Семен Букчин
Ницше, как и при жизни, по-прежнему остается фигурой одинокой и в высшей степени трагической, мыслителем, чье дело не может быть продолжено
Ницше умер в 1900 году. Его смерть после долгих лет психической болезни, его жизнь и творчество, так тесно связанные между собой, сегодня видятся неким символом у порога ХХ века. Символом, вобравшим в себя, обозначившим все взлеты, ожидания, надежды, эйфорию и одновременно ужасы и катастрофы нашего завершающегося столетия, в котором у человека уже нет выбора, потому что утрачены прежние нравственные ориентации и четкие правила той игры, что зовется жизнью.
Не случайно сегодня наследие Ницше так соблазняет его толкователей от самых разных идеологий - от национал-социалистов до постмодернистов. Но все они берут от автора "Заратустры" только то, что им выгодно. Сам же Ницше не поддается этим операциям по вычленению чего-то кому-то удобного и полезного. Он, как и при жизни, по-прежнему остается фигурой одинокой и в высшей степени трагической, мыслителем, чье дело не может быть продолжено, тем более приспособлено к чьим-то практическим нуждам. Наверное, не случайно он называл себя последним философом.
Ницше предвидел, что ХХ век не будет веком глубоких философических раздумий. Философия, а точнее, гуманистическая рефлексия не окажет некое позитивное воздействие на его облик. И разве не подтвердили эти прозрения страшные трагедии нашего времени - большевизм, гитлеризм, сталинизм? Философия позитивная в том смысле, как ее понимали раньше, закончилась. На смену ей пришла философия позитивистская, марксистская. Но было утрачено гуманистическое начало, для него просто не нашлось места. Хайдеггер поддержал национал-социалистов, Сартр выступил как пропагандист маоизма.
Ницше был аналитиком этого нового духа времени и одновременно его же жертвой. Он отчаянно сопротивлялся этой "духовной и социальной рационализации" жизни и потому, не будучи к тому же академическим мыслителем, восстал против нее. Его бунт против тогдашних норм и ценностей, его критика тогдашних взглядов и жизненных образцов, его отрицание культурной и религиозной традиции, главным образом христианской, - все это было прежде всего стремлением преодолеть, разрушить оковы новых догматов, приближение, удушающую силу которых он чувствовал каждым своим нервом.
Отсюда, из этой переоценки ценностей, из преодоления всяческих норм и схем родилась его мечта о "новом человеке", которого он назвал сверхчеловеком. Конечно же, он не вкладывал в это понятие тот смысл, который ему придали апологеты Гитлера. Ницшеанский человек должен был быть в первую очередь личностью, руководствующейся собственным опытом, создателем собственной судьбы, независимым не только от всяческих общественных и исторических ограничений, но и от самого Бога или богов. И здесь исток трагедии самого философа, как утописта, проектировавшего собственный, глубоко индивидуальный образ человека, трагедии современного Фауста или Голема. Собственно, ницшеанский человек это не столько жаждущий управлять собственной жизнью, сколько овладевший самой жизнью в тотальном смысле и предлагающий другим придуманную, искусственную, то есть идеальную по сути жизнь.
Этот сложный, драматический образ автора "Заратустры" и "По ту сторону добра и зла" встает со страниц капитального, по-немецки добротного исследования, принадлежащего перу другого крупнейшего философа Карла Ясперса. Книга была написана еще до войны, но и сегодня является одним из основных источников сведений о личности и философских взглядах Ницше. Характерно, что даже такой серьезный автор, как Ясперс, останавливается в раздумье перед личностью своего соотечественника, более того - признает определенную невозможность полного проникновения в то, что сам называет "загадкой экзистенции Ницше". Ясперсу удается анализ, когда он берет отдельные стороны творчества Ницше, отдельные страницы его биографии. Но - увы - переход к синтезу не всегда выглядит убедительным.
Наверное, дело в том, что Ницше не закончил свой путь самопознания. Он ведь никого не учил, не хотел быть гуру, не имел учеников, не проповедовал некое дающее единственную правду знание. Он только показывал на собственном примере, что каждый должен в жизни пройти своей собственной дорогой, чтобы добыть внутренний, экзистенциальный опыт, отражающий далеко не самый счастливый парадокс нашей судьбы. Как показывает опыт самого Ницше, дорога эта может быть весьма рискованной. Именно с этой позиции Ясперс рассматривает жизнь и болезнь Ницше вкупе с развитием его мысли до последнего периода, когда были написаны "Антихрист", "Сумерки богов" и "Ecce homo".
Время - тридцатые годы, когда Ясперс писал свою книгу, конечно же, сказалось на ней. В противовес Хайдеггеру, Ясперс не принял национал-социалистских воззрений и, соответственно, не только не сделал Ницше идеологической подпорой нацизма, но, по сути, показал враждебность его бунтующего индивидуализма гитлеровской идеологической машине.
Книга Ясперса заставляет задуматься над тем, что значит Ницше для нашего времени. В известном смысле он завершает европейскую традицию глубоко индивидуалистического понимания человеческой личности. Ницше сегодня в явном конфликте с поисками разумного человеческого сотрудничества и, следовательно, сосуществования. "Познать самого себя" призывал Сократ. Но он одновременно верил в объективный и божественный мир, что, кстати, приводило в ярость Ницше. Сам же автор "Заратустры" исполнил завет великого грека, если можно так сказать в данном случае, до конца. И там, на дне, умирая в трагическом одиночестве, он нашел только хаос и безумие.
Все так... Но почему уже более столетия люди идут за Заратустрой и не устают повторять его слова: "Друзья мои, что происходит в душах у вас? Готовы ли вы, как и я, сказать смерти: "Так это была жизнь? Ну что ж! Еще раз!"
Великий индивидуалист, ниспровергатель и отрицатель будет волновать и смущать нашу душу еще очень долго, может быть, до конца истории человечества.
Karl Jaspers. Nietzsche. Wprowadzenie do rozumenia jego filozofii. Warszawa, wydawnictwo KR, 1997
Другие работы по теме:
Философия XVIII века
Введение 1 Предыстория 2 Список философов XVIII века Введение Философия XVIII века — это философия ума, разума, научной мысли. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластики и слепому следованию церковным догмам.
Каким должен быть философ
«Философ должен быть смелым, честным, искренним, мужественным», – с давних времён говорили о философах. Попробуем разобраться, почему именно эти качества являются определяющими?
Философский кроссворд
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ КРОССВОРД РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА 1998 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1 Понятие обозначающее одинаковое положение людей в обществе. 2 Австрийский философ и логик, виднейший представитель неопозитивизма.
Философский кроссворд
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ КРОССВОРД РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА 1998 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1 Понятие обозначающее одинаковое положение людей в обществе. 2 Австрийский философ и логик, виднейший представитель неопозитивизма.
Кроссворд по философии
Министерство образования Российской Федерации филиал ГОУ ВПО «МЭИ (ТУ)» в г. Волжском Кафедра СГН Семестровая работа: Кроссворд по философии Выполнила студентка
Козлов Алексей Александрович
Козлов Алексей Александрович - философ-персоналист. Признавал существование множества бесконечных духовных субстанций, центральная из которых - Бог. Критиковал гегелевскую диалектику, позитивизм и материализм.
Философия. Кроссворд
8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 Вопросы. По горизонтали : Учение о человеке, мире и познании ( Петрарка, Леонардо да Винчи ... )
Алексеев Сергей Алексеевич
Алексеев Сергей Алексеевич (псевдоним - Аскольдов)-религиозный философ, публицист. Боролся с критицизмом, полагал, что "индивидуальный субьект" должен занять место "гносеологического субъекта".
Гиляров-Платонов Никита Петрович
Гиляров-Платонов Никита Петрович- философ, публицист. Профессор Московской Духовной Академии. Пытался проанализировать диалектику Гегеля с позиций формальной логики. Близок славянофилам.
Васильев Николай Александрович
Васильев Николай Александрович- логик, психолог, философ. Профессор Казанского университета с 1918. Предвосхитил конструктивизм в логике /неуниверсальность закона исключенного третьего/.
Савалета, Рене
Рене Савалета Меркадо (исп. Renй Zavaleta Mercado, 1935—1984) — боливийский политик, философ и социолог. Его труды оказали значительное влияние на интеллектуальную жизнь страны.
Ли Гун
Не следует путать с Гун Ли — китайской актрисой. Ли Гун (кит. трад. 李塨, упр. 李塨, пиньинь Lǐ Gōng) (14 мая 1659, Лисянь, Чжили, Династия Цин — 14 февраля 1733, Лисянь, Чжили, Династия Цин) — китайский философ, ученик Янь Юаня (кит. 顏元). Вместе со своим учителем основал философскую школу Янь-Ли.
Нолини Канта Гупта
(англ. Nolini Kanta Gupta, 13 января 1889 года - 7 февраля 1983 года) - индийский революционер, филолог, учёный, литературный критик, поэт, философ и мистик. Один из самых выдающихся последователей Шри Ауробиндо.
Сальгадо, Плинио
Плиния Салгадо (порт. Plнnio Salgado, 22 января 1895, Сан-Бенту-ду-Сапукаи — 8 декабря 1975, Сан-Паулу) — бразильский журналист, философ, политик, основатель и бессменный лидер бразильского политического движения известного как интегрализм.
Авраам ибн Эзра
Авраам бен Меир ибн Эзра , (ивр. אברהם אבן עזרא, исп. Abraham ben Meir ibn Ezra) (1092 или 1093—1167) знаменитый средневековый еврейский философ, поэт, мыслитель, лингвист, астролог, астроном и математик.
Фан Ван Хум
(вьетн. Phan Văn Hщm; 1902—1945) — деятель вьетнамского национально-освободительного движения, философ, журналист, писатель. Во второй половине 1920-х гг. один из ближайших соратников Нгуен Ан Ниня. В 1929 г. отправился на учёбу во Францию, где встал на позиции троцкизма. В 1930—1933 гг. учился на факультете философии Парижского университета.
1723 год
— невисокосный год, начинающийся в пятницу по григорианскому календарю. События 1723—1737 — Великий герцог Тосканы Джованни Гасто. Знаменитый философ Христиан Вольф изгнан из Халле в 24 часа под угрозой повешения.
Рюдигер, Андреас
Связать Андреас Рюдигер (нем. Johann Andreas Rьdiger; 1673—1731) — немецкий философ, ученик Хр. Томазия; читал лекции по философии в Галльском и Лейпцигском университете.
I тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 1000 по 1 год до нашей эры. События Железный век в Западной Европе; Древний Египет угасает как главная держава; Написан Танах; Основан Рим (VIII век до н. э.);
Рейнгольд, Карл Леонгард
Карл Леонгард Рейнгольд (Карл-Леонард Рейнгольд, нем. Carl Leonhard Reinhold; 26 октября 1758, Вена — 10 апреля 1823, Киль) — немецкий философ. Учился у иезуитов в Вене, но, оставив духовный сан, бежал в Веймар, где издал «Briefe ьber die Kantsche Philosophie», много содействовавшие популярности кантовской философии.
Кабанис, Пьер Жан Жорж
Пьер Жан Жорж Кабанис (фр. Pierre Jean Georges Cabanis) (5 июня 1757, Конак, Коррез, — 5 мая 1808, Рюэй) — французский философ-материалист и врач. Биография
Нарбони, Моше
Моше́ бен Иеошу́а Нарбо́ни , известный также как Видаль Биасом , (год рождения неизвестен, Перпиньян, Франция — 1362?) — средневековый еврейский философ, раввин, врач, комментатор Аристотеля, Александра Афродисийского, Аверроэса, Маймонида. Главным местом обитания была Нарбонна, отсюда прозвание Нарбони.
Конфуций
(Кун-цзы) (55-479 гг. до нашей эры) – это китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства – идейного течения, просуществовавшего более двух тысяч лет. Учение Конфуция было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой которой были отношения правителя-вана и Неба как источника магической силы «дэ», благодаря которой «ван» («Сын Неба») упорядочивал «Поднебесную» (общество).
Радзивилл, Мацей
Мацйй Радзивълл (пол. - "Maciej Radziwiłł") (род. 1961г.) – князь, философ, финансист. На сегодня – глава рода Радзивилов[1].
Сташиц, Станислав
Стани́слав Ста́шиц (польск. Stanisław Staszic, 6 ноября 1755, Пила — 20 января 1826, Варшава) — польский философ, учёный, писатель, меценат.
Фогараши, Бела
Бела Фогараши (венг. Fogarasi Bйla, 25 июля 1891 — 28 апреля 1959) — венгерский философ-марксист. Биография Участник радикального политического движения в Венгрии до Первой мировой войны, видный работник культурного фронта в Венгерской советской республике, соратник Дьёрдя Лукача, участник его «Воскресного кружка», в котором состояли такие деятели венгерской культуры, как Бела Балаш, Фредерик Антал, Арнольд Хаузер и другие.
Корш, Карл
Карл Корш (нем. Karl Korsch, 15 октября 1886, Тоштедт, Королевство Пруссия — 21 октября 1961, Бельмонт, Массачусетс, США) — немецкий философ-марксист и политический деятель. В 1920-е годы — теоретик Коммунистической партии Германии, занимал в ней оппозиционную официальной линии позицию.
Последовательные таблицы
Будем рассматривать неотсортированные таблицы. K - количество элементов в таблице N - длина вектора представления элементов таблицы Векторное представление:
Эрнст Геккель
Геккель, Эрнст Генрих (Haeckel, Ernst Heinrich) (1834–1919), немецкий естествоиспытатель и философ.
Кожинов В.В.
Русский критик, литературовед, философ, историк. Основные работы посвящены вопросам теории литературы, русской литературе XIX века, современному литературному процессу (в первую очередь поэзии).
Аль-Кинди
Аль-Кинди (800 - ок. 879) - первый крупный арабоязычный философ. которого называли "философом арабов". Он хорошо изучил достижения предшествующей науки и древнегреческой философии -труды Птолемея, Евклида, Аристотеля и др.
Пирс Чарлз
Пирс Чарлз Сандерс (10 сентября 1839, Кембридж, шт. Массачусетс - 19 апреля 1914, близ Милфорда, шт. Пенсильвания), американский философ, логик, математик и естествоиспытатель.
Одоевский В.Ф.
Русский писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Образование получил в Московском университетском благородном пансионе (1816-22).