На групповую дискуссию приглашают заранее подготовленную исследователями группу для обсуждения какой-либо темы под руководством одного из членов группы - “матадора” - не принадлежащего самой группе.
Цель этого метода: исследование процесса формирования общественного мнения - от индивидуального и коллективного к социальным последствиям и проблемам в относительно естественной ситуации.
По сравнению с экспериментом и стандартизированным интервью групповая дискуссия происходит в относительно естественной ситуации, т.к. сохраняется сходство с обыкновенной повседневной беседой.
Однако исследуются не индивидуальные мнения отдельных личностей, а индивидуальные мнения как результаты групповых процессов, а также исследуется процесс формирования общественного мнения от индивидуального к коллективному.
Недостатки метода следуют из труднодоступности контроля исследователями, т.к. неизбежность хода дискуссии определяет не одно только содержание дискуссии, но также и эффект групповой динамики: неформальное слияние отдельных участников групповой дискуссии и даже, обусловленное ситуацией неправомерное вмешательство “матадора” (руководителя дискуссии), чья роль тяжело стандартизируется.
Также проблематична обработка результатов групповой дискуссии, т.к. невозможно установить статистически - репрезентативные количественные данные.
Групповая дискуссия подходит больше для начальной фазы исследовательского процесса.
Групповая дискуссия - количественный метод исследования. На групповую дискуссию приглашается совместно подготовленная исследователями группа для обсуждения отдельной темы под руководством матадора, не принадлежащего группе. Цель этого метода: исследовать процесс формирования общественного мнения, индивидуального и коллективного, в относительно естественной ситуации для изучения социальных проблем и последствий. По сравнению с экспериментом и стандартизированным интервью групповая дискуссия происходит в относительно естественной ситуации, т.к. здесь сохраняется сходство с повседневной неформальной беседой. Однако, исследуются не индивидуальные мнения изолированных личностей, а индивидуальные мнения как результаты групповых процессов, а также процесс формирования общественного мнения от индивидуального к коллективному. Недостатки метода следуют из труднодоступности контроля исследователями, т.к. ход дискуссии неизбежно определен не одним только содержанием, но и групподинамическим эффектом, неформальным слиянием отдельных участников дискуссии и данным, обусловленным ситуацией вмешательством “матадора, чья роль тяжело стандартизируется. Также проблематична обработка результатов групповой дискуссии, т.к. невозможно установить статистически - репрезентативные количественные данные.
Групповая дискуссия подходит больше для начальной фазы исследовательского процесса.
Биографический метод
Биографический метод исследования является качественным методом и основывается на принципиальной гипотезе (предположении) о том, что возможно восстанавливать и изучать социальную действительность, социальные факты через анализ биографических материалов и событий, сохраненных в них, через оценки, отзывы, мнения и установки. Основа этой гипотезы - факт, что человеческий поступок определен, проходя через объективные социальные условия, и это отражается в субъективном феномене сознания. Биографические материалы - это тексты (слово) как например краткие автобиографии, дневники, письма, воспоминания и т.д. Но также может идти речь о протоколе совершенно, полностью открытого, так называемого “harrefiver Infervien” - это самый частый случай в современном применении биографического метода. Следовательно, биографический метод представляет собой специальную форму применения анализа содержания, которая может сочетаться со специальной формой опроса. Главное возражение против биографического метода гласит, что рассказы собственной автобиографии, собственных автобиографических фактов передает только индивидуально модифицированную картину. Итак, если автобиографическое восстановление фактов, действительности не передает объективную картину, возникает методологическая проблема восстановления устойчивых объективных структур этой действительности, фактов. Эта герменевтическая проблема до сих пор еще не решена удовлетворительным способом. Оценка работоспособности биографического метода противоречива: если биографический материал не может оцениваться как объективное восстановление действительности, фактов, то при субъективной обработке социальной действительности и социальных процессов биографический метод может иметь большое значение для научной постановке вопросов.
Список литературы
Руденский Е.В. Социальная психология. - М.-Новосибирск: НГАЭ и У, 1997.
Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 1993.
Социология. Учебник. - М.: Аспект Пресс, 1996. С. 416-419.
Кобе К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама. - Тольятти: Издательский Дом Довгань, 1995.
Другие работы по теме:
Групповая дискуссия
Преимущества и недостатки групповой дискуссии как инструмента сбора данных.Функции дискуссий в группах. Групповые дискуссии в контексте различных исследовательских парадигм.
Биографический метод социологических исследований
Павличенко Виктория ФИН-Д-3-1 Биографический метод - мультиметодологический подход, развивающийся в этнографии, социологии и психологии, преимущественно опирающийся на качественную исследовательскую парадигму. Биографический метод направлен на исследование "истории" индивидуальной жизни человека, с акцентом на субъективных представлениях индивида о своей жизни и социальной реальности , выраженных в форме индивидуально-субъективного повествования.
План урока по психологии
2ПЛАН УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ. Дата: 01.09.98. Номер урока: 1. Тема: "Ощущение". Тип урока: Урок овладения учащимися новыми знаниями (по типологии
План урока по психологии
Дата: 01.09.98. Номер урока: 1. Тема: "Ощущение". Тип урока: Урок овладения учащимися новыми знаниями (по типологии Онищука В.А.) Цель: Дать представление о понятии ощущении как первой ступени
Групповая дискуссия – один из основных тренинговых методов
Групповая дискуссия как метод психологической работы, ее преимущества и задачи, которые помогает она решать. Стратегии и правила ведения дискуссии. Проведение групповой дискуссии в психологическом тренинге. Формы социально-психологического тренинга.
Биографический метод оценки персонала
Биографический метод оценки персонала «Биографический метод исследования является качественным методом и основывается на принципиальной гипотезе (предположении) о том, что возможно восстанавливать и изучать социальную действительность, социальные факты через анализ биографических материалов и событий, сохраненных в них, через оценки, отзывы, мнения и установки.
Бельский, Иван Иванович
Ива́н Ива́нович Бе́льский (6 января 1719, Санкт-Петербург — 13 января 1799, Санкт-Петербург) — русский художник, из династии Бельских, известных русских крепостных живописцев XVIII века; академик исторической живописи Академии художеств.
Писатель
Писа́тель — человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления (а не только для непосредственного адресата).
Одоевский, Роман Иванович
Роман Иванович Одоевский - князь, воевода, сын Ивана Семёновича. Один из рода удельных князей Одоевских, происходящих от князей Новосильских, отдаленных потомков Рюрика.
Киценко, Надежда Борисовна
Надежда Борисовна Киценко (англ. Nadieszda Kizenko; род. 1961 Нью-Йорк, США) — американский исследователь-историк, профессор. Родилась в семье перемещённых лиц, прибывших в США из Германии после Второй мировой войны.
Вильбоа, Никита Петрович
Франц Вильбоа Никита Петрович Вильбоа ) (фр. Franзois Guillemot de Villebois; 1681(1681) — 1760, Дерпт) — русский вице-адмирал французского происхождения.
Роксбург, Василий Васильевич
Василий (Вилим, Вильям) Васильевич Роксбург (?—1782) — капитан генерал-майорского ранга, участник Чесменского морского сражения. Родом англичанин, он был принят в русскую службу 20 февраля 1764 года с чином капитана 2-го ранга сверх комплекта и поступил волонтёром в эскадру адмирала А. И. Полянского, находившуюся тогда в Балтийском море.
Измаильский областной комитет КП Украины
Измаильский (в 1940 Аккерманский) областной комитет КП Украины — орган управления Измаильской (Аккерманский) областной партийной организацией КП Украины (1940—1954 годы).
Борисов, Михаил Иванович
Михаил Иванович Борисов (?—1801) — контр-адмирал, герой Красногорского сражения со шведами в 1790 году. Дата рождения не выяснена. В 1762 году он поступил в Морской шляхетский кадетский корпус, в 1769 году произведён в гардемарины и послан на корабле «Св. Ианнуарий» из Кронштадта в Средиземное море, 17 февраля 1770 года произведён в мичманы и участвовал в Морейской экспедиции и Чесменском бою.
Роден, Франц Францевич
Франц Францевич фон Роден (?—1795) — генерал-майор, Архангельский обер-комендант. В военную службу вступил в 1741 году в кавалерию. Принимал участие в Семилетней войне.
Гринько, Григорий Фёдорович
Введение 1 Биография Список литературы Введение Григо́рий Федорович Гринько́ (18(30) ноября 1890, село Штеповка, Лебединский уезд, Харьковская губерния — 15 марта 1938) — революционер, советский государственный деятель. Член ЦИК СССР 2, 6, 7 созывов, кандидат в члены ЦК ВКП(б) (1934—1937).
Одинцов, Евстафий Степанович
Одинцов, Евстафий Степанович Евстафий Степанович Одинцов (1740—1795) ― κонтр-адмирал, герой русско-шведской войны 1788—1790. Родился в 1740 г. Записанный недорослем во флот, он не явился на службу ни в первый, ни во второй назначенный ему срок, за что 25 мая 1757 году был записан в матросы «вечно».
Прони, Гаспар де
Гаспа́р Клер Франсуа́ Мари́ Риш , барон де Прони́ (фр. Gaspard Clair Franзois Marie Riche, baron de Prony, 22 июля 1755(17550722), Шамле — 29 июля 1839, Аньер-сюр-Сен) — французский математик и инженер-гидравлик.
Балк, Пётр Фёдорович
Балк, Пётр Фёдорович Пётр Фёдорович Балк (1712, Эльбинг — 1762) — генерал-поручик, камергер, кавалер орденов Александра Невского и св. Анны[1]. Представляет третье поколение дворянского рода Балков, сын генерал-поручика Фёдора Николаевича Балка)[2][3][4]. Старший брат — Павел Фёдорович Балк-Полев (1690–1743) — присоединил к своей фамилии, по специальному указу Петра I, фамилию угасшего дворянского рода Полевых, на представительнице которого (М.Ф.Полевой) он женился.
Фёдоров, Николай Степанович
Фёдоров, Николай Степанович Николай Степанович Фёдоров (1745—1796) — контр-адмирал, командир Астраханского порта и Каспийской флотилии. Родился в 1745 году.
Чебышев-Дмитриев, Александр Павлович
Александр Павлович Чебышев-Дмитриев (18 апреля 1834, Москва — 9 января 1877, Санкт-Петербург) — правовед, профессор, издатель, публицист. Биография
Амбразанцев, Николай Дмитриевич
Амбразанцев, Николай Дмитриевич Николай Дмитриевич Амбразанцев (Амбразадзиев, Амбросадзе) (1754—1814) — генерал-лейтенант, генерал-инспектор артиллерии
Кречетников, Пётр Никитич
Пётр Никитич Кречетников (1727 — после 1800) — генерал-майор, Астраханский губернатор. Родился в 1727 году, старший брат генерал-аншефа графа Михаила Кречетникова.
Престон, Джеймс
Джемс (Яков Иванович) Престон (англ. James Preston, ?—1819) — контр-адмирал, герой Красногорского сражения со шведами. Родом англичанин, Престон был принят в русскую службу контр-адмиралом Эльфинстоном 15 февраля 1770 года и в его эскадре, в чине капитан-лейтенанта, командовал в Архипелаге пинком «Св.
Крамп, Кристиан
Кристиа́н (Кретье́н) Крамп (фр. Christian Kramp, 8 июля 1760, Страсбург — 13 мая 1826, там же) — французский математик (эльзасец). Известен работами по теории чисел, геометрии, математической кристаллографии, алгебре и механике. Предложил общепринятое обозначение n! для факториала.
Мдивани, Буду
Мдивани Буду Поликарп Георгиевич ) (1877 - 10.07.1937, Тбилиси) - советский государственный и партийный деятель. Биография с 30.11.1918 по 13.02.1919 член РВС 11-й армии Южного - Каспийско-Кавказского фронта
Барш, Яков Саввич
Яков Саввич Барш (Барштет) (1692(1692) — 1755) — вице-адмирал, современник Петра Великого, в 1751—1754 годах командующий Балтийским флотом. Биография
Базы данных и базы знаний
Формирование основных таблиц базы данных деканата и устанавливание к ним ключей. Заполнение баз необходимыми сведениями. Формулировка схем данных форм и запросов. Настройка некоторых запросов по своим свойствам. Создание форм через "мастера форм".
Базы данных и базы знаний
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Р.Е. Алексеева Кафедра «Компьютерные технологии в проектировании и производстве» Дисциплина «Базы данных и базы знаний»