятельность
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ 1. Предмет и социальная роль философии. 2. Философия и религия: общее и особенное.
Володин АМ
Володин (настоящая фамилия Лифшиц) Александр Моисеевич (р. 1919), драматург, прозаик. Родился 10 февраля в Минске. Получил педагогическое образование, работал сельским учителем.
Лермонтов м. ю. - Любимое стихотворение м. ю. лермонтова
Одним из первых произведений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова с которым я познакомился еще в детстве было стихотворение. Парус. Еще в те годы оно произвело на меня большое впечатление своей образностью поэтической красотой глубокими пере.
«Тема «Памятника»
«Тема «Памятника» и бессмертия поэта в русской литературе», написанный Грыдиной Анной Олеговной, ученицей 10 класса
на Английском языке
Цель: научить работать с источниками (книгами, пособиями, справочниками и информационными сайтами); грамотрно работать с текстом; правильно и логично подбирать и обосновывать тему; находить соответствующий иллюстративно-графический материал
Мережковский ДС
Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866 - 1941) Поэт, прозаик, критик, религиозный мыслитель/ Родился 2 августа (14 н.с.) в Петербурге в многодетной семье чиновника Дворцового Ведомства, который ушел в отставку в чине действительного тайного советника. Воспитание будущий писатель получил в классической гимназии.
Сонатное аллегро
Большая часть музыкальных произведений от классического периода до 20 века написана в сонатной форме (форма сонатного аллегро). Это форма одночастных произведений, и так же часто ее называют "формой первых частей".
Актуальность публицистики В.Г. Белинского
Актуальность публицистики В.Г. Белинского глазами студентки факультета журналистики, Катерины Галашовой ( курс, 5 группа) Будущий гений литературной критики Виссарион Григорьевич Белинский родился 30 мая 1810 года в финском городе Свеаборге. В 1829 году поступил на философский факультет Московского университета.
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
О понятии публицистический стиль речи
§ 1. О понятии "публицистический стиль речи" Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газе-тах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений.
Киш, Эгон Эрвин
Эгон Эрвин Киш (нем. Egon Erwin Kisch, 29 апреля 1885, Прага, Австро-Венгрия — 31 марта 1948, Прага, Чехословакия) — чешско-немецкий писатель и журналист, участник гражданской войны в Испании.
Дженовези, Антонио
План Введение 1 Биография 2 Список произведений Введение Антонио Дженовези (итал. Antonio Genovesi; 1 ноября 1712, Кастильоне-дель-Дженовези, Италия — 12 сентября 1769, Неаполь, Италия) — итальянский писатель, философ и экономист.
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Какая дорога ведет к Храму
(размышления о настоящем, прошлом и будущем нашей страны на основе произведений современной литературы и публицистики) Так, думаю я, для каждой страны исторический миг.
Публицистика как особый вид творческой деятельности
Ключевые слова: публицистика, объект, предмет, метод, функция, общественное мнение, просветительский, дидактический, идеологический, эстетический, языкотворческий.
Искусство публицистики
Авторская позиция в публицистике. Зарождение и развитие казахской публицистики. Публицистический образ: формы проявления и содержания.
Сол Стейнберг
Стейнберг, Cол (Steinberg, Saul) (наст. имя и фамилия Саул Якобсон) (1914–1999), американский художник, мастер карикатуры, придавший ей статус авангардистского искусства.
Володин А.М.
Володин (настоящая фамилия Лифшиц) Александр Моисеевич (р. 1919), драматург, прозаик. Родился 10 февраля в Минске. Получил педагогическое образование, работал сельским учителем.
Искандер Ф.А.
В 1950-е Искандер приезжает в Москву, поступает в Литературный институт, который оканчивает в 1954. Уже в студенческие годы начинает печататься (первые публикации в 1952). Пишет стихи. Работает журналистом в Курске, затем в Брянске.