Урок-путешествие
в 11 классе по астрономии на тему:
«Планеты-гиганты.
Плутон»
Цель: рассмотреть вопросы физической природы планет-гигантов.
Задачи:
а) общеобразовательные
-- формирование понятий об основных физических характеристиках планет-гигантов;
б) развивающие
– формирование умения анализировать информацию;
в) воспитательные
– формирование научного мировоззрения учащихся в ходе знакомства с историей
изучения и природой планет-гигантов.
Ход урока
1.
Организационный момент
Здравствуйте
ребята! Сегодня мы проводим с вами не просто урок астрономии, а урок-
путешествие по планетам-гигантам и снимаем его на видеокамеру. Не стоит бояться
камеры и оператора, чувствуйте себя легко и свободно, как на обычном уроке и
воспринимайте это, как возможность после урока посмотреть на себя со стороны и
оценить нашу работу. Итак, тема нашего урока «Планеты-гиганты. Плутон». В
рабочих тетрадях это Урок 14. Откройте его. Цель нашего урока: изучить
физическую природу планет гигантов. И для того чтобы достичь нашей цели, ваши
же одноклассники помогут нам совершить незабываемое путешествие по планетам-гигантам.
Они подготовили самостоятельно презентации по каждой из планет.
2.
Актуализация знаний
Но прежде
чем мы начнем наше путешествие, вы должны получить допуск к полету, а для этого
вам необходимо ответить на вопросы теста по предыдущей теме «Планеты земной
группы». На выполнение теста вам отводится 5 минут.
Тест
«Планеты земной группы»
Вариант 1.
1.
Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у
планеты … (Меркурий)
2.
Высокая температура поверхности Венеры обусловлена…(парниковым
эффектом)
3.
Планета земной группы, средняя темпера поверхности которой ниже 0 0С…
(Марс)
4.
Большая часть поверхности покрыта водой у планеты… (Земля)
5.
В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты … (Венера)
Вариант 2.
1.
Планета, суточный перепад температур поверхности которой
составляет около 1000С… (Марс)
2.
Планеты, температура поверхности которых бывает выше + 400 0С
… (Меркурий и Венера)
3.
Планеты, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые
бури… (Марс)
4.
Практически не имеют атмосферы планеты… (Меркурий и Плутон)
5.
Планеты, обладающая биосферой… Земля
3.
Изучение новой темы «Планеты-гиганты.
Плутон»
Все
получили допуск к путешествию. И теперь мы можем побывать с вами на планетах,
которые пленили ученых не только своей красотой, но и загадочностью. Планеты-гиганты—Юпитер,
Сатурн, Уран и Нептун – намного массивнее, чем планеты земной группы,
но имеют меньшую среднюю плотность, обладают большими скоростями вращения и
многочисленными спутниками, а так, же мощными атмосферами, состоящими в
основном из водорода и гелия. А самая далекая планета Солнечной системы – Плутон
в марте 1999 года Международным Астрономическим союзом была переведена в разряд
планет-астероидов с сохранением статуса планеты солнечной системы.
1)
Мы покинули нашу планету, пролетели мимо Марса и первая из планет
гигантов—это Юпитер. Экскурсию по этой планете проведет Андрей Мехеенко.
2)
Следующий экскурсовод расскажет нам о Сатурне. Давайте
послушаем выступление Димы Панасенко.
Упражнение-релаксация
«Планетарий» для снятия утомления глаз и мышечного напряжения.
Я думаю,
что вы немного устали и поэтому я хочу предложить вам поход в планетарий.
Представьте… Мы входим и оказываемся в полной темноте… Закрываем глаза. Не
зажмуриваем, просто легко закрываем. Можно прикрыть ладонями… Вы посмотрели
вправо, не поворачивая головы… Темно… Вы посмотрели влево… Полная темнота… Вы
посмотрели вниз…Так темно, что вам даже не видно своих ног… Вот теперь вы
приподняли голову, посмотрели вверх… и увидели там звездное небо…множество
маленьких ярких огоньков…вы прошли взглядом слева направо по звездному небу…
Поднимаете глаза вверх и проходитесь взглядом по Млечному пути… «Какая
красота!» восторгаетесь вы… Вот слева вы видите Большую Медведицу. Да! Это
точно она! Звезды расположены в форме ковша… А где же Маленькая Медведица? Ведь
в ее хвосте находится Полярная звезда. Вы находите Полярную звезду. Она светит
очень ярко. От этого света вам становится легко. Приятные эмоции не покидают
вас, а энергия от мерцающих звезд наполняет все ваше тело неиссякаемой
энергией… Звездное небо, как оно прекрасно!.. Но нам пора продолжить наше
путешествие и мы возвращаемся на урок. Медленно открываем глаза. Легко-легко
поморгайте глазами, как мотыльки. Вернулись все в класс и продолжаем нашу
работу.
3)
Артем Осмоловский проведет экскурсию по Урану.
4)
Дима Кохан раскроет нам тайны Нептуна.
5)
Женя Чепиков расскажет нам об особенностях планеты Плутон.
4.
Закрепление материала
(Данное задание ученики могут выполнять, пользуясь учебником.)
Чтобы
понять, на сколько полезно было наше путешествие, вы ответите на вопросы
следующего небольшого теста. А затем мы сравним ваши ответы с правильными
ответами.
Выходной
тест «Планеты-гиганты».
Вариант 1
1. Планета,
масса которой в 318 раз больше массы Земли– это … Юпитер.
2. Эта
планета имеет шестой порядковый номер от Солнца — это … Сатурн.
3. Ио
спутник планеты … Юпитер.
4. Планета,
которая в марте 1999 года Международным Астрономическим союзом была переведена
в разряд планет-астероидов … Плутон.
5. Самую
низкую плотность изо всех планет Солнечной системы имеет планета … Сатурн.
Вариант 2
1. Планета
из планет-гигантов, которая имеет самую маленькую массу– это … Уран.
2. Эта
планета имеет седьмой порядковый номер от Солнца– это… Уран.
3. Тритон,
спутник планеты … Нептун.
4. Планета
зеленовато-голубоватого цвета с температурой атмосферы –217 0С – это
… Уран.
5. Большое
Красное пятно находится на планете … Юпитер.
5.
Рефлексия
Что новое и
интересное вы узнали сегодня на уроке?
Достигли ли
мы поставленной цели?
Что бы вы
еще хотели узнать об этих планетах?
Какие
эмоции у вас к концу урока?
6.
Домашнее задание. Выставление оценок.
Я думаю,
что все вы со мной согласны, что ребята подошли творчески к созданию данных
презентаций и заслужили высокие оценки. Оценки за тест «Планеты земной группы»
узнаете на следующем уроке.
А теперь
откройте дневники и запишите домашнее задание.
Изучить
параграф 14, заполнить в тетрадях урок 14.
7.
Завершение урока.
Решать
загадки можно вечно.
Вселенная
ведь бесконечна.
Спасибо
всем нам за урок!
А главное,
чтоб был он впрок!
Урок
окончен!
Спасибо за
внимание!
Другие работы по теме:
Происхождение планет-гигантов
Небесные тела во время галактических зим приближаются к центральному телу так, что с каждой галактической зимой находятся к Солнцу все ближе, а спутники, кроме того, приближаются к своим планетам.
Происхождение Плутона и других ледяных планет
За зоной планет-гигантов расположена зона ледяных планет, одной из которых является планета Плутон, пока единственная из обнаруженных. Несомненно, Плутон является далеко не самой большой из семейства ледяных планет.
Происхождение Солнца
Планета-гигант еще раньше произошла из ледяной планеты, а та - из кометы. Эта комета произошла на периферии Галактики одним из тех двух способов, которыми происходят кометы на периферии Солнечной системы.
Планеты и законы их обращения
Солнечная система включает девять крупных планет, которые со своими 57 спутниками обращаются вокруг массивной звезды по эллиптическим орбитам. По своим размерам и массе планеты можно разделить на две группы.
Планета Плутон
Исследования Плутона. Запуск ракеты с аппаратом Новые Горизонты. Плутон и его спутники. Является ли Плутон планетой?
Плутон
Как Плутон получил свое имя. Является ли Плутон планетой? Орбита. Физические характеристики. Спутники.
Возникновение оболочек небесных тел
Сначала силикатное ядро ледяных планет и спутников было небольшим, можно даже сказать - крошечным. Но по мере роста ледяной планеты и разогрева ее недр ядро все увеличивалось. При этом увеличивались и ледяная оболочка, и осадочный слой.
Изменение массы и размеров небесных тел
Поскольку все тела Солнечной системы постепенно увеличиваются и приближаются к Солнцу, то правилом, хотя и не без исключений, является то, что масса более близких к Солнцу небесных тел является большей.
Торможение небесных тел
Все движущиеся в газовой или иной среде тела, как известно, тормозятся, вследствие чего их скорость движения уменьшается. Это относится и к небесным телам Солнечной системы.
Межпланетные расстояния
Если свести в одну таблицу величины относительного торможения планет и их расстояния от Солнца, то никакой взаимосвязи между ними как будто бы не обнаруживается.
Внутреннее тепло Сатурна
С 2005 по 2009 г. Сатурн испускает все меньше и меньше тепла – такие выводы были сделаны учеными на основе наблюдений космического аппарата Cassini. При этом южное полушарие Сатурна испускает заметно больше энергии, нежели северное.
Классификация небесных тел
На первый взгляд, все небесные тела Солнечной системы имеют самые различные характеристики. Однако, все их можно по их составу разделить на три большие группы. К одной группе можно отнести наиболее плотные тела Солнечной системы.
Увеличение небесных тел
Рост небесных тел осуществляется тремя способами: падением на поверхность небесных тел других, меньших тел, которые, падая на их поверхность, увеличивают их массу.
Солнечная система
Солнечная система состоит из Солнца, девяти планет, шестидесяти шести спутников планет, большого количества малых тел (комет и астероидов) и межпланетной среды. Внутренняя Солнечная система включает в себя Солнце, Меркурий, Венеру, Землю и Марс.
Существует ли тринадцатая планета солнечной системы?
Принимая массу Земли за единицу, можно приближенно представить массу всех больших планет Солнечной системы в виде геометрической прогрессии. Второй – пятый члены прогрессии нельзя отождествить с известными объектами Солнечной системы.
Планеты и законы их обращения
Солнечная система включает девять крупных планет, которые со своими 57 спутниками обращаются вокруг массивной звезды по эллиптическим орбитам. По своим размерам и массе планеты можно разделить на две группы.
Орбитальные характеристики планет 2
Орбитальные характеристики планет Ближайшие к светилу четыре планеты - Меркурий, Венера, Земля и Марс - имеют сравнительно небольшие массы, заметное сходство в составе слагающего их вещества и получают большое количество солнечного тепла, ощутимо влияющего на температуру поверхности планет. Две из них - Венера и Земля - имеют плотную атмосферу, Меркурий и Марс атмосферы практически не имеют.
Солнечная система
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Эти девять планет, обращающихся по огромным эллипсам вокруг Солнца, и образуют нашу Солнечную систему.
Другие планетные системы
Планета Плутон находится в нашей Солнечной системе, но видна в виде точки и лишь в самые мощные телескопы. Другие планетные системы, даже ближайшие к нам, расположены в десятки тысяч раз дальше. Поэтому рассмотреть их невозможно.
Плутон
Поиск Плутона начат Ловеллом, когда выяснилось, что особенности движения Урана нельзя объяснить только тяготением Нептуна. Открыт Плутон через 12 лет после смерти Ловелла в 1930 г. Клайдом Томбо, сотрудником обсерватории Ловелла.
Государство будущего и его граждане
Автор: Сочинения на свободную тему В будущем я представляю государство единым на всей планете. Будет одно правительство, которое будет назначаться президентом или иным руководителем. Президент или правитель будет избираться путем голосования всех граждан планеты. Я думаю, что в будущем государстве будет демократия.
Бёрни, Венеция
Венеция Катарина Дуглас Бёрни (англ. Venetia Katharine Douglas Burney, в замужестве Фэйр [Phair], 11 июля 1918(19180711) — 30 апреля 2009) — девочка, которая придумала имя планете Плутон.
Внешняя Солнечная система
Внешняя Солнечная система Внешняя область Солнечной системы является домом газовых гигантов и их спутников. Орбиты многих короткопериодических комет, включая кентавров, также проходят в этой области. Твёрдые объекты этой области из-за их большего расстояния от Солнца, а значит, гораздо более низкой температуры, содержат льды воды, аммиака и метана.
Солнечная система 4
С О Л Н Е Ч Н А Я С И С Т Е М А Доклад ученика 3 класса «Б» Чащина Егора Мы живём на Земле Мы живем на Земле, одной из девяти планет, движущихся вокруг Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.
Планетыгиганты Плутон
Урок-путешествие в 11 классе по астрономии на тему: «Планеты-гиганты. Плутон» Цель: рассмотреть вопросы физической природы планет-гигантов. Задачи
Происхождение Солнца
Большинство исследователей в области космогонии, хотя и далеко не все, полагает, что Солнечная система возникла 4-5 млрд. лет назад и с тех пор не подвергалась значительным изменениям. Что Земля, как и другие планеты, была такой же самой, как сейчас и один и три, и пять миллиардов лет назад. Такой же были ее масса, расстояние от Солнца, наклонение плоскости земной орбиты к плоскости экватора Солнца, наклон плоскости земного экватора к плоскости ее орбиты, периоды ее осевого вращения и орбитального обращения и т. д.
Плутон
Муниципальная общеобразовательная школа-гимназия № 25 Реферат по астрономии на тему: ЗАТЕРЯННЫЙ МИР: ПЛУТОН И ХАРОН Ученика 11 Б класса Станкевича Артура
Солнецная система
История создания и развития Солнечной Системы. Звезды и их возраст. Характеристика и строение Солнца, планет нашей системы. Астероидное кольцо и планеты Гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Ледяной шар, вращающийся вокруг Солнца – Плутон и его спутник.
Солнечная система
Концепция происхождения Солнечной системы из газопылевого облака межзвездной среды. Гипотезы происхождения Земли. Планеты, спутники планет, астероиды, кометы, метеоритные тела в составе солнечной системе. Классификация планет по физическим признакам.
Строение Солнечной системы
Космогония - научная дисциплина, изучающая происхождение и развитие небесных объектов: галактик, звезд и планет. Гипотезы Лапласа, Шмидта и Джинса о возникновении Солнечной системы. Иоганн Кеплер и его законы о движении планет. Закон всемирного тяготения.
Происхождение солнечной системы
Гипотезы о происхождении солнечной системы. Современная теория происхождения солнечной системы. Солнце – центральное тело нашей планетной системы. Планеты-гиганты. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.