ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Философия XVIII в. в не меньшей степени, чем ей предшествующая, отмечена духом новаторства. В идейном отношении непосредственно примыкая к философии XVII в., новая философия существенно конкретизировала ее традиции. При этом выявились интересные особенности эволюции философской мысли. Восходящая к именам английских мыслителей Бэкона и Локка философия нашла своих талантливых продолжателей во Франции, в частности в лице Дидро и Гольбаха. Идеи француза Декарта вдохновили немца Иммануила Канта. Такое своеобразное перераспределение философских пристрастий отчасти объясняется общественно-политическим климатом эпохи. Франция шла навстречу буржуазной революции, насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и быстрых опровержении устаревших феодальных и клерикальных идей. Философия выходила за стены университетов и кабинетов ученых, она перемещалась в светские салоны Парижа, на страницы десятков и сотен запрещенных изданий. Философия становится делом идеологов и политиков. В этих условиях простые и ясные рецепты бэконовско-локковской философии используются весьма эффективно. По-другому обстоит дело в феодально-раздробленной Германии, где философией занимаются преимущественно университетские профессора в тиши и уединении своих рабочих кабинетов. Здесь разрабатываются рафинированные философско-рационалистические схемы. С учетом того что в XVIII в. центр философских изысканий переместился из Англии сначала во Францию, а затем в Германию, мы рассмотрим в первую очередь французскую,
ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Во Франции философия выступала в XVIII в. как сердцевина, ядро Просвещения, сама в свою очередь получая от Просвещения — а оно являлось мощным общественно-культурным движением — конкретные импульсы к развитию. Философы-просветители считали философский разум базисной инстанцией при разрешении самых сложных вопросов. Это строго соответствовало центральному положению в философии принципа разумеющего субъекта. Все ставилось под критический свет разума при готовности принять любую альтернативу (если она только может быть разумно обоснована) существующему положению дел. Показательна в этой связи философская деятельность Вальтера и Жана-Жака Руссо, двух, пожалуй, главных идеологов Великой французской революции.
Вольтер без устали атакует религиозный фанатизм, различного рода суеверия и заблуждения, феодальный абсолютизм, произвол властей, в том числе и правовой. Выступления Вольтера способствовали не только Великой французской революции,
но и реформам в Англии, Германии, России, где он провел часть своей жизни.
Основной предмет атак Вольтера — различные предрассудки, клерикализм, который он мечтал раздавить усилиями философов. Вольтер — не атеист, он деист, а это означает, что Бог признается творцом мира, но отвергается его участие в жизни общества. Вольтер выступает сторонником "естественной религии". Под естественной религией он понимает принципы морали, общие для всего человечества. Содержание морали Вольтер интерпретирует рационалистически. Главный принцип морали, считает Вольтер, сформулирован уже мудрецами древности: "Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой".
Философская деятельность Вольтера, не достигающая особых высот в формулировке новых принципов, вместе с тем свидетельствует, что было бы неверно считать философию только умозрением, только утехой кабинетных ученых. Творчество Вольтера показывает, что философия не менее других наук может иметь прикладной характер, добиваясь на этом поприще заслуженных успехов. Отнюдь не случайно по решению Учредительного собрания гроб с прахом Вольтера был в 1791 г. помещен в созданный в Париже Пантеон великих людей Франции.
Руссо так же, как и Вольтер, является представителем первой волны французских философов-просветителей. Он существенно развил гоббсовскую концепцию "общественного договора". Руссо не хотел допустить порабощения свободного по природе своей человека. А это, считает он, произошло и происходит по причине невежества части населения, вследствие его обмана и насилия над ним. Молодой Руссо видел истоки неравенства в частной собственности и государственном устройстве, он советовал людям вернуться к природе, деревенскому уединению в том числе. Позднее философ встает на несколько иную точку зрения: общественный договор позволит преодолеть неравенство. При этом Руссо сохраняет свою заинтересованность в счастливом будущем всех людей. Руссо провозглашает суверенным народ, суверенитет народа неотчуждаем и неделим, законодательная власть должна принадлежать народу. Исполнительная власть лишь представляет народ. Провозглашенные Руссо политические требования в наши дни кажутся вполне очевидными и весьма привычными. В свое же время они были далеко не очевидными социально-философскими новациями, которые весьма ограниченно гармонировали с концепцией человека разумного. Руссо, подобно Вольтеру, проявил себя как мастер прикладного использования философии.
Другие работы по теме:
Философия XVIII века
Введение 1 Предыстория 2 Список философов XVIII века Введение Философия XVIII века — это философия ума, разума, научной мысли. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластики и слепому следованию церковным догмам.
Философия французского просвещения Общая характеристика и основные проблемы.
Философия французского просвещения: Общая характеристика и основные проблемы. Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг.
Развитие экскурсионной деятельности в г.Сургут
развитие экскурсионной деятельности в г.Сургут Объект: экскурсионная деятельность Предмет: экскурсионная деятельность в г.Сургут Цель: определить тенденции развития экскурсионной деятельности в г.Сургут
работа
Основные предметы исследования геополитики: история становления геополитики как науки
Можно ли считать комедию Мольера Тартюф классической
Автор: Зарубежная литература Ж. Б. Мольер – известный драматург 18 века, живший во Франции в эпоху Просвещения. Его произведения написаны в литературном направлении – классицизм. Одно из этих произведений – комедия «Тартюф». Комедия - это низкий жанр, который содержит в себе разговорную речь. Так , например, в этой комедии часто встречается простонародная лексика: «Дурак», « не семья, а сумасшедший дом». «Тартюф» состоит из пяти актов, все действия совершаются за одни сутки в одном месте, в доме Оргона - все это характерная черта классицизма.
Культура периода Реформации и Просвещения. Реформация. Ее культурно-историческое значение.
оглавление Раздел 10. Культура периода Реформации и Просвещения 10.1 Реформация. Ее культурно-историческое значение Реформация (лат. reformatio - преобразование) - важнейший этап в культурно-историческом развитии Западной и Центральной Европы. Это религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, начавшееся в первой четверти XVI в. в Германии с выступления М.
Французские просветители XVIII века
Во Франции просветители не имели большого влияния. Их уделом было своего рода отщепенство, порождавшее политический радикализм и мессианские настроения (представление об особой роли, предназначении).
Арманьяки и Бургиньоны
(фр. Armagnacs et Bourguignons) — две партии феодалов, сформировавшихся во Франции в XV веке при короле Карле VI Безумном. Арманьяками назывались приверженцы Орлеанской ветви династии Валуа, т. н. Орлеанский дом, во главе с графом д’Арманьяк Бернаром VII (давшим имя всей партии).
Водрёй, Филипп де Риго де
Введение 1 Происхождение 2 Генерал губернатор Новой Франции 3 Потомки Список литературы Введение Филипп де Риго де Водрёй ( фр. Philippe de Rigaud de Vaudreuil )- (c. 1643 – 10 октября 1725) французский политический деятель, губернатор Новой Франции с 1703-1725.
Теория официальной народности
— государственная идеология в период царствования Николая I, автором которой стал С. С. Уваров. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены графом Сергеем Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения»:
Прево гражданский чин
Введение 1 Королевский прево 2 Господский прево 3 Марешальский прево 4 Старший прево Франции 5 Старший прево монетного двора 6 Купеческий прево 7 Парижский прево
Туринский договор 1860
года — договор между Сардинским королевством и Францией о передаче Франции сардинской провинции Савойя и округа Ницца. История Подписан 24 марта 1860 года в Турине. Ницца и Савойя были обещаны Франции по Пломбьерскому соглашению 1858 года в обмен за её участие в войне против Австрии на стороне Сардинского королевства с целью освобождения от австрийского гнёта Ломбардии и Венеции.
Главный маршал Франции
Главный маршал лагерей и армий короля , фр. Marйchal gйnйral des camps et armйes du roi) — высшее воинское звание во Франции; в своём роде — аналог звания генералиссимуса.
Елизавета Австрийская 1554 1592
Елизавета Австрийская (нем. Elisabeth von Цsterreich; 5 июля 1554(15540705), Вена — 22 января 1592, Вена) — королева Франции, жена короля Франции Карла IX.
Иностранный принц
Введение 1 Четыре суверенных дома 2 Приграничные княжества 4 Источники Введение Иностранный принц (prince йtranger) — так при старом режиме именовались во Франции проживавшие в стране представители правящих домов европейских стран. В придворной табели о рангах они занимали место ниже принцев крови (то есть семейства короля Франции), но выше подданных короля — пэров Франции.
Временное правительство Французской республики
Послевоенное положение Франции и временный режим. Вторая мировая война глубоко потрясла всю политическую и экономическую систему Франции. Третья республика, существовавшая с 1875г., была ликвидирована; 10% производительных сил Франции было разрушено, уровень производства снизился. В ходе войны начался распад ее колониальной империи.
Габсбургская Испания
Габсбургская Испания Королевство Испания под управлением Габсбургской династии — период в истории Испании в XVI—XVII веках (1516—1700 годы), когда королевство находилось под управлением династии Габсбургов, игравшей важную роль в истории Центральной Европы. Эпоха следовала срзу за эпохой правления католических королей (объединившими под своим скипетером королевства Арагона и Кастилии и Леона) и началась с правления короля Карла I, ставшего испанским монархом в 1516 году и закончилась в 1700 году со смертью короля Карла II не оставившего наследников, что повлекло за собой войну за Испанское наследство и воцарение на испанском престоле Бурбонов.
Журнал Министерства народного просвещения
(Журналъ Министерства народнаго просвѣщенія) — выходил ежемесячно с 1834 года. Журнал ведёт своё начало с 1803 года от издания «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения» (СПб., 1803—1819). Затем журнал носил следующие названия: «Журнал департамента народного просвещения» (СПб., 1821—1824), «Журнал Министерства народного просвещения» (СПб., 1834—1917).
Цели Петровских реформ
Петровские реформы открывают собой эпоху Нового времени в русской истории и прежде всего – эру русского Просвещения, которой задают тон и идейную направленность. Заметим попутно, что термин “Петровские реформы” понимается нами не буквально как реформы, проводившиеся Петром I, но как условное, устоявшееся в науке наименование социокультурного “первотолчка” модернизационных процессов в России, которые вывели страну и русскую культуру из эпохи Древности и Средневековья (с конца Х до конца XVII в.) в нововременную парадигму.
Дофин
Дофи́н (фр. Dauphin), полностью дофин Франции (фр. Dauphin de France) или дофин Вьеннский (фр. Dauphin de Viennois) — с XIV века титул наследника французского престола (но только потомка действующего короля).
Бомон-ле-Роже
Бомон-ле-Роже (фр. Beaumont-le-Roger) — коммуна во Франции, расположенная в департаменте Эр в Верхней Нормандии. История Первоначально Бомон-ле-Роже — сеньория, входившая в состав герцогства Нормандия. В 1008 году она была передана жене герцога Ричарда II Юдит Бретонской, которая подарила её аббатству Берне.
Список императоров Китая
План Введение 1 Три властителя и пять императоров 2 Династия Ся 3 Династия Шан 4 Династия Чжоу 5 Династия Цинь 6 Династия Хань 7 Эпоха Троецарствия 8 Династия Цзинь
Адель Шампанская
Адель Шампанская [1] (фр. Adиle de Champagne) (ок. 1140 — 4 июня 1206, Дворец Сите, Париж) — королева Франции (1160 — 1180), регентша Франции (1190 — 1192), дочь Тибо II Великого, графа Шампани и Матильды Каринтийской.
Сидорова, Нина Александровна
Нина Александровна Сидорова (1910—1961) — советский историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор, старший научный сотрудник Института истории АН СССР (с 1942 г.), зав. сектором истории средних веков этого Института (с 1952 г.). Специалист в области ранней городской культуры. В ряде своих исследований раскрыла характерные черты городской культуры Франции, её истоки, коснулась такого вопроса, как католическая церковь и средневековая культура, показала Абеляра как одного из ярких представителей средневекового свободомыслия.
Grand Si cle
Великий век (Grand Siиcle) — период во французской историографии, включающий в себя правления трёх первых королей династии Бурбонов — Генриха IV Великого (1589—1610), Людовика XIII Справедливого (1610—1643) и Людовика XIV, Короля-Солнце (1643—1715). Эпоха Ренессанса и Религиозных войн, Великий век и галантный век в совокупности образуют эпоху дореволюционного, или Старого режима во Франции.
Политическая реакция
Реакция в политике политическая реакция — общественное движение в направлении, резко противоположном предшествовавшему или современному общественному строю, если такой строй считается наиболее прогрессивным. Реакцией также называется движение за сохранение и укрепление существующих порядков и подавление любых революционных или оппозиционных сил.
Депортация цыган из Франции 2010
План Введение 1 Осуждение депортации Список литературы Введение Депортация румынских цыган из Франции (фр. Les expulsions de Roms) — массовая акция официального правительства Франции, развернувшаяся в августе 2010 года. Депортация была поддержана Президентом страны Николя Саркози после Луарского инцидента, в котором в результате перестрелки с полицией погиб цыганский юноша и представители местной цыганской общины вступили в открытый конфликт со служителями охраны порядка.
Рифаа ат-Тахтави
ат-Тахтави Рифаа Рафи (1801, Тахта, Египет, — 27.5.1873, Каир) — египетский просветитель, общественный деятель и писатель. Окончил мусульманский университет аль-Азхар в Каире; в 1826—31 находился в Париже. В 1837—49 возглавлял Школу перевода (позднее — Школа языков) в Египте, с 1863 — Бюро переводов.
Эмма Французская
(фр. Emma de France, 894 — 2 ноября 934) — королева Западно-Франкского королевства в 923—934 годах, жена короля Франции Рауля I Бургундского. Биография
Аронсон, Григорий Яковлевич
Григорий Яковлевич Аронсон (1887, Санкт-Петербург — 1968, Нью-Йорк) — меньшевик, публицист и общественный деятель. Биография Получив традиционное еврейское образование, в юношеском возрасте вступил в партию социал-демократов (большевиков), а в 1908 г. — в Бунд. С 1909 г. активный сотрудник ОРТа и Общества для распространения просвещения между евреями в России.
Франциск Феб
Франциск (Франсуа) Феб (фр. Franзois Phйbus, исп. Francisco Febo; 1467(1467) — 30 января 1483, Памплона) — король Наварры с 1479, граф де Фуа и де Бигорр, виконт де Беарн и пэр Франции с 1472, сын Гастона де Фуа, виконта де Кастельбон и принца Вианского, и Мадлен Французской, дочери короля Франции Карла VII.