Московский
институт
радиотехники,
электроники
и автоматики
(Технический
университет)
Кафедра
философии
Выписки по
философии
Студент
: Частухин Виталий
Москва 1994
Средневековая
философия
(Аврелий
Августин)
“ Какой же пользы
ради, Господи,
кому ежедневно
исповедуется
совесть моя,
в надежде больше
на милосердие
твое, чем на
свою невинность...
они хотят услышать
мою исповедь,
о внутреннем,
недоступным
ни глазу их, ни
уху, ни уму”
“ Лучшее, конечно
то, что внутри
у меня.”
“ И славословить
тебя человек,
частица созданий
твоих, который
носит повсюду
смертность
свою, носит
повсюду с собой
свидетельство
греха своего...
И все-таки
славословить
Тебя хочет
человек, частица
созданий Твоих.
Ты услаждаешь
нас этим славословием,
ибо Ты создал
нас для Себя,
и не знает покоя
сердце наше,
пока не успокоится
в Тебе.”
“ Я рассмотрел
все, стоящее
ниже тебя, и
увидел, что о
нем нельзя
сказать ни
того, что оно
существует,
потому что все
от Тебя, и его
нет, потому что
это не то, что
Ты. Истинно
существует
только то, что
пребывает
неизменным.”
“ Я спрашивал
себя, что же
такое греховность,
и не нашел
субстанцию:
это извращенная
воля, от высшей
субстанции,
от Тебя, Бога,
обратившаяся
к низшему,
отбросившая
прочь “внутреннее
свое” и крепнущая
во внешнем
мире.”
“ ... Воля, свободная
в своем решении,
является причиной
того, что мы
тратим зло и
терпим справедливый
суд...”
“ ... Разве не
обветшали
разумом те, кто
спрашивает
нас: “ Что делал
бог до того,
как создал небо
и землю? Если
Он ничем не был
занят... почему
на все время
и впредь не
остался Он в
состоянии
покоя, в каком
все пребывал
и раньше? Если
же у Бога возникает
новое деятельное
желание создать
существо, которое
никогда раньше
Им создано не
было, то что же
это за вечность,
в которой рождается
желание, раньше
не бывшее? Воля
ведь присуща
Богу до начала
творения : ничто
не могло быть
сотворено, если
бы воля Творца
не существовала
раньше сотворенного.
Воля принадлежит
к самой субстанции
Его. И если в
Божественной
субстанции
родилось то,
чего в ней не
было раньше,
то субстанция
эта по справедливости
не может быть
названа вечной;
если вечной
была воля Бога
творить, почему
не вечно его
творение?”
“ Я смело говорю:
до создания
неба и земли
Бог ничего не
делал. Делать
ведь означало
для него творить.”
“ Как могли
пройти бесчисленные
века, если они
еще не были
созданы Тобой,
Творцом и учредителем
всех веков?
Было разве
время, тобой
не учрежденное?
И как могло оно
пройти, если
его вовсе и не
было?... Это самое
время создал
Ты и не могло
проходить
время, пока Ты
не создал времени.
Если же раньше
неба и земли
вовсе не было
времени, зачем
спрашивать,
что Ты делал
тогда. Когда
не было времени,
не было и
“тогда”.
Ты не во времени
был раньше
времен, иначе
Ты не был бы
раньше всех
времен.”
“ Думаю, что мы
уже достаточно
сделали для
решения великих
и достаточно
трудных вопросов
о начале мира,
души и самого
человеческого
рода. Последний
мы разделили
на два разряда:
один - тех людей,
которые живут
по человеку,
другой- тех,
которые живут
по богу. Эти
разряды мы
символически
назвали двумя
градами, т.е.
двумя обществами
людей, из которых
одному предназначено
вечно царствовать
с богом, а другому
подвергнуться
вечному наказанию
с дьяволом.”
“ Мы находим
в земном граде
два вида : один
- представляющий
самую действительность
этого града,
а другой - служащий
посредством
этой действительности
для предизображения
небесного
града. Граждан
земного града
рождает испорченная
грехом природа,
а граждан града
небесного
рождает благодать,
освобождающая
природу от
греха.”
“ Итак, этот
небесный град,
пока находится
в земном царствовании,
призывает
граждан из всех
народов и набирает
странствующее
общество во
всех языках,
не придавая
значения тому,
что есть различного
в правах, законах
и утверждениях,
которыми мир
земной устанавливается
или поддерживается...
направляется
к одной и той
же цели земного
мира, если только
не препятствует
религии, которая
учит почитанию
единого, высочайшего
и истинного
блага.”
Индийская
философия.
”Неудовлетворенность
может существовать
лишь в человеческом
мире, в области
относительного
знания, в области
условных
представлений...
Вот почему -
относительное
порождается
творчеством
и в то же время
лишь оно одно
порождает
творчество.
Абсолютное
творчества
породить не
может и не может
быть порождено
творением. Оно
само в себе и
творчество
относительного
и порождение
творчества
относительным.
Абсолютное
вечно творит
Себя Самого
через относительное.
Вот почему
создан мир
относительного,
Мир Майи, вот
почему Бог и
мир - одно, вот
почему один
без другого
существовать
не может, вот
почему они оба
слиты в Неизреченном...”
“ Индра через
свою Майю принимает
различные
формы”
Веды.
“ Как из дерева,
оформленного
тела земли,
выходит дым,
из дыма огонь,
об употреблении
которого гласит
Тройная Веда,
так из мрака
исходят страсти,
из страстей
добро, которое
делает Браму
видимым.”
Бхагавата-Пурана.
“ О Ты, Кто есть
Господин, Душа
и Форма вселенной!”
Бхагавата-Пурана.
“Моя Мать,
Первичная
Божественная
Энергия, и внутри
мира явлений
и вне его. Дав
рождение миру,
Она живет в
нем. В Ведах мы
находим, как
это иллюстрируется
примером паука
и паутины. Она
паук и Она же
сотканная Ею
паутина. Паук
выдавляет из
себя материал,
из которого
создается
паутина, и потом
живет в этой
паутине. Моя
Мать одновременно
Содержимая
и Содержащее.”
Шри Рамакришна
“ Дойдя до венца
познания, Человек
с высоты его
оглядывается
назад на пройденный
им путь и вновь
переоценивает
весь ход своего
развития. Он
убеждается
с абсолютной
непреложностью,
что заблуждения
людей происходят
исключительно
из недостатка
кругозора и
неумения видеть
одновременно
различные
стороны одного
и того же явления.
Прикованные
к условностям,
люди не могут
сделать даже
простейших
выводов, и человек
познавший с
недоумением
останавливается,
видя как люди
проходят мимо
самых назойливых
очевидностей.
“Однажды
спросили царя
Юдистира, “
какая самая
удивительная
вещь в мире?”
И царь ответил
: “ всякий день
вокруг умирают
люди, а каждый
думает, что он
никогда не
умрет.”
Суоми Вивеканда.
“ Его Слава
слишком возвышена,
Его Свет слишком
блистателен,
чтобы человеческий
разум мог его
понять, что
смертное око
могло его узреть.”
Зендъ-Авеста.
“ Бог Един, То,
что Едино, не
имеет надобности
в определенном
имени.”
Lactance.
“ Не может,
вообще, человек
познать, что
есть Бог. Одно
знает он хорошо:
что не есть
Бог: и тогда
разумный человек
это отбрасывает.”
Мейстер Экхартъ.
“ Все вещи
до рождения
сокрыты
В Едином
и Великом Бытии;
Откуда
при рождении
исходят,
В Него
по смерти снова
погружаясь.”
Бхагават-Гита.
“ Бог есть
Абсолютный
и Вечный Брама,
точно так же,
как и отец вселенной.
Неделимый Брама
подобен безграничному,
безбрежному
океану, в котором
я могу только
биться и утопать,
но когда я
приближаюсь
к Вечно Деятельному
Божеству, я
обретаю мир,
как утопающий
человек, который
приближается
к берегу.”
Шри
Рамакришна
Парамагамза.
Другие работы по теме:
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
История философии
Тестовые задания по теме «История философии» Наименование дидактической единицы № задания Тема задания История философии Философия древности Философия Средних веков
Сравнительная работа философии эпохи Средневековья и Возрождения
Общая характеристика философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э.
Аналитическая философия
Аналитическая философия, направление современной буржуазной, главным образом англо-американской, философии, которое сводит философию к анализу языковых и понятийных средств познания.
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Гавриил
Гавриил (Воскресенский, Василий Николаевич) (1795–1868), русский богослов, первый историк русской философии.
Бесконечность в философии
Бесконечность в философии-понятие, употребляемое в двух различных смыслах: качественная Бесконечность, выражаемая в законах науки, количественная Бесконечность, выступающая как неограниченность процессов и явлений.
Место и роль философии в культуре 3
3. место и роль философии в культуре Назначение и функции философии в культуре Во-первых, философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи, являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры.
Бурачек Степан Анисимович
Бурачек Степан Анисимович- популяризатор философии, издатель. С 1840 совместно с П. Корсаковым издавал журнал "Маяк". Ставил задачу создания православной философии, отличной от "нескладицы" Запада.
Давыдов Иван Иванович
Давыдов пытается обосновать "философию слова" (формирование языка связывает с историческими особенностями национального бытия и законами человеческого мышления), определяет ряд эстетических категорий и специфику литературных родов и жанров.
Грот Николай Яковлевич
Попытка свести логические законы к психологическим явлениям (ассоциациям) была сделана Н.Я.Гротом в его "Реформе логики" и отчасти И.Ягодинским в его книге "Генетический метод в логике".
Философия Финляндии
Развитие философии в Финляндии началось со 2-й половины 18 в. с усвоения и переработки идей, заимствованных у Г. Лейбница, Х. Вольфа и Дж. Локка. Последователем Локка и критиком И. Канта был Х. Г. Портан.
Философия Канады
В 19 в. философские течения в Канаде складывались под влиянием французского и англо-американского источников, причём основным источником французского влияния остаётся католическая философия неотомизма.
Философия Кубы
В колониальный период развитие философии на Кубе было тесно связано с развитием философии в Испании. До 18 в. безраздельно господствовала схоластика, распространявшаяся различными религиозными орденами.
Тредьяковский Василий Кириллович
Воззрения Тредьяковского на русское стихосложение обусловили его длительную полемику с М.В.Ломоносовым. Автор трактата "Слово о премудрости, благоразумии и добродетели".
Философия Норвегии
Вследствие длительной политической зависимости Норвегии от Дании самостоятельное развитие норвежской философии началось во 2-й половине 18 в. 1-я половина 19 в. характеризуется интересом к проблемам истории, личности и свободы.
Батищев Генрих Степанович
С начала 70-х гг. Батищев подвергает критике редукцию предметной деятельности к субъект-объектному отношению, а с начала 80-х гг. выступает против абсолютизации деятельности.
Деятельность
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ 1. Предмет и социальная роль философии. 2. Философия и религия: общее и особенное.
Философия права
Философия права-наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем.
«История и философия науки»
В соответствии с приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 г. №696 представляются следующие рекомендации по изучению предмета «История и философия науки» и проведению экзамена по этой дисциплине
История новой философии в сжатом очерке
Ф.Ибервег, М. Г. Гейнце Исто́рия но́вой филосо́фии в сжа́том о́черке — перевод третьего тома «Очерков истории философии» (GrundriЯ der Geschichte der Philosophie) немецкого философа-идеал-реалиста и историка философии Фридриха Ибервега в обработке немецкого же историка философии Макса Гейнце.
Редкин, Пётр Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Библиография Список литературы Введение Пётр Григо́рьевич Ре́дкин (16 октября (4 октября) 1808, Ромны Полтавской губернии — 19 марта (7 марта) 1891, Санкт-Петербург) — русский правовед, историк философии, ректор Санкт-Петербургского университета.
Фан Ван Хум
(вьетн. Phan Văn Hщm; 1902—1945) — деятель вьетнамского национально-освободительного движения, философ, журналист, писатель. Во второй половине 1920-х гг. один из ближайших соратников Нгуен Ан Ниня. В 1929 г. отправился на учёбу во Францию, где встал на позиции троцкизма. В 1930—1933 гг. учился на факультете философии Парижского университета.
Рюдигер, Андреас
Связать Андреас Рюдигер (нем. Johann Andreas Rьdiger; 1673—1731) — немецкий философ, ученик Хр. Томазия; читал лекции по философии в Галльском и Лейпцигском университете.
Гималайский институт науки йоги и философии
Гималайский институт науки йоги и философии (англ. Himalayan Institute of Yoga Science and Philosophy) — международная организация, основанная индийским йогином Свами Рамой в 1971 году в городе Гленвью, Иллинойс.[1] В 1978 году штаб-квартира организации была перенесена в Поконос, Пенсильвания.[1] По данным на 1995 год существовало 12 филиалов «Гималайского института» в США, и ещё несколько — в других странах.[1]
Рейнгольд, Карл Леонгард
Карл Леонгард Рейнгольд (Карл-Леонард Рейнгольд, нем. Carl Leonhard Reinhold; 26 октября 1758, Вена — 10 апреля 1823, Киль) — немецкий философ. Учился у иезуитов в Вене, но, оставив духовный сан, бежал в Веймар, где издал «Briefe ьber die Kantsche Philosophie», много содействовавшие популярности кантовской философии.
Пауль Дойссен (Deussen)
Труд жизни Д. — «Всеобщая история философии» (1894—1917), в которой фактически впервые материал индийской философии был введен всерьез в общефилософский контекст.
Аль-Кинди
Аль-Кинди (800 - ок. 879) - первый крупный арабоязычный философ. которого называли "философом арабов". Он хорошо изучил достижения предшествующей науки и древнегреческой философии -труды Птолемея, Евклида, Аристотеля и др.
Поль Жане
Жане, Поль (Janet, Paul) (1823–1899), французский философ и историк, последователь В.Кузена.