ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ АНЯ Термин “Антропология” имеет греческое происхождение и означает дословно “наука о человеке” (антропос — человек; логос — наука). Его первое использование приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека. Несмотря на то, что термин в этом значении употреблялся многими классическими и неклассическими мыслителями (Кант, Фейербах и др.), специальная философская дисциплина и школа как таковые оформляются лишь в начале XX века под названием «философская антропология». Антропология философская концентрирует свое внимание на изучении проблем бытия человека в мире в целом, ищет ответ на вопрос о сущности человека.
Термин ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ употребляется в трех основных смыслах:
1) Для обозначения любого философского учения о человеке. С момента своего возникновения философия задается вопросами о месте человека в космосе и в обществе, о человеческом уделе и счастье, о смысле существования, субъекте познания и оценки и т.п. Природа или сущность человека всегда интересовали философов, а потому термин «философская антропология» можно применить к любому разработанному философскому учению.
2) В более узком смысле термин «философская антропология» применяется к тем учениям, в которых «проблема человека» становится центральной, иной раз даже единственной проблемой. В истории философии не единожды случались ситуации «антропологического поворота», когда на место натурфилософии приходили учения, ставившие на первое место вопрос о человеке как источнике всех систем и доктрин.
КТО-ТО Ранние софисты (это были платные учителя красноречия и искусства спора) и Сократ подвергли критике прежние учения о первоначале (например, Фалес считал первоосновой воду; Анаксимен – воздух; Гераклит - огонь) с антропологических позиций. Известный софист Протагор говорил: «человек есть мера всех вещей» - это означает, что каждый человек определяет значимость, истинность предметов, явлений, событий, исходя из своих предпочтений и интересов. Эпоха Возрождения нередко характеризуется как переход от «теоцентризма» (т. е. концепции, согласно которой Бог трактуется как совершенное бытие и высшее благо) к «антропоцентризму» (воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания).
То, что антропоцентризм считался разумной позицией во времена до Николая Коперника можно объяснить тем, что тогда Земля представлялась центром относительно небольшого мира, где вокруг нее вращалось все - Солнце, звезды, планеты, а потому мысль о том, что реальность вращается вокруг человека, могла тогда восприниматься как сообразная с наукой.
В эпоху Возрождения человеческая личность по преимуществу является творческой, она как бы перенимает на себя творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек олицетворяет собой творческое начало, будь это искусство, политика, религия и даже техническое изобретение.
После Канта и его сведением к вопросу «Что есть человек?» основных философских проблем («Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я смею надеяться?») последовал ряд учений 19 в., для которых человек стал единственной заслуживающей внимания темой философии (Фейербах, Штирнер и др.). В первой половине 20 в. такого рода учения получили чрезвычайно широкое распространение.
ЕЩЕ КТО-ТО 3) В более узком и более точном смысле термин «философская антропология» применим к одному из направлений немецкой философии 1920–1960-х. Сюда относятся учения М.Шелера, А.Гелена, Э.Ротхакера, В.Зомбарта и некоторых др. немецких мыслителей.
Шелер полагал, что в известном смысле все центральные проблемы философии можно свести к вопросу: что есть человек и каково его метафизическое место в общей целостности бытия, мира и Бога. Рассматривая культуру в качестве гуманизации природы, Шелер видел задачу создаваемой им философской антропологии в том, чтобы точно показать, как из основной структуры человеческого бытия вытекают все специфические свершения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие, гос-во, руководство, изобразительные функции искусства, миф, ремесла, наука, историчность и общественность.
Для философской антропологии данные естественных и медицинских наук, социологии и психологии, этнографии и истории выступают как необходимое условие для философского ответа на вопрос о сущности человека.
Общим для всех представителей философской антропологии является поиск специфических отличий человека в сравнении с другими сущими, прежде всего – с миром животных.
В 1970-е философская антропология перестает существовать как самостоятельное направление немецкой философии, становясь, с одной стороны, дисциплиной на философских факультетах, с другой стороны – областью исследований, в которых философия сочетается с медициной, педагогикой, естественными и социальными науками.
Источники:
krugosvet/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/FILOSOFSKAYA_ANTROPOLOGIYA.html
ronl/obshya_biologiya/14181.htm
countries/library/antropology/termin.htm
2
Другие работы по теме:
Философия текста
Философия текста - разрабатываемая автором словаря концепция текста, синтезирующая ряд подходов научной и философской методологии ХХ в. (семиотики, лингвистической и философской прагматики, логической семантики, теоретической поэтики).
Блез Паскаль Биография
Text Французский религиозный философ, писатель, математик и физик Блез Паскаль родился в Клермон-Ферране в семье высокообразованного юриста, занимавшегося математикой и воспитывавшего своих детей под влиянием педагогических идей М. Монтеня. Получил домашнее образование; рано проявил выдающиеся математические способности, войдя в историю науки как классический пример отроческой гениальности.
Что такое философия 5
Что такое философия? Вместо введения Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом.
Антропологическая парадигма в философии
Социальная философия Здоровец Виктория Владимировна Студенческий билет №102-КФК-83 г. Владивосток ул. Нейбута д.17 кв.32 Контрольная работа №1 Антропологическая парадигма в философии
Структура философии
Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию (от. греч. ontos—бытие, logos — учение) —учением о бытии, гносеологию(от греч. gnosis — знание, togos — учение) —учение о познании, аксиологию (от греч. axios — ценность и logos— учение)— учение о ценностях.
Философия права Гегеля
Гегель является гениальным мыслителем - диалектиком , внесшим выдающиеся вклад в прогресс человеческого познания . Замаетное место во всем творчестве Гегеля занимали проблемы государства и права . Гегель вошел в историю как классик не только философской , но и политико - правовой мысли .
Русская философия XIX века
Концепции человека в русской философии XIX века. Философско-антропологическая мысль в России XIX века демонстрирует предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетия менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий. "Излюбленная - тема русских размышлений - человек" /Франк/.
Философия Ирана
Древнейшим памятником философской мысли Ирана являются тексты, отражающие космологические представления индоиранских племен и включенные в состав "Авесты" - собрание священных книг зороастризма.
Классическая и современная философия
Общая характеристика и направления исследований мыслителей немецкой классической философии, их вклад в развитие диалектики, онтологии и гносеологии. Особенности идей Канта, Гегеля, Фейербаха, Ницше. Отличительные черты современной философии антропологии.
Неотомизм как философское основание педагогики
Рассмотрение понятия "философское основание", определение его значения в развитии современной педагогики. Описание основных положений мировоззренческой теории неотомизма - учения, доказывающего ведущую роль религии в воспитании подрастающего поколения.
Философия стоицизма
Стоицизм, как специфическое направление философской мысли, просуществовало с 3 века до н.э. до 3 века н.э. Стоицизм - наименее греческое из всех философских школ. Ранние стоики в большинстве своем Сирийцы: Зенон Китеонский с Кипра, Клеанф, Хрисипп.
Философия Аргентины
Начало философской мысли в Аргентине было положено схоластической философией, проникшей сюда в период колонизации страны (16 - начало 17 вв.) из метрополии - Испании. В конце 18 - начале 19 вв. распространяются идеи французского материализма.
Философия Японии
Возникновение философской мысли в Японии связано с проникновением в 6-8 вв. из Китая и Кореи буддизма и идей конфуцианства, распространявшихся наряду с национальными религиозно-мифологическими представлениями.
Система элементов психологии
В. И. Дерюгин Периодическая таблица (редуцированный вариант) Человек Индивид Субъект Индивидуальность Личность Сенсорика Психомоторика Рационика
Стихотворение Анчар восприятие,истолкование, оценка
Автор: Пушкин А.С. Стихотворение «Анчар» один из самых ярких примеров философской лирики Пушкина, которую составляют стихотворения, где поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.
Учение о культуре в современной этнологии
Культурология как наука возникла в рамках этнологии. Конечно, термин “культурология” употреблялся и раньше, но по-настоящему он вошел в научный оборот после публикации трудов Лесли Уайта, посвященных обоснованию необходимости создания науки о культуре как особом классе явлений.
Бахтин и его кружок
По определению, которое (в беседах середины шестидесятых годов) своим занятиям на протяжении всей жизни давал М.М. Бахтин, они всегда относились к философской антропологии в широком смысле.
Гирц, Клиффорд
Введение 1 Биография 2 Профессиональные интересы 3 Воздействие и признание 4 Основные труды 5 Публикации на русском языке Введение Клиффорд Гирц (англ. Clifford James Geertz, 23 августа 1926(19260823), Сан-Франциско — 30 октября 2006, Филадельфия) — американский антрополог и социолог, основатель интерпретативной антропологии, занимающейся изучением различных культур и влиянием концепции культуры на концепцию человека.
Киренийский корабль
— греческое торговое судно, потерпевшее кораблекрушение у берегов Кипра в IV веке до н. э. Он был обнаружен греко-кипрскими дайверами в 1967 году недалеко от прибрежного города Кирения. Майкл Катзев, аспирант Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета, провёл его детальное изучение в 1967 — 1969 годах.
Покетат, Тимоти
Тимоти Р. По́кетат [1], англ. Timothy R. Pauketat — американский археолог, исследователь миссисипской культуры, профессор антропологии в Иллинойском университете. Сторонник постпроцессуальной археологии[2].
Историческая психология и социология истории
Историческая психология и социология истории В научном журнале Историческая психология и социология истории освещаются проблемы междисциплинарных исследований на стыке истории, культурной антропологии, психологии, социологии, семиотики, экономики, экологии и политологии.
Энтони, Дэвид
Дэвид У. Антони , англ. David W. Anthony — американский археолог и антрополог. Куратор по вопросам антропологии в Хартвикском музее искусства и культуры им. Егера (Нью-Йорк). Специализируется в сравнительной археологии в сочетании со смежными дисциплинами (прежде всего лингвистикой и антропологией).
Философия и общество журнал
Философия и общество (журнал) Философия и общество Научный журнал Философия и общество ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально-философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т.д. Здесь публикуются статьи как философской, так и исторической тематики, материалы по социологическим и экономическим проблемам, философии истории, герменевтике и структурализму, гносеологии и онтологии, глобальным проблемам современности.
Крёбер, Альфред
Альфред Луис Крёбер , нем. Alfred Louis Kroeber (11 июня 1876, Хобокен, Нью-Джерси—5 октября 1960) — один из наиболее крупных американских антропологов в первой половине ХХ века.
Вульф, Эрик
Эрик Роберт Вульф (англ. Eric Robert Wolf; 1 февраля 1923, Вена — 6 марта 1999, Ирвингтон, штат Нью-Йорк) — американский антрополог и историк-марксист австрийского происхождения.
Лесли А. Уайт
Лесли А. Уайт (1990—1975) – выдающаяся фигура американской антропологии XX в., участник теоретических дискуссий 40-50-х годов, последовательный защитник теории культурной эволюции.