Копылов Михаил Юрьевич
Простой человек, не обремененный знанием физики, просыпаясь рано утром и засыпая поздно вечером, а между делом наблюдая за движением Солнца по небосводу, не имеет и тени сомнения в том, что Солнце вращается вокруг Земли. Но вот находятся ученые дяди, которые с жаром начинают ему доказывать: не верь глазам своим, на самом деле все наоборот – Земля вращается вокруг Солнца. Как их рассудить, кто прав? Традиционный ответ на этот вопрос известен: гелиоцентризм победил, Земля вращается вокруг Солнца. Но я не о гелиоцентризме и геоцентризме. Я о более важном.
Правы, как ни странно, оба, потому что они говорят о разных движениях: простой человек говорит о суточном вращении Земли вокруг собственной оси и наблюдает это, находясь на Земле и глядя на Солнце, а ученые дяди говорят о годовом вращении Земли относительно Солнца, о котором невозможно говорить, не вообразив себя находящимися на Солнце и которое (как бы) не обнаруживается никак при нахождении наблюдателя на Земле. Но это так только в том случае, если 1) предмет, вокруг которого происходит вращение, удален на большое расстояние; 2) предмет представляет из себя (как бы) точку; 3) поверхность этого предмета однородна, то есть не имеет никаких меток. Годовое вращение Земли (вокруг Солнца) может быть обнаружено также относительно других предметов (например, других небесных тел), движущихся как-то иначе относительно оси обнаруживаемого вращения. Что же получается? Что всякое (действительное) движение может быть обнаружено также и по косвенным признакам. Находясь на Земле и глядя на Солнце мы не видим годовое движение Земли вокруг Солнца. Но мы можем его увидеть, если поглядим на Солнце в телескоп и заметим одинаковое (вдоль параллелей на Солнце) движение пятен на нем.
Поговорим теперь о втором движении. Находясь на Земле и наблюдая за Солнцем и нельзя придти к иному выводу, кроме как что Солнце в течение суток совершает оборот вокруг Земли. Но вот человек обнаруживает, что в меридианально текущих реках круче всегда западный берег. Вот он обнаруживает, что маятник с длинным подвесом зримо изменяет плоскость колебаний с течением времени. После этого простой человек становится вовсе не так уж прост. В его голове начинается мыслительный процесс, в результате которого его осеняет: то первое его знание (знание как простого человека) следует признать все-таки кажимостью, а не действительностью. Видя кажущееся вращение Солнца вокруг Земли, простой человек (опосредованно) наблюдает за действительным движением - суточным вращением Земли вокруг собственной оси.
Итак, чем кажимость отличается от действительности? Первый источник кажимости очевиден – это относительность определения характеристик движения. Находясь на вращающейся относительно собственной оси Земле, мы видим вращение Солнца вокруг Земли. Что же происходит на самом деле: вращение Солнца вокруг Земли или вращение Земли вокруг собственной оси? С точки зрения принципа относительности движения два этих знания абсолютно равноправны. Почему же в данном случае мы объявляем первое знание кажимостью и, стало быть, игнорируем принцип относительности движения? По-видимому, это связано с тем, что рассматривается не прямолинейное, а вращательное движение и причем вокруг собственной оси. Если бы речь шла о прямолинейном движении, то рассматривать движение относительно самого себя было бы бессмысленно. И не только это – для прямолинейного движения все системы отсчета равноправны. Для вращательного же движения существует доминирующая (вследствие своей естественности) система отсчета (впрочем, даже не система, а ось отсчета) – ось вращения. А также и естественное начало отсчета – точка пересечения оси вращения с плоскостью вращения. Естественность системы отсчета означает наибольшую простоту закона движения тела в этой системе отсчета.
Но такой выбор естественной системы отсчета не годится для вращения вокруг собственной оси, так как оно визуально необнаружимо в такой системе отсчета. В этом случае выбор системы отсчета произволен, но он, как и при прямолинейном движении, не должен включать само движущееся тело. Так как в этом случае закон (обнаруживаемого) движения будет неестественно простым – движение данного тела отсутствует. Но это так только с точки зрения визуального обнаружения движения. Поскольку вращение тела вокруг собственной оси (равно как и другие движения) можно также обнаружить, измеряя силу инерции. Это, как видно, просто необходимое дополнение к визуальным способам обнаружения движения. Еще один нюанс: притом, что мы видим движение данного тела отсутствующим, закон движения (для всего остального мира) будет неестественно сложным: весь мир вращается вокруг данного тела. Весь мир, а не только Солнце, мы видим с Земли вращающимся вокруг Земли. Разве это не странно?
Очевидно, что наличие движения не должно зависеть от того, обнаружено ли оно. Почему такая зависимость как бы имеет место? Да потому, что для обнаружения движения мы пользуемся исключительно визуальными способами. Но представим себе, что мы равномерно (то есть сил инерции нет и динамометрический способ ничего не дает.) летим над землей на ковре-самолете. Действительно ли нет никакой разницы между тем , что мы летим над землей и тем, что земля под нами движется противоположном направлении? Безусловно, отсутствие этой разницы – это нонсенс. Но почему он возникает? Потому, что нам как бы нет никакого дела до того, что вместе с Землей движутся под нами назад (в том же направлении и стой же скоростью) и все предметы, находящиеся на земле. Но когда мы это замечаем, то начинаем сомневаться во втором тезисе (что Земля движется под нами). Также как и в случае, когда вместо вращения Земли вокруг собственной оси мы обнаруживаем, что весь окружающий мир, а не только Солнце, вращается вокруг Земли.
Главные выводы:
принцип относительности движения является источником появления кажимости;
принцип относительности движения не может быть распространен до эквивалентности наличия и отсутствия движения одного и того же тела. В этом случае одна из видимостей (обнаруживаемостей) должна быть объявлена кажимостью, а вторая – действительностью;
отличить кажимость от действительности помогает использование иных, кроме визуальных, средств обнаружения движения, например, измерение сил инерции;
если в данной СО все окружающие предметы имеют идентичную компоненту движения, то обнаруживаемость, даваемую этой СО, следует признать кажимостью.
Побочные выводы:
кроме начала и системы отсчета существует ось отсчета;
для вращательного движения имеется естественная система отсчета – связанная с осью вращения этого движения. В такой СО закон движения выглядит наиболее просто.;
для любого движения существует неестественная система отсчета – неподвижная относительно движущегося тела. (для вращательного движения – не только вращающаяся с той же скоростью, но и относительно той же оси) В такой СО движение кажимо исчезает.
при вращении тела вокруг себя естественная СО совпадает с неестественной, поэтому в данном случае помогает уйти от кажимости только применение невизуальных (и, стало быть, неотносительных, то есть не зависящих от системы отсчета) средств обнаружения движения.
прямолинейное движение не имеет естественной системы отсчета. Это означает, что в нем мы не можем отличить действительную компоненту (то есть вносимую движением самого тела) от кажимой (то есть вносимую движением системы отсчета). Причем ни визуально, ни даже измеряя силу инерции.
Итак, выше был разобрано появление кажимости, связанное с визуальным обнаружением движения. По-видимому, тот же источник кажимости (дополненный движением наблюдаемого тела или наблюдателя со скоростью носителя визуальной информации – света) имеет теория относительности. Несколько другой источник кажимости, но тоже связанный с визуальным каналом, имеет, по-видимому, и квантовая механика. В последней к погрешностям визуального метода получения информации добавляются, по-видимому, проблемы получения информации, связанные с вхождением в микромир множества неразличимых частиц. Согласитесь, в этом случае возникает дополнительная почва для появления кажимости.
Является ли источником кажимости исключительно визуальный канал? Ведь с какой стати он стал таким избранным?
Другие работы по теме:
Схема школ экономической теории
Классическая школа политэкономии, Адам Смит 1776 Давид Рикардо 1817 Джон Милль, 1848, “Исследования о причинах богатства” “Принципы полит. экономии”, Физиократы, Франсуа Кенэ, 1758 г. “Экономическая таблица”, Меркантелисты, XV-XVII вв., Монкретьен, Томас Манн, Философия индивидуалистического утилитаризма
Понятия языка
- это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания.
Сущность и явление
Сущность и явление в античной философии - начало понимания вещей, отражение всеобщих форм предметного мира, его познание человеком. Взаимоотношение сущности и явления в марксистской философии. Явление - форма проявления сущности, раскрывающейся в явлении.
Михайловский Николай Константинович
По мнению Михайловского, объективный метод исследования в социологии себя не оправдывает. Человек как разумное существо несет с собой новую силу. Человек пытается изменить действительность в соответствии со своими целями и идеалами.
Козлов Алексей Александрович
Козлов Алексей Александрович - философ-персоналист. Признавал существование множества бесконечных духовных субстанций, центральная из которых - Бог. Критиковал гегелевскую диалектику, позитивизм и материализм.
Логика 2
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЕ 1 Изобразите кругами Эйлера отношения между понятиями: ЗАДАНИЕ 2 Обобщите и ограничьте понятия: ЗАДАНИЕ 3 Найдите ошибку в определении понятия:
Алексеев Сергей Алексеевич
Алексеев Сергей Алексеевич (псевдоним - Аскольдов)-религиозный философ, публицист. Боролся с критицизмом, полагал, что "индивидуальный субьект" должен занять место "гносеологического субъекта".
К. Кастанеда: путь мистика
К. Кастанеда исследует новый способ познания, мало кем до сих пор изученный, - с помощью интуиции, интуитивный. Он представляет этот путь познания как специфический путь знакомства с миром древнего мексиканского племени.
Гоголь н. в. - Крестьяне в поэме гоголя мертвые души
Что представляет собой реальный мир «Мертвых душ»? Это мир, типичными представителями которого являются Манилов, Ноздрев, Собакевич, полицместер, прокурор и многие другие. Гоголь описывает их со злой иронией, не щадя и не жалея. Он показывает их смешными и нелепыми, но это смех сквозь слезы. Это то страшное, что всегда было лишним для России.
Лермонтов м. ю. - Родина в лирике м. ю. лермонтова
Люблю отчизну я но странною любовью М. Ю. Лермонтов Глубокая по смыслу и прекрасная по форме поэзия М. Ю. Лермонтова продолжает волновать читателей и спустя лет после своего возникновения. Родину не выбирают.
Структура научного знания
Особого рассмотрения заслуживает вопрос о структуре научного знания. В ней необходимо выделить три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований.
Своеобразие поэтического виденья Пастернака
Счастливая судьба была предначертана Пастернаку. Дружная семья профессиональной пианистки и оригинального талантливого художника с самого детства лелеяла будущего поэта нежными мелодичными звуками, богатством красок и цветов. В доме художника Л. Пастернака собиралась русская богема, которая также влияла на впечатлительную душу поэта.
О назначении поэта и поэзии по творчеству Маяковского
В чем заключается сущность поэзии, ее «сокровенный смысл» и назначение? В каких отношениях находятся поэзия и действительность, поэт и его эпоха? Должна ли лира служить великой цели, к которой стремится народ, новые и новые поколения? Ответ на эти вопросы Владимир Владимирович Маяковский ищет всю жизнь, тема поэта и поэзии пульсирующим нервом проходит через все творчество поэта, — «горлана-главаря».
Единение жизни и искусства в эпоху постмодернизма
ХХ век - время больших изменений не только в обществе, но и в самом сознании людей. Если в эпоху модернизма можно было говорить о несоответствии сфер жизни и искусства и о существовании иерархий внутри этих сфер, то в постмодернизме соотношения реального и художественного возникает по-иному.
Образ современника в современной прозе
(по повести В. Тендрякова «Ночь после выпуска») Стремление пробудить в читателе общественное неравнодушие — основная черта литературы 50-х годов. Каждое новое произведение В. Тендрякова было именно таким. Оно вызывало неизменный интерес читателей и привлекало внимание критики. Его не любили власть предержащие, но его всегда слышал думающий читатель.
Стихотворение Блока Незнакомка
Цикл стихотворений А.А.Блока о Прекрасной Даме – является наивысшим достижением поэта в любовной лирике. Он творит некий миф о божественной Прекрасной Даме, неизменным поклонником которой становится лирический герой.
Творческий путь Максима Горького
Text Text Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра — Максима Савватьевича Пешкова (1839—1871). Мать — Варвара Васильевна, урожденная Каширина. Рано осиротев, детские
Образы футлярных людей в рассказах Антона Чехова
В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали.
Что такое подвиг
Я считаю, что каждый человек старается осуществить свой подвиг. Вот только у каждого существует своя мечта для его осуществления. Это может быть подвиг ради своей Родины, ради любимого человека и даже ради того, чтобы стать просто порядочным человеком.
Противопоставление действительности и идеала в поэзии Бодлера
Бодлер собирает поздние цветы романтизма. Бунтарский дух свойствен не только его поэзии, Бодлера можно считать романтиком жизни. Тогдашняя Франция казалась ему нудным пустым царством буржуа. Это понятие означало для поэта не классовую, а духовную категорию. Поэт не принимает такой мир, он стремится обновить его.
Образы демократов по романам Рудин, Накануне, Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Иван Сергеевич Тургенев — наш замечательный классик, создавший правдивую галерею русских характеров второй половины XIX века. Писатель хорошо чувствовал время, видел особенности современных ему героев. Будучи честным художником, Тургенев не приукрашивал действительность, поэтому часто был объектом нападок и справа, и слева.
Идейно-художественное своеобразие Повестей Белкина
Автор: Пушкин А.С. «Повести Белкина» задуманы как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин берет расхожие сюжетные романтические штампы и «переворачивает» их. Конфликт в «Стационарном смотрители» нарочито банален. Военный заезжает на постоянный двор, соблазняет дочку станционного смотрителя и увозит с собой.
Состоятельна ли человеческая претензия на господство
Автор: Бунин И.А. В своем рассказе “Господин...” И.А.Бунин критикует буржуазную действительность. Все потому, что у богатых людей нет определенной цели, к которой они стремятся, кроме как к обогащению. Роскошь – вот в чем заключается смысл их жизни. Автор не согласен с такой системой общества, когда каждого человека относят к такому слою, которому соответствует его денежный капитал.
Писательская трагедия Мастера.
Автор: Булгаков М.А. Одним из главных героев романа Булгакова “Мастер и Маргарита” является Мастер. Жизнь этого человека, как и его характер, сложна и необычна. Каждая эпоха в истории дает человечеству новых талантливых людей, в деятельности которых отражается, в той или иной степени, окружающая их действительность.
Самые уязвимые в нашем мире- это дети
Автор: Сочинения на свободную тему Детство -это самая светлая и яркая часть жизни человека.Приходя в этот мир слабое и беззащитное дитя может, рассчитывать лишь на помощь и заботу взрослых.Ребенок начинает познавать окружающую действительность в зависимости от того, как ему это преподносят. Каким вырастет малыш, во многом зависит от того, как относятся к этой жизни его родители.Какие ценности преобладают в семье, что занимает приоритетное положение - материальное или духовное -показатель того, чему отдаст предпочтение в будущем теперешний ребенок.Дети очень мягкий и податливый материал,что же мешает воспитать гармонично развитую личность, а что помогает этому процессу? Мне кажется, прежде всего поведение самих родителей.Кто из них думает о душе маленького человека,когда на глазах у него затевает скандал с соседкой или начинает осуждать друзей,знакомых, кто заботится о том ,какие шрамы
Жанровое своеобразие романа Евгений Онегин
«Евгений Онегин» — роман в стихах. Впервые в литературе Пушкин изобрел новый жанр — роман в стихах. Роман — эпический жанр (объективность с разных точек зрения, соотношение между другими людьми, историческими событиями). В стихах — лирика (субъективная точка зрения на действительность). Автор делает себя одним из героев романа, дает лирическое отступление, оценку своим
Что дало мне изучение басни в школе
Басня вошла в мою жизнь как своеобразная сказка из жизни животных. Так басни я воспринимал в раннем детстве, когда в начальной школе ознакомились мы с таким произведением как басня. Басни учили нас быть щедрыми на добро, на правду, на красоту.
ПА Кропоткин Биография и библиография произведений
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.А.КРОПОТКИНА Анархия, ее философия и идеал. М.,1906. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В.Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание,1906.
Глазунов Александр Константинович
Крупнейший русский композитор, автор симфонической музыки разных жанров в которой нашли отражение героические образы русского эпоса, картины родной природы и русская действительность.