А.А. Гусейнов
Среди памятников раннехристианской литературы, примыкающей к апокрифической традиции, особое место занимает так называемая литература двух путей, относимая к "Апостольскому Преданию". Речь в ней идет о различении пути жизни и пути смерти, предстоящих каждому человеку. Эта тема задана ветхозоветной традицией: "вот Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти" (Иер., 28:8). Самый известный памятник из этой группы носит название Дидахе ("Учение двенадцати апостолов") (II в. н.э.). Этот памятник весь пронизан ожиданием скорого пришествия Христа и его Царства. Никакие земные интересы человека не могут рассматриваться как константные и значимые - ни национальные, ни семейные, ни личностные. Его лейтмотив - "Да прейдет этот мир". Задача человека в этом мире - всем своим образом жизни готовиться к будущему, исполняя христианские заповеди ("путь жизни"). В других произведениях этого крута говорится о пути света и пути тьмы; пути Бога и пути чуждого ему образа и воли. Истинный пророк, воплощающий в себе все добродетели, характеризуется тем, что он имеет "нрав Господень", т.е. Христос выступает здесь как высший образец нравственной жизни.
Эсхатологические и аскетические идеи определяют Послания, приписываемые Клименту, епископу Римскому. Климент призывает человека жить по Христову учению: чтить Бога и сердцем, и мыслью, всеми силами стремиться к исходу из мира и не желать мирских вещей, поскольку это желание "отталкивает нас от пути праведного". Здесь снова идет речь о "двух путях". Автор посланий во многом повторяет идеи ап. Павла. Важнейший мотив Второго Послания - это убежденность в том, что именно исполнение евангельских нравственных заповедей позволит приблизить Царствие Божие.
Среди творений "Мужей Апостольских" выделяется "Пастырь" Ерма - один из выдающихся памятников апокалиптической мысли II в. н.э. В нем рисуется образ строящейся башни, в основание которой кладутся камни разного качества. Башня символизирует Церковь, а камни - различные категории людей, различающихся по своим морально-религиозным качествам. Высшее место занимают апостолы, епископы, диаконы; затем идут мученики за имя Господне, далее - исполняющие заповеди, новообращенные и кающиеся. Мотив покаяния является у Ерма одним из определяющих. Другие разновидности "камней", отмеченные теми или иными пороками, отставляются - это сомневающиеся, двоедушные, не способные к покаянию, отпавшие. Речь идет об идеальной Церкви, а не эмпирической, ведь в нее включаются только совершенные. В этом можно видеть прообраз будущего различения двух церквей - "видимой" и "невидимой", а также двух категорий людей - достойных спасения и не удостоенных его. Исследователи находят в "Пастыре" выражение двух направлений в церковной дисциплине: 1) снисходительного отношения к грешникам; 2) ригористически-непримиримого, близкого будущему монтанизму (монтанисты отрицали допустимость прощения в случае тяжелых нравственных прогрешений - убийства, прелюбодеяния и отступничества).
Идея, движущая автором данного произведения, - это очищение нравов и возвращение к первоначальной чистоте Церкви, которая к его времени уже начала погрязать в мирских интересах. Появилось социальное неравенство; стремление к стяжанию богатства и роскоши, осуждаемое Евангелием, проникло в клир; наконец, некоторые члены церкви усомнились в скором пришествии Господа. Звучат в "Пастыре" и аскетические мотивы воздержания и праведности. В то же время он проникнут настроением евангельской простоты и в качестве добродетелей предписывает незлобивость, великодушие, терпение, веселье, милосердие и беззаботность. В этом литературном свидетельстве становящегося христианства уже отчетливо выступает проблема соизмерения высоких, если вообще выполнимых, требований христианской морали с возможностями эмпирического, погруженного в мир человека, т.е. проблема спасения в миру. Одним из ответов на нее была монашеская практика.
В интереснейшем памятнике апологетики II в н.э. - "Послании к Диогнету" - двойственность мирского статуса христианина, его безродинность, получила весьма красноречивое выражение. Автор не только отмечает противоречивость христианского мироотношения, определяемого эсхатологическими ожиданиями, но подчеркивает его и гордится им. На его примере видно, что парадоксальность нового сознания, ярко проявившаяся у Тертуллиана, вырастает из евангельских заповедей, апеллирующих в этом мире к царству "не от мира сего": "(христиане) представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужбина... Они во плоти, но не живут по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своей жизнью превосходят самые законы. Они любят всех, но всеми бывают преследуемы... Всего лишены и во всем изобилуют. Бесчестят их, но они тем прославляются; клевещут их, но они оказываются праведны. Злословят, но они благословляют; их оскорбляют, а они воздают почтение". Живущие в мире, они находятся в нем "как бы в темнице" [1].
Другие работы по теме:
Форма государства
Рассмотреть форму государства это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти
Тема Кол-во страниц
Социалистический реализм в советском литературоведении и в трактовке А. Синявского
Тема Кол-во страниц
И. А. Бунин и И. С. Тургенев: к вопросу традиций и новаторства (на примере произведений «Жизнь Арсеньева» и «Дворянское гнездо»)
Тема Кол-во страниц
Аверин, Б. В. Жизнь Бунина и жизнь Арсеньева: поэтика воспоминания. Б. В. Аверин. // Иван Бунин: pro et contra. – Спб.: Феникс, 2001. – С. 658-663
Тема Кол-во страниц
Аверин, Б. А. Детство, отрочество и юность в изображении Л. Н. Толстого. / Б. А. Аверин. // Толстой Л. Н. Детство, Отрочество. Юность. – Л., Художественная литература, 1980. – С. 5-13
ы по теме (на выбор)
Возникновение русского символизма. Первые манифесты. «Старшие» и «младшие» символисты
Тема Кол-во страниц
Истоки творчества Островского-драматурга. Роль Малого театра в его жизни и судьбе
Тема Кол-во страниц
Арсентьева, Н. Н и др. Русская и зарубежная литература конца 19-начала 20 века: основные течения. Часть Орел, 1998. 275с. – С. 216 – 233
Тема Кол-во страниц
«Московский журнал» Н. М. Карамзина как образец европейского литературно-критического журнала
работа
Вопрос: Здраствуйте, скажите, есть ли в вашей библиотеки книги издательства "Детская литература" (особенно за советский период)? Не мог ли бы предоставить список изданий, имеющихся у вас в наличии? Книги мне очень необходимы для анализа. Большое спасибо
О роли литературы личное мнение
Автор: Сочинения на свободную тему Книги — гибель. М.Цветаева У литературы не может быть практических задач; каждый раз, когда литературу пытались заставить служить какому-то делу, теряли самое главное.
Волшебная сила искусства
Автор: Сочинения на свободную тему Искусство обогащает нашу жизнь. А один из его видов – литература - встречает нас в самом начале жизненного пути и остается навсегда. Книга, подобно заботливым родителям, воспитывает и учит нас. Читая в детстве сказки, мы начинаем отличать добро от зла, правду от лжи, добродетель от подлости.
Автор Слова о полку Игореве.
Автор "Слова о полку Игореве". Автор: Древнерусская литература "Слово о полку Игореве" посвящено походу против половцев в 1185 году.Оно глубоко связано с народной культурой,с народными обычаями и языком.
Лиува II
(Леова, Льюва, Льюга; готск. Liwa, лат. Liuva; 583 — 603) — король вестготов, правил в годах. Сын Реккареда I и королевы Бауды, взошедший на престол в возрасте 18 лет, но уже в 603 году он пал жертвой заговора, во главе которого стоял Виттерих. Отрубив Лиуве правую руку, Виттерих убил его на двадцатом году жизни, втором году правления.
Нитхан Кхун Буром
(или Нидан Кхун Булом, буквально «Сказание о Кхун Буроме»[1]) — лаосская хроника, посвящённая в основном королевству Лансанг и являющаяся одним из важнейших источников по истории Лаоса этого периода. Она создана в Луангпхабанге в 1503 году.[2]
Пелагия дева Антиохийская
Не следует путать с Пелагией Антиохийской, преподобной V века. Пелагия Антиохийская — раннехристианская мученица, дева. Память в Православной церкви совершается 8 октября (по юлианскому календарю).
Inter caetera
Карта мира 1503 года (планисфера Кантино). На карте показана линия по Тордесильясскому договору. Булла Inter caetera №2 [1] — булла, выпущенная папой Александром VI 4 мая 1493 года. Булла передала Испании (королевствам Арагону и Кастилии) все земли «к западу и югу» от линии, соединяющей полюса Земли и проходящей в ста лигах западнее и южнее любого из островов Азорского архипелага и архипелага Зелёного мыса.
Хивинский поход 1873
Хивинский поход 1873 — военная экспедиция русских войск с целью покорения Хивинского ханства в 1873 году. К 70-м гг. XIX в. Российская империя покорила два крупнейших государства в Средней Азии - Бухарское и Кокандское ханство. Значительные территории этих государств были аннексированы. Последним независимым государством в Средней Азии оставалось Хивинское ханство.
Латышская литература
План Введение 1 Периодизация 2 Развитие латышской литературы Введение Латышская литература — литература латышей, созданная в основном на латышском языке. Латышская литература распадается в свою очередь на два периода: позднесредневековый и современный. Понятие латышская литература не следует путать с понятием латвийская литература, которая включает произведения писателей-уроженцев Латвии разных национальностей, и которая в настоящее время создаётся в основном на двух языках (русском и латышском).
Христианский храм и его строение
Христианский Храм. Устройство Храма. РАННЕХРИСТИАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА. В 313 император Константин объявил христианство государственной религией, и перед архитекторами встала задача создания церковного здания.
Проектирование базы данных Библиотека
РЕФЕРАТ по Информационным Технологиям Управления на тему: ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ Библиотека Выполнила: Проверила. 2002 год План: Исследование предметной области
Учет и анализ банкротства 2
Контрольная работа по дисциплине «Учет и анализ банкротств» Вариант 1 Понятие, основные этапы проведения процедуры наблюдение Задача Определить вероятность банкротства по методике Бивера СК-3500 ОА-3780 Амортизация-976 ДО-1600 ВА-2620 КО-1300 ЧП-765 Литература
Вклад А.С. Пушкина в формирование русской литературы и русского языка
Сложно оценить . Это уже является неоспоримой истиной и подтверждено самыми разнообразными исследованиями. Русская литература и русский язык постоянно испытывали на себе влияние политической обстановки в стране. В зависимости от того, кто правил великой державой, начинали создаваться свои правила и нормы, говорящие о том, как надо писать или говорить, какая литература будет востребована, а какая попадет под запрет.