Тенякова О.М.
За последнее десятилетие в нашей стране произошли серьезные изменения в политической и социокультурной сферах жизни общества. В связи с процессом модернизации, ломкой прежней ценностной системы и утверждением новой [4, с. 37], понятия “духовного бытия”, “духовности”, “ментальности” становятся все более актуальными.
Если исходить из того, что бытие, основной предмет онтологии, - это категория, фиксирующая основу существования [3, с. 104], то категория духовного бытия является основой духовного существования личности и общества.
Совместная деятельность индивидов в социуме с необходимостью порождает объективированное или интерсубъективное духовное, то есть такие духовные образования, которые являются уже не просто достоянием отдельных индивидов, а достоянием сообщества индивидов, достоянием духовной культуры общества.
Одной из форм выражения объективного духовного является человеческий язык. В языке объективируются результаты работы индивидуальных сознаний, и сокровенная мысль индивида, за которой стоит работа всей его психики, становится достоянием общества. Она как бы перестает принадлежать к миру субъективного духа, приобретая объективное существование как не зависимое от психического мира отдельного индивида [1, с. 344].
Существуют разные взгляды на природу и характер связей языка и общества. Одни ученые считают, что развитие и существование языка полностью детерминировано развитием и существованием общества., другие – что язык развивается и функционирует по своим собственным законам. Американские и некоторые западноевропейские лингвисты разделяют гипотезу Сепира-Уорфа, согласно которой специфика языка обусловливает специфику духовной культуры данного общества [8, с. 607].
К достоянию духовной культуры социума, формам общественного духа, относятся все формы общественного сознания: наука, религия, философия, мораль, искусство и т.д. Общественное сознание - это целостное духовное явление. Усвоение его содержания является главным условием обретения духовности, формирования мировоззрения, социальных потребностей и интересов личности и общества.
Понятие духовного бытия и духовности тесно связаны. В светски-материалистическом смысле духовность есть добровольный выбор индивидом важнейших общественных ценностей и идеалов и подчинение своей жизни их требованиям [5, с. 266]. По отношению к отдельному человеку о духовности часто говорят как о преобладании в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных качеств (ценностей) над материальными запросами [2, с. 129].
В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре [3, с. 484]. Отрицание общечеловеческих нравственных ценностей приводит к нравственному отчуждению и бездуховности, которые, в свою очередь, порождают возрастающую девиантность поведения людей: суицид, пьянство, наркоманию и преступность, выступающие главной причиной стагнации общественной жизни.
Обездушивающее влияние технической цивилизации ведет к потере живой и живительной связи человека с людьми [6, с. 295]. Чтобы противостоять бездуховности и обеспечить себе будущее, человек, по словам Э.Фромма, должен снова осознать себя, должен стать способным любить и сделать свою деятельность конкретной и наполненной смыслом; он должен выйти за пределы материалистической ориентации и подняться до уровня, где духовные ценности - любовь, истина и справедливость - действительно обретают для него высший смысл [7, с. 263].
Список литературы
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М.: Проспект, 1999.
Краткий словарь современных понятий и терминов. М.: Республика, 1995.
Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М.Скакун, 1998.
Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации (Социально-философский анализ). Уфа: Изд. БашГУ, 1998.
Современный философский словарь / Под общей ред. В.Е.Кемерова. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / “ПАНПРИНТ”, 1998.
Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989.
Фромм Э. Современное положение человека // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
Другие работы по теме:
Основные этапы в развитии и понятия бытия
1. КАТЕГОРИИ БЫТИЯ, ЕЁ СМЫСЛ И СПЕЦИФИКА БЫТИЕ - философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие (например, в предложении: «Я есть» сообщается о бытии данного субъекта).
Философия Хайдеггера
Мартин Хайдеггер (1880—1976) — немецкий философ-экзистенциалист. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности...
Основные идеи марксистской философии
К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс 1820-1895). Главная работа Маркса-капитал", одна из работ Энгельса - "Анти-йоринг". Существует 3 группы основных идей философии Маркса:
Философский смысл проблем Бытия
1. Философский смысл проблем Бытия. Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического основания действительности.
Проблема бытия в философии 4
Московский государственный университет технологий и управления Институт: Социально-гуманитарных технологий Специальность: 050701 Педагогика
Основные идеи марксистской философии
Основных идей философии Маркса. Общественное бытие - материальная жизнь общества. Производительные силы. Производственные отношения. Тип общества. Общественное сознание.
Философия элейской школы
Краткая характеристика деятельности Парменида (ок. 540-470 до н. э.) – основателя элейской школы, Зенона – защитника философии Парменида и Мелисса – систематизатора учения элеатов.
Бытие его формы. Материальное бытие.
Две части философского знания. Специфика философских категорий. Бытие, его сущность и формы. Материя и формы ее существования. Структура материи, её основные свойства.
Философия элейской школы
План доклада по философии элейской школы. Парменид (ок. 540-470 до н.э.) - основатель элейской школы Активный политик, дал городу законы. Источник философии Парменида - недоверие к органам чувств.
Кожевников Владимир Александрович
При помощи многочисленных цитат из буддийской литературы Кожевников дает яркое изображение буддийского абсолютного отрицания мира, их учения о том, что всякое космическое бытие есть зло, что источник личного существования - себялюбие.
Бытие как особая категория
Бытие как особая категория. Основные формы бытия Бытие—сложная часть философии в мировоззренческом и методологическом плане. Эту категорию обсуждали тысячелетиями. В истории философии по-разному освещали бытие материалисты и идеалисты. Бытие—предельно широкое понятие как и философское определение материи; всё то, что существует реально, начиная от материальных вещей до различных форм духовной деятельности.
Основные формы бытия
Институт экономики и финансов Кафедра: Финансы и кредит Контрольная работа По дисциплине: Философия Тема: Основные формы бытия Калининград, 2009 Содержание
Бытие
Философский смысл проблем Бытия. Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной систематического основания действительности.
Человек и общество
Экзаменационные билеты по предмету «Человек и общество» Билет №1 1. Понятие общества. Сферы общественной жизни 2. Рыночные отношения в современной экономике.
Ведизм и язычество
В узком смысле ведическая и языческая культура - суть народная религиозная культура. Общей идейной основой сей культуры является вера в бытие духовного мира и разумного начала в окружающей природе.
Католический экзистенциализм (Г.О.Марсель)
Путь к истине, по мнению Марселя, ведет через акты внутреннего самосознавания, условием которого есть сосредоточенность, медитативное состояние обращенности на самое себя, установление "внутренней тишины".
Христианский персонализм (Э.Мунье)
Мунье определял персонализм как экзистенциальную философию, в центре которой находится человеческое существование. "...Слово exister благодаря своей приставке означает, что быть – значит развертываться вовне, выражать себя".
Что такое счастье?
Счастье - это образное понятие, описывающее состояние человека, причем как духовное, так и материальное. Я считаю, что счастья как такового быть в реальном мире, в повседневной жизни, не может. Человек, считающий себя счастливым - это тот человек, который по определению не должен иметь никаких проблем.
25
Бытие фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии
1. Философский смысл проблемы бытия
Но начинает философия с того же — с проблемы бытия. Такое совпадение не случайно. Оно свидетельствует о том, что любой вид мировоззрения должен в первую очередь заявить о принимаемом им способе объяснения мира в целом — его происхождения, структуры, возможных границ и т д
Родной язык
Родной язык… Он такой неповторимый, мелодичный и певучий, так как вобрал в себя гул дубрав и лугов, полей и лесов, ароматный, пьянящий запах родной земли. В народе нет большего сокровища, чем его язык. Так как именно язык - это характер народа, его память, история и духовное могущество. В нем отображаются обычаи, традиции, быт народа, его ум и опыт, красота и сила души, он его, народа, цвет и завязь.
Язык - казна духовности народа
Язык народа - лучшее из всего цветущего его духовной жизни, которая никогда не вянет и вечно снова распускается. Родной язык - это неоценимое духовное богатство, в котором народ живет, передает из поколения в поколение свою мудрость и славу, культуру и традиции. Так как в родном слове народ сознает себя как творческую силу.
8220 Нужны ли обществу сильные личности, подобные Чиполло 8221 по произведению Т. Манна 8220
Марио и волшебник В юношеские годы Томас Манн увлекался философией Ницше. Он переживал взлет, душевный пыл, читая книги этого немецкого философа, духовное и стилистическое влияние которого обозначилось уже в ранних произведениях Томаса Манна. В новелле “Марио и волшебник” писатель доказывает, что настоящее искусство должно быть вдохновенное “духом общественной обязанности и служения”, а сильная личность, которая не считается с чувствами других людей, испытает крах.
Мини-сочинение Обломов и его окружение
Мини-сочинение "Обломов и его окружение" Автор: Гончаров И.А. Обломов – это отсталость, мешающая историческому прогрессу. Обломов – чистосердечен, мягок, у него не потеряна совесть; субъективно он не способен сотворить зло. Сюжетная линия рисует духовное запустение героя, в нем есть барство и рабство – он раб своего дивана, лени.
Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание
Город — действующее лицо романов и повестей Достоевского. «Действенный Петербург» — такими словами определил А. Блок город Достоевского, ощущая его как одушевленное существо, живущее своей собственной, единственной и неповторимой жизнью и непостижимым образом воздействующее на бытие и судьбу человека.
Карбонарий
Карбонарии (итал. carbonaro) — члены тайного, строго законспирированного общества в Италии в 1807—1832 гг. Карбонарий по-итальянски означает «угольщик». Это название связано с тем, что в обществе карбонариев наряду с другими обрядами существовал ритуал сожжения древесного угля, символизировавший духовное очищение членов общества.
Камень веры
Камень веры (полное название: «Камень веры: православным церкве святые сыном на утверждение и духовное созидание. Претыкающымся же о камень претыкания соблазна на востание и исправление») — полемическое произведение митрополита Стефана Яворского, направленное против протестантской проповеди в России.
Национальный дух
Национальный дух (также народный дух , нем. Volksgeist) — ключевое понятие философии истории времён романтического национализма. Примерно в XVII веке в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого термина «национальный дух» (l’esprit des nations) у Боссюэ и французских просветителей, особенно у Вольтера и Монтескьё.
Парменид
Философское учение изложено Парменидом в сочинении "О природе", написанном гекзаметрами. От этой философской поэмы целиком сохранился "Пролог", значительные фрагменты из первой части и некоторые куски из второй части.