После Саадьи еврейская философия развивалась в основном в Испании, где сложилась на тот момент крайне благоприятная интеллектуальная атмосфера. Первым выдающимся философом среди испанских евреев был Шломо Ибн-Гвироль. О жизни его мало что известно, за исключением того, что родился он около 1021 г. в мавританской части Испании и умер в тридцатилетнем возрасте. Но прежде чем умереть, Ибн-Гвироль написал одну из самых проникновенных книг в сокровищнице еврейской мысли эпохи Средневековья - Мекор Хаим (Источник Жизни).
Здесь впервые в развитии еврейской философской науки возникает понятие, которое дословно переводится как "истечение" - эманация. На нем построено представление об этом самом ИСТОЧНИКЕ как о дающем нам некую энергию, добро и свет - но не непосредственно нам, а более сложным образом, в котором все и дело: свет и все то, что исходит от Всевышнего, проходит через некие фильтры, мембраны, через сито многих миров, которыми Он отделен от самого нижнего мира. Где мы и находимся - недаром среди объяснений, которые дает сотворению Всевышним мира еврейская традиция, есть и такое: "Желание Творца не может быть сведено к какой-то логической необходимости или веской причине, он просто захотел иметь место в НИЖНИХ МИРАХ - и поэтому был сотворен наш мир, самый нижний среди миров, которыми управляет Всевышний".
В принципе, среди греческих и других античных философов были такие, которые отстаивали похожую точку зрения - похожую, да не ту же самую: Все это так - но с той только разницей, что они не могли ни назвать Творца Творцом, ни утверждать, что именно он является автором, Создателем даже не одного отдельно взятого мира, а системы миров, где мы на дне, а Он - на самом верху. Философы античности, начитавшись греческого перевода Торы с одной стороны - и философствований Филона Александрийского - с другой, называли Вс-вышнего (вернее отводили то реальное место, которое Он занимает в еврейской картине мира) то Первопричиной, то Перводвигателем, то Абсолютом: Согласно этим теориям, способность творить присуща не самому Абсолюту - Б-гу, а низшим сферам, проистекающим из Него в порядке уменьшения совершенства и реальности, пока не возник конкретный мир материи. Преуспели в строительстве этих "воздушный замков", где много этажей один над другим, но неясно, кто наверху, греческий философ Плотин, и школа, называемая неоплатониками.
Ибн-Гвироль не отрицает неоплатоническую теорию эманации, истечения б-жественной сущности сверху вниз в различных дозировках и до различной высоты, но расходится с ее общепринятой трактовкой в двух важных пунктах. Во-первых, у неоплатоников - которым и вправду было неясно, что там сверху изливается и откуда, они не знали адреса и имени автора этой конструкции, называя его просто "божеством" - выходило, что эманация - это как протечка крыши в дождливую погоду. Мол, воды сверху много льется и льется себе, где-нибудь да и зальет: - как нерадивые рабочие коммунального хозяйства, которым лень чинить крышу и хочется все списать на б-жетсвенное происхождение дождя: Ибн-Гвироль говорит, что дело не в том, что воды много, а в том, что истечение - или эманация - происходит по природе и по желанию самого Источника этой энергии и этого света - она от Б-га, который не есть отвлеченная туманность, не "облако в штанах" - а личность, пусть и сверхъестественная и не до конца разумом постижимая, но живая осмысленная личность!
Вот здесь-то философ и вводит понятие Божественной воли как посредника между Богом и эманацией. Таким образом, эманация, которая у неоплатоников была необходимым и автоматическим результатом сверхизбыточности Божества, является у Ибн-Гвироля следствием сознательной активности воли Бога, без решения и сознательного выбора которого ничего и никуда не истечет - ни одной капли!..
Во-вторых, Ибн-Гвироль рассматривает материю как одну из первых стадий Божественной Эманации, в отличие от неоплатоников, ставивших ее на последнее место. Материя в понимании средневекового автора - начало не телесное, а духовное, и любая связанная с ней телесность является не атрибутом материи как таковой, а следствием удаленности ее от первоисточника. Всегда и всюду неразрывно связана с материей форма как отношение атрибута к сущности. Первичный и нетленный источник всей реальности - Всевышний, Единый и Непостижимый. Актом Его воли рождается Мировая душа, состоящая из универсальной материи и универсальной формы. Из этой Мировой души в последовательном порядке посредников рождаются все чистые духи и телесные вещества, каждое из которых, сохраняя нечто общее из универсальной материи и универсальной формы, обладает, наряду с этим, своей собственной материей и формой, отличающими их друг от друга.
Вводя волю Бога как связующее звено между Богом и миром, Ибн-Гвироль хотел, в первую очередь, защитить учение о Творении, в котором самое главное - доказать, что процесс мирового развития не есть продукт необходимости, а является результатом целенаправленной деятельности Бога. Бог выше логики, которую мы в состоянии проследить своими мозгами, но Он сам превосходно представляет себе, что Он делает - и потому творение полностью лишено случайностей, оно идет к той цели, которую поставил сам себе Творец.
Во-вторых, он стремился умерить пантеизм (этим красивым словом называются на самом деле языческие остатки греческого мышления, отрыжка древних дикарских культов, то есть - обожествление природы и утверждение, что вся природа - и есть Бог) и имперсонализм, внеличностность - составляющие неотрывную часть неоплатонизма. Бог не природа - он ее автор, а она его произведение, это надо ясно понимать, восхищаясь красотами и величественными закатами, восходами, водопадами и прочими интересными для туристов вещами, как и то, что автор всего этого великолепия - и есть конкретный источник жизни. Природу создала не воля случая, а живая личность, Всесильный наш, тот, к кому мы лично и напрямую обращаемся даже в благословениях на еду, говоря, что он вырастил хлеб из земли, создал плод дерева, и так далее:
В то же время идея воли Бога, действующей на универсальную материю, из которой рождаются все духовные и телесные сущности, означает одухотворение материи, поскольку все в природе является продуктом деятельности единой динамической силы, силы Божественной воли. И чем ближе материальное тело к этому источнику, чем больше в него попало сверху этой энергии Творца - божественного света и божественного смысла - тем оно совершеннее и мы это чувствуем, не всегда сами себе отдавая отчет почему: Вот Вам и эманация по-еврейски.
Хотя в своей концепции Божественной воли Ибн-Гвироль следует еврейской традиции, прямых попыток примирить иудаизм с греческой философией он не предпринимает. Ни единой цитаты из Торы или Талмуда в его сочинении не встречается, хотя в том, что он эти источники превосходно знал, сомнений нет. По-видимому, цель Ибн-Гвироля - сформулировать свои философские убеждения вне связи с каким-либо догматом. Эта редкостная отрешенность от еврейских источников привела в общем к тому, что евреи прошли мимо его книги.
В отличие от других значительных произведений еврейских авторов, которые немедленно переводились с арабского на иврит, творение Ибн-Гвироля пролежало двести лет, прежде чем нашло переводчика в лице Шемтова Фалаквера (1225-1290), да и тот перевел книгу не целиком, а в избранных отрывках. Но и эти отрывки, по-видимому, не нашли своего читателя, ибо до открытия рукописи Фалаквера Соломоном Мунком, обнаружившим ее в 1845 г. в Национальной библиотеке Парижа, о существовании ее не было известно.
Иная судьба постигла Ибн-Гвироля в христианском мире. Вскоре после смерти философа его сочинение стало доступно в латинском переводе под заглавием Fons vitae (Источник жизни), причем имя автора, искаженное до неузнаваемости, превратилось в Авицеброн. Полагая, что автор - христианин, богословы тщательно изучали его труд, который их ввел в круг неоплатонических идей и стал главным вдохновляющим источником схоластических занятий христианского богословия. Это к вопросу о предвзятости - как много значит, что думают люди о том, чью книгу они читают, пусть их мысли - это только мысли, а реальность совсем иная, им это не так важно, как думать нужные им самим вещи. Что бы было, если бы они знали Ибн-Гвироля как еврея - более того, одного из набожнейших и глубочайших еврейских философов? Можно только гадать об этом:
Начиная с XIII в., однако, Ибн-Гвироль занял подобающее ему место благодаря значительному влиянию, которое оказала начавшееся распространяться учение Каббалы. Учение о воле Бога, вызывающей мир к бытию с помощью посредников, и об одухотворении материи, лежащее в основе еврейской Каббалы, легко прослеживается в книге Мекор Хаим - Источник жизни.
Но еще до того, как Ибн-Гвироль завершил свой главный труд, отзвуки его философской мысли во всех ее вариантах дошли до еврейского народа, выразившись в религиозных поэтических творениях автора, многие из которых вошли в молитвенники. Самое значительное из них - Кетер Малхут (Царский венец), великолепное произведение на тему о величии Бога и чудесах Его вселенной, где с царственным величием и всепроникающей простотой выражена суть философии Ибн-Гвироля, - пользуется заслуженной славой во многих общинах, где его читают в Судный День, Йом Кипур.
Другие работы по теме:
Загрязнение почв городов
Е.И.Александровская отмечает, что локальное загрязнение почв в России началось еще в средневековье и наиболее значительным оно было в крупных городах.
Роль женщины
Ход работы Сформулировать значение слова «женщина» Разобрать роль женщины в Древнем мире Древняя Греция Древний Рим Древний Египет Древний Китай Показать статус женщины в средневековье
Ангел
Ангел, сверхъестественное существо, посредник между Богом и человеком.
Агада
Агада (Аггада), часть раввинистической литературы, в основном Талмуда. Слово происходит от еврейского глагола «aггед» («рассказывать»).
Моисеевы законы: общая характеристика
Т.н. Законы Моисея представляют собой один из наиболее древних памятников права. Под именем Моисей в науке принято понимать всех законодателей, чья правотворческая деятельность отразилась на содержании этого свода законов.
Крыжовник отклоненный (крыжовник обыкновенный)
Крыжовник в культуре возделывают с давних пор. В Западной Сибири он был известен в раннем средневековье, а в XVI в., когда о смородине только лишь упоминалось, крыжовник занимал почетное место в садах Англии, Польши и других стран.
Песня о Роланде как образец средневекового героического эпоса
Художественные достижения культуры Средневековье отразились в героическом эпосе разных народов. Каждый народ имел свой эпос, который основывался на произведениях устного творчества и отображал интересы народностей, которые формировались в это время. Борьба против иностранцев и иноверцев за родину - ведущая тема и французского эпоса «Песнь о Роланде», и немецкого «Песнь о Нибелунгах», и испанского «Песня о моем Сиде», и славянского «Слово о полке Игоревом».
Лившиц, Хая Нахмановна
Хая На́хмановна Ли́вшиц (партийные псевдонимы Женя, Маленькая, Maria Pavel; 14 декабря 1903, Кишинёв Бессарабской губернии — 17 августа 1929, Клуж, Румыния) — участница подпольного коммунистического движения в Бессарабии.
Хеспенгау
о значении «ЭСБЕ» см. ЭСБЕ. Хеспенгау (нем. Hespengau), или Хаспенгау (нидерл. Haspengouw), или Эсбе (фр. Hesbaye) — так в раннем средневековье назывались земли вокруг Тонгерена, на юге современной бельгийской провинции Лимбург. Этот значительный феод в составе меровингской Австразии именовался в латинских текстах
Гетто
Введение 1 История 1.1 Появление 1.2 ХХ век 1.2.1 Вторая мировая война 2 «Цветные» гетто Введение Ге́тто (от итал. ghetto nuovo «новая литейная») — районы крупных городов, где проживают этнические меньшинства, добровольно либо принудительно, в более или менее жёстких условиях. Термин зародился в Венеции в 1516 году для обозначения района, являющимся местом изолированного проживания евреев.
Меири, Менахем
Введение 1 Биография Список литературы Введение Мена́хем Ме́ири (Мена́хем бераби Шломо Ме́ири, Мена́хем бераби Шломо Хаме́ири, ивр. מנחם המאירי) (1249, Перпиньян, Франция — 1315, Перпиньян) — средневековый раввин эпохи Ришоним, комментатор Талмуда.
Клугер, Шимон
Введение 1 Детство 2 Во время Второй мировой войны 3 Освобождение и эмиграция 4 Возвращение в Освенцим 5 Дом Шимона Клугера Список литературы Введение Ши́мон Клу́гер (польск. Szymon Kluger) (19 января 1925 года, Освенцим, Польша — 26 мая, 2000 года, Освенцим) — последний еврейский житель города Освенцим.
Белая книга
(англ. White paper) — это официальное сообщение в письменном виде, обычно этот термин применяется в США, Великобритании, Ирландии и других англоговорящих странах. Это может быть
Шломо Клугер
Содержание 1 Биография 2 Религиозное творчество 3 События, связанные с рабби Шломо 3.1 Похороны во время эпидемии холеры 3.2 История с резником 3.3 Запрет машинной мацы
Бюргер
(нем. Bьrger, от древн.-верхн.-нем. burgari — защитники города) — горожанин, гражданин. Эволюция значения: В Раннем Средневековье — жители укрепленного населенного пункта — «Бурга» (нем. burg — крепость, за’мок, град) или поселившиеся рядом с укрепленной кирхой, собором (лат. cives, urbani, oppidani; ср-в.лат. burgenses).
Хайон, Нехемия
Нехемия Хия бен Моше Хайон (ивр. נחמיה חייא חיון, примерно 1655 – 1730) — еврейский мыслитель, каббалист, теоретик саббатианства. Много путешествовал и перемещался по различным странам.
Веренд
(швед. Vдrend) – историческая область в Швеции в провинции Смоланд. Располагалась в южной части Смоланда. Сформировалась в средневековье (около 1050 г.) вокруг Векшё, где проводились местные тинги и ярмарки. С 1170 г. Векшё стал также и местом пребывания епископа. Граница Веренда долго совпадала с границами епархии Векшё.
Территориализм
— еврейское общественное движение начала XX века. Территориалисты, как и сионисты, требовали создания еврейского государства со своей территорией. Однако, в отличие от сионистов, они не настаивали на том, чтобы это государство находилось именно в Палестине. В частности, предпринимались попытки создания еврейского государства в Австралии, Канаде, Кении, Ливии.
Белорусский казачий полк
― войсковая единица в Белоруссии в русско-польскую войну 1654—1667. История полка Русское правительство, чтобы использовать белорусскую шляхту как свою социальную опору на белорусских землях, поручило могилёвскому шляхтичу Константину Поклонскому (присвоив ему чин полковника) создать белорусский полк.
История евреев Доминиканской Республики
Первые евреи , появившиеся на территории Доминиканской Республики, принадлежали к числу испанских сефардов. Известно, что на кораблях Колумба, открывшего остров Эспаньола в 1492 году, было по меньшей мере пятеро евреев [1]. До XIX века подробные сведения о жизни евреев отсутствуют.
IX век
План Введение 1 События 1.1 Начало века 1.2 Середина века 1.3 Конец века 2 Персоны 3 Открытия Список литературы Введение Девятый (IX) век длился с 801 по 900 годы по григорианскому календарю. В Европе царит раннее Средневековье. Предположительное начало средневекового потепления.
Крохмаль, Нахман
План Введение 1 Биография Список литературы Введение Нахман Крохмаль 1785, Броды — 1840, Тернополь) — религиозный философ, теолог, писатель, ранний деятель движения Гаскала.
План ООН по разделу Палестины
План Введение 1 Выработка плана комиссией UNSCOP 2 Детали плана 3 Принятие плана Генеральной Ассамблеей 4 Реакция на план 4.1 Еврейский Ишув 4.2 Арабское сообщество
Виленский гаон
План Введение 1 Биография 2 Философская концепция 3 Общественное влияние 4 Ученики 5 Книги 6 Память Список литературы Введение Элияху бен Шломо Залман (1720, Селец, Брестское воеводство, Польша, ныне Брестская область, Белоруссия — 1797, Вильно, ныне Вильнюс, Литва; известен как Дер вилнер гоэн — Виленский Гаон, Ха-гаон хе-хасид — Благочестивый гаон, Элияху Гаон, Ха-Гра — акроним ха-Гаон рабби Элияху) — раввин, каббалист и общественный деятель, один из выдающихся духовных авторитетов ортодоксального еврейства.
Армавир город, Армения
План Введение 1 Античность и средневековье 2 Города-побратимы Список литературы Введение Армави́р (арм. Արմավիր, до 1932 — Сардарапат, до 1992 — Октемберян) — город в Армении, население — 33 800 человек. Расположен в Араратской долине, у южной подошвы горы Арагац.
Еврейское агентство
План Введение 1 История 2 Настоящее время 3 Jewish Agency international 4 Представительство "Еврейского Агентства для Израиля" в России - АНО "Сохнут"
Ширазский погром
План Введение 1 Погром 3 Notes 5 Дополнительная литература Введение Ширазский погром — погром в иранском городе Шираз 30 октября 1910 года, который был спровоцирован слухами, что евреи совершили ритуальное убийство мусульманской девочки.
Княжества средневековой Далмации
План Введение 1 Пагания 2 Захумье 3 Травуния 4 Дукля Список литературы Княжества средневековой Далмации Введение Княжества средневековой Далмации: Пагания, Захумье, Травуния и Дукля.
Культура псковских длинных курганов
План Введение 1 Характерные особенности 2 Наследие культуры Список литературы Введение Культу́ра пско́вских дли́нных курга́нов — славянская раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории V—X веках[1]. Сформировалась в V—VI веках в результате миграционных потоков славянского и балтского населения, в основном, из бассейна Вислы под влиянием местных финно-угорских племён[2].
Якутская трагедия
План Введение 1 Хроника событий 2 Реакция общественности 3 Список жертв Якутской трагедии 3.1 Убиты 3.2 Казнены Список литературы Введение Якутская трагедия (Монастырёвский бунт) — подавление выступления политических ссыльных в Якутске в 1889 году.
Алмату
План Введение 1 Средневековые цивилизации бассейна реки Или 1.1 Археологические раскопки 2 Позднее средневековье Список литературы Введение Серебряный дирхам, чеканенный в городе Алмату (Алматы) в 684 году Хиджры (1285—1286).
Ишув
(ивр. יִשּׁוּב, букв. `заселённое место`, `население`, также `заселение`) — собирательное название еврейского населения Эрец-Исраэль.
Аронсон, Григорий Яковлевич
Григорий Яковлевич Аронсон (1887, Санкт-Петербург — 1968, Нью-Йорк) — меньшевик, публицист и общественный деятель. Биография Получив традиционное еврейское образование, в юношеском возрасте вступил в партию социал-демократов (большевиков), а в 1908 г. — в Бунд. С 1909 г. активный сотрудник ОРТа и Общества для распространения просвещения между евреями в России.
Дельмедиго, Йосеф
План Введение 1 Биография 2 Книги Список литературы Введение Йосе́ф Соломо́н Дельмеди́го (ивр. ר' יוסף שלמה ברבי אליהו דילמדיגו רופא) (1591, Кандия, Крит — 1655, Прага) — еврейский астроном, раввин и писатель.