Российский государственный аграрный университет –
МСХА им. К.А.Тимирязева
Кафедра философии
Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона
Выполнила: | Студентка 102 группы I курса Учётно-финансового факультета Сакович Марина |
Эмпиризм – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считающее источником знания опыт, прежде всего, научно организованный опыт или эксперимент.
Родоначальником эмпиризма был английский философ и политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626), который, как и другие мыслители нового времени, был убеждён в том, что философия способна стать наукой и должна ей стать.
В сочинении «Великое Восстание Наук» Бэкон ратует за восстановление наук, причём отмечает, что восстанавливать следует не те или иные учения древних, а дух смелого поиска, присущий их создателям.
Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Своё отношение к науке он выразил в афоризме «Знание – сила», или (при более точном переводе) «Знание-власть». Бэкон любит повторять: мы столько можем, сколько мы знаем.
Исходя из познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Бэкон разработал классификацию наук. На памяти основывается история как описание фактов, на воображении – поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии в широком смысле слова. Кроме философии в широком смысле слова Бэкон выделяет также и «первую философию», или собственно философскую науку, которая включает «естественную теологию» (косвенное познание Бога через факты природы); «антропологию» (философское учение о человеке) и «философию природы».
Главное затруднение в познании природы, по мыслям Бэкона, находится сейчас не в предмете, не во внешних, не зависящих от нас условиях, а в уме человека, в его употреблении и применении.
Для Бэкона правильный метод – наилучшее руководство на пути к будущим открытиям и изобретениям, кратчайший путь к истине. Метод выступает как величайшая преобразующая сила, поскольку ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека. Указывая кратчайший путь к новым открытиям, он увеличивает власть человека над природой.
Прежде чем восстанавливать науки, нужно вскрыть те факторы, которые привели к её отставанию от жизни и опыта. Созидательной, положительной части новой философии должна предшествовать работа , направленная на выяснение причин, затемняющих естественный разум, его проницательность. Такими причинами выступают «идолы» (от лат. -буквально образы, в том числе и искажённые). Идолами Бэкон называет заблуждения разума, искажающие познание. Среди них он выделяет как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие человеческому познанию в целом.
Первый вид заблуждений – «Призраки рода». Они «вскормлены самой человеческой природой», являются следствием несовершенства органов чувств, которые неизбежно обманывают, однако они же указывают на свои ошибки.
Второй вид заблуждений – «призраки пещеры» - происходит не от природы, а от воспоминания бесед с другими. По мнению Бэкона, каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, из своего субъективного внутреннего мира, что, конечно, сказывается на его суждениях. Преодолеть эти заблуждения можно при использовании коллективного опыта и наблюдений.
Третий вид заблуждений – «призраки рынка» - проистекает из особенностей социальной жизни человека, от ложной мудрости, от привычки пользоваться ёё в суждениях о мире расхожими мнениями и представлениями. Они, по мнению Бэкона, наиболее тяжкие из всех. Так как «они внедрены в разум согласованием слов и имён».
Четвёртый вид заблуждений – «призраки театра» - связан со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения. Они заслоняют пеленой как катаракты, продолжают плодиться, и, возможно, - в будущем их будет ещё больше. А поэтому «истина – дочь времени, а не авторитета».
Очистив разум от призраков, следует выбрать метод познания. Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это ведёт к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Подлинный путь познания – путь пчелы, который состоит в умственной переработке опытных данных, подобно тому как пчела, собирая нектар, перерабатывает его в мёд.
Метод пчелы позволяет, по Бэкону, прийти к познанию природы вещей.
Каким же образом следует познавать вещи? Нужно начинать с выделения в вещи элементарных форм и познавать эти формы, сопоставляя их с фактами и данным опыта. Путь истинного познания – индукция (термин «индукция» означает наведение), то есть движение познания от единичного к общему. Индукция по Бэкону, - компас корабля науки.
Определяя индукцию как истинный метод, Бэкон вместе с тем не выступает против дедукции и общих понятий. Но они должны образовываться постепенно в процессе восхождения от единичных, опытных данных, фактов и не отрываться от опыта, эксперимента. Истинность общих дедуктивных понятий, по Бэкону, может быть обеспечена лишь постепенным индуктивным восхождением. Особенность индуктивного метода Бэкона – анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе её познания. Познав первичные, простые элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над природой. Влияние Бэкона на развитие науки велико, поскольку его философия являлась выражением духа экспериментального естествознания.
Москва 2011
Другие работы по теме:
Философские взгляды Френсиса Бэкона
Московский областной государственный автомобильно – дорожный колледж Доклад по дисциплине: Основы философии по теме: «Френсис Бэкон» Выполнила студентка
Философия Фрэнсиса Бэкона
СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРЭНСИСА БЭКОНА ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ ПОНЯТИЕ ПРИЗРАКОВ В ФИЛОСОФИИ Ф.БЭКОНА ПОНЯТИЕ ОПЫТА В ФИЛОСОФИИ Ф.БЭКОНА
Марксистская философия 3
Марксистская философия Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Рационализм и эмпиризм
НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права» Екатеринбурский филиал РЕФЕРАТ предмет: ФИЛОСОФИЯ тема: “Рационализм или эмпиризм” Выполнил студент 1курса,
Эмпиризм 2
Введение 1 Формы эмпиризма 1.1 Имманентный эмпиризм 1.2 Трансцендентный эмпиризм 2 Основные положения 3 Представители эмпиризма Введение Эмпиризм - (фр.empirisme, греч.empeiria - опыт). Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений.
Бэкон и критика идеала знания магов, алхимиков и философов
Бэкон — человек своего времени: именно традицией навеяна мысль о том, что знание хотя и связано с опытом, тем не менее является знанием форм, т. е. сущностей, а не функций количествен- ных законов. Из философии Возрождения он впитал идеи, что все тела способны к восприятию; что между всем сущим есть универсальная связь, которая проявляется как сила притяжения и отталкивания; что силой воображения, например, можно остановить процесс ферментации пива.
Эмпирическая философия Нового времени Бэкон, Гоббс, Локк
Титульный лист Реферат по философии Содержание 1.Эмпирическая философия Нового времени (Бэкон, Гоббс, Локк)…..3 2. Космическая философия: Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского; и К.Э. Циалковского………………………………..6 3. Естественнонаучный материализм М.В. Ломоносова………………9 Список литературы………………………………………………………11 1.
Фрэнсис Бэкон - основатель эмпиризма
Преемственность культуры как преемственность знаний в культурологических взглядах Ф. Бэкона. Эмпиризм как теория познания, в основе которой лежат опыт и индукция. Типичные источники человеческих заблуждений по Бэкону: идолы рода, пещеры, рынка и театра.
Философия Нового времени
Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. Особенности материалистического монизма Спинозы. Локковская теория образования абстракций. Субъективный идеализм Дж. Беркли и скептицизм Давида Юма. Разработка методологии научного познания Джоном Локком.
Роджер Бэкон
(1210-1294) был основным представителем оппозиционного течения, которое сформировалось в Оксфордском университете во второй половине XIII в. Уже в это время, когда жили великие систематики схоластики, он не только выступал против томизма, но и потрясал принципы схоластики вообще. Тем самым он готовил духовные предпосылки для замены средневекового типа мышления, переворота в европейской философии и почву для английского естественнонаучного эмпиризма.
Вульгарный материализм
Вульгарный материализм (лат. vulgaris – упрощенный) – понятие, введенное в обиход Энгельсом для характеристики взглядов философов материалистической ориентации начала – середины 19 в. К.Фохта.
Френсис Бэкон
Содержание Введение 2 Краткая историческая справка 4 Новый Органон 6 Афоризмы об истолковании природы 6 Книга вторая афоризмов 11 Заключение 14 Источники 15
Научная методология Ф.Бэкона
Государственный Университет – Высшая Школа Экономики Кафедра общей социологии ЭССЕ НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ Ф. БЭКОНА Выполнила студентка 1 курса факультета социологии
Операционализм
Операционализм, операциональный эмпиризм, философская концепция операциональной перестройки языка науки. Операционализм возник в связи с важнейшими открытиями в физике в начале 20 в., поставившими вопросы о природе физических понятий.
Современный русский философ Михаил Лифшиц
В папке из архива философа Михаила Александровича Лифшица, помеченной 1983 годом, есть такие слова: 'Мы живем сейчас в эпоху ясно выраженной боязни перемен. Это в отличие от новаторства интеллигенции и важнейший предмет раскола'.
Эмпиризм
Основоположником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561-1626). По Бэкону, традиционные учения представляют собой не более чем набор бесполезных слов, пустых по содержанию.
Эмпиризм и гносеология Френсиса Бекона
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) по праву считается родоначальником философии Нового времени. Происходил из дворянской семьи, которая в английской политической жизни занимала видное место (его отец был лордом-хранителем печати). Закончил Кембриджский университет.
Становление рационалистической картины мира в западной Европе
Рационализм Нового времени. Становление рационалистической картины мира в западноевропейской культуре XVII–XVIII вв. Реализм Р. Декарта, трактовка культуры в трудах Ф. Бэкона. Культурологические воззрения Дж. Локка. Проблема преемственности культуры.
Философия. Кроссворд
8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 Вопросы. По горизонтали : Учение о человеке, мире и познании ( Петрарка, Леонардо да Винчи ... )
Философия нового времени 21
Философия нового времени Это период в истории философии, с 17-го по середину 19-го столетия, в течении которого получила классическую формулировку и решение центральная проблема западной философии - проблема тождества бытия и мышления. Новое время прошло под знаменем торжества рационального дискурса.
Основные черты философии нового времени
Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники.
Ивлин Во. Незабвенная
В один нестерпимо жаркий вечер в дом Фрэнсиса Хинзли в Голливуде приходит сэр Эмброуз Эберкромби и застает хозяина, сценариста компании «Мегаполитен пикчерз», вместе с его молодым другом и поэтом Дэнисом Барлоу за стаканом виски.
История новой философии в сжатом очерке
Ф.Ибервег, М. Г. Гейнце Исто́рия но́вой филосо́фии в сжа́том о́черке — перевод третьего тома «Очерков истории философии» (GrundriЯ der Geschichte der Philosophie) немецкого философа-идеал-реалиста и историка философии Фридриха Ибервега в обработке немецкого же историка философии Макса Гейнце.
Мэрион, Фрэнсис
Введение 1 Биография 2 Образ в кино- и телефильмах 3 Галерея Список литературы Введение Фрэнсис Мэрион (англ. Francis Marion [ˈmɛr-iː-ən, ˈmɑːr-iː-ən] [1]) (около 1732 г. — 26 февраля 1795 г.) — участник Войны за независимость США (1775—1783). В период с 1775 г. по июль 1780 г. дослужился от капитана до полковника континентальной армии, а в августе 1781 г. стал бригадным генералом милиции.
Клуб адского пламени
Уэст-Уайком — загородный дом Фрэнсиса Дэшвуда. Клуб адского пламени (англ. Hellfire Club) — такое название получили в английской историографии несколько закрытых обществ вольнодумцев из либеральных кругов британской аристократии, которые тайно собирались в различных уголках Великобритании на протяжении XVIII века.
Рационализм философия
Введение 1 Формальная и субстантивная рациональность 2 История философского рационализма 2.1 Сократ (ок. 470—399 до н. э.) 2.2 Рационализм и эмпиризм
Вивес, Хуан Луис
Хуан Луис Вивес (исп. Joan Lluнs Vives, 6 марта 1492, Валенсия, — 6 мая 1540, Брюгге) — испанский философ, гуманист и педагог. Вивес происходил из еврейской семьи новообращённых христиан, и многие его близкие родственники подверглись преследованиям инквизиции. Видимо, в связи с этим Вивес рано покинул родину.
История Англии работа Джейн Остин
История Англии (англ. The History of England) — работа английской писательницы Джейн Остин, написанная ею в пятнадцатилетнем возрасте (1791). Работа написана в жанре бурлеск и пародирует широко известную школьную литературу, к примеру книгу Оливера Голдсмита (1771) «История Англии с ранних времён до смерти Георга II».
Ноллис, Екатерина
План Введение 1 Биография 2 Дети 3 Образ в литературе Введение Екатерина Ноллис (англ. Catherine Knollys или Katherine Knollys; ок. 1524 — 15 января 1569), урождённая леди Екатерина Кэри, дочь Мэри Болейн, сестры Анны Болейн. Двоюродная сестра королевы Елизаветы Тюдор, её особо приближенная фрейлина.
Биография Фрэнсиса Бэкона
Английский философ, государственный деятель. Лорд, барон Веруламский, виконт Сент-Олбанский. Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне. В 12 лет поступил в Кембриджский университет, а в 23 года уже был членом палаты общин английского парламента