Уже из этого понятно, что Сизиф - абсурдный герой. Такой он и в своих
страстях, и в страданиях. Его презрение к богам, ненависть к смерти и
желание жить стоили ему несказанных мучений - он вынужден бесцельно
напрягать силы. Такова цена земных страстей. Нам неизвестны подробности
пребывания Сизифа в преисподней. Мифы созданы для того, чтобы привлекать
наше воображение. Мы можем представить только напряженное тело, силящееся
поднять огромный камень, покатить его, взобраться с ним по склону; видим
сведенное судорогой лицо, при жатую к камню щеку, плечо, удерживающее
покрытую глиной тяжесть, оступающуюся ногу, вновь и вновь поднимающие
камень науки с измазанными землей ладонями. В результате долгих и
размеренных усилий, в пространстве без неба, во времени без начала и до
конца, цель достигнута. Сизиф смотрит, как в считанные мгновения камень
скатывается к подножию горы, откуда его опять придется поднимать к вершине.
Он спускается вниз. Сизиф интересует меня во время этой паузы. Его
изможденное лицо едва отличимо от камня! Я вижу этого человека,
спускающегося тяжелым, но ровным шагом к страданиям, которым нет конца, В
это время вместе с дыханием к нему возвращается сознание, неотвратимое, как
его бедствия. И в каждое мгновение, спускаясь с вершины в логово богов, он
выше своей судьбы. Он .Тверже своего камня.
Этот миф трагичен, поскольку его герой наделен сознанием. какой каре могла
бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех?
Сегодняшний рабочий живет так всю свою жизнь, и его судьба не менее
трагична. Но сам он трагичен лишь в те редкие мгновения, когда к нему
возвращается сознание. Сизиф, пролетарий богов, бессильный и бунтующий,
знает о бесконечности своего печального удела; о нем он думает вовремя
спуска. Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его
победу. Иногда спуск исполнен страданий, но он может проходить и в радости. Это
слово уместно В начале были страдания. Когдa память наполняется земными образами,
когда непереносимым Становится желание счастья, бывает, что к сердцу
человека подступает печаль: это победа камня, это сам камень. Слишком
тяжело Нести безмерную ношу скорби. Трагедия начинается вместе с
познанием.
, дает нам формулу абсурдной
победы. Античная мудрость соединяется с современным героизмом.
Перед тем, кто открыл абсурд, всегда возникает искушение Написать нечто
вроде учебника счастья. "Как, следуя, по столь узкому пути?.." Но мир всего
лишь один, счастье и абсурд являются Порождениями одной и той же земли. Они
неразделимы. Было Вы ошибкой утверждать, что счастье рождается непременно
из открытия абсурда. Может случиться, что чувство абсурда рождается из
счастья. "Я думаю, что все хорошо эти Слова священны. Они
раздаются в суровой и конечной вселенной человека. Они учат, что это не
все, еще не все исчерпано Они изгоняют из этого мира бога, вступившего в
него вместе с неудовлетворенностью и тягой к бесцельным страданиям. Они
превращают судьбу в дело рук человека, которое должно решаться среди
людей.
В этом вся тихая радость Сизифа. Ему принадлежит его судьба. Камень - его
достояние. Точно так же абсурдный человек, глядя на свои муки, Солнца
нет без тени, и необходимо познать ночь. Абсурдный человек говорит "да" - и
его усилиям более нет конца. Если и есть личная судьба, то это отнюдь не
предопределение свыше, либо, в кран нем случае, предопределение сводится к
тому, как о нем судит сам человек: оно фатально и достойно презрения. В
остальном он сознает себя властелином своих дней. В неумолимое мгновение.
когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь. Сизиф,
вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий,
ставшую его судьбой. Она была сотворена им самим, соединена в одно целое
его памятью и скреплена смертью. Убежденный в человеческом происхождении
всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца,
слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень.
Ноша всегда найдется. Но Сизиф учит
высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни. Он тоже считает,
что все хорошо. Эта вселенная, отныне лишенная властелина, не кажется ему
ни бес плодной, ни ничтожной. Каждая крупица камня, каждый отблеск руды на
полночной горе составляет для него целый мир. Одной борьбы за вершину
достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять
себе счастливым.
Другие работы по теме:
Неомифологическое сознание
Неомифологическое сознание - одно из главных направлений культурной ментальности ХХ в., начиная с символизма и кончая постмодернизмом. Неомифологическое сознание было реакцией на позитивистское сознание ХIХ в.
Эстетика
Родоначальник философского экзистенцианализма. Французский философ и литератор Жан-Поль Сартр. Выступления мировой общественности против фашизма, колониализма, национализма. Буржуазная теория "искусство для искусства". Выражение эстетических взглядов.
Экзистенциализм
Экзистенциализм (нем. existentialismus от лат. existentia - существование) - одно из влиятельнейших направлений в западной философии XX в. Его предтечей явилось учение С. Кьеркегора.
Паскалю Пиа. Миф о Сизифе
Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) — философское эссе Альбера Камю, написанное им в 1942 году. Считается программным произведением в философии абсурдизма.
Смысл и цель жизни человека
Вопрос о смысле жизни как предназначении человека. Совесть как орган смысла субъекта, секуляризованная религиозная идея и самореализация человеческой сущности, марксистский подход и счастье в жизни человека. Неповторимость индивидуального опыта.
Проблема смысла жизни в философской антропологии
Философско-антропологическая проблематика. Проблема смысла жизни. Смысл жизни как философская категория. Абсурд как альтернатива смыслу жизни. Творчество как эсхатология абсурда. Отношение человека к абсолюту, судьбе и свободе. Наличие морали, аксиологии.
Проблема свободы в творчестве экзистенциалистов
Обращенность к человеку и свободе в экзистенциальной философии. Процессы социально-экономической, политической и духовной жизни буржуазного Запада, послужившие социальным источником философии экзистенциализма; религиозное и атеистическое направления.
А.Камю о смысле жизни
Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов. Скука - результат машинальной жизни, но она же приводит в движение сознание. Судьба человека отныне обретает смысл в этой непостижимой и ограниченной вселенной. Человек есть цель в себе.
Философия Альберта Камю
Альбер Камю родился в 1913 году в небольшом городе Мондови во французском Алжире в семье сельскохозяйственных рабочих. В самом начале первой мировой войны его отец, Люсьен Камю, погиб в битве на Марне. Потеряв кормильца, семья - мать и двое сыновей - перебираются в город Алжир, столицу одноименного департамента..
А. Камю. Философские эссе.
Философские эссе требовали от читателя не специальных научных знаний или овладения философской категориальной «техникой», а умения самостоятельно мыслить, сравнивать свой опыт с наблюдениями автора.
Учение софистов
Просветительская деятельность софистов, идеи и религия. Периодизация и основные эпохи становления софистики, основные представители. Главные древние источники и фрагменты о софистах. Основные идеи софистов, их противоречие с религиозными представлениями.
Пограничная ситуация и человек
Экзистенциальная философия повернула внимание современной культуры к проблеме смерти. "Быть или не быть" индивиду - тема в философии человека XX века еще более популярная, чем во времена Шекспира.
Экзистенциалисты
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia – существование), или философия существования – направление современной философии, возникшее в начале XX в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах.
Философия Альбера Камю
Экзистенциализм как философское направление. Влияние абсурда на человеческое бытие. Повесть "Посторонний" Альбера Камю, основанная на философском мировоззрении автора, осознании абсурдности бытия и неразумности мира, что является первопричиной бунта.
Понятие бунта и абсурда в философии А. Камю
Биография Альбера Камю, его творчество и центр философии экзистенциалиста. Жизнеутверждающий характер понятий абсурда и бунта. Переоценка человеком своей жизни как первоисточник борьбы против бессмысленности существования через повседневную деятельность.
Техника и человек
Противоречие между человеком и машиной как источник кризиза культуры XX века. Причины роковой роли техники в человеческой жизни. Итоги XIX века. О.Шпенглер. Х.Ортега-и-Гассет. Процесс отчуждения. А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. Экзистенциализм. А.Камю.
Экзистенционализм
ВВЕДЕНИЕ. Экзистенционализм – философская концепция, в центре которой находится проблема абсурдности человеческого существования, одиночества, отчаяния и дисгармонии. Традиционно принято считать, что литература экзистенционализма возникла и развивалась в конце XIX - первой половине XX века в работах Сартра, Камю, Кафки, Ионеско и др.
Система философско-эстетических взглядов А. Камю
Философские взгляды А. Камю противоречивы и претерпели серьезную эволюцию. Они излагаются как в форме философских трактатов, так и в форме художественных произведений: повестей, романов, пьес.
Альбер Камю. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде
Исследование связи абсурдности с самоубийством. Описания истории героини произведения А. Барбюса "Нежность". Характеристика воздействия абсурда на человеческую жизнь на примере мифа о Сизифе. Анализ качеств человека, способного отклонить самоубийство.
Проблема самоубийства
Самоубийство и личность. Психологические основы суицидного поведения. Религиозный аспект. Миф о Сизифе.
Камю Альбер
(1913 - 1960) Французский эссеист, писатель и драматург Альбер Камю родился в Мондови, в Алжире, в семье сельскохозяйственного рабочего Люсьена Камю, эльзасца по происхождению, который погиб на Марне во время первой мировой войны, когда Альберу было меньше года. Вскоре после этого у его матери, урожденной Катрин Синтес, малограмотной женщины испанского происхождения, случился удар, в результате которого она сделалась полунемой.
Новые средства изображения внутреннего мира человека в модернистской прозе XX век
Модернизм — это обобщенное наименование целого ряда нереалистичных конструктивных литературно-художественных стилей, которые сложились в начале XX века. Свое название это литературное течение получило от французского слова moderne, что в переводе означает новейший, современный. Это название будто подчеркивает разрыв с художественными традициями XIX века.
Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде
Абсурдное рассуждение. Абсурд и самоубийство. Абсурдные стены. "Остановка в пустыне". Философское самоубийство. Абсурдная свобода. Абсурдный человек. Донжуанство. Миф о Сизифе - известная легенда из древнегреческой мифологии.
Философия Альбера Камю
Жизнь и творчество французского писателя-моралиста А. Камю. Влияние на творчество писателя работ представителей экзистенциолизма. Поиск средств борьбы с абсурдом в "Мифе о Сизифе". Высшее воплощение абсурда по Камю - насильственное улучшение общества.
Тема абсурдного человека в творчестве А. Камю
Истоки темы абсурдности в творчестве А. Камю. Понятие "абсурда" в мировоззрении А. Камю. Проблема абсурда в литературном творчестве А. Камю: в романе "Посторонний", в "Мифе о Сизифе", в пьесе "Калигула".
Серен Кьеркегор как протестантский философ
Сёрен Абюэ Кьеркегор родился в Копенгагене 15 мая 1813 года. Мрачность, набожность и богатое воображение его отца, который был богатым купцом и строгим лютеранином, оказали большое влияние на Кьеркегора. Он изучал теологию и философию в Копенгагенском университете, где познакомился с философией Гегеля и активно выступил против неё.
Рид Иосифович ГРАЧЁВ
ГРАЧЁВ (собств. ВИТЕ) Рид Иосифович родился 18 июля 1935 в Ленинграде. Отца не знал. Мать, Маули Арсеньевна Вите, работала в заводских газетах, дружила с поэтессой Ольгой Берггольц.