Николаева Л.С., к.и.н, доцент кафедры истории и культурологии НГМА
Ю. Либединский, характеризуя деятелей пролетарского литературного движения, назвал их "неистовыми ревнителями" пролетарской чистоты, которые "защищали ее с такой яростью, что дай им волю - и нежные ростки будущего советского искусства были бы выполоты начисто!"(1) С. Шешуков отмечал, что "пролеткультовцы стояли за создание пролетарской культуры. Но их теория оказалась реакционной, ибо не только пролетарской, но и вообще никакой культуры по их рецептам нельзя было построить. Они пытались создать чисто классовую культуру на голом месте, они не понимали, что без овладения запасами знаний, выработанных человечеством на протяжении тысячелетий, никакой культуры построить нельзя".(2) Истинное искусство, в свою очередь, всегда противостояло схеме и нормативности. Нормативный метод всегда стремился занять господствующее положение в искусстве. Реакция искусства на отвлеченно-декларативное искусство первых лет революции проявлялась в неудовлетворенности методами извлечения правды, не из жизненного явления, а из предзаданной идеи. Идеологи пролетарской литературы (Пролеткульт, РАПП), а также ЛЕФ много сделали для внедрения в созна-ние художников новых канонов искусства. В известном смысле они были левее правящей партии. Требование политизировать литературу, исходившее из их уст, с течением времени приобретало все более императивный характер.(3)
Как отмечала Г. Белая, литература схемы, литература тезиса, литература рационалистического трафарета, как правило, обслуживала заданную идею. "Пролетарскую культуру определяет материальный базис, создающийся из недр буржуазного капиталистического общества, который создает условия для развития культуры пролетариата в сторону коллективной невиданной дисциплины, стройности и организованности. Для личного произвола и усмотрения не будет места - деятельностью людей будут руководить не лица, а логика систем и их внутренний смысл".(4)
Такой взгляд на мир выразил Е. Замятин в антиутопии "Мы". Пролеткультовцы были сторонниками классовой чистоты в литературе и культуре в целом. И хотя школа вульгарного социологизма была разгромлена, но "идея классовости литературы была поставлена под знаменем народности". Как отмечает исследователь М. Голубков, клянясь пролетарской классовостью, литературная бюрократия, обслуживаемая профессиональной критикой, препятствовала проявлению классового подхода к литературе, проявлению непредвзятых, незагипнотизированных лозунгами взглядов на происходящее с точки зрения любого трудового класса - рабочего или крестьянского.(5)
Рост сферы начальствования, заседателей, кабинетных громо-вержцев всех видов и т.п. для самого Платонова, автора "Города Градова", был реальной опасностью омертвления, застоя, торможения: чиновничьи прожекты грозили подчинить реальное историческое творчество масс.(6)
В "Очерках по истории русской культуры" П.Н. Милюков писал, что тогда "Пролеткульт" хотел взять в свои руки бесконтрольно руководство всеми отраслями "пролетарского" искусства, - литературы, изобразительных искусств, музыки, театра, - так же как и вообще всей культурно-просветительной деятельностью, воспитанием комсомола и т.д.(7) Далее П.Н. Милюков отмечал: "Прежде всего "Пролеткульт" сам не мог овладеть всей той областью, на которую заявлял претензии. Центральной ареной "Пролеткульта" остался один рабочий театр - начинание, весьма скромное, и несколько театральных и литературных студий".(8) Октябрьский переворот и гражданская война породили плеяду молодых поэтов, бойцов революции, которые воспели героику тех лет. "Поэзия 20-х годов при всех ее достоинствах - это все-таки только поэзия 20-х годов". А вот "поэзия Цветаевой - никаких не годов. Двадцатого столетья - он, а я - до всякого столетья"(9). Поэзия пролеткультовских поэтов - это выражение эпохи в классовых традициях, в их поэзии отразилось та ситуация, когда: "человек, в котором выхолощено человеческое, уподобляется сломанному ножу"(10). Характерна для пролеткультовских поэтов машинная эстетика: "люди-гвозди, люди-ножи". Они воспевают завод, революцию и даже жестокость во имя революции.
Стал обыденным лозунг: "Кто не с нами - тот против нас". Пролеткультовская поэзия и литература действовала безошибочно в цель. Апологеты Пролеткульта оберегали "чистого" пролетарского писателя от "чужеродных" для него влияний интеллигенции и крестьянства, как буржуазных идеологов. Этой исключительностью был продиктован и нигилизм по отношению к русской и мировой литературе. Вместе с классикой, утверждавшей идеалы свободы и красоты, Пролеткульт отвергал гуманизм, духовно богатую личность, народную нравственность. На место этих ценностей он ставил коллективизм, машинизм, принцип полезности.
Список литературы
1. См.: Либединский Ю. Современники. Воспоминания. М., 1961. С.42,
2. Шешуков С. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов. М., 1984. С. 31.
3. Белая Г. Схема и образ (К проблеме ценностных критериев). История советской литературы: новый взгляд, ч.1. М.: Наука., 1989 (По материалам Всесоюзной научно-творческой конференции. П-12 мая, 1989 г., Москва. С. 18.
4. Там же. С. 25.
5. Голубков М. Альтернативы: размышления об утраченных воз-можностях. История советской литературы: новый взгляд, часть I, М. Наука, 1989 (По материалам Всесоюзной научно-творческой конференции II - 12 мая 1989 года, Москва). С. 51.
6. Чалмаев В. "Нечаянное" и вечное совершенство Андрея Плато-нова. Предисловие к книге Андрей Платонов. "Государственный житель". Минск. 1990. С.23.
7. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994. С.363.
8. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994. С.363-364.
9. Якобсон А. Почва и судьба. О романтической идеологии. Виль-нюс-Москва. 1992г. С. 159,174.
10. Там же, С. 173.
Другие работы по теме:
Лексика
Лексикология изучает вопросы происхождения и формирования лексики современного русского языка определяет место слова в лексической системе, а также в системе функциональных стилей современного русского.
Кикины палаты
Кикины палаты Ки́кины пала́ты — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9.
Интеграция Интернета в литературное образование
Главная проблема дистанционного литературного образования: можно ли обойтись без Интернета? Пока что литературное образование использует Интернет лишь как ресурс. Интернет - не самоценный объект, хотя он и расширяет возможности ученика.
Саянов Виссарион
И. Гринберг Саянов Виссарион Михайлович (1903—) — поэт, прозаик. Р. в семье ссыльных в Сибири. Там же провел детство. Был в Красной армии, на советской работе; учился в Ленинградском ун-те. Много ездил по Уралу, Казакстану и Сибири. С. — активный участник пролетарского литературного движения, был членом правления РАПП и ЛАПП; основатель ленинградской литературной группы «Смена», член редколлегий ряда журналов.
Красные ворота в Москве
Триумфальные ворота при въезде в город на Земляном валу (теперь Садовое кольцо) известны издавна. Первые деревянные ворота строились в 1709 и 1721 годах еще при Петре I по случаю побед над шведами в Северной войне.
Характеристика Владимира Дубровского по повести А.С. Пушкина Дубровский
Характеристика Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что «точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Роман «Дубровский» тому подтверждение.
Вклад Ломоносова в русский язык и литературу
Ломоносов много сделал для русского языка и литературы. Первые поэтические произведения Ломоносова Были присланы им еще из-за границы, при “Отчетах” в академию наук : французский перевод в стихах “Оды Фенелона” и оригинальная “Ода на взятие Хотина”.
Литература начала XX века
Автор: Разное Писатели России начала XX века жили в обстановке всевозможных кризисов и войн. И вполне закономерно, что эти события повлияли (уж не говорю, что отразились) в их творчестве. Писатели и поэты, о которых мы будем говорить, стремились понять смысл жизни и объяснить постигшие Россию потрясения.
Сакка-Доомей
Сакка-Доомей — наиболее популярное сокращенное название Нихон Пролетариа Сакка Доомей (Союза пролетарских писателей Японии). Второе сокращенное название «Саку-До». Создан в феврале 1929.
Беджызаты, Чермен Давидович
(осет. Беджызаты Дауыты фырт Чермен) (23.12.1898—1937 годы) — осетинский советский писатель. Родился в селе Едиса, ныне находящееся в Дзауском районе Южной Осетии.
Младолатыши
(латыш. jaunlatvieši) — латышское национальное либеральное движение, появившееся в 1850-х годах. Первоначально термин использовался в унизительном значении балтийскими немцами, отзываясь на политически-литературное движение «Молодая Германия».
Китаев, Владимир Сергеевич
Введение 1 Биография 2 Награды 3 Дипломатический ранг Список литературы Введение Владимир Сергеевич Китаев (род. 4 мая 1931 года, Москва, РСФСР, СССР) — российский дипломат, политик, государственный деятель, африканист, востоковед, в 1989—1992 гг. посол СССР и России в Кении.
Чхондогё
(кор. 천도교, 天道敎) — национальное религиозное движение Кореи, возникшее в XX веке в качестве преемника движения Тонхак XIX века. С корейского языка переводится как Небесный путь.
Галисия королевство
Королевство Галисия (галис. Reino de Galiza) — средневековое государственное образование на северо-западе Иберийского полуострова, в области Галисия. Возникло на землях римской Испании, разделенных между пришлыми германскими племенами аланов, свевов и вандалов в 409—411 годах.
Фан Ван Хум
(вьетн. Phan Văn Hщm; 1902—1945) — деятель вьетнамского национально-освободительного движения, философ, журналист, писатель. Во второй половине 1920-х гг. один из ближайших соратников Нгуен Ан Ниня. В 1929 г. отправился на учёбу во Францию, где встал на позиции троцкизма. В 1930—1933 гг. учился на факультете философии Парижского университета.
Вайнерт, Эрих
Введение 1 Биография 2 Творческая деятельность 3 Память Введение Эрих Бернхард Густав Вайнерт — (4 августа 1890, Магдебург — 20 апреля 1953, Берлин) — немецкий поэт и переводчик, общественный деятель Германской Демократической Республики. Основатель Академии искусств ГДР.
Зыонг Бать Май
(вьетн. Dương Bạch Mai, 1904(?) — 1964) — деятель вьетнамского революционного движения. Жизнь и деятельность В 1919—1922 годах учился в колледже Шасселю-Лоба, потом поступил в Высшую коммерческую школу в Ханое.
Имеретинское царство
Имерети́нское ца́рство — одно из трёх самостоятельных феодальных царств Грузии (наряду с Картли и Кахетией), образовавшихся в конце XV века.
Медисон-сквер-гарден
Медисон-сквер-гарден (англ. Madison Square Garden), также известный под названиями « Эм-Эс-Джи » (англ. MSG) и « Гарден » (англ. The Garden) — легендарный спортивный комплекс в Нью-Йорке, США, место проведения международных соревнований по нескольким видам спорта и домашняя арена для команд НХЛ и НБА.
Пролетарская революция журнал
Введение 1 Основные сведения Список литературы Пролетарская революция (журнал) Введение «Пролетарская Революция» — исторический журнал, издавался в Москве в 1921—1941 годах.
Матарам
Матарам — средневековое государство, существовавшее на территории современной Индонезии в 732—1043 годах, в центральной и восточной части острова Ява.
Уплотнение жильё
Уплотнение - изъятие в Советской России в 1918-1920-х годах «излишков жилплощади» в пользу (как правило) лиц пролетарского происхождения. Оно привело к появлению коммунальных квартир.
Народы Сибири
Присоединение к росси народов, населявших восточную сибирь, происходило в основном на протяжении первой половины 17 века. Окраинные территории на юге, востоке и северо-востоке сибири вошли в состав россии во второй половине 17 века, а камчатка и прилегающие к ней острова – в самом конце 17 – первой половине 18 века.
Кот, Пьер
Пьер Кот (фр. Pierre Cot; 20 ноября 1895(18951120), Гренобль — 21 августа 1977, Куаз-Сен-Жан-Пье-Готье, Савойя) — французский политический деятель. По образованию — юрист. Депутат Национального собрания от партии радикалов и радикал-социалистов (1928 — 40). В 1933—1934 и 1936—1938 годах министр авиации, в марте 1938 — мае 1939 года министр торговли.
Фирсов, Николай Николаевич
Николай Николаевич Фирсов (18 (30) сентября 1864(18640930), Казань — 7 апреля 1934, Москва) — русский историк, специалист по истории российского города, торговли и промышленности XVIII века, народных движений XVII—XVIII веков, революционного движения XIX века и др.
Роздольская, Эмилия
Эмилия Роздольская (нем. Emily Rosdolsky, урождённая Медер (нем. Meder), 2 июня 1911, Вена — 3 сентября 2001, Вена) — австрийский общественно-политический деятель, активная участница антифашистской и профсоюзной деятельности и феминистского движения. Жена украинского марксиста Романа Роздольского, автор воспоминаний и предисловий к произведениям мужа.
Альтести, Андрей Иванович
Андрей Иванович Альтести — государственный деятель Российской империи. Андрей Иванович Альтести родился в городе Рагуза в середине XVIII века. Во времена правления императрицы Екатерины II Альтести вступил в русскую службу в Коллегию иностранных дел. Андрей Иванович Альтести исполнял (вместе с Грибовским и Рибасом) обязанности секретаря практически всесильного в то время Платона Александровича Зубова и пользовался его полным доверием.
Стили языка 2
Особенностью литературного языка считается наличие функциональных стилей. В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор различных языковых средств и образуются своеобразные разновидности единого литературного языка – функциональные стили. Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.
Устная и письменная речь
Формы существования языка. Основные требования, предъявляемые к устной и письменной речи. Краткая история русского литературного языка. Произносительная сторона речи. Требования литературной правильности, благозвучия. Влияние классовых жаргонов.
Павел Бессалько
Бессалько Павел Карпович (1887–1920) — пролетарский писатель. Р. в семье грузчика в Екатеринославе, две зимы ходил в церковно-приходскую школу, 15 лет поступил учеником в слесарный цех жел., дор. мастерских.
Грэм Грин
Крупнейший современный английский прозаик, он уже при жизни воспринимался как классик. За шесть с лишним десятилетий литературного труда накопил солидный багаж: свыше 25 романов, пьесы, киносценарии, книги для детей, две автобиографические книги.