Александр Евгеньевич Лузин, эксперт учебного центра Международной организации труда (Турин, Италия), кандидат экономических наук, член Американской академии менеджмента, международный консультант по управлению.
Наш «инструментарий» межличностного общения практически ограничен лишь двумя инструментами — диалогом и дискуссией. Используя их ежедневно, мы, тем не менее, не удосуживаемся провести грань между этими принципиально отличными формами коммуникации. А напрасно — ведь простое осознание их особенностей, плюсов и минусов открывает для нас возможность не только сократить продолжительность совещаний и обсуждений, но и значительно повысить содержательность и качество принимаемых решений. Кроме того, умелое использование этих инструментов способствует росту доверия и взаимного уважения в коллективе.
Слово «диалог» происходит от древнегреческого dialogos, означающего свободное течение идей между «берегами» — участниками дискуссии. Диалог призван способствовать спокойному восприятию, осмыслению и развитию высказываемых идей. В противоположность диалогу термин «дискуссия», имея один и тот же корень со словами percussion и concussion (столкновение, отражение, противостояние), подразумевает словесный пинг-понг, когда идеи перебрасываются от одного участника дебатов к другому. При этом каждый стремится доказать свою правоту или продвинуть собственную идею.
Игнорирование принципиальных различий этих двух основных инструментов коммуникации часто приводит к изменению характера обсуждения. Вместо того чтобы постараться достичь объемного видения, глубокого и всестороннего понимания рассматриваемой проблемы всеми участниками, они оказываются вовлечены в острую, эмоциональную полемику. Эмоции и амбиции каждого придают обсуждаемой проблеме все более субъективную окраску и лишают участников возможности достичь разумного решения.
Основные различия между дискуссией и диалогом
Диалог |
Дискуссия |
Развитие идеи |
Убеждение |
Целостное восприятие |
Селективный отбор |
Логика |
Эмоции |
Победитель — победитель |
Победитель — побежденные |
Консенсус |
Компромисс |
Эти коммуникационные инструменты — диалог и дискуссия — нацелены на получение принципиально разных результатов (в одном случае — это совместное осмысление, углубление высказываемых идей, во втором — их продвижение, навязывание, критика). В первом случае доминирует логика, во втором — эмоции. Для того чтобы придать дискуссии более спокойный и конструктивный характер и уменьшить эмоциональное влияние выступающего, в племенах американских индейцев говорящему полагалось стоять спиной к участникам.
Как правило, по завершении дискуссии большинство участников остаются недовольными: их идеи оказались отвергнутыми, и торжествует лишь малая группа «победителей». Диалог, наоборот, нацелен на достижение консенсуса, когда каждая точка зрения должна быть услышана и совместно найдено общее оптимальное (по мнению участников) решение.
Достоинства и преимущества диалога очевидны, однако в современном «реактивном» мире временной фактор часто становится решающим. Это означает необходимость пожертвовать консенсусом (достижение которого потребовало бы массу времени) и довольствоваться компромиссом. Следует также иметь в виду, что эмоции могут играть и положительную роль — брошенный вызов зажигает людей, активизирует мышление и воображение, формирует мощный эмоциональный настрой.
Несколько практических советов
1. Диалог всегда должен предшествовать дискуссии. Это позволит получить единое, более многогранное и глубокое видение проблемы, которое редко удается сформировать в одиночку.
2. Успешный диалог возможен лишь при соблюдении трех условий:
Наличие доверительных и уважительных отношений между членами команды.
Открытое, спокойное восприятие любых идей, какими бы странными они ни казались. Это не означает, что «предвзятость» должна быть полностью исключена, но надо постараться «выключить» ее на время диалога и использовать на следующем этапе — в процессе дискуссии.
На первом этапе овладения техникой диалога требуется медиатор (ведущий), который бы напоминал участникам о необходимости соблюдения принятых правил и регламента.
3. Чаще используйте «мозговой штурм» (идеальная комбинация диалога и дискуссии), особенно при поиске новых, неординарных решений. Сессия «мозгового штурма» включает две фазы:
Диалоговая (10-15 минут), когда участники свободно высказывают свои идеи относительно решения рассматриваемой проблемы (критика и отрицание запрещены, все предложения фиксируются, но не дискутируются, приветствуются дополнения и развитие идеи).
Дискуссионная, когда каждая предложенная идея уточняется и подвергается оценке. В результате проводится отбор наиболее приемлемых решений.
Главное и в диалоге, и в дискуссии — это умение слушать и слышать, что именно ваши коллеги и подчиненные пытаются донести до окружающих. Это трудно, значительно труднее, чем говорить и спорить, но намного важнее.
Другие работы по теме:
Диалогическое слово
Диалогическое слово - понятие, разработанное М. М. Бахтиным применительно к его теории полифонического романа .
«Об экуменизме»
В наши дни слово «экуменизм» также используется в другом смысле: оно выражает идею полного слияния различных религий, христиан и нехристиан, в синтетическую религию.
Диалог
Диалог (греч. dialogos – беседа) – информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание.
Групповая дискуссия
Преимущества и недостатки групповой дискуссии как инструмента сбора данных.Функции дискуссий в группах. Групповые дискуссии в контексте различных исследовательских парадигм.
Можем ли мы увидеть звук
Text Основы нейронауки гласят: слуховая система воспринимает звук, зрительная система отвечает за восприятие визуальных образов. Системы работают независимо друг от друга. Основы нейронауки гласят: слуховая система воспринимает звук, зрительная система отвечает за восприятие визуальных образов.
Тревога, как усилие человека быть
Внутренняя противоречивость и многогранность, личностная вовлеченность и ответственность, борьба с научной дискурсивностью и однозначностью – вот те моменты, характеризующие рассмотрение всякой проблемы в русле экзистенциальной психологии.
Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности
Диалог как система вопросно-ответного взаимодействия, его модификации: самокритический, критический, дискуссия. Условия организации беседы, правила для говорящего и слушающего. Публичная речь как диалогическая форма коммуникативной деятельности.
Сочинения на свободную тему - Майская гроза 1
Случалось ли вам когда нибудь попасть под первый весенний дождь. Оказаться в поле в разгар грозы. Слышать близкие раскаты грома и видеть сверкающие молнии в грозовом небе Эти впечатления остаются надолго пугающие и захватывающие одновременно очаровыв.
ивный доклад
Методы и приемы развития ключевых компетенций на уроках и во внеурочной деятельности
Виды аргументирования
Существуют различные виды аргументирования. Они 'могут отличаться друг от друга методикой организации, структурой и композицией, механизмом обмена аргументами и др. Зачастую спор и диалог, полемика и дискуссия, дебаты и прения рассматриваются как синонимы, однако необходимо их концептуально различать.
Объяснение Чацкого с Софьей
Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии «Горе от ума» как близкий Чацкому, — это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…».
Анализ стихотворения В.Маяковского Нате
Анализ стихотворения В.Маяковского "Нате" Автор: Маяковский В.В. Неприятие существующей действительности – основной мотив ранней лирики Владимира Маяковского. Поэт объявляет себя глашатаем новых истин и сталкивается с отчуждением окружающих его людей. Мир вокруг лирического героя Маяковского бесчеловечен, жесток и духовно убог.
Красная Шапочка
Автор: Перро Шарль. В деревне живет маленькая девочка, любимая мамой и бабушкой, которая сшила ей красную шапку. Однажды Красная Шапочка несла бабушке гостинцы (пироги, горшочек свежего масла) и встретила волка. Узнав, куда направляется девочка, он первым добежал до бабушки, сьел старушку, переоделся в ее одежду и улегся в кровать.
Реализм романа. Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина
Автор: Пушкин А.С. Характер Онегина в первой части романа раскрывается в сложном диалогическом отношении между героем и автором. Пушкин и входит в образ жизни Онегина, и поднимается над ним в другое, более широкое измерение бытия. Диалог этот обусловлен не только различиями в характерах Онегина и автора, но и временной дистанцией между ними.
Волшебство сказок
Автор: Сочинения на свободную тему Есть такое удивительное предназначение – в обычной жизни видеть и слышать сказки, знать, где живут волшебные существа, понимать, какие из них добрые, а какие злые, как с ними встретиться. Это все о сказочниках. Они ведают, где находится тридевятое царство, тридесятое государство, куда уходит время и кто протирает звезды, чтобы они сияли на небосклоне.
Стихотворение Пушкина Бесы
В основе стихотворения А.С. Пушкина «Бесы» — диалог с ямщиком, хотя это сложно назвать диалогом, так как от лирического героя исходит только одна, причем стереотипная для путников, реплика: «Эй, пошел ямщик!..» Скорее это монолог ямщика, причем фактически без признаков стилизации простонародной речи.
Особенности современной культуры
Современная культура - это множество самобытных культур находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси "прошлое-будущее».
Подготовка и проведение дискуссии
1. Введение Дискуссия (от лат. discussio - «исследование») - это публичный диалог, в процессе которого сталкиваются различные, противоположные точки зрения. Целью дискуссии является выяснение и сопоставление позиций, поиск правильного решения, выявление истинного мнения. Дискуссия - один из видов спора.
Монолог в полилоге
Существуют такие понятия, как монологическая речь, диалогическая речь и полилогическая речь. Монолог, диалог, полилог - формы общения. Общение - потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания.
Племянник Рамо
Введение 1 Сюжет 2 История публикации Список литературы Введение «Племянник Рамо» (Le Neveu de Rameau) — философско-сатирический диалог Дени Дидро, написанный предположительно в 1760-е годы, но впервые опубликованный только в XIX веке. Современные исследователи считают его «вершиной художественного творчества Дидро»[1].
Древневосточные церкви
Введение 1 Древневосточные православные церкви 2 Ассирийская церковь Востока 3 Маронитская католическая церковь 4 Диалог православных церквей византийской и древневосточной традиций
Использование класса CTabCtrl
Tab control - это мощное средство для решению многих проблем в интерфейсе приложений. Оно позволят существенно увеличить скорость работы вашего приложения, разбить на "части" диалог в удобной для пользователя форме.
Проблемы создания искусственного интеллекта
Многие годы продолжается дискуссия: могут ли машины думать? Много разных мнений. Задавая вопрос "возможно ли искусственное разумное существо?" выдающийся советский учёный академик А. Н. Колмогоров отвечает: "...в рамках материалистического мировоззрения не существует никаких состоятельных принципиальных аргументов против положительного ответа на этот вопрос."
ГИА английский язык 2009 кодификатор
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме) по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Кодификатор элементов содержания по английскому языку
по Арбитражному процессу
Содержание Содержание 2 Задача 1 3 Задача 2 5 Список литературы 6 Задача 1 ЗАО «Инвест-Консалт Групп» и ООО «Двойка-Диалог» в установленном порядке приобрели государственные краткосрочные бескупонные облигации. Срок погашения по облигациям наступил, однако Министерство финансов РФ отказывается исполнять денежные обязательства, ссылаясь на постановление Правительства РФ, в соответствии с которым указанные ценные облигации должны быть переоформлены в иные государственные ценные бумаги.