Александр Анатольевич Васькин
К 150-летию Ярославского вокзала столицы
…В конце августа 1897 года вся Москва обсуждала неслыханное происшествие. Гудела Сухаревка, шипела Хитровка: «Слышали, на Каланчевке?то, поезд в вокзал въехал. Прямо с разгону, без тормозов! А у вокзала?то вся крыша обвалилась! А убитых и покалеченных – тьма!»
У страха, как говорится, глаза велики, а слухами земля полнится. Что же на самом деле тогда стряслось? Откроем московские газеты того времени:
«30 августа на Московской пассажирской станции Ярославской дороги потерпел крушение пассажирский поезд № 9?бис, прибывающий из Сергиева в 10 часов утра. <…> Катастрофа произошла вследствие того, что поезд подходил к вокзалу таким быстрым ходом, какой допускается только в пути. Поезд следовал в составе 13 вагонов, снабженных автотормозами Вестингауза, которые по неизвестной причине в данный момент не действовали. Тогда машинист начал давать тревожные свистки для поездной прислуги, чтобы пустить в ход ручные тормоза, что ими тут же было исполнено. Но так как это было слишком поздно, уже в конце платформы вокзала, то удержать поезд не было никакой возможности — он с силой ударился в стоявший в конце пути, у отбойного бруса, порожний багажный вагон. Причем паровоз вошел в него наполовину и разрушил упорный брус, укрепленный довольно прочно на нескольких рельсах. Затем вся эта масса устремилась через деревянный переход в здание пассажирского вокзала и ударилась в оконный переплет. Багажным вагоном была разбита стена вокзала до потолка в помещении конторы, где, к счастью, никого не было в это время. Следующие за паровозом вагоны стали напирать, багажный вагон взгромоздился на тендер, который ударил о стену здания Правления дороги». Пострадавших, кстати, насчитали совсем немного, погибших — ни одного.
Да, было и такое в истории Ярославского вокзала, которому нынче исполняется сто пятьдесят лет. Даже не верится, что вокзал уже полтора века принимает и отправляет пассажиров — настолько «молодо» он выглядит. А ведь построили его в 1862 году на Каланчевском поле вторым по счету после Николаевского. Изначально планировалось возвести вокзальное здание в другом месте — на 1?й Мещанской улице, где располагался университетский ботанический сад. Но Московский университет не согласился отдать принадлежавшую ему территорию, и тогда решили: быть вокзалу на Каланчевке.
Почему хотели разместить вокзал на 1?й Мещанской? Именно по этой московской улице беспрестанно шли и ехали в Троице-Сергиеву лавру паломники. Здесь же проживал и один из инициаторов строительства Московско-Ярославской железной дороги И. Ф. Мамонтов. По воспоминаниям его сына Саввы, Иван Федорович, «когда жили на 1?й Мещанской, <...> стоял у окна и считал: сколько телег приезжало к Троице, сколько возвращается обратно, сколько идет паломников, сколько груза везут. А когда сменили квартиру, то выезжал за город сам или с кем?нибудь из сыновей и там опять считал паломников, едущих и идущих к Троице и от Троицы. Эти наблюдения подтвердили его намерения — построить железную дорогу до Троицы».
Нынешнее здание вокзала обрело свой облик в 1902–1904 годах благодаря крупнейшему русскому архитектору Ф. О. Шехтелю — автору многих московских зданий в стиле модерн, без которых сегодня столицу невозможно представить. Однако Шехтель создал новый Ярославский вокзал не на пустом месте — он в определенной мере использовал проекционные возможности первого здания, построенного по проекту петербургских зодчих Р. И. Кузьмина и С. Л. Шустова еще в 1862 году. Профессор Кузьмин работал не только в Санкт-Петербурге, его архитектурные интересы простирались за пределы Российской империи. Ему, например, принадлежит проект Александро-Невского собора в Париже, он руководил восстановлением русской посольской церкви в Афинах. Шустов же занимался проектами театральных зданий, служа в Дирекции Петербургских императорских театров.
Об открытии вокзала 17 августа 1862 года объявили московские газеты: «Правление Московско-Ярославской железной дороги извещает, что с 18 числа августа открывается ежедневное движение от Москвы до Сергиевского Посада, на первое время по два раза в день. Впрочем, в случае большого стечения желающих ехать через три четверти часа после обыкновенных поездов могут быть отправлены случайные поезды. Правление Московско-Ярославской железной дороги извещает акционеров, что в субботу 18 августа в 11 ч. утра будет освящение дороги и станции». Торжественный молебен и освящение совершил митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), который, впрочем, для паломников считал железную дорогу вредной: «Богомольцы будут приезжать в лавру в вагонах, в которых наслушаются всяких рассказов и часто дурных, тогда как теперь они ходят пешком и каждый их шаг есть подвиг, угодный Богу».
Другие работы по теме:
Лексика
Лексикология изучает вопросы происхождения и формирования лексики современного русского языка определяет место слова в лексической системе, а также в системе функциональных стилей современного русского.
Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр о праве на ложь
Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр о праве на ложь В первой главе необходимо определить предмет исследования, а именно - феномен лжи. Для определения лжи используются различные категории. В обыденном сознании ложь обычно ассоциируется с негативным, социально неодобряемым действием - обманом, который определяют либо как синоним лжи, либо как процесс порождающий ложь.
Феномен "антинауки" как альтернатива модерну. Дж. Холтон
Стремительное падение уровня авторитетности рационального познания и научной картины мира в ХХ веке. Доклад Дж. Холтона "Что такое "антинаука"". Сущностные характеристики мировоззрения модерна. Гласное освещение неудач, провалов и обманов паранауки.
Дом-особняк в архитектуре русского модерна
Источники вдохновения для русского модерна, его отличительные особенности в архитектуре. Создание мебели в неорусском стиле, претворение новых идей в пространстве интерьера. Сооружение особняков с использованием утилитарных форм, трактуемых художественно.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты моя религия...
Как утверждают специалисты, Арбат не является единым ансамблем - с архитектурной точки зрения это смесь модерна, ампира, стиля рюс. Нет у него и цельного образа - ни функционального, ни архитектурного.
Эффект Брэдли
Эффект Брэдли (также именуемый эффект Вильдера, эффект Динкинса) — феномен, часто наблюдаемый в политической жизни США и других стран с непростыми межрасовыми отношениями, который выражается в проявлении политики двойных стандартов избирателями, когда в предвыборной кампании участвуют белые и небелые кандидаты.
Новая жизнь старой дороги
В 1902 году в Москве началось строительство Окружной железной дороги (МОЖД), а в июле 1908-го она была введена в эксплуатацию. Дорога протяженностью 54 километра кольцом охватывала город, в четырех местах пересекая Москву-реку.
Русский язык в современном мире
Автор: Сочинения на свободную тему Из-за дня в день мы обмениваемся информацией, узнаем новые вещи, общаемся, делимся своими мыслями и чувствами с окружающими. Все это было бы просто невозможно без существования русского языка, роль которого имеет огромное значение в жизни многих людей и русского общества.
Васнецов Виктор Михайлович 2
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Выдающийся русский живописец, один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна, Виктор Михайлович Васнецов, родился в 1848 г. в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии.
Современное искусство
Не следует смешивать работы в стиле модерн и современное искусство, хотя некоторые направления и движения современности берут свои корни в модернизме. Также многие направления обратились к основам живописи, таким как, цвет, мазок кистью и холсты.
Бакст ЛС
Бакст (Розенберг) Лев Самойлович (1866 - 1924) Театральный декоратор, график, живописец. Родился в Гродно. С 1883 по 1887 Бакст учился в петербургской Академии художеств. В эти годы он является постоянным членом юношеского кружка, из которого родилось художественное объединение "Мир искусства".
Бенуа АН
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) Художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация
Цивилизация – это: Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня воспроизводства социальной жизни. Локализованные в пространстве и времени общ-ва, которые являются целостными системами, представляющими конкретный социокультурный феномен, имеющими четковыраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития.
Русский классицизм
Сравнительный анализ русского и европейского классицизма. Сочетание в русском классицизме идеалов античности и собственной русской православной культуры. Характеристика новых направлений в скульптуре, живописи. Столица русского классицизма - Петербург.
Орнамент эпохи модерна
Проблема орнамента эпохи модерн Орнамент стоит первом месте по способности проникновения в разные виды искусства и по возможности обретать новый смысл, ранее с орнаментом не ассоциировавшийся. Понятие орнамента не получило еще своего окончательного определения, несмотря на то, что орнаменту посвящена довольно обширная литература.
Стиль модерн 2
Интерьер Стиль модерн (или ар нуво) - популярное направление в искусстве, в том числе и архитектуре и дизайне, которое появилось в конце 19 - начале 20 века. Модерн был своеобразным ответом на изжившую себя эклектику - смешение классических стилей, популярных в предыдущие столетия. Для архитектурного стиля модерн, равно как и для других его проявлений, был свойственен отказ от симметрии, прямых линий и четкой геометрии, доминировавшей в классицизме.
Врубель М.А.
Живописец-монументалист, художник театра, скульптор, график, иллюстратор, художник декоративно-прикладного искусства, известен как автор живописных полотен, фресок, декоративных панно.
Русское братство
Ру́сское бра́тство — русская монархическая организация, основанная в Киеве в 1904 году. Выступало против конституционлизма, за самодержавную монархию. Поддержала роспуск Государственной думы в 1906 и послала Государю телеграмму поддержки. В РБ запрещалось членство евреям. Собрания Братства проходили несколько раз в год.
Всероссийский съезд русских людей
— периодические совещательные собрания русских монархических, черносотенных организаций, в период после революции 1905 года в России.[1] Решения Всероссийских Съездов Русских Людей носили только рекомендательный характер.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Псевдорусский стиль
Введение 1 Развитие 1.1 Развитие в конце XIX века 1.2 Развитие в начале XX века Список литературы Введение Псевдорусский стиль является общим условным названием совокупности ряда течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX века и представляющих собой синтез традиций древнерусского и русского зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.[1]
Северный модерн
План Введение 1 Возникновение стиля 2 Основные характеристики стиля 3 Ведущие представители северного модерна в России Введение Се́верный моде́рн — архитектурный стиль, распространённый в северной Европе в конце XIX — начале XX веков; его иные названия: скандина́вский, или фи́нский моде́рн.
Фальк Роберт Рафаилович
Русский художник, живописец, самобытно соединивший в своем творчестве пути русского модерна и авангарда.
Алексей Елисеевич Крученых
"Бука русской литературы", "Ужасное дитя" русского футуризма, Алексей Елисеевич Крученых был одним из самых радикальных и последовательных деятелей русского авангарда.
Лидваль Ф.И.
Федор Иванович Лидваль - один из ведущих мастеров петербургского модерна, архитектор-художник и строитель - происходил из шведско-датской семьи, обосновавшейся в городе на Неве в середине XIX в. и имевшей прочные связи со скандинавской диаспорой.
Дмитрий Семенович Стеллецкий
Стеллецкий, Дмитрий Семенович (1875–1947), русский художник, мастер скульптуры и живописи, представитель символизма и модерна.
Бенуа А.Н.
Художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.
Петров-Водкин К.С.
Художник-живописец, теоретик, рисовальщик, создатель фресок, произведений в технике темперной живописи. Представитель русского модерна.
Иванов-Шиц И.А.
Среднее образование получил в Воронежском реальном училище. С 1883 по 1888 учился в ИГИ (СПб.), в процессе обучения был награжден золотой медалью за лучшие архитектурные проекты. После окончания учебы провел несколько месяцев в Германии.
Кекушев Л.Н.
Среднее образование получил в Виленском реальном училище. С 1883 по 1888 гг. учился в Институте гражданских инженеров (СПб.), который закончил с правом на чин Х класса; был зачислен в Техническо-Строительный комитет МВД.