16 столетие характеризовалось глубоким кризисом, началом конца итальянского гуманизма. Мечты гуманистов про быстрое начало «золотого века» столкнулись с реальностью постоянных войн, контрреформацией, усилением централизованной феодальной власти. В итальянских городах так и не развились условия для национального объединения. В раздробленной Италии так и не нашлись силы, которые б создали национальную монархию, как это произошло во Франции и в Англии.
Как может не появиться конфликт, и не только один, если в стране такой кризис. Именно в этот час и в связи с такими обстоятельствами и возникло учение Николо Макиавелли. Конфликты были и будут, они будут сопровождать нашу жизнь как болезни. В основных сочинениях «Государь» и «Рассуждения» автор анализирует концепцию человека. Главным стимулом поведения за Макиавелли есть интерес, который выявляется многогранно, но связанный с желанием людей сберечь свою собственность. Вспоминая мысль Макиавелли, что люди быстрее простят смерть отца, чем ликвидацию собственности.
Обратимся к произведению «Государь». Трактат состоит из 26 глав, которые можно отнести к 4-м основным темам, на мой взгляд, природы государства, организации и назначения милиции, личных качеств: добродетели, доблести и пороков главы государства, условий, в которых оказались итальянские государи. Автор исследует как центральную проблему различные виды государств: наследственные, вновь образованные и смешанные. При этом для него важно, какими путями - с помощью своего или чужого оружия, благодаря счастью, судьбе или доблести - государство получают. От этого зависит его прочность: если государство, например, наследственно, оно обычно прочно, и напротив, вновь приобретённое часто нестабильно.
Проанализируем цитату из главы 3 о смешанных княжествах:
«Вообще надо усвоить, что людей следует или ласкать, или истреблять, так как они мстят за лёгкие обиды, а за тяжёлые мстить не могут; поэтому оскорбление, которое наносят человеку, должно быть таково, чтобы не бояться его мести». На мой взгляд, в этом конфликт, так как в словах автора какие-то две крайности «... или ласкать, или истреблять». Не зря у Сталина любимой книгой была «Государь»; если немного сравнить Сталина и Макиавелли, то мне кажется, что в их мировоззрении был элемент фатализма. Я всё-таки думаю, что истреблять людей, т.е. идти на жуткий конфликт, грешно, лучше делать какие-то хитрости, чтобы избежать конфликта.
Макиавелли рассматривает разные формы правления, поскольку государства могут управляться абсолютно полновластно, т.е. авторитарно, например, как империя Александра Великого в древности. Первые трудно завоевать, но легко сохранить, а вторые легко приобрести, но трудно удержать. «Люди, подобные названным, которые становятся князьями собственной силой, добиваются власти трудом, но удерживают её легко. При этом надо иметь в виду, что нет более трудного по замыслу, более сомнительного по успеху, более опасного при осуществлении, чем вводить новые учреждения» (гл.6). Ведь при этом государь может пойти на конфликт с теми людьми, которым был выгоден старый порядок, но он может пройти мимо конфликта, чуть-чуть не затрагивая его, с теми, кому могло бы стать хорошо при новом строе.
Очень интересна на мой взгляд глава о тех, кто добывает княжества злодеяниями. Это надо пойти на конфликт с самим собой, а со всеми, кто от него зависит. По мнению Макиавелли «..., что овладевая государством, захватчик должен обдумать все необходимые жестокости и совершить их сразу, чтобы не пришлось каждый день повторять их и можно было, не прибегая к ним вновь, успокоить людей и привлечь к себе благодеяниями». Жестоко, по моему, и опять вспоминается Сталин, который так и сделал с СССР. Я не понимаю, как за пролитую кровь ни в чём не повинных людей можно отплатить какими-либо благодеяниями, как можно на трупах строить себе фундамент и скрывать свою личную физиономию, омытую кровью, под доброй маской всеобщего благодетеля - «отца народов». Это страшный конфликт, который был, есть и будет.
Т. о., новым объектом размышления писателя выступает личность государя. Он рассуждает на тему, следует ли государю для его же пользы слыть бережливым или расточительным, добиваться, чтобы его любили или, наоборот, ненавидели. Быть или не быть конфликту. Сложно разглядеть опасность, вызванную советами экспертов и министров, которых государь держит у себя на службе. Отсюда, опять-таки конфликт, только внутренний, но он может превратиться и в межгосударственный.
В конце я хочу подытожить, что в понимании Макиавелли, лидер - это государь, который объединяет около себя общество и для этого он идёт на всё и всевозможными способами. Так что, он постоянно идёт на конфликт, а без этого у него ничего не получится.
НТУУ «КПИ»
Р Е Ф Е Р А Т
по конфликтологии
на тему: «Конфликтологические аспекты социальных взглядов мыслителей в средние века и эпоху Возрождения».
Выполнила
студентка 2 курса
ф-та социологии
группы СР-61
Демидова Ольга
Киев 1997
Другие работы по теме:
Историческое значение Возрождения
историческое значение Возрождения Особое историческое значение Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога.
Сравнительная работа философии эпохи Средневековья и Возрождения
Общая характеристика философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э.
Сущность и предмет индийской философии
Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов.
Философия Швеции
В средние века развитие философской мысли в Швеции было тесно связано с христианской мистикой и схоластикой. С конца 16 в. распространяется учение французского философа П. Раме, последователи которого выступали против схоластического метода.
по Основам социологии и политологии 2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИИ и ПОЛИТОЛОГИИ» 3 курс 1 семестр МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»
Хуглары
В средние века хранителями и распространителями героического эпоса и народной поэзии в течение долгого времени были профессиональные певцы-исполнители. В Кастилии их называли хугларами.
Роль античной культуры в развитии литературы
Искусство греков — высочайшее искусство, норма и первообраз высокого искусства. В. Г. Белинский Тот же В. Г. Белинский, восхищенный только что прочитанными «Жизнеописаниями» древнегреческого историка Плутарха, писал: «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество. Без них средние века ничего не сделали бы…
Трагедия Гете Фауст 2
Трагедия Гете Фауст В течение всей своей истории человечество пыталось понять окружающий мир, объяснить природные явления и сущность бытия. Достаточно вспомнить библейский сказ о Еве, который попробовал яблоки с дерева познания, труда алхимиков эпохи Возрождения, направленные на изобретение «философского камня», с помощью которого можно будет превратить металл в золото и получить «эликсир жизни», которая возвращает молодость и здоровье.
О чем заставляет задуматься трагедия Шекспира Ромео и Джульетта
О чем заставляет задуматься трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" Автор: Зарубежная литература Действие трагедии происходит в эпоху Возрождения, когда люди средствами искусства заговорили о красоте жизни, о прелестях любви. Художники в картинах представляли прекрасных женщин, их красоту.
Трагедия Шекспира Ромео и Джульетта
Трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" Автор: Зарубежная литература Действие трагедии происходит в эпоху Возрождения – XIV-XVI века. В это время люди средствами искусства заговорили о красоте жизни и любви, художники в своих картинах изображали прекрасных женщин, воспевают их красоту, а в литературе появляются великолепные стихи о любви: Петрарки, Данте, Шекспире.
Трагедия “Гамлет”
Шекспировский герой. Общественная мысль, литература, искусство эпохи Возрождения.
Литература Эпохи Возрождения
Возрождение — культурологический термин, он координируется с употребляемым в исторической науке понятием «эпоха первоначального накопления» (промежуточная стадия между феодальной и капиталистической формациями).
Ход анализа образа Дом Гуана (Точка зрения Г. А. Гуковского)
Точка зрения Г. А. Гуковского представляется мне и глубже и плодотворнее. Действительно, Пушкин воссоздает в «Каменном госте» «дух» эпохи Возрождения, атмосферу «жизнерадостного свободомыслия», когда «все сословное и застойное исчезает, все священное оскверняется».
Куртуазность
Куртуа́зность куртуа́зия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви.
Ганзак Атропатена
Ганза́к [1] — (также Газака, Ганзака, Гандзак) древний город на северо-западе Ирана, к юго-западу от оз. Урмия (современный северо-запад Ирана). Возник в I тыс. до н. э.
Кватроченто
Кватроче́нто , также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения. Это время творчества Пьерро делла Франческа, Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Перуджино и мн. др.
Золотая булла
Хрисовул (лат. Bulla Aurea; греч. Χρυσόβουλλον) — печать, скреплявшая декреты западноевропейских и византийских монархов в Средние века и эпоху Ренессанса. Изначально стала применяться в Византии, где также означает тип византийских императорских грамот, в которую Император собственноручно пурпурными чернилами вписывал несколько слов, ставил подпись и дату.
Крепости Молдавского княжества
В Средние века в Молдавском княжестве была воздвигнута сеть крепостей , которые позволяли обороняться от нашествия врагов. Некоторые крепости были воздвигнуты в ещё до образования Молдавского независимого государства, другие — молдавскими господарями.
Возрождение XII века
Введение 1 Общее представление 2 Право 2.1 Англия 2.2 Франция 2.3 Каноническое право 3 Новая теология и философия и поэзия 5 Готика 6 Сфера образования 7 Конец Возрождения 12 века и его влияние на Ренессанс
Брант, Себастьян
Ганс Бургкмайр. Портрет Себастьяна Бранта. Ок. 1508. Кунстхалле. Карлсруэ Себастьян Брант (нем. Sebastian Brant; 1458, Страсбург — 10 мая 1521, там же) — немецкий сатирик XV века, автор сатирического произведения «Корабль дураков», писатель, юрист, «доктор обоих прав».
Гвиччардини, Франческо
Франческо Гвиччардини (итал. Francesco Guicciardini; 6 марта 1483, Флоренция — 22 мая 1540) — выдающийся итальянский политический мыслитель и историк времён Высокого Возрождения.
История Приднестровья
План Введение 1 Античность 2 Средние века 3 Новое время 4 XX век 4.1 Первая мировая война 4.2 Гражданская война 4.3 Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика
Руссильон провинция
Руссильо́н (кат. Rossellу или Catalunya del Nord, фр. Roussillon, исп. Rosellуn) — историческая провинция в южной Франции между Пиренеями и Средиземными морем. Главный город — Перпиньян (теперь департамент Восточные Пиренеи). В Средние века здесь располагалось графство Руссильон.
Средневековье
Сообщение на тему «СРЕДНЕВЕКОВЬЕ» ученицы юридического факультета СПЭК Давыдовой Марии В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними.
архитектура Брунеллески в период Раннего Возрождения
В культуре итальянского Возрождения архитектура занимает выдающееся место. По обилию талантливых мастеров, размаху и многообразию художественного творчества, а главное, по его смелому новаторству Италия опередила в 15 в. все другие страны Европы. Итальянское искусство Кватроченто развивалось в рамках локальных школ.
Архитектура в 3-х эпохах
Зарождение архитектуры относится ко времени первобытнообщинного строя, когда возникли первые искусственно сооружаемые жилища и поселения. Были освоены простейшие приемы организации пространства на основе прямоугольника и круга, началось развитие конструктивных систем с опорами.