1. Философский смысл проблем Бытия.
Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители
считали ее исходной для систематического основания действительности.
Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение
о Бытии называется онтологией.
Категории Бытия объединяет по признаку существования самые
различные явления, предметы, процессы. Многие философские системы
стремятся рассматривать мир как некую целостность. Для выражения
единства бытия имеется особая категория субстанция. Субстанция означает
внутреннее единство многообразие вещей, существующие через них и по
средствам их. Субстанцией признавали то материальное, то идеальное. В
одних учениях – много субстанций, в иных – одно.
Плюрализм в философском смысле означает признание множество
субстанций.
Дуализм – исходит из двух основ, двух субстанций, одна из которых
материальная, другая – идеальная. Учение, признающее одну субстанцию,
называются монистическими. Они представляют монизм. Религиозные
философы, например В.С. Соловьев, считал, что краеугольным камнем
«философии единства» должно быть признание своего одушевленным. Факт
внешнего, материального отношения есть внутреннее отражение внутреннего,
психического состояния существа.
Философская категориям бытия связана с реальной жизнью отдельного
человека и человечества.
Жизнь каждого человека опираются на понятные основания. Мы их
принимаем без сомнений и рассуждений. Самое главное, что мир есть,
имеется. У каждого из нас возникает естественная потребность, чтобы этот
мир существовал и впредь, как стабильное целое.
Проблема Бытия остро возникает тогда, когда фундаментальные
предпосылки жизни и сознание начинает «уплывать», становится предметом
сомнений. Природа и стабильная жизнь постоянно изменяются и дают
человеку поводы для сомнений в вечном и неизменном существовании мира.
Все-таки идея о непреходящем существовании природы более стабильно
в истории мысли, хотя человек, отдельные вещи, процессы – конечны.
Мир, действительность имеет логику своего внутреннего развития,
своего существования. Мир существует до сознания, до Бытия отдельных
людей, их осознание, их действий.
2. Содержание категории Бытие.
Данное понятие связано с целым рядом других категорий (небытия,
существование, пространство, время, материя, становление, качество,
количество, мера).
Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе
последовательного осмысления вопроса о существовании мира:
1. мир есть, существует как безпридельная и неприходящяя целостность;
2. природное и духовное, индивиды и общество равно существует, хотя и в
разных формах;
3. их различное по форме существования предпосылка единство мира;
4. мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность,
которая существует прежде сознания его людей.
3. Основные формы Бытия.
Формы бытия различны:
1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие
вещей, процессов, состояние природы, Бытие природы как целого и Бытие
вещей и процессов, сотворенных человеком;
2. Бытие человека (Бытие человека мире вещей и собственно специфическое
Бытие);
3. Бытие духовного (идеального), которое делится на:
- индивидуализированное духовное
- объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
4. Бытие социального, которое делится на:
- индивидуальное Бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в
процессе истории)
- Бытие общества.
4. Реальное и кажущееся Бытие.
Реальное Бытие, т.е. само по себе, независимо от субъективного
отражения, обозначается еще как ноуменальное бытие (ноумен
умопостигаемая сущность, от греческого «поите поп»), вещь сама по себе,
«действительное».
Кажущееся Бытие, т.е. такое бытие в плане существования, выражается
термином феноменальное бытие (феномен – явление, данное в бытие),
«иллюзорное», или просто «явление». Восприятие мира таким, каков он есть
в ощущениях человека, заставляет нас с доверием относится к данным
опыта.
Но далее мы сталкиваемся с проблемами типа «геоцентрическая» система
мира. Проблема кажущегося и действительности упирается в поиски
критериев. Часть философов считает, что критерии не может быть найден.
Он следует из рассуждений И.Канта: разум должен принимать на веру
существование вещей вне нас. Аналогичный вывод сделал австрийский
философ Л.Винтгенштейн (1889-1951), утверждавший, что признание
некоторых «очевидных» вещей вроде того, что люди знают свое имя и своих
родителей, есть уступка здравому смыслу, нужная для того, чтобы человек
мы как-то жить отталкиваясь от «несомненных» вещей.
Вместе с тем, нельзя не отметить,что познаваемость мира, как черта
многих философских систем (гегелевский, марксистской и т.д.) означает,
что Критерий – это практика. Самолет отрывается от земли и совершает
перелет через Северный полюс. Это есть подтверждение только того, что
теоретики, металлурги, физики, механики и другие ученые верно отразили
законы сопромата, физики, аэродинамики в конструкции летательных
аппаратов.
ПЛАН:
Философский смысл Бытия.
Содержание категории Бытие.
Основные формы Бытия.
Реальное и кажущееся
Список используемой литературы:
Фролов И.Т. Введение в философию. В 2х томах.
Панченко А.И. Природа физической реальности.
Институт международного права и экономики
Им А.А. Грибоедова
Юридический факультет
Заочное отделен
РЕФЕРАТ
По философии
На тему: «Бытие»
Другие работы по теме:
Философия и мировоззрение
Человек всегда стремился составить себе обобщенное представление о мире в целом и о своем месте в нем. Именно мировоззренческие взгляды дают человеку путеводную нить в его духовной и практической деятельности, формируют его ценностные установки.
Духовное бытие в обществе
Одной из форм выражения объективного духовного является человеческий язык. В языке объективируются результаты работы индивидуальных сознаний, и сокровенная мысль индивида, за которой стоит работа всей его психики, становится достоянием общества.
Основные этапы в развитии и понятия бытия
1. КАТЕГОРИИ БЫТИЯ, ЕЁ СМЫСЛ И СПЕЦИФИКА БЫТИЕ - философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие (например, в предложении: «Я есть» сообщается о бытии данного субъекта).
Свобода личности 2
Свобода личности Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие “свобода личности” все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства.
Философия Хайдеггера
Мартин Хайдеггер (1880—1976) — немецкий философ-экзистенциалист. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности...
Смысл и цель жизни 2
Смысл и цель жизни Смысл жизни, в качестве этической категории, обозначает высшую, стратегическую нравственную ценность (или их целостную совокупность), которая личностью выбирается, представляется как социально значимая.
Философия Канады
В 19 в. философские течения в Канаде складывались под влиянием французского и англо-американского источников, причём основным источником французского влияния остаётся католическая философия неотомизма.
Проблема смысла жизни человека
Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья.
Бытие
Философский смысл проблем Бытия. Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной систематического основания действительности.
25
Бытие фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии
1. Философский смысл проблемы бытия
Но начинает философия с того же — с проблемы бытия. Такое совпадение не случайно. Оно свидетельствует о том, что любой вид мировоззрения должен в первую очередь заявить о принимаемом им способе объяснения мира в целом — его происхождения, структуры, возможных границ и т д
Что такое философия?
Философия как рациональное систематическое мировоззрение. Модусы бытия философии. Специфика философских проблем и причины их «вечности». Основные линии философского осмысления действительности: космоцентризм, социоцентризм, теоцентризм, культуроцентризм, антропоцентризм
Философский спор о человеке в драме Горького На дне 2
Философский спор о человеке в драме Горького На дне Пьеса М. Горького "На дне", написанная в 1902 году, имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней объясняется в первую очередь тем, что писатель достоверно и подробно изобразил жизнь людей "дна".
Роль Библии в духовной жизни народа
Что такое Библия? Это величайшая книга в истории человечества, которая вобрала народную мудрость, воплотила моральные основы человеческой жизни. Эта книга не просто явление культуры, она - основа духовного бытия мира, именно в Библии - книге всех книг - можем найти пути решения таких проблем: жизнь и смерть, судьба и душа человека, добро и зло...
Философская лирика Ф. И. Тютчева
Автор: Тютчев Ф.И. Федор Иванович Тютчев - первый в истории русской литературы поэт, центральной темой творчества которого являются «предельные основания бытия», общие вопросы мироустройства. Ею лирический герой не является выразителем какой-то определенной философской концепции, он только задастся «проклятыми», не имеющими ответа вопросами: что есть человек? для чего он заброшен I в мир? для чего сотворена сама природа? в чем загадка природного бытия? Драматическое ощущение бесперспективности философского поиска нашло отражение в знаменитом тютчевском четверостишии:
Пьеса «На дне» как философская драма
В драме разворачиваются два конфликта. Первый, социальный - между хозяевами ночлежки и босяками, другой- философский , затрагивающий основные вопросы бытия.
Проблематика романа И. А. Гончарова Обломов 2
Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов» Автор: Гончаров И.А. «Обломов» публиковался в «Отечественных записках» начиная с января 1859 года, частями, в течение четырех месяцев и вызвал бурную ответную реакцию критики. В статье Добролюбова «Что такое обломовщина?» проблематика романа рассматривалась в социологическом плане, тин Обломова истолковывался как воплощение всех сословных пороков дворянства, философский же аспект «Обломова» остался без рассмотрения.
Социально-философский смысл драмы М. Горького На дне
Автор: Горький М. Из первой ремарки в пьесе “На дне” мы представляем, что на улице весна, все кругом расцветает и вдруг... ночлежка. Здесь живут люди, которым негде больше жить. Здесь плохо, а выхода из положения не видно. Кто-то еще пытается исправить ситуацию, - работает, кто-то уже отчаялся, а кто-то ничего и не может сделать.
Социально-философский смысл драмы М. Горького На дне 2
Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Автор: Горький М. Начало двадцатого века ознаменовалось появлением таких пьес, как “Вишневый сад” А. П. Чехова и “На дне” М. Горького. Эти два произведения были столь нетрадиционны по своему построению, поставленным вопросам, что их авторы по праву стали считаться основоположниками современной драматургии.
Авраам ибн Эзра
Авраам бен Меир ибн Эзра , (ивр. אברהם אבן עזרא, исп. Abraham ben Meir ibn Ezra) (1092 или 1093—1167) знаменитый средневековый еврейский философ, поэт, мыслитель, лингвист, астролог, астроном и математик.
Философия и общество журнал
Философия и общество (журнал) Философия и общество Научный журнал Философия и общество ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально-философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т.д. Здесь публикуются статьи как философской, так и исторической тематики, материалы по социологическим и экономическим проблемам, философии истории, герменевтике и структурализму, гносеологии и онтологии, глобальным проблемам современности.
Доброхотов Александр Львович
В историко-философских работах рассматривается историческая судьба западноевропейской метафизики как особого способа теоретической мысли, не сводимого ни к естественно-научной рациональности, ни к субъективно-личностной экспрессии.
Авраам Абулафия
Абулафия, Авраам (1240 – после 1291), каббалист, родился в Сарагосе (Испания).