ЭССЕ
Автор:Виноградова Ю.В.
«Счастье
людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать. Но
общество не основано на этом принципе»
«Для
того чтобы мы всегда были счастливы, нашему счастью должно всегда чего-нибудь
не хватать»
К.А.
Гельвеций
Клод Адриан
Гельвеций родился в январе 1715 года в семье главного врача королевы Франции
Марии Лещинской (жена Людовика XV). В возрасте 12 лет был отдан в иезуитский
колледж Луи-ле-Гран, лучшее учебное заведение Франции того времени. После
окончания колледжа по настоянию своего отца он служит в Канне помощником своего
дяди, сборщика налогов. По свидетельству современников Гельвеций больше
увлекается философией и литературой, чем финансами и коммерцией. В 1738 году в
возрасте 23 лет получает от королевы должность генерального откупщика (сборщика
налогов). За 13 лет пребывания в должности становится богатейшим человеком.
(Интересная
система, при которой служащий Министерства по налогам и сборам (по-нашему)
автоматически становится очень богатым человеком, (ну почти как в современной
России). Правда, во время Великой Французской революции всех откупщиков
арестовали и казнили.)
В 1715 году
после женитьбы Клод Адриан Гельвеций почему-то оставляет должность и ударяется
в философию. Он основывает в Париже, куда периодически приезжает из своего
поместья, салон, известный как колыбель свободомыслия. Знакомится в это время
со всеми выдающимися философами и просветителями Франции (Вольтер, Руссо,
Монтескье, Дидро и др.).
Ещё работая
генеральным откупщиком, Гельвеций пишет поэму «Счастье», опубликованную уже
после его смерти.
В 1758 году
он публикует книгу «Об уме», изданную по недосмотру цензуры. В этом
произведении Гельвеций излагает свои взгляды на политику, экономику, философию,
этику. Книга вызывает жуткую критику со стороны власти и церкви и
приговаривается к сожжению. Гельвеций вынужден отречься от нее.
В 1764-1765
годах Гельвеций посещает Англию и Пруссию, где был хорошо принимаем.
В 1766 году
основывает Масонскую ложу наук, которая впоследствии объединяла наиболее
известных учёных того времени.
К середине
1769 года Гельвеций заканчивает книгу «О человеке», которую так и не решился
опубликовать даже под псевдонимом. Труд был опубликован после его смерти в 1772
году усилиями русского посланника Д.А. Голицына. В том же году в Лондоне была
опубликована и поэма «Счастье».
Кое-что о
счастье
Так как
понятие «Счастье» относится к наиболее общим понятиям, дать ему определение
весьма трудно.
Определения
могут быть:
-
простейшие
негативные – «не в деньгах счастье»;
-
простейшие
позитивные – «высшее удовлетворение, полное довольство, успех, удача»;
-
казуистические
– «счастье есть отсутствие несчастья»;
-
парадоксальные
– «счастливей всех шуты, дураки, сущеглупые и нерадивые, ибо укоров совести они
не знают, призраков и прочей нежити не страшатся, боязнью грядущих бедствий не
терзаются, надеждой будущих благ не обольщаются».
(Собрано
бакалавром чёрной магии Магнусом Фёдоровичем Редькиным. А. и Б. Стругацкие
«Понедельник начинается в субботу». Есть там ещё одно определение в стихах. С
удовольствием перечитала всю повесть.)
Люди
серьезные (попы, философы и социологи) разработали множество подходов к
изучению счастья.
Социология
счастья
основывается на принципе потребления и на теории человеческих потребностей.
Сущность данного направления заключается в признании внешней по отношению к
человеку социальной природы счастья. Человек и счастье представляются
обособленными феноменами, исследуется и оценивается степень значимости
общеизвестных благ. По мнению сторонника этого направления П.А Ландесмана,
известного современного исследователя проблемы счастья: «Только раскрытие
объективной основы и социальной сущности человеческих потребностей позволяет
научно подойти к разрешению проблемы счастья: выявить, во-первых, содержание,
круг, объем и структуру потребностей в каждых данных конкретно-исторических
условиях, т.е. определить в чем действительно люди нуждаются для достойной
жизни, а также, во-вторых, какие из этих потребностей и в какой степени могут
быть удовлетворены обществом на той или иной ступени своего развития».
(Очень похоже
на работу профессора Выбегало в этом направлении).
Историко-культурная
традиция счастья. Данное направление мысли не ведет какого бы то ни было подсчета и
анализа счастья и счастливой жизни индивида. Главная цель здесь – вернуть
современного человека, заблудившегося в поисках счастья в социуме и культуре, к
его истинной духовной природе и к подлинному счастью. Многочисленные древние
«рецепты» счастья, почерпнутые из раскрываемых сегодня источников эзотерической
мудрости, равно как мудрости народной, традиционно этнической, невероятно
просты в своей основе, ибо предлагают человеку направить все свои усилия и
сосредоточить всю свою деятельность на последовательную гармонизацию его
внутреннего бытия и преобразование окружающей реальности. Работы, представляющие
данное направление в изучении счастья, невероятно разнообразны по формам
воплощения, но все они, активно циркулируя в современной культуре, подчиняются
главному принципу – указать индивиду путь к первородному, естественному и,
главное, достижимому счастью. Концепция счастья, на которой основывается
историко-культурная традиция счастья, заключается в мысли о том, что счастье –
это естественное состояние человека, отвечающее его настоящей природе. Каждый
индивид рождается с потенциалом счастья, который он обязан полностью
реализовать в условиях земной жизни, в процессах индивидуального становления и
взаимодействия с внешним миром, заключенном в мире природы, культуры и социума.
А когда далее пошли ссылки на теорию физического вакуума, торсионное поле Земли,
хранящее и материализующее мыслеформы человека, стало понятно, что занесло
авторов куда-то. Опять вспомнился профессор Выбегало с его проектом идеального
человека.
Психология
счастья.
А. Маслоу сконструировал иерархическую модель мотивации и выделил пять уровней
потребностей, которые считал врожденными и универсальными для любого человека:
Первый уровень – физиологические потребности, второй – потребности в
безопасности, третий – потребности в любви, привязанности и принадлежности к
определенной социальной группе, четвертый – потребности в уважении и признании
и пятый, наивысший уровень – потребность в самоактуализации, т.е. потребность в
реализации своих творческих потенций, своего личностного начала. Эта система
дает иерархию человеческих стремлений и представлений о счастье соответственно.
То есть, индивид может в своем счастье остановиться на физиологических
потребностях, и его интересы будут ограничены этим уровнем, а может
«подниматься» по лестнице потребностей и сопрягать счастье с соответствующими уровнями.
При этом универсальность иерархии потребностей Маслоу состоит еще и в
способности индивида удовлетворять высшие потребности при условии
неудовлетворения низших. Так, невозможно лишить человека ощущения счастья, если
он удовлетворен, например, своей творческой деятельностью, но не имеет четкой
связи с той или иной социальной группой. В данном случае для индивида важно
психологическое счастье от процесса сотворения. Одновременно с этим, первые
четыре уровня потребностей могут обеспечить прочную основу для удовлетворения
потребности реализации себя и принести счастье, когда индивид «создает» себя не
вопреки обстоятельствам и нереализованным нуждам, а с их помощью, благодаря их
благотворному влиянию.
Инструментом,
позволяющим достигать состояния счастья, во всех небредовых учениях признается
деятельность, труд. Обычно имеют ввиду деятельность чисто творческую, в том
числе и научную.
В том же
«Понедельнике» о деятельности учёных сказано замечательно: «Трудовое
законодательство нарушалось злостно, и я почувствовал, что у меня исчезло
всякое желание бороться с этими нарушениями, потому что сюда в двенадцать часов
новогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым было интереснее доводить
до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя
водкой, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных
степеней легкости. Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом,
чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в
воскресенье им было скучно… Они работали в институте, который занимался прежде
всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже
среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И
они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и
смысл жизни в том же»
Вот с этим я
полностью согласна.
P.S. Когда-то и у нас в
Институте Атомной Энергии им. И.В. Курчатова была подобная атмосфера. А общение
с физиками, которые зачастую не прочь «полялякать» на мировоззренческую
тематику, способствует расширению кругозора в различных областях.
P.P.S. А второй афоризм
Гельвеция, вынесенный в эпиграф, можно проиллюстрировать известными
высказываниями наших бывших соотечественников:
·
Если
бы я был царь, я бы жил лучше, чем царь – я бы ещё немножечко шил.
·
Имею
возможность купить козу, но не имею желания, имею желание купить дом, но не
имею возможности … (тост из «Кавказской пленницы»).
Другие работы по теме:
Что такое счастье?
Счастье - это образное понятие, описывающее состояние человека, причем как духовное, так и материальное. Я считаю, что счастья как такового быть в реальном мире, в повседневной жизни, не может. Человек, считающий себя счастливым - это тот человек, который по определению не должен иметь никаких проблем.
Карамзин н. м. - О любви к отечеству
В первом сочинении Карамзин, прежде чем говорить о счастливейшем времени жизни, задается вопросом: да есть ли полное счастье на земле? И опровергает сначала мнение Цицерона, хвалившего старость, и Жан Жака Руссо, считавшего младенчество счастливейшим временем жизни, а потом мнения Лейбница и Попа, доказывавших, что все в мире прекрасно и ведет к лучшему.
Сочинения на свободную тему - человек - Творец своего счастья
Люди давно уже стараются отыскать рецепт счастья простого легкого и доступного всем. Однако в мире до сих пор рядом с богатством радостью и молодостью существуют нищета горе и болезни. А это говорит о том что счастья одинакового для всех не бывает.
Тема личного счастья в романе Толстого Война и мир
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — произведение, в котором автор стремился представить жизнь во всем ее многообразии. Широкий охват исторических событий, глубочайший психологический анализ, гениальное проникновение в самые основы жизни и поведения человека, постижение дум и чаяний народа — все это ярко отразилось на страницах бессмертной эпопеи. «Войну и мир» можно назвать поэмой о счастье.
Счастья в жизни нет, есть только зарницы его По комедии Грибоедова Горе от ума
В русском языке счастье означает «чувство и состояние полного, высшего удовлетворения или успех и удачу». Казалось бы, как все просто! Почему же люди далеко не всегда чувствуют и считают себя счастливыми? Ведь быть счастливым мечтает каждый. По моему мнению, счастье должно стать естественным состоянием человека.
Человек создан для счастья, как птица для полета
Есть такое состояние человеческой души, когда хочется жить и жить, взлететь в небо, смеяться и петь, дарить свою радость всем, кто рядом. Такое чувство называют счастьем. Но, наверное, никто не может дать точного определения этого понятия, как никто до сих пор не определил точно, что такое любовь.
Анализ рассказа И. А. Бунина Господин из Сан-Франциско
Автор: Бунин И.А. Мир в котором живет Господин из Сан – Франциско алчен и глуп. Даже богатый г-н в нем не живет, а лишь существует. Даже семья не прибавляет ему счастья. В этом мире все подчинено деньгам. И когда Господин собирается в путешествие, то ему кажется, что это будет прекрасно. На гигантском корабле – отеле «Атлантида» путешествую миллионеры, их семьи.
Матушка Россия
Сочинение-размышление Мы живем в России. Много городов и деревень есть в нашей стране. В них есть дома и домики, в которых живут люди. Они живут семьями или одни, работают и отдыхают, ссорятся и любят друг друга. Все это - русский народ. И если мы хотим быть настоящими гражданами своей Родины, мы должны понимать и уважать друг друга, помогать в затруднительных ситуациях, радоваться в счастливые минуты и стараться жить одной семьей ради счастья и согласия во всей нашей большой стране.
Сочинение на тему 8220 Что такое счастье 8221
У каждого человека понимание о счастье самое разнообразное. Также в зависимости от возраста понятие счастья меняется. Дети считают счастьем то, что родители их балуют, покупают разнообразные вещи, которые им только хотелось бы. Понимают их и всегда выслушают. Подростки хотят самоутвердиться, хотят быть нужными в этом мире и это для них является счастьем.
Что такое счастье 2
Что такое счастье Что такое счастье? На этот вопрос, наверное, нет, да и не может быть однозначного ответа. Ведь для каждого человека счастья свое, а само содержание этого понятия изменяется на протяжении жизни. Сначала для ребенка счастья - это улыбка матери, ее голос. Потом счастье - это первый шаг, это радость от собственных успехов; потом счастье - это достижение поставленной цели.
Проблема счастья и долга в романе А. Пушкина Евгений Онегин
Автор: Пушкин А.С. А счастье было так возможно, Так близко!.. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. А. Пушкин Роман в стихах “Евгений Онегин” ставит много проблем. Одна из них — проблема счастья и долга, которая коснулась родителей Татьяны Лариной, самой Татьяны и Евгения Онегина.
История Маши Мироновой
Автор: Пушкин А.С. Роман “Капитанская дочка” — зрелое и одно из лучших произведений Александра Сергеевича Пушкина. В романе создается широкая панорама событий накануне и во время крестьянской войны под предводительством Пугачева. Героическое время родило и самоотверженные характеры. Хочется остановиться на образе Марьи Ивановны Мироновой, проследить все изменения, произошедшие с ней, объяснить их причину.
Ася 2
Автор: Тургенев И.С. Повесть «Ася» писалась около пяти месяцев. Замысел ее возник случайно во время катания на лодке. Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти «куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг».Образ Аси очень поэтичен.
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. 6
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. Автор: Некрасов Н.А. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — вершина творчества Н.А. Некрасова. Это произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Оно создавалось четырнадцать лет, но Некрасов так и не завершил его.
Мой ответ на вопрос некрасовских странников.
Автор: Некрасов Н.А. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершина творчества Н.А. Некрасова. Это произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Оно создавалось четырнадцать лет, но Некрасов так и не завершил его. Крестьянская тема занимает одно из важнейших мест в поэме. В ней Некрасов по¬казывает страдания простых людей, их бесправие, беспомощность, неспособность постоять за себя.
Стихотворение А.А.Блока О, я хочу безумно жить... Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение А.А.Блока "О, я хочу безумно жить..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Блок А.А. Юношеские стихи Александра Блока были немного "сумеречными", он считал, что "счастья не было — и нет", что жизнь сложна, а поэт должен быть печален.
Анализ стихотворения А.Блока Ночь,улица,фонарь,аптека...
Анализ стихотворения А.Блока "Ночь,улица,фонарь,аптека..." Автор: Блок А.А. "Ночь,улица,фонарь,аптека..."Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя,его состояние.Все стихотворение пронизано тоской,чувством безысходности
Счастье в понимании Некрасова и моем.
Автор: Некрасов Н.А. Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай, Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси!
Счастье в поэме Н. Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Автор: Некрасов Н.А. В 1863 году Н. А. Некрасов начал работу над одним из самых своих значительных произведений – поэмой «Кому на Руси жить хорошо». В 1861 году было отменено крепостное право, и жизнь народа круто изменилась. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - вот главный вопрос, который занимает поэта на протяжении всего произведения.
Смысл счастья в поэме Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Смысл счастья в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" Автор: Некрасов Н.А. Что такое счастье? На этот вопрос пытались ответить многие философы древних и современных лет. Позже счастье пыталась объяснить психология и искусство. Так и Н.А.Некрасов в своей поэме "Кому на Руси жить хорошо" попытался раскрыть нам этот загадочный термин.
Русская долюшка женщины в поэзии Н.Н. Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. О первом сборнике стихотворений Н.Н. Некрасова, вышедшем в 1856 году, Н.Г. Чернышевский сказал: «Восторг всеобщий. Едва ли «Ревизор» и «Мертвые души» имели такой успех, как Ваша книга».
Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Автор: Некрасов Н.А. После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасов посвятил этой поэме 14 лет своей жизни, начал работу над ней в 1863 году, но она была прервана его смертью.
Сокол и Уж
Автор: Горький М. “Безумству храбрых поем мм. славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!” М. Горький Ярким и смелым призывом прозвучала появившаяся в конце девяностых годов “Песня о Соколе” Алексея Максимовича Горького. В воздухе витала идея свободы, к ней стремились, ее желали и боялись одновременно.
Зачем же жить
Автор: Горький М. Прочла произведение Максима Горького «Ма-аленькая», и осталась под глубоким впечатлением. Пыталась ответить себе на вопрос «Зачем же жить?» И я думаю, что жить нужно для того, чтобы понимать - кому-то ты, хоть и ненадолго, даришь кусочек счастья. Жить надо затем, чтобы хоть что-то хорошее в этом мире осталось именно после тебя! А кто это делает? Да практически никто! Все живут ради себя, собственные проблемы кажутся огромными и нерешимыми! Вы не думайте, я не критикую всех без разбору, самое обидное - что я такая же! Иногда чувствуешь себя так паршиво, осознавая, что ты вот ноешь – а есть же те, чьи беды куда хуже.
Что такое счастье сочинение-рассуждение
Автор: Сочинения на свободную тему Описать понятие "счастье" невозможно, можно описать ощущения, чувства, состояние. Ощущение счастья может выражаться едва заметно, когда посмотришь в глаза человека, а они излучают радость, восторг. Или же "откровенное" счастье, когда человек способен полететь, взмыть к облакам, обнять всю землю.
Гуманизм
Гуманизм —от латинского «гуманус» — человеческий, человечный, отличающийся любовью к людям. Это понятие появилось около 600 лет назад, когда были высказаны мысли о том, что главное внимание в науках, искусстве, литературе должно уделяться человеку
Бентам, Джереми
Введение 1 Биография 2 Этика 3 Воззрения 4 Оценки Список литературы Введение Джереми Бентам (также Иеремия Бентам; англ. Jeremy Bentham; 15 февраля 1748, Лондон — 6 июня 1832, Лондон) — английский социолог, юрист, один из крупнейших теоретиков политического либерализма, родоначальник одного из направлений в английской философии — утилитаризма.