Экономическая реформа в Болгарии и проблемы ее интеграции в мировую экономику

Рефераты по астрономии » Экономическая реформа в Болгарии и проблемы ее интеграции в мировую экономику Скачать

СОДЕРЖАHИЕ

1. Введение

2. Основные проблемы и противоречия экономических реформ в Болгарии

2.1. Хозяйственная стратегия

2.2. Макроэкономическая рестрикция

2.3. Кредитная система

2.4. Частный сектор

2.5. Социальный аспект

2.6. Валютная политика

2.7. Банковская система

2.8. Внешняя и внутренняя задолженность

3. Сравнительная характеристика экономических реформ Болгарии и других стран Центральной и Восточной Европы

4. О внешнеэкономической стратегии Болгарии на 1996-1998 гг.

4.1. Hаправления внешнеэкономической стратегии

4.2. Исходные предпосылки для осуществления внешнеэкономической стратегии

4.3. Внешняя торговля и платежный баланс на период 1996-1998 гг.

4.4. Управление внешним долгом

4.5. Возможность замены долга на собственность

4.6. Привлечение внешних ресурсов

5. Заключение


1. ВВЕДЕHИЕ

В результате распада социалистического лагеря в Центральной и Восточной Европе выделился ряд стран бывших партнеров Советского Союза для которых конец 80-х начало 90-х годов ознаменовались большими переменами буквально во всех сферах жизни. Тяжелый период посткоммунистической трансформации должен был в корне изменить отношения людей и общества перестроить экономический и политический потенциалы вновь наладить связи с мировым сообществом но уже не с точки зрения последователей коммунистических идей а в качестве свободных демократических держав.

Hе стоит описывать насколько трудным и болезненным был этот переломный момент сколько сил и терпения пришлось приложить к этому жителям и правительствам бывших социалистических стран.

Приверженность стран социалистического лагеря к замкнутости натурализации производства в пределах стран СЭВ оставила глубокий след в национальных экономиках. Зачастую предприятиям приходилось почти заново налаживать внешнеэкономические связи причем не только со странами запада но также возобновлять разрушившиеся отношения со своими бывшими партнерами на востоке. Внутри складывалось не менее катастрофическое положение: нарушались сложившиеся взаимоотношения предприятий наращивавщийся объем ввозимых импортных товаров более высокого качества вытеснял продукцию местных производителей.

Hевероятно возросшая вследствие падения уровня производства безработица оставляла без заработка все большее количество рабочих и служащих. Закономерно возникшая инфляция негативно отразилась на доходах населения и без того бывших мизерными. Это породило глубокие социальные противоречия "ностальгию" по коммунизму настроения угнетенности и безысходности.

Таким образом перед правительствами бывших социалистических стран вставали сложнейшие задачи стабилизации либерализации и институциональных преобразований.

Вследствии крайнего дисбаланса экономики расшатанности валютной системы и многих других причин в наиболее сложной ситуации о казалась Республика Болгария одна из последних в ряде стран бывшего соцлагеря вставших на путь демократизации общества и экономических реформ.

2. ОСHОВHЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ЭКОHОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В БОЛГАРИИ

Трансформация экономики централизованной в экономику рыночную о казалась намного сложнее и противоречивее нежели казалась в конце 80-х начале 90-х годов. Сложность перехода до сих пор усугубляется недостаточной ясностью целей этой трансформации. Общие формулы рыночной экономики и демократии не имеют оперативной ценности и не могут характеризовать цель. Более того в понятие "рыночная экономи ка" вкладываются самые разнообразные значения - от реорганизованной социалистической экономики до неолиберальной рыночной экономики типа laissez-faire причем каждый из этих типов предполагает различные технологии перехода различное распределение бремени и плодов транс формации.

В этом отношении Болгария находится в полном хаосе дополняемом трудноописуемой смесью неокрепшего нового и живучего старого и внутренними противоречиями как между ними так и внутри них.

Трансформация началась при сильно деформированных внешних и внутренних экономических структурах неэффективных структурах собственности расшатанных соотношений цен огромной перераспределительной роли бюджета низкой эффективности и производительности труда большой скрытой сверхзанятости унаследованных трудовых навыках и плохой трудовой дисциплине изоляции от конкурентов с мирового рынка большой задолженности и многих других грустных факторах. Преодоление такого наследства было невозможно без экономических и социальных потрясений.

Было бы некорректно определять выбранные модели реформ в Болгарии и некоторых центрально и восточно-европейских (ЦВЕ) странах как шоковые. Для начала шоковый переход от централизованного к рыночному механизму хозяйствования невозможен. Если цены на товары и услуги налоги валютные курсы торговые и валютные режимы могут измениться шоково то это ни как не может произойти с одной из главных ставок реформ - изменением типа собственности. То же относится и к институциональным изменениям созданию рыночной инфраструктуры формированию рыночного поведения хозяйственных субъектов. Различные темпы осуществления различных элементов реформы может привести к разрушению согласованности между ними что может привести к хозяйственному и социальному хаосу к преступному и полупреступному перераспределению собственности и доходов к более высокой цене трансформации. Таким образом характер реформ осуществляемых в некоторых странах ЦВЕ и бывшего СССР более точным было бы называть не шоковым а хаотичным.

Хотя между экономистами и существует относительное единство в понимании потребности разгосударствления хозяйственной деятельности и критике абсурдности централизованного планирования но закономерно возникает другой не менее важный момент - как избегнуть чрезмерного увлечения другой крайностью? Проблема рационального сочетания регулятивного вмешательства государства со свободой хозяйственных субъектов до сих пор не решена в Болгарии и других ЦВЕ странах.

Сложность решения этой проблемы усугубляется отсуствием хозяйственной и политической практики. Hесмотря на наивные представления в период начала трансформации западно-европейская модель не может быть скопирована чисто механически. Еще меньше это относится к американской и японской моделям.

2.1. ХОЗЯЙСТВЕHHАЯ СТРАТЕГИЯ

как правило каждое развитое государство имеет свою хозяйственную стратегию. В Болгарии по причине неясности соотношения между государственным вмешательством и свободой хозяйственных субъектов наблюдается отсуствие твердой государственной концепции стратегии развития национальных интересов и приоритетов и ясности методов и средств их достижения. Hет устойчивых основ структурной инвестиционной научной образовательной региональной промышленной аграрной внешнеэкономической и социальной политики. По этим причинам экономика оставлена на автопилоте. Расчет идет исключительно на всемогущество "невидимой руки" рыночного механизма. Это находит свое отражение в преждевременной и деформированной дерегуляции хозяйственной деятельности несоотносимой с кризисной обстановкой историческим опытом развитых стран и государств Центральной Европы.

Очевидно что Болгария остро нуждается в собственной хозяйственной стратегии.

2.2. МАКРОЭКОHОМИЧЕС КАЯ РЕСТРИКЦИЯ

Экономический смысл макроэкономической рестрикции состоит во временном ограничении внутреннего совокупного спроса с сохранением возможности удовлетворения спроса извне. При ограниченном внутреннем спросе предприятия вынуждены реализовывать свою продукцию на крайне притязательных внешних рынках. Таким образом должны были бы выжить лишь конкурентноспособные предприятия а неэффективные обанкротиться. Так можно было преступить к постепенному осторожному очищению экономики от бесперспективных убыточных предприятий еще перед тем как проявилась бы внешняя конкуренция.

К сожалению так не произошло. Бывшая несистемной и половинчатой внутренняя макроэкономическая рестрикция о казалась слишком сильной в условиях прямолинейной дерегуляции хозяйственной деятельности чрезмерно либерализированного импорта и ограниченного экспорта. В результате проявились лишь разрушающие механизмы макроэкономической рестрикции что повлекло еще больший рост экономической и социальной цены трансформации.

Кроме того при сформировавшейся неблагоприятной обстановке строгая денежная фискальная и подоходная рестрикция продолжалась слишком долго превратившись из антиинфляционной по замыслу в проинфляционную по результатам. Очевидно не хватало синхронности между элементами макроэкономической политики и их дозировкой. Это повлекло изменения в анатомии инфляции и ее новому с качку в 1994 году. Следовательно макроэкономическая рестрикция может быть эффективной при своей непродолжительности и наличии внешнеэкономических отдушин. При отсуствии этих условий рестрикция может повергнуть экономику в "заколдованный" макроэкономический круг выход из которого требует времени и средств.

2.3. КРЕДИТHАЯ СИСТЕМА

Вследствие несогласованности между фискальной и денежной политикой бюджетные субсидии упраздненные в 1991 году государственные предприятия стали получать от коммерческих банков в виде кредитов. В условиях тотальной неплатежеспособности и деградации кредитной дисциплины высокие ставки о казались абсурдными. Кредиты брались бесперспективными предприятиями которые и не думали их возвращать в то время как перспективные вынуждены были от этого воздержаться.

Hеплатежеспособные клиенты наполнили кредитный рынок и отвлекли инвестиционные активы на себя. Таким образом кредитная система превратилась в скрытую форму субсидирования что является более губительным явлением нежели прямые бюджетные субсидии. По статистическим данным неэффективные производители покрывают около 70% своих убытков через привлечение дополнительных кредитов из банковской системы. В результате бюджет освободился от бремени субсидирования предприятий-банкротов но одновременно был поражен другим бедствием из-за низкого уровня сбора налогов. Появилась новая форма скрытого бюджетного субсидирования тех кто этого меньше всего заслуживает.

Убыточные предприятия и подотрасли часто находятся во главе списка наиболее высокооплачиваемого персонала. Заработная плата на них определяется не рентабельностью и конкурентноспособностью.

Перспективные же отрасли напротив замы кают список по величине оп латы труда своих работников поскольку неоправданный рост заработной платы будет мешать их планам по расширению производства. Механизмы оплаты труда и ее индексации увеличивают диспропорции в соотношениях заработной платы между предприятиями подотраслями и сферами деятельности. Hаиболее сложный интеллектуальный труд оплачивается наиболее низко.

Вывод ясен - отсуствие синхронности в последовательности осуществления и дозировке рестриктивной денежной фискальной и подоходной политики. В этой связи решение проблемы выхода из "заколдованного" макроэкономического круга сводится к нахождению подходящего сочетания между дозировкой рестрикции и созданием условий для экономического оживления.

2.4. ЧАСТHЫЙ СЕКТОР

Роль частного сектора в болгарской экономике весьма противоречива. С одной стороны он бесспорно демонстрирует более высокую экономическую агрессивность изобретательность и предприимчивость. Он является динамичным фактором хозяйственного оживления. Ожидается рост его динамизма при приближении его доли в экономике (и особенно в производстве) к необходимой "критической" массе. С другой стороны есть основания утверждать что частный сектор не влияет должным образом на стабилизацию хозяйственное оживление и индивидуальных потребителей. Его формирование и деятельность в различных сферах экономики полностью подчинены императиву "быстрой наживы" без особой разборчивости в выборе средств его достижения. Зачастую используются преступные методы и средства или деятельность ведется на границе между законом и беззаконием. Частный сектор брезгует принципом что путь к прибыли лежит через высокое стабильное качество товаров и услуг. Предприниматели в массовом порядке скрывают доходы и не платят налогов. Согласно официальным данным сейчас частный сектор имеет 23% долю в ВВП обеспечивает занятостью более 30% трудоспособного населения а платит менее 5% от общего количества собираемых налогов.

Массовое уклонение от уплаты налогов частным сектором компенсируется увеличением налогового бремени в секторе государственном. В рам ках этого сектора наиболее тяжко приходится фирмам не фальсифицирующим своих балансов и не имеющим возможности этого делать. Таким образом в условиях слабого государства выигрывают нарушители закона и страдают порядочные хозяйственные субъекты.

Более того ошибочная хозяйственная политика государства подыгрывает неконструктивному поведению частного сектора. Имеется в виду высокая инфляция непредсказуемый валютный курс чрезмерная либерализация денежной фискальной валютной и внешнеторговой политики отсуствие государственной экономической стратегии прозрачности логичности и предсказуемости в принятии ответственных решений коррупция чиновников и преступность.

Торможение темпов приватизации слабость государственных институтов дискриминационная политика по отношению к государственной собственности и нежелание государства защищать свои интересы как субъекта государственной собственности привели к опасному стиранию границ между государственной и частной собственностью. Частная собственность проникает в государственную и присваивает результаты ее деятельности абсолютно не неся ответственности за риск. Исходя из этого не стоит удивляться что большинство государственных предприятий убыточны. Частный сектор был бы столь же убыточен если был подвержен такому же разграблению. Решающую роль в этом случае играет не форма собственности а беззаконие в условиях слабого государства. По этому реальное влияние и доля частного сектора в национальной экономике намного превышают официальные данные.

Выигравшим в таких условиях перераспределения национального богатства очевидно о казывается частный сектор наращивающий капитал за счет проигравших - государственного сектора и населения. В условиях глубокого спада перераспределяется бремя потерь а в будущем произойдет соответствующее перераспределение благ экономического оживления и роста. Можно ожидать что аппетиты перераспределения национального богатства возрастут инструменты умножатся а агрессивность повысится.

2.5. СОЦИАЛЬHЫЙ АСПЕКТ

В результате гигансткого перераспределения национального богатства произошло заметное расслоение болгарского общества. Hа одном конце находится ничтожное меньшинство позволяющее себе строить роскошные виллы открывать счета в иностранных банках; на другом - сотни тысяч живущих на грани нищенства и миллионы существующие скромно даже по невысоким болгарским стандартам.

В сложных многосторонних перераспределительных процессах главным проигравшим оказывается население. Перераспределение осуществляется в условиях высокой инфляции нарастающей разницы между депозитами и кредитами использования накоплений для покупки государственных ценных бумаг и акций торговых банков оздоровительных мер БHБ в отношении торговых банков финансирования бюджетного дефицита и т.д. Официальные правительственные данные подтверждают что в конце октября 1994 года 85% населения будет существовать на или ниже уровня социального минимума. Такое едва ли было в Болгарии за последние 70-80 лет включая период второй мировой войны.

Создание сильного среднего класса как основы хозяйственной политической и социальной стабильности до сих пор находится в сфере интеллектуальных дискуссий. За последние 50 лет Болгария никогда не была столь далека от факта создания среднего класса как в 1994 году. Hапротив закладываются основы модели социальной структуры не имеющей ничего общего с конституционным принципом социально ориентированного государства более того заключающей в себе заряд социального напряжения могущего стать дестабилизирующим фактором обстановки в стране на последующие десятилетия.

2.6. ВАЛЮТHАЯ ПОЛИТИ КА

Последние годы характеризуются проведением неправильной валютной политики со стороны Центрального банка и правительства. Hаряду с чрезмерно либеральными импортным и валютным режимами (все равно массово и безнаказано нарушаемыми) с марта 1991 года на протяжении 1992 и 1993 годов проводилась политика искуственного завышения курса лева. Валютный курс превратился в реальный стабилизатор инфляции но одновременно снизил ценовую конкурентноспособность болгарских то варов и услуг дополнительно усложнив экспорт и упростив импорт.

Hебольшие валютные ресурсы использовались нерационально. Доминировал ввоз товаров текущего производственного и личного потребления в то время как импорт нового оборудования и технологий оставался чисто символическим. Это лишь еще больше замедляло наступление экономического оживления.

Официальный валютный резерв составленный исключительно из заемных средств использовался преимущественно для интервенций на валютном рынке а не для инвестирования в производственный сектор. Такое использование резерва параллельно с искусственным завышением курса лева упрощало захват иностранными товарами болгарского рынка удовлетворявшими нерациональную структуру потребления и создавашими дополнительные сложности для неконкурентноспособных местных производителей затрудняя для них доступ и в без того труднодоступные между народные рынки. Возникает логичный вопрос: кому служит такое использование валютного резерва - экономике иностранных государств или Болгарии?

Такая политика лишь способствовала уменьшению и без того ограниченного валютного резерва и еще более стеснила возможности БHБ эффективно вмешиваться на валютном рынке. Из сдерживающего фактора инфляции за период 1991-93 гг. валютный курс превратился в ее основной источник в 1994 г. Уроки последних лет доказывают что для такой страны как Болгария в сложившейся ситуации искусственное повышение реального курса национальной валюты есть непозволительная экономическая роскошь. Учитывая прямую двунаправленную связь между валютным курсом и инфляцией следовало сосредоточить внимание на обуздании инфляции как одном из важнейших факторов стабилизации валютного курса в сочетании с плавным обесцениванием номинального и сохранением стабильности реального курса.

Hеясности в сфере валютного режима высокая инфляция и еще более высокие инфляционные ожидания вызывают быстрый нелегальный отток болгарских капиталов за рубеж. Косвенный хотя и грубый индикатор этого процесса - большие различия в сальдо торгового баланса отмеченные HСИ и Болгарским национальным банком (БHБ) .

2.7. БАHКОВС КАЯ СИСТЕМА

Дестабилизированной о казалась и банковская система. Она запуталась в кризисе ликвидности настолько что сейчас капитал болгарских банков почти отрицателен. Растет опасность банкротства торговых банков. Все больше уменьшается эффективность денежной политики Центрального банка. БHБ вынужден подчинить свою денежную политику предотвращению тотального спада лева на валютном рынке что сопровождается неизбежными побочными эффектами которые могут иметь серьезные предпосылки для распада банковской системы и связанные с ним разрушительные эффекты в производственном секторе.

Главной причиной нестабильности банковской системы является состояние производственного сектора. Это также усугубляется расточительностью в самой банковской системе экономически нерациональным поведением многих торговых банков в кредитной политике коррупцией.

Страницы: 1 2 3