Реферат: Принципы закона диалектики - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Принципы закона диалектики

Рефераты по философии » Принципы закона диалектики

Диалектика


1. Общее понятие диалектики и развития.


Диалектика– признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:


законы диалектики;


категории;


принципы.


Главная проблема диалектика – что такое развитие?


Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.


Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.


Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.


2. Общее понятие законов диалектики.


Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.


Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.


Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:


охватывают все сферы окружающей действительности;


раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.


Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;


переход количества в качество;


отрицания отрицания;


3. Закон единства и борьбы противоположностей.


Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).


Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.


Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.


По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.


Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.


Можно также выделить различные виды борьбы:


борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);


борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;


антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.


Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:


содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);


солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);


нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);


мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).


4. Закон перехода количественных изменений в качественные.


Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.


Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.


Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).


Мера – единство количества и качества.


При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.


При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».


Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.


Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.


Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).


В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:


резко, одномоментно;


незаметно, эволюционно.


Примеры первого случая были рассмотрены выше.


Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.


5. Закон отрицания отрицания.


Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.


Примеры:


смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);


«эстафета поколений»;


смена вкусов в культуре, музыке;


эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);


ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.


Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:


развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;


развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;


развитие хаотично, не имеет никакой направленности.


Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.


Примеры:


организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);


исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).


Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом ( по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.


6. Основные принципы диалектики.


Основными принципами диалектики являются:


принцип всеобщей связи;


принцип системности;


принцип причинности;


принцип историзма.


Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.


Связи могут быть:


внешние и внутренние;


непосредственные и опосредованные;


генетические и функциональные;


пространственные и временные;


случайные и закономерные.


Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.


Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.


Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.


Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:


вечность неуничтожимость истории, мира;


его существование и развитие во времени, которое длится всегда.


7. Категории диалектики.


Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:


сущность и явление;


форма и содержание;


причина и следствие;


единичное, особенное, всеобщее;


возможность и действительность;


необходимость и случайность.