Московский государственный университет Путей Сообщения
(МИИТ)
Реферат
на тему
"Проблема соотношения науки и религии"
Москва
2010
План.
Введение.
1. Понятие "наука" и понятие "религия".
2. История соотношения науки и религии.
3. Проблема соотношения науки и религии.
4. Дальнейшее развитие соотношения науки и религии.
Заключение.
В развитии общества и цивилизации наука и религия - каждая по-своему, каждая выражая идеи и позиции своим языком - играют очень важную роль. Они обосновывают духовные ценности цивилизации, совместно разделяемые людьми духовные позиции и убеждения, объединяющие массы людей в единый народ, дающие народу духовный смысл и стимул жизни и бытия.
Так что же такое наука и религия?
Религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных.
Наука - специализированная деятельность сообществ ученых, направленная на получение и использование знания.
В истории соотношения науки и религии условно можно выделить 3 этапа: первый этап - приблизительно до середины 19 века, второй - с середины 19 века до середины 20 века, после этого - третий этап.
В середине 19 века появился "научный атеизм", развивший активную атаку против религии. До этого религия находилась как бы до "научно-атеистической" стадии. Атеизм тогда тоже существовал, но он был более или менее локальным явлением. И хотя атеизм постепенно распространялся, но в основном люди были верующими, и религия не считала атеизм своей главной проблемой. Однако, в середине 19 века появился "научный атеизм", который не просто провозглашал "веру в то, что Бога нет", но и то, что он является наукой и опирается на науку, а поскольку наука - двигатель прогресса, то всякий, кто выступает за движение прогресса, должен встать на позиции атеизма. Тем самым атеизм смог очень широко распространиться, массовый переход на сторону атеизма приобрел обвальный характер. Возникла ситуация, в которой религия вынуждена была перейти к обороне. Религия перешла в стадию "анти-атеизма", когда борьба с атеизмом была объявлена чуть ли не главной задачей религии.
На втором этапе наука была в некотором смысле отождествлена с атеизмом, поэтому религия защищалась зачастую одновременно и от атеизма, и от науки.
В середине 20 века произошел кардинальный поворот: научный атеизм умер. Мы переходим в третью стадию, которая является пост-атеистической. В научном мировоззрении произошел поворот, однако, еще не все общественное сознание этот переворот осознало. Поворот этот связан с созданием и научно-философским осмыслением двух самых главных научных концепций начала 20 века: теории относительности и квантовой механики.
На протяжении всех этих периодов в соотношении науки и религии возникают проблемы, на которые до сих пор не найдены решения. Наиболее актуальной из них является проблема о происхождении мира. Наука объясняет происхождение мира по случайности в результате Большого Взрыва из некого бесконечно малого объекта. Религия же отвечает просто - это творение Бога. Сначала он сотворил небо и землю, затем создал мир растений, потом - птицы и животные, и, наконец, был сотворен человек.
Религия дает человеку знание о том, для чего он живет и как он должен жить. Наука не может ответить на эти вопросы - она лишь пытается узнать как устроен материальный мир.
Наука и религия - эти два пути познания реальности - должны не просто быть независимыми сферами, но в гармоническом сочетании способствовать общему движению человечества по пути к Истине.
Дальнейшее развитие соотношения этих двух понятий сводится к тому, что в рамках культуры и цивилизации они постоянно будут продолжать развиваться во взаимодействии, соревнуясь, конфронтируя и конфликтуя друг с другом, но стараясь не уступать друг другу, а отстаивать и сохранять свои позиции.
В последнее время контакты науки и религии только усилились и окрепли, о чем свидетельствует и опыт России. Л.Н.Митрохин: "Мы привыкли повторять: "Когда наука делает шаг вперед, религия отступает на шаг назад." В жизни все оказывается гораздо сложнее. Наука, действительно, рвется вперед, а вот религия отступает не назад, а куда-то вбок, чтобы затем обнаружить себя в массовых религиозных движениях, в обострении конфликтов на религиозно-этнической почве, столь характерных для современности". При этом религия не только отступает, но и наступает, выявляет новые возможности, новые методы и средства воздействия на людей, повышения своего места и своей роли в жизни общества и государства, что особенно стало явным в России в годы XXI столетия.
Из вышесказанного следует, когда религия и наука исповедуют веру в Бога, первая ставит Бога в начале, а вторая - в конце всех мыслей. Религия и наука ни сколько не исключают друг друга.
Незримая грань между наукой и религией занимает наш ум, поскольку она разделяет две важные стороны человеческой природы - физическую и духовную. Наука никоим образом не должна отрицать духовный опыт, ровно как и религиозная вера не может исключить свободу развития. Наука и религия не могут заменить друг друга, ровно как и не должны быть вульгарно соединены, т.е. сведены к научной религии или религиозной науке.
Две неотъемлемые части мировой культуры - наука и религия, в сущности, имеют одинаковые корни, питаемые способностью человека удивляться и задавать вопросы. Первая разрабатывает рациональный подход к разгадке тайны мироздания, который позволяет нам детально изучать окружающий нас мир. Вторая берет начало, с одной стороны, в том священном ужасе, который внушает нам величие Вселенной, с другой, в желании познать Создателя и наше место в осуществлении Его замысла.
Такой подход к проблеме соотношения науки и религии позволяет жить человеку в цивилизованном мире, "созданным" наукой, при этом не теряя своих духовных и культурных ценностей.
Список используемой литературы.
Журнал "Вопросы философии", Российская академия наук, гл.редактор Лекторский В.А., Москва, 2006 г.
Философский словарь, редактор Фролов И.Т., Политиздат, 1981 г.
Словарь научных терминов, редактор Кузнецов В.Г., Инфра-М, 2004 г.
Истоки религии, Григоренко Н.Ф., "Слово", 1991 г.
История религии, Мень А., "Слово", 1991 г.
Другие работы по теме:
Лигвистическая апологетика
Лигвистическая апологетика - направление аналитической философии, своеобразная аналитическая философия религии, толкующая отношения человека с Богом как языковую игру.
Предмет и основные проблемы философии науки
Философия науки изучает проблемы возникновения и роста науки, знания на разных стадиях общественного развития. Исследуя общие закономерности развития науки, она раскрывает рациональные методы и способы достижения объективно истинного знания.
Древне-восточная философия, сходство и различие
Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.
О науке и религии, материализме и идеализме
Целенаправленность развития Вселенной свидетельствует о существовании абсолютного, бесконечного Источника информации, предопределившей развитие Мира. Этот Источник именуется в иудаизме бесконечным Богом, не имеющим изображения.
Проблема демаркации
Демаркации проблема (от фр. demarcation — разграничение) — традиционная филос. проблема нахождения критерия, позволяющего отличить и отделить знание от мнения или веры, науку — от псевдонауки, эмпирические науки — от формальных наук.
Наука, искусство и религия
Функция познания мира. Сосуществование и взаимопроникновение светского искусства и религии в условиях свободы религий и атеизма.
Философия истории Хомякова А.С.
В философии Хомякова больше всего места отведено философии истории. Проблемы философии истории особенно занимали славянофильское сознание.
Философия и Религия 7
Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в филосо фии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исхо
Иванов Вячеслав Иванович
Вячеслав Иванов считает, что символы - это намеки реальности, невыразимой в словах; они дают повод для возникновения мифов, выражающих истину в форме образов. Эта истина может вести к теургическому синтезу личного и общинного принципов.
Обожествляемые животные
Египет представляет собой довольно пустынную страну и животный мир его довольно беден. Может поэтому в египетской религии так много божественных животных.
Религия и её роль в жизни государства
, общества, человека – одна из самых непростых и закрытых тем и мало кто берётся за то, чтобы дать исчерпывающую объективную оценку. Религия важна и нужна не для политики, не для государства, а для общества, для человека. А, говоря о человеке и о себе в частности, я предпочитаю говорить не о религии, как таковой, а о вере, о ядре и основе религии.
Билеты по религиоведению
БАЗА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Сущность религии. Различные подходы к объяснению религии. Сущность и предпосылки возникновения атеизма как типа мировоззрения.
Билеты по религиоведению
БАЗА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Сущность религии. Различные подходы к объяснению религии. Сущность и предпосылки возникновения атеизма как типа мировоззрения.
Роль религии в современном обществе
Мамонова О.А. (СФЭИ г. Ставрополь) Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту
Религия право и политика
ПОЛИТИКА РЕЛИГИЯ ПРАВО Религия, политика и право три совершенно разных сферы, но в тоже время все эти сферы переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие права и политики мы уже определили ранее , теперь попытаемся определить взаимодействие религии с политикой и правом. Религия и политика на протяжении долгого времени так или иначе соприкасались и соприкасаются друг с другом.
Тематика ов по истории науки
Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания
Сочинения на свободную тему - Земля отцов 1
Поколения сменяются поколениями, оставляя в наследство потомкам свои достижения в области науки, искусства и культуры. Но главное, что передают нам родители, - это земля, наша родина.
Моя встреча с Библией
Автор: Сочинения на свободную тему Девятьсот восемьдесят восьмой год формально считается датой, когда на Русь пришло христианство. За почти тысячу лет наше государство и наш народ уже «сам собой» ассоциируется именно с христианством, когда дело касается религии, и даже после семидесятилетнего «заточения» христианства мы неизменно ходим в церкви и крестим своих детей при рождении.
О культуре и религии Бали
В большинстве государств с древности и до наших дней культурные ценности являются неотъемлемой частью религии, а соблюдение религиозных канонов становится основой жизненной философии.
Миф как форма культуры
Сейчас уже практически никем не оспаривается тот факт, что миф лежит у самых истоков человеческой культуры в целом и религии как доминантной культурной формы. Наиболее распространёнными среди бытовых определений являются трактовки мифа как сказки, вымысла, искажённого видения действительности.
Мелтон, Джон Гордон
Джон Го́рдон Ме́лтон (англ. John Gordon Melton; род. 19 сентября 1942; Бирмингем, Алабама, США) — американский религиовед, директор-основатель «Института исследований религии в Америке», специалист по исследованию религии и новых религиозных движений при кафедре религиоведения Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, заслуженный старший научный сотрудник Института по изучению религии Бейлорского университета.
Религия Древнего Египта 2
Религия Древнего Египта – весьма интересное и многообразное явление. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д.
Секуляризация социология
Введение 1 Секуляризация общества 1.1 Процесс секуляризации общества по странам 2 Государственная религия Список литературы Введение Секуляризация (от лат. saecularis — мирской) — в социологии процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм.
Миланский эдикт
Введение 1 Хронология 2 План Введение Список литературы Введение Миланский эдикт (лат. Edictum Mediolanensium) — письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи.[1] Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи.
Кларк, Сэмюел
Введение 1 Биография и труды 2 Публикации 4 Cссылки Введение Сэмюел Кларк (англ. Samuel Clarke; 11 октября 1675, Норидж, Англия — 17 мая 1729, Лондон) — английский философ и теолог.
Дин-и иллахи
План Введение 1 Описание доктрины 1.1 История существования религии 2 Религия дин-и иллахи сегодня Список литературы Введение Дин-и иллахи (араб. دين إلهي «божественная вера») — синкретическая религиозная доктрина, созданная могольским императором Акбаром Великим в попытке объединить индуизм, ислам и некоторые элементы других религий Империи Великих Моголов — христианства, джайнизма и зороастризма.
Двоеверие на Руси
Сохранение языческих обрядов и праздников на Руси. Примеры проявления двоеверия.
Хопкинс, Томас
Томас Хопкинс (англ. Thomas J. Hopkins) — американский религиовед, историк религии и индолог, член Американского общества исследования религии,[1] заведующий кафедрой религиоведения[2] и профессор религиоведения (1962—1996) Колледжа Франклина и Маршалла (Пенсильвания, США).[2] С 1996 года — заслуженный профессор в отставке.
Кипр
Характеристика рекреационного микрорайона острова . КИПР (греч. Kypros, тур. Kibris), остров в средиземном море, площадью 9,3 т. км . Нас. 764 т. ч. (1993); гл. обр. греки-киприоты (ок. 78%, по религии - православные) и турки-киприоты (ок. 18%, мусульмане). Гор. нас. св. 68% (1990). Офиц. яз. - греч. и турецкий.
Ценообразование 6
Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Исаак Ньютон
Исаак Ньютон - великий английский физик, механик, астроном и математик. Высокое признание получили работы Ньютона, в которых он заложил основы научного понимания законов мироздания взамен фантастических домыслов религии.