Минаков А. Ю.
Типология
тех или иных идейных течений традиционно является весьма важной задачей
историка общественной мысли1. Тем более необходимо решение этой задачи для
историографии русского консерватизма первой четверти XIX века, поскольку для
данного периода никакой удовлетворительной типологической схемы историками и
философами по настоящий день пока не предложено. Хотя, надо отметить, накоплен
достаточно богатый эмпирический материал, который нуждается в теоретическом
осмыслении и наметились первые подходы в классификации идейных позиций русских
консерваторов. Не считая трудов дореволюционных авторов, таких как А.Н. Пыпин,
Н.Н. Булич, В.Н. Бочкарев (по ряду основным подходов и оценок ним в ранний
советский период примыкает работа А.Н. Шебунина)2, необходимо также упомянуть
об историко-философских и богословских работах Г.Г. Шпета, Г. Флоровского, о.
В.В. Зеньковского3. В последние десятилетия вышли работы Ю.М. Лотмана и Д.В.
Ермашова (совместно с А.А. Ширинянцем) о Н.М. Карамзине, Л.Н. Киселевой о С.Н.
Глинке, М.Г. Альтшуллера об А.С. Шишкове, Г.Д. Овчинникова о Ф.В. Ростопчине,
К.М. Ячменихина об А.А. Аракчееве, Ю.Е. Кондакова о "православной
оппозиции" в александровское царствование и о архимандрите Фотии
(Спасском), обобщающие работы Е.В. Вишленковой о религиозной политике в
царствование Александра I, А.Л. Зорина о государственной идеологии России в
последней трети XVIII - первой трети XIX века4. Особняком в этом ряду стоит
работа Александра Мартина- "Романтики, реформаторы, реакционеры: русская
консервативная мысль и политика в царствование Александра I"5, в которой
исследуются биографии всех перечисленных основных представителей
консервативного направления, анализируются их идеи, обусловливающие
соответствующую консервативную практику. В российской литературе аналога этому
исследованию пока нет.
Тем
не менее, несмотря на наличие достаточно богатого историографического
"массива", к началу XXI в. можно говорить только о попытках
типологизации данного периода в развитии консервативной мысли в России в
современной отечественной историографии. Они были сделаны в монографии, посвященной
истории русского консерватизма XIX века, вышедшей под редакцией В.Я. Гросула
(глава о консерватизме в царствование Александра I написана именно им)6 и в
нашей рецензии на указанную книгу, опубликованной совместно с М.Д. Долбиловым
7.
В.Я.
Гросул в своем исследовании выделил три разновидности раннего русского
консерватизма: церковный, аристократический и мистический, однако, не дал им
сколько-нибудь развернутых характеристик. О церковных консерваторах8 и о
мистическом консерватизме в монографии содержатся лишь отдельные упоминания9,
наиболее подробно, в несколько строк10, характеризуется аристократический
консерватизм, характерный для братьев С.Р. и А.Р. Воронцовых, предлагавших
"принять конституцию, закрепляющую господство высших кругов"11. Сразу
скажем несколько слов о сомнительности самого термина - "аристократический
консерватизм" применительно к рассматриваемому периоду, поскольку главный
критерий для его выделения из общего потока общественной мысли - стремление
ограничить самодержавную власть в интересах высших кругов - можно трактовать и
как либерализм и даже как радикализм - например, в случае
"Конституции" Н.М. Муравьева. Совершенно иными мотивами, нежели
воронцовским англофильством, руководствовался бесспорный православный
консерватор Г.Р. Державин, который стремился по сути ограничить власть монарха
в начале царствования Александра I лишь из тактических соображений, чтобы не
допустить того, чтобы сильная монархическая власть не стала орудием либеральных
преобразований. Но в целом его позиция, повторим, не выходила за рамки
православно-самодержавного консерватизма. Кроме того, его проект реформы Сената
был единичным случаем в истории русского консерватизма того времени.
Список литературы
1
Автор благодарит Е.А. Вишленкову, А. Мартина, В.С. Парсамова, Е.Ю. Кондакова,
И.А. Христофорова, О.Ю. Малинову за обсуждение тезисов данной работы, что
позволило существенно уточнить некоторые ее положения.
2
Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. Изд-е 4-е. СПб.,
1908; Его же. Религиозное движение в России при Александре 1.Пг., 1916; Булич
Н.Н. Очерки по истории русской литературы и просвещения начала XIX века. СПб.,
1902. Т.1-2; Бочкарев В.Н. Консерваторы и националисты в Россиии начале ХIХ
века // Отечественная война 1812 года и русское общество. М., 1911-Т.II;
Шебунин А.Н. Европейская контрреволюция в первой половине ХIХ века. Л., 1925.
3
Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. В кн.: Введенский А.И., Лосев А.Ф.,
Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991;
Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991; Зеньковский В.В. История
русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч.1.
4
Лотман Ю.М. Карамзин. Сотворение Карамзина. Статьи и исследования 1957-1990.
Заметки и рецензии. СПб., 1997; Ермашов Д.В., Ширинянц А.А. У истоков
российского консерватизма: Н.М. Карамзин. М., 1999; Киселева Л.Н. Система
взглядов Г.(1807- 1812 гг.)//Ученые записки Тартусского университета, 1981,
в.513; Ее же. С.Н.Глинка и кадетский корпус: (Из истории "сентиментального
воспитания" в России)//Уч. зап. Тарт. ун-та. 1982.Вып.604; Ее же. К
языковой позиции "старших архаистов": (С.Н. Глинка, Е.И.
Станевич)//Там же. Тарту. 1983. Вып.620; Альтшуллер М.Г. Предтечи
славянофильства в русской литературе (Общество "Беседа любителей русского
слова"). Ann Arbor, 1984; Овчинников Г.Д. "И дышит умом и юмором того
времени...". В кн..: Ф.В. Ростопчин. Ох, французы! М., 1992; Ячменихин
К.М. Алексей Андреевич Аракчеев//Вопросы истории. 1991. № 12; Его же. Алексей
Андреевич Аракчеев//Российские консерваторы. М., 1997; Кондаков Ю.Е.
Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция
(1801-1825). СПб., 1998; Его же.Архимандрит Фотий (1792-1838) и его время.
СПб., 2000; Вишленкова Е.А. Религиозная политика: официальный курс и
"общее мнение" России Александровской эпохи. Казань, 1997; Зорин А.Л.
Кормя двуглавого орла... Литература и государственная идеология в России в
последней трети XVIII-первой трети XIX века. М., 2001.
5 Alexander M. Martin. Romantics, Reformers, Reactionaries: Russian
Conservative Thought and Politics in the Reign of Alexander I. DeKalb, 1997
6
Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. Под ред. В.Я. Гросула.
М., 2000. С.18-104.
7
Вопросы истории. 2002. № 3. С.161-165.
8
Русский консерватизм XIX столетия. С.29-30.
9
Там же. С.78.
10
Там же. С.50.
11
Там же.
Другие работы по теме:
Современная семья характеристики и типология
Программа социологического исследования Современная семья характеристики и типология Обоснование проблемы исследования. Наиболее важным, одно из составляющих в обществе является семья. Семья это ячейка общества. Семья это институт, со своими познаниями, проблемами и характеристиками… В зависимости от типологии семьи существует свой “мини институт”.
План урока по психологии
2ПЛАН УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ. Дата: 01.09.98. Номер урока: 1. Тема: "Ощущение". Тип урока: Урок овладения учащимися новыми знаниями (по типологии
План урока по психологии
Дата: 01.09.98. Номер урока: 1. Тема: "Ощущение". Тип урока: Урок овладения учащимися новыми знаниями (по типологии Онищука В.А.) Цель: Дать представление о понятии ощущении как первой ступени
Роль внесценических персонажей в комедии Грибоедова Горе от ума
Основу конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», написанной «накануне возмущения на Исаакиевской площади», составляет борьба «века нынешнего» с «веком минувшим». При этом под «веком нынешним» понимается та часть русского общества первой четверти Х1Х века, которую составляли прогрессивно мыслящие дворяне, связанные с движением декабристов.
Творчество Николая Гумилева
Стихи Гумилева — «высокое косноязычие» самой судьбы. В его трудах столь высоки притязания и надежды, так ясен удел, так неколебима вера: Не спасешься от доли кровавой,
Москва в лицах в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Комедия Грибоедова является первым реалистическим произведением в русской литературе. И хотя в пьесе немало элементов классицизма, таких как сохранение системы амплуа, говорящие фамилии, единство времени, места и действия, мы по праву можем назвать “Горе от ума” новаторской комедией, в которой представлены типичные образы типичных русских людей того времени, то есть первой четверти XIX века.
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Своеобразие конфликта в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась новаторским произведением в русской литературе первой четверти XIX века. В классической комедии герои делились на положительных и отрицательных, количество тех и других было примерно одинаковым. Положительные герои превозносились и в результате побеждали, отрицательные высмеивались и в конце, соответственно, оказывались поверженными.
Культура периода Реформации и Просвещения. Реформация. Ее культурно-историческое значение.
оглавление Раздел 10. Культура периода Реформации и Просвещения 10.1 Реформация. Ее культурно-историческое значение Реформация (лат. reformatio - преобразование) - важнейший этап в культурно-историческом развитии Западной и Центральной Европы. Это религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, начавшееся в первой четверти XVI в. в Германии с выступления М.
Чхондогё
(кор. 천도교, 天道敎) — национальное религиозное движение Кореи, возникшее в XX веке в качестве преемника движения Тонхак XIX века. С корейского языка переводится как Небесный путь.
Ямская повинность
Введение 1 Краткий обзор 2 История и описание Список литературы Введение Ямска́я пови́нность — государственная повинность тяглового сельского и городского населения на Руси и в Царстве Русском в X — начале XVIII веков для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов.
Великое пробуждение
Великое пробуждение (англ. Great Awakening) — религиозное движение, охватившее Новую Англию во 2-й четверти XVIII века. В континентальной Европе ему соответствует квиетизм, на Британских островах — евангелизм и методизм.
Русское воеводство
на карте Речи Посполитой Ру́сское воево́дство (польск. Wojewуdztwo ruskie) — административно-территориальная единица Польского королевства, образованная около 1434 года из тех земель Галицко-Волынского княжества, которые были захвачены в последней четверти XIV века. Административным центром Русского воеводства был город Львов.
Ведро единица объёма
Ведро́ казённое ведро́ ) — русская дометрическая единица измерения объёма жидкостей, примерно равная 12,299 литрам. 1 ведро = 1/40 бочки = 1/3 анкерка = 4 четверти = 8 или 10 штофов (кружек) = 16 винных бутылок = 20 водочных бутылок = 100 чаркам (соткам) = 200 шкаликам [1]
Карин наанг Великой Армении
Ка́рин (арм. Կարին, также «Высокая Армения» ( Бардзр Айк , арм. Բարձր Հայք), у греко-римских авторов «Каренитида») — область Великой Армении, район города Эрзерума; также армянское название города Эрзерума.
Четверик единица измерения
Четве́рик — русская единица измерения в 15-20 вв. объёма сыпучих тел (сухой вместимости). В Новгороде Великом известна с XV века, в Российском государстве - с начала XVII века.
Сепульведа, Луис
Введение 1 Биография 2 Публикации на русском языке 3 Признание Введение Луис Сепу́льведа (исп. Luis Sepъlveda, род. 4 октября 1949, Овалье) — чилийский писатель, журналист и политический деятель и правозащитник.
Ринальдо да Сиена
(итал. Rinaldo da Siena, работал в Сиене в последней четверти XIII века) — итальянский художник. Круг произведений, который сегодня приписывается Ринальдо да Сиена, ранее числился за анонимным мастером, известным как Мастер Клариссинок, имя которого, в свою очередь, происходит от иконы, изображающей «Мадонну и Христа на троне» из сиенской церкви Конвенто ди Клариссе (Конвент Клариссинок).
Псевдорусский стиль
Введение 1 Развитие 1.1 Развитие в конце XIX века 1.2 Развитие в начале XX века Список литературы Введение Псевдорусский стиль является общим условным названием совокупности ряда течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX века и представляющих собой синтез традиций древнерусского и русского зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.[1]
Четверть единица объёма
Че́тверть четвертина — русская единица измерения объёма сыпучих тел (1 четверть = 2 осьминам = 8 четверикам = 64 гарнецам = 209,91 л) и жидкостей (1 четверть = 1/4 ведра = 3,08 л).
Авангард искусство
Введение 1 Предпосылки 2 История возникновения 3 Авангардистские течения в искусстве 3.1 Авангард в изобразительном искусстве 3.2 Авангард в литературе
Прагматические эдикты
Прагматические эдикты (1501-1567; исп. Las Pragmбticas Sanciуnes (de 1567) или Pragmбticas antimoriscas) обобщённое название серии законов (декретов), изданных испанскими монархами в первой четверти ХVI века, которые были направленны на насильственную христианизацию, а также испанизацию остатков мавританского населения Иберии.
Аршин
План Введение 1 История 2 Пословицы 3 В литературе 4 Устаревшие слова Введение Арши́н: старорусская единица измерения длины. 1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м;
Гвидо ди Грациано
Гвидо ди Грациано (итал. Guido di Graziano, работал в Сиене в последней четверти XIII века) — итальянский художник. Гвидо ди Грациано не был художником-новатором, как Коппо ди Марковальдо или Гвидо да Сиена, он был их современником и мастером, так сказать, «второго ряда», однако достаточно добротным для того, чтобы получать множество заказов в Сиене.
Философия XVII века
План Введение 1 Европа 2 Список философов XVII века 5 Внешние ссылки Введение Философия XVII века в Западном мире рассматривается в основном как начало философии Нового времени, и оступление от средневекового подхода, в особенности от схоластического.
Шимановский, Кароль
Ка́роль Мацей Корвин-Шимано́вский (польск. Karol Maciej Korwin-Szymanowski; 6 октября 1882, деревня Тимошовка, Киевская губерния — 29 марта 1937, Лозанна) — польский композитор, пианист, педагог, музыкальный критик. Один из наиболее заметных деятелей польской музыкальной культуры первой половины XX века.
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Теодор Эрсар де Вильмарке
Вильмарке, виконт Теодор Эрсар де (бретонский вариант имени Teodor a gKervarker) 1815-1895. Литератор, собиратель бретонского фольклора. Родился в Корнуайе (в городе Кемпер) в аристократической, но небогатой семье. В юности дружил с Шатобрианом.