Неогегельянство, течение идеалистической философии конца 19 - 1-й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Г. Гегеля. Н. получило распространение почти во всех странах Европы и в США, но в зависимости от разнообразных общественно-политических условий и теоретических предпосылок принимало различные формы.
В Великобритании, США и Нидерландах Неогегельянство возникло из запоздалого (по сравнению с Германией, Россией, Францией и Италией) увлечения традиционным гегельянством, которое приобрело популярность в этих странах в 70-80-х гг. 19 в.; поэтому здесь труднее отличить ортодоксальных сторонников гегелевского учения от неогегельянцев, пытавшихся сочетать гегельянство с новыми философскими веяниями.
В Великобритании процесс перерастания гегельянства в Неогегельянстве представлен (если исключить Дж. Стирлинга, впервые познакомившего англичан с философией Гегеля) Э. и П. Кердами, Ф. Брэдли, Р. Холдейном, Д. Бейли, отчасти Б. Бозанкетом, Дж. Мак-Таггартом и Р. Коллингвудом.
Основными моментами этого процесса были:
а) попытки истолкования идеалистической диалектики в духе буржуазно-либерального примирения противоречий, а гегелевского мировоззрения в целом - как религиозного, как "теоретической формы" христианства (Э. Керд);
б) обращение к гегельянству для преодоления английского позитивизма (П. Керд); диалектический метод выступал при этом как средство разложения "чувственности", "вещественности" для достижения истинной, т. е. внеэмпирической, реальности (Брэдли);
в) тенденция к преодолению крайностей "абсолютного идеализма" Брэдли, стремление отстоять права индивидуальности, её свободу; эта тенденция проявилась в умеренном персонализме Бозанкета и "радикальном персонализме" Мак-Таггарта, которые пытались сочетать гегелевское учение об абсолюте с утверждением метафизической ценности личности:
г) попытка интерпретации Гегеля в духе релятивизма ("абсолютного историзма") наметилась уже у Холдейна, стремившегося истолковать диалектический метод Гегеля как "феноменологический" (в смысле "феноменологии духа") способ определения в понятиях ступеней человеческого опыта, и была последовательно осуществлена Коллингвудом.
В США, где гегельянская тенденция, впервые представленная сент-луисской школой во главе с У. Т. Харрисом, находилась в определённой зависимости от эволюции английских сторонников учения Гегеля, Неогегельянство у таких мыслителей, как Б. Боун и Дж. Ройс, оказалось моментом на пути от гегельянства к персонализму.
В Нидерландах Неогегельянство, связанное с именем видного популяризатора гегелевского учения Г. Болланда, было наиболее традиционным. Болланд одним из первых на Европейском континенте провозгласил конец неокантианского периода развития философии и отказался от противопоставления Гегеля И. Канту, рассматривая их как "начало и завершение классического периода мышления", в частности гегелевскую логику - как завершение кантовской критики разума. Истолкование философии Гегеля в религиозном духе сближает болландовский вариант Неогегельянства с "правым" гегельянством 1830-40-х гг. в Германии.
Другие работы по теме:
Биография Гегеля
Министерство образования РФ . «Богословский аграрный колледж» Реферат по предмету : Философия. на тему: «Биография Гегеля». Выполнил: студентка группы 38
Западная философия ХХ века
Дисциплина : Основы философии РЕФЕРАТ на тему: «Западная философия ХХ века» Выполнил: Санкт-Петербург 2010 С О Д Е Р Ж А Н И Е: Введение……………………………………………….…………………………..…3
Древняя философия 2
Древняя философия Восточная философия Индия Две группы школ: Ортодоксальные (строго следуют законам "Веды") Философия йоги . Сформулирована во 2 веке до н.э. философом Паранджами. Основная позиция: мир вечен, в мире существуют 2 сферы: природы и людейЗадача: избавить человека от старого в этом мире путем освобождения ума от материи.
Современная западная философия
Становление и развитие неклассической философии и проблема нерационального и иррационального в философии XXв. Прагматизм. Экзистенциализм. Позитивизм, его разновидности, философская антропология. Интеграционные и националистические тенденции цивилизации.
Гносеологічні проблеми історії в XX ст
Історія в концепціях "філософії життя". Гносеологічні проблеми історії баденської школи неокантіанства. Проблеми історії в концепціях неогегельянства. Неопозитивістська теорія історії. Метод "віднесення до цінностей" і метод "оцінки" в теорії Ріккерта.
Философия как научная дисциплина
Философия как наука и мировоззрение, исследование первопричин и начал всего мыслимого, ее функции в современном мире и формы. Предмет и разделы философии и ее современные направления. Проблемы востребованности философского знания в современной культуре.
Иван Александрович Ильин
Жизнь выдающегося философа и государственного общественного деятеля Ивана Александровича Ильина. Высылка группы философов и ученых, в том числе и Ильина из страны, периоды его эмигрантской жизни. Исследование религиозного акта в его философских трудах.
Мир как фантазм и репезентация
Новейшая философия представляет различные подходы к проблеме сознания. Все они так или иначе апеллируют к традиции, связывая ее с позициями различных авторов и переформулируя саму проблему сознания соответствующим образом.
Аксиология
Аксиология (от греч. axia — ценность и logos — учение) — философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус.
Бытие
Философское понятие, обозначающее наличие явлений и предметов — самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее».
Западная философия XIX-XX века
«Утверждаю» начальник кафедры №4 Подполковник В. ГРАБАРЬ « » __________ 1999 г. ЛЕКЦИЯ №4. Тема: Западная философия XIX - XX века. Лекция обсуждена и одобрена
Философия Испании
В 1-5 вв. философские учения выходцев из Испании (Модерат из Кадиса, 1 в., Луций Анней Сенека) были неотъемлемой частью римской философии. В государстве вестготов, завоевавших Испанию (середина 5-начало 8 вв.), философия была подчинена теологии.
Педагогические идеи и методы классической философии
Содержание: Содержание: 1 Введение 2 Кант Иммануил 4 Фихте Иоганн Готлиб 9 Гегель Георг Вильгельм Фридрих 14 Список литературы 21 Введение Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по другому.
Крах гуманизма
Гуманизм - это общефилософский, методологический принцип, лежащий в основе бытия современной индустриально-технологической цивилизации, образно называемой "Западом". Как известно, общепризнанного определения понятия "гуманизм" не существует.
Бытие в истории философской мысли
Анализ сущности бытия - философского понятия, обозначающего наличие явлений и предметов, а не содержательный их аспект; синоним понятий "существование", "сущее". Изучение бытия философами античности, средневековья, Нового времени, классического идеализма.
Философская система Гегеля и ее структура
"Феноменология духа" - "тайна и исток" гегелевской философии. Диалектика как истинный центр всей философской проблематики Гегеля. Диалектика материального и идеального. Философские категории в интерпретации Гегеля. "Философия природы" и "Философия духа".
Украинская философия
Философская мысль Киевской Руси. Особенности украинской патристики. Философия украинского ренессанса. Философская мысль Украины второй половины XIX-начала ХХ века. Основные центры украинской схоластики. Особенности украинского Просвещения XVIII–XIX вв.
Содержание, метод и цель философии
Общее понятие, функции и принципы философии. Необходимость философского познания мира. Человек и мир как центральная проблема философских учений. Философия как теоретическая основу мировоззрения. Сущность диалектического и прагматического методов.
Философия Италии
Выходцами из Италии были такие крупнейшие представители средневековой философии, как Петр Дамиани, Ланфранк, Ансельм Кентерберийский, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, деятельность которых протекала преимущественно за пределами Италии.
Европейская философия XIX века
Для Европы, европейской культуры и европейского сознания XIX век — классический. Таковым он стал и для истории европейской философии. Первая половина века прошла под знаменем творчества классиков немецкого идеализма, последователей и критиков Канта.
Развитие психологии в России 2
Национальный аэрокосмический университет им. М.Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт» Гуманитарный факультет Кафедра психологии РЕФЕРАТ
Методология теории государства и права
Понятие метода и методологии теории государства и права. Классификация методов теории государства и права. Проблемы формирования теории государства и права.
Возникновение и развитие политических учений
Политическая мысль XIX-ХХ веков характеризуется ярко выраженной тенденцией к демократизации, гуманизации и рационализации. Эпоха буржуазных революций и процесс становления капитализма накладывают свой отпечаток на содержание политических теорий.
Биография Чичерина Бориса Николаевича
Происхождение и основные вехи биографии философа 19 века Бориса Чичерина. Первоначальное образование и развитие взглядов неогегельянства. Определение понятий свободы, личности и равенства. Конституционная монархия как лучшая форма правления государства.
Методология теории государства и права
Теория государства и права как научная дисциплина и наука, предмет и методы ее изучения, значение методологии в данном процессе. Понятие и классификация методов научного познания, их характеристика и отличительные признаки, возможности использования.
Морис Бланшо
Бланшо (Blanchot) Морис (р. в 1907) – французский философ, писатель, литературовед. Основные сочинения: «Пространство литературы» (1955), «Лотреамон и Сад» (1963), «Бесконечный диалог» (1969), «Дружба» (1971), «Кафка против Кафки» (1981) и др.